Подготовила Костыгова Татьяна Александровна,
учитель математики МОУ Семёновская СОШ
Первомайского района Ярославской области
План-конспект урока математики в 5 классе по теме
«Площадь прямоугольника. Единицы площади»
Цель:, закрепление навыков нахождения площадей прямоугольника, квадрата ;применение формул при решении практических задач, развитие мышления и элементов творческой деятельности; воспитание интереса к оперированию геометрическими образами, формулами.
Тип урока: интегрированный урок, урок-практикум
Форма урока: решение практических задач
Оборудование: презентация «Площадь прямоугольника. Единицы площади», карточки для практической работы, карточки с заданиями для математической разминки, картонные прямоугольники.
Расскажи мне, и я забуду;
Покажи мне, и я запомню;
Вовлеки меня, и я научусь.
(китайская мудрость)
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний
Устно. Математическая разминка. Работа в парах (каждая пара решает по 4 примера)
1
а = 10 м, в = 20 м. Р= ?
2
акв = 5 см. S = ?
3
а= 38 м, в = 20 м. S = ?
4
а = 120 м. Ркв = ?
5
а = 40 дм, S = 3600дм2. в = ?
6
а = 76 м, в = 10 м. S = ?
7
Sкв =36м2. а = ?
8
а =23 м, в =17 м. Р = ?
9
а = 56 см, в = 7 см. S = ?
10
а=50 м, в = 190 м. Р = ?
11
Ркв = 80см. а =?
12
акв =8 дм. S = ?
Ответы:
1
60 м
8
80 м
2
25 м2
9
392 см2
3
760 м2
10
480 м
4
480 м
11
20 см
5
90 дм
12
64 дм2
6
760 м2
7
6 м
Определение совместной цели деятельности. Сообщение темы урока.
3.Практическая работа. У каждого на парте 3 фигуры. Надо найти их площадь. Скажите, какие фигуры у вас на столе?
Решение
Sкв.=36кв.см, Sпр.=2см5мм*6см=1500квмм=15кв.см, Sтр.=3*4+(2*4 ):2=16см
Если многоугольник (прямоугольник) составлен из нескольких многоугольников (прямоугольников), то его площадь равна сумме площадей этих многоугольников. Это свойство площади многоугольника.
Площадь часто приходится измерять в практических целях. Например, для того, чтобы узнать, сколько надо купить досок на пол, надо измерить площадь пола, площадь участка, дома и т.д. Для этого нужно знать ……(размеры-какие?), а если не прямоугольной формы - разбить на прямоугольники или прямоугольные треугольники.
Ребята
4. Задача.Ребята, находясь в своём классе уже полгода, вы должны примерно знать его размеры. Длина прим.=9м, ширина прим.=6м.
Надо покрыть пол плиткой, которая имеет форму квадрата со стороной 20см. Сколько потребуется плитки?
Решение
1)6*9=54кв.м 2)20*20= 400 кв.см( пл.плитки), 3)54кв.м=540000кв.см 4)540000:400=1350 штук
5.Решить задачуВ это время решает у доски задачу (Лариса)
1)Длина участка 400м. а)Найти площадь этого участка , если длина его на 150м больше ширины.Ответ дайте в га.
Б)Сколько кусков сетки-рабицы нужно купить, чтобы огородить этот участок, если в куске 15м?
Решение
А)1)400-150=250м-ширина
2)400*250=100000 м2 =10га площадь
3) (400+250)*2=1300м длина изгороди
4)1300:15=86 (ост10) прим.=87 кусков
6.Физкультминутка
7. Занимательная задача . Фронтальное решение
Задача: В некотором царстве, в некотором государстве была такая единица длины - бумбамс. Двор вокруг дворца имел форму прямоугольника со сторонами 50 и 80 бумбамсов. Дворец стоял в углу дворца, занимая квадрат со стороной 20 бумбамсов. Царь решил выложить весь двор снаружи коврами, имевшими форму прямоугольника со сторонами 2 и 3 бумбамса. Сколько потребуется для этого ковров?
Решение: 1) 50 *80=4000 кв. бум. -площадь двора
2) 20*20=400 кв.бум. – площадь дворца
3) 2*3=6 кв. бум.- площадь ковра
4) 4000 – 400 = 3600 – кв.бум.
5) 3600 : 6 = 600 – ковров Ответ.600ковров.
8.Презентация «Решение практических задач на нахождение площади прямоугольника» (Торопов Артем)
9.Тест (Каждый у компьютера, 1 человек у гол. комп.)Проверка
- Найдите площадь участка, имеющего форму прямоугольника, длина которого 80 м, а ширина 40 м.
3200 м2;
120 м2;
240 м2;
другой ответ.
- Найдите площадь прямоугольника, длина которого 5 м, а ширина на 2 м меньше.
10 м2;
15 м2;
20 м2;
другой ответ.
- Периметр прямоугольника равен 144 см, а ширина равна 18 см. Найдите площадь прямоугольника.
72 см2;
982 см2;
2268 см2;
другой ответ.
- Площадь квадрата равна 256 см2. Чему равна его сторона?
26 см;
14 см;
16 см;
другой ответ.
- Найдите площадь четырехугольника ABCD (на рисунке размеры даны в дециметрах).
16 дм2;
28 дм2;
22 дм2;
другой ответ.
10. Блиц-опрос.Решение задач
№706 (самостоятельно, с посл. проверкой)
15га=1500а, 1500:6=250 участков Ответ. 250 участков
№707(устно)10га=100000кв.м; 100 000*3=300 000 гнёзд
Ответ. 300 000 гнёзд
11. Подведение итогов урока
1. Выбрать верное утверждение
* Квадрат является многоугольником.
*Любой четырехугольник является прямоугольником.
* У прямоугольника все углы прямые.
* Sкв = а в
* Рпрям = (а + в)
2. Выставление оценок.
12. Домашнее задание
П. 7.5 : №698, 711
13. Рефлексия
- Оцените степень сложности урока по схеме.
На уроке было: легко
обычно
трудно