Тема: игра – конкурс по литературе «ЗНАТОКИ СКАЗОК»в 5 классе
Цель:
- Повторить сведения о писателях – сказочниках, о русских народных и авторских сказках, их отличительных чертах через презентацию,
- Проверить знания учащихся о сказках через викторину,
- Развивать память,
- Воспитывать любовь к русскому фольклору, интерес к творчеству писателей - сказочников
Оформление:
- портреты писателей-сказочников (А. С. Пушкин, Г. X. Андерсен, П. П. Ершов, А. Н. Толстой и др.);
- иллюстрации и поделки к сказкам;
- выставка книг,
- презентация.
- Эпиграф.
"Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!"
А. С. Пушкин
- Презентации «Что за прелесть эти сказки!»
Игру проводит учитель, ей помогают старшеклассники.
3адание 1. Назовите сказку.
Итак, начинает сказка сказываться.
«В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они - не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеба засевали»
(Русская народная сказка «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо».)
«Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избёнка ледяная, а у зайчика лубяная: пришла весна-красна - у лисицы избушка растаяла, а у зайчика стоит по-старому»
(Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух».)
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон,
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело.
(А. С. Пушкин. « Сказка о золотом петушке».)
За горами, за лесами,
За широкими морями
Против неба - на земле
Жил старик в своем селе.
(П. П. Ершов. «Конек-горбунок»)
Награждаются победители медалью «Лучшему знатоку зачина сказок»
Учитель: Вот мы с вами и выяснили, кто же лучше всех помнит зачины русских народных и литературных сказок. Но наш конкурс только начался, и в дальнейшем могут отличиться те, кому не повезло в самом начале. Условия нового конкурса таковы: представьте себе, что мы с вами находимся в сказочной портретной галерее. Но портреты в ней не нарисованы красками или карандашами, а описаны словесно. Я сейчас познакомлю вас со словесными портретами героев ваших любимых сказок. Вы должны назвать создателя этого портрета - автора сказки, дать полное её название и, конечно же, узнать героя сказки.
Итак, по словесному портрету нам ответьте: кто же это?
«На лазоревом платье - частые звёзды, на голове месяц ясный, такая красавица - не вздумать, не взгадать, только в сказке сказать»
(Василиса Премудрая - Русская народная сказка. «Царевна-лягушка».)
Княгиня - диво:
Под косой луна блестит,
А во лбу звезда горит,
А сама-то величава,
Выступает, будто пава.
(Царевна Лебедь - А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане»)
Эта вовсе не красива:
И бледна-то, и тонка,
Чай, в обхват-то три вершка;
А ножонка-то, ножонка!
Тьфу ты! Словно у цыпленка.
(Царь-девица - П. П. Ершов. «Конек-горбунок».)
«Руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы великие верблюжьи, весь лохматый от верху до низу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные»
(Зверь лесной, чудо морское - С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»)
«Из-за картонного дерева появился маленький человечек, в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок. Он поклонился почтеннейшей публике и сказал: «Здравствуйте, меня зовут.»
(Пьеро - А. Н. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)
«Он носил яркую голубую шляпу, желтые, канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски.»
(Незнайка - Н. Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей»)
Вручается медаль «Лучшему знатоку героев сказок».
Учитель: Вот у нас и появились новые знатоки сказок, которые героев сказочных знают хорошо! Посмотрим, как будут они отвечать на следующие вопросы. Ведь наш путь дальше в сказку. И чем дальше, - тем больше чудес. Вот, например, сказочная почта. Слыхали о такой? Во многих сказках герои переписываются, получают друг от друга самые различные послания. У меня в руках письма сказочных героев. Вам нужно указать, кто и кому их послал, в какой сказке вы читали такое письмо. Кто автор сказки? Итак, я читаю вам сказочную корреспонденцию! «Не господин я твой, а послушный раб. Ты моя госпожа, и все, что тебе на ум придёт, исполнять я буду с охотою»
(Зверь лесной, чудо морское - девице, купеческой дочери - С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»)
Приезжайте, доктор,
В Африку скорей
И спасите, доктор,
Наших малышей!
(Телеграмма от Гиппопотама ~ доктору Айболиту. - К. И. Чуковский. «Айболит»)
«Травка зеленеет, солнышко блестит, а в наших королевских лесах распускаются весенние цветы. Посему всемилостивейше повелеваем доставить к Новому году во дворец полную корзину подснежников. Того, кто исполнит нашу высочайшую волю, мы наградим по-королевски. Мы дадим ему столько золота, сколько поместится в его корзине, пожалуем ему бархатную шубу на седой лисе и позволим участвовать в нашем новогоднем катании»
(Королевский указ, который пишет Профессор под диктовку Королевы. - С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев».)
