kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок закрепления новых знаний и способов действий по теме "Правильные и неправильные дроби"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока

Ф.И.О. Лебах Марина Геннадьевна

Место работы МБОУ "СОШ №1 г. Строитель"Яковлевского района Белгородской области

Должность учитель математики

предмет математика

класс 5

Тема урока: «Правильные и неправильные дроби» (2-й урок из 2-х)

Тип урока: урок закрепления новых знаний и способов

Основная дидактическая цель урока: учить распознавать, понимать и объяснять правильные и неправильных дроби; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитание культуры поведения при проведении фронтальной, индивидуальной и парной работы.

Задачи урока:

Образовательные (формирование познавательных УУД): создать условия для закрепления понятия правильных и неправильных дробей; формирование умений и навыков применения полученных знаний для сравнения правильных и неправильных дробей; способствовать развитию умения осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям.

Развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию логического мышления, умения составлять план последовательности действий, творческих способностей; развивать умения сравнивать, анализировать, выявлять закономерности, обобщать.

Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): формировать познавательный интерес к изучению нового материала; воспитывать осознанное отношение к выполнению задания; продолжить воспитание в учащихся доброжелательного отношения друг к другу, уважения к мнению других и умения слушать.

Формировать УУД:

 Личностные: проявлять интерес к учебному материалу; уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешной деятельности.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать  по плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной  оценки.

 Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

 Познавательные: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям

Формы урока: фронтальная и индивидуальная работа и работа в парах.

Методы обучения: наглядные, коммуникационные, частично-поисковые, проблемные.

Технологии: элементы технологии проблемного диалога, элементы технологии продуктивного чтения.

Оборудование: учебник, мультимедийный проектор, интерактивная   доска, карточки.

Ход урока

1. Мотивация к деятельности. Цель этапа:

1) актуализировать требования к учащимся с позиции учебной деятельности;

2) создать условия для возникновения внутренней потребности во включении в учебную деятельность, развития умения устанавливать тематические рамки;

3) уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности

Деятельность учителя:

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Устанавливает тематические рамки, организует уточнение типа урока, побуждает к названию шагов учебной деятельности

Деятельность учащихся:

Слушают учителя;

Участвуют в беседе, способствующей постановке учебной проблемы и формулированию темы и цели урока.

Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности.

1. - Давайте начнем наш урок с устного счета.

С.153 № 984 (самостоятельно)

Проверка: 200, 500, 96, 10

- Вспомните тему прошлого урока.

- Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? (Сегодня на уроке мы будем учиться распознавать, объяснять и сравнивать правильные и неправильные дроби).

- Какие знания используем в работе?

- Как проверить, хорошо ли усвоена тема «Правильные и неправильные дроби»?

Фронтальная работа

2. Мама испекла разные пирожки. С яблоками  - 9 штук, с капустой – 13, с повидлом – 11. Какую часть общего количества пирожков составляют пирожки с яблоками? С капустой? С повидлом? (9/33, 13/33, 11/33). Скажите, а как называются полученные дроби?

3. Какие цифры можно поставить вместо звездочек, чтобы дробь стала правильной (неправильной)?  Объясните своё решение.

4. с.153 №985

- Сколько минут в часе? (60) Какую часть составляет 1 минута; 7 минут: 15 минут? (1/60ч; 7/60ч; 15/60=1/4ч)

5. с.153 №986.

- Сколько килограммов в центнере? (100кг).

- Во сколько раз центнер больше килограмма? (в 100 раз).

- Какую часть центнера составляет 1 кг? (1/100ц)

- На сколько центнер больше килограмма? (100 – 1= 99кг)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений.

Цель этапа:

1)организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;

2) выявить место (шаг, операцию затруднения);

3) зафиксировать причину затруднения во внешней речи.

Деятельность учителя:

Организует обобщение актуализированных знаний, фиксирование индивидуального затруднения, выявление места затруднения, фиксирование во внешней речи причины затруднения

Деятельность учащихся:

Выполняют задания по учебнику на доске и в тетради, переводят одни единицы измерения времени в другие

1.На доске

Записаны числа 15, 18, 21.

- составьте с данными числами и запишите в тетрадь всевозможные дроби (15/18, 18/15, 15/21, 21/15, 18/21 и 21/18, 15/15, 18/18, 21/21).

- Какие из этих дробей являются правильными? Почему?

- Какие из этих дробей являются неправильными? Почему?

2. Выполните сравнение дробей:

3. Работа с учебником: с. 153

- Что мы должны сделать, в случае если в задаче встречаются разные единицы измерения? (Нужно привести их к одной единице измерения)

№987 (работа в парах)

- Сколько минут в 1/10 ч; в 1/4ч; в 1/3ч; в 2/5ч; в 3/4ч?

№989 (работа в парах)

- Половина числа равна 18. Найдите это число. (18*2=36)

- Треть числа равна 27. Найдите это число. (27*3=81)

- Три четверти числа равны 60. Найдите это число? (60:3*4=80)

3.Построение проекта выхода из затруднений.