«В нашем городе строится замечательный дом. Высота его - десять этажей. Ширина - пятьдесят шагов. Длина - тоже. На стройке работают десять крокодилов, десять жирафов, десять обезьян и десять круглых отличников»
(Корреспондент в газете, преувеличивая все в десять раз жителям города. - Э. Н. Успенский. «Крокодил Гена и его друзья».)
Вручается медаль «Лучшему почтальону»
Учитель: Надо сказать, вы оказались неплохими почтальонами - письма по адресам разнесли правильно, сказочные газеты, телеграммы, указы тоже разобрали. Одним словом, хорошо потрудились. Теперь можно и отдохнуть! Поэтому наш следующий конкурс вокалистов будет проходить - в сказочном концертном зале. В сказках много певцов, кто только в них не поет: и медведи, и коты, и волки, и петухи! Вот, например, хитрая лиса выманивает песенкой петушка:
Петушок, петушок, золотой гребешок,
Выгляни в окошко, дам тебе горошку.
А вот петушок спасает котика-братика:
Иду на пятах, несу косу на плечах,
Хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи.
Вот эти певцы примут участие в нашем сегодняшнем необыкновенном концерте.
Ваша задача: надо по песенке узнать героя сказки, её автора и название. Итак, первый номер нашей концертной программы:
Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
И от тебя, лиса,
Нехитро уйти!
(Колобок. -Русская народная сказка «Колобок».)
Козлятушки, ребятушки!
Отопритесь, отворитесь!
А я, коза, в бору была,
Ела траву шелковую,
Пила воду студеную.
(Коза. - Русская народная сказка «Волк и коза».)
Птичка польку танцевала
На лужайке в ранний час.
Хвост налево, нос направо –
Это полька Карабас.
(Куклы театра Карабаса. - А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».)
Хоть полсвета обойдешь,
Лучше дома не найдешь
Никакой на свете зверь,
Хитрый зверь, страшный зверь,
Не откроет эту дверь.
(Поросята. - С. В. Михалков «Три поросенка».)
«Кто и в какой сказке «при честном при всем народе поет песню «Во саду ли, в огороде»?
(Белка -А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».)
Вручается медаль «Участнику сказочного концерта».
Учитель: Скоро сказка сказывается - не скоро дело делается. Далеко в сказку зашли участники сказочной викторины, приустали, проголодались. Вот мы и решили: объявляется обеденный перерыв! Но перерыв не простой - обед-то будет сказочный.
Наш вопрос: кто кого и в какой сказке так угощает? Кто придумал такой пир-обед сказочный?
«Испекла каравай - рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узорами мудрёными; по бокам города с дворцами, садами да башнями, сверху - птицы летучие, снизу - звери рыскучие»
(Василиса Премудрая для царя. - Русская народная сказка «Царевна-Лягушка».)
«Наварила манной каши и размазала по тарелке:
Не обессудь, куманёк, больше потчевать нечем!»
(Лиса - журавлю. - Русская народная сказка «Лиса и журавль»".)
«Съешь моего ржаного пирожка.
Не стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся!»
(Печка - девочке. - Русская народная сказка «Гуси-лебеди».)
Усадили в уголок,
Подносили пирожок,
Рюмку полну наливали,
На подносе подавали.
От зеленого вина
Огрекалася она,
Пирожок лишь разломила
Да кусочек откусила.
(Семь богатырей - царевну. - А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
Вручается медаль "Участнику сказочного обеда".
Ведущий. Вот мы с вами и побывали на сказочном обеде, и, как полагается в сказке, у нас «по усам текло, а в рот не попало», но все равно никто, наверное, не скажет, что он ушел с пира несолоно хлебавши! Ведь здесь мы еще больше подружились со сказкой. И она вновь зовет и манит нас к себе. Давайте прогуляемся по сказочному царству-государству, зайдем в гости к сказочным героям. Догадайтесь, кто и в какой сказке живет по этому адресу. Кто из писателей-сказочников поселил своих героев в таком доме? Итак, кто, кто в теремочке живет?
Перед ним изба со светелкой
С кирпичною беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми воротами.
(Изба жадной старухи. - А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке».)
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
(Терем семи богатырей. - А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами;
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом.
(Остров Буян, княжество Гвидона. - А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане».)
Все бока его изрыты,
Частоколы в ребра вбиты,
На хвосте сыр-бор шумит,
На спине село стоит;
Мужички на губе пашут,
Между глаз мальчишки пляшут.
(Село на спине Рыбы-кита, Кита Китовича. - П. П. Ершов. «Конёк-горбунок».)
Вручается медаль «Участнику сказочного дома»
Учитель: Некоторые ребята пришли не только для того, чтобы участвовать в игре, но и сами представляют героев сказок. Давайте угадаем, кто они? (Дети в костюмах сказочных героев приглашаются для защиты костюмов.)
Лучшие сказочники класса читают свои сказки, защищают свои рисунки, проводят викторины.
Подводится итог, награждаются победители. Игра окончена