Цель этапа:

 1) создать условия для совместного плана действий; 2) определить пути средства ее достижения

Деятельность учителя:

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности, составление совместного плана действий

Деятельность учащихся: Отвечают на вопросы учителя

Составляют и проговаривают план своих действий

Работа с учебником: с.153 №988

- Сложите числа 2/5 от 40 и 2/3 от 60.

- Что необходимо сначала найти? (2/5 от 40.)

- Что для этого нужно сделать? (40:5*2=16).

- Составьте план решения.

1) 40:5*6=16;

2) 60:3*2=40;

3) 16+40=56.

- Из 5/6 числа 72 вычтите 2/9 числа 81. Составьте план решения.

1) 72:6*5=60;

2) 81:9*2=18;

3)60-18=42.

4. Закрепление новых знаний при решении задач с проговариванием во внешней речи.

Цели:

1) организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи

Деятельность учителя:

Организует усвоение нового способа действий с проговариванием во внешней речи

Деятельность учащихся:

Выполняют задания в тетрадях и на доске, отвечают на вопросы учителя

Работа с учебником с. № 991, 992, 994 995 (решение практических задач)

№991

- Сколько граммов в 1 кг?(1000г)

- Выразите в граммах:

3кг400г=3400г; 2кг30г=2030г; 15кг = 15000г.

№992

В порядке возрастания: 2/11, 4/11, 7/11, 8/11, 9/11, 10/11

В порядке убывания: 10/11,…., 2/11

№994

Пять дробей, которые больше 1/9:  2/9, 3/9, 7/9, 10/9, 100/9 и т.д.

№995

- Какая фигура называется квадратом?, Как найти его площадь?

- Что нам нужно сделать в этом задании? (построить квадрат со стороной равной 4 см, а затем показать на чертеже 6/16 и 3/8 квадрата. Найти площади этих частей)

4*4=16см2 – площадь квадрата

16/16*6=6см2;

16/8*3=6 см2

6/16=3/8

6.Рефлексия учебной деятельности

Цели:

1)организовать рефлексию и самооценку учащимися учебной деятельности

Деятельность учителя:

Организует рефлексию. Комментирует, насколько адекватно учащиеся определили самооценку учебной деятельности 

Деятельность учащихся:

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что нового узнали на уроке. Осуществляют самооценку. Записывают домашнее задание

- Подведем итог работы на уроке. Какую цель мы ставили? Достигли ли цели? Расскажите, чему вы научились. Объясните какие дроби называются правильными, а какие, неправильными?

- Приведите примеры правильных и неправильных дробей.

- У вас на столе лежат карточки. заполните их, подчеркнув нужное.

Ф.И. 

- На уроке я работал                        активно/пассивно

- Своей работой на уроке я           доволен/ не доволен

-  За урок я…………………………устал/ не устал

- Мое настроение …………….улучшилось/стало хуже

- Материал урока мне был …интересен/ скучен

- Моя оценка за урок……………….____________,

Домашнее задание п.25 №1002, 1003

Литература:

  1. Математика 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.Я Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.—М.: Мнемозина, 2011.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок закрепления новых знаний и способов действий по теме "Правильные и неправильные дроби"»

Тема урока: «Правильные и неправильные дроби» (2-й урок из 2-х)

Тип урока: урок закрепления новых знаний и способов

Основная дидактическая цель урока: учить распознавать, понимать и объяснять правильные и неправильных дроби; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитание культуры поведения при проведении фронтальной, индивидуальной и парной работы.

Задачи урока:

Образовательные (формирование познавательных УУД): создать условия для закрепления понятия правильных и неправильных дробей; формирование умений и навыков применения полученных знаний для сравнения правильных и неправильных дробей; способствовать развитию умения осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям.

Развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию логического мышления, умения составлять план последовательности действий, творческих способностей; развивать умения сравнивать, анализировать, выявлять закономерности, обобщать.

Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): формировать познавательный интерес к изучению нового материала; воспитывать осознанное отношение к выполнению задания; продолжить воспитание в учащихся доброжелательного отношения друг к другу, уважения к мнению других и умения слушать.

Формировать УУД:

Личностные: проявлять интерес к учебному материалу; уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешной деятельности.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям

Формы урока: фронтальная и индивидуальная работа и работа в парах.

Методы обучения: наглядные, коммуникационные, частично-поисковые, проблемные.

Технологии: элементы технологии проблемного диалога, элементы технологии продуктивного чтения.

Оборудование: учебник, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки.











Технологическая карта урока



Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

1. Мотивация к деятельности. Цель этапа:

1) актуализировать требования к учащимся с позиции учебной деятельности;

2) создать условия для возникновения внутренней потребности во включении в учебную деятельность, развития умения устанавливать тематические рамки;

3) уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности


Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Устанавливает тематические рамки, организует уточнение типа урока, побуждает к названию шагов учебной деятельности

Слушают учителя;





Участвуют в беседе, способствующей постановке учебной проблемы и формулированию темы и цели урока.



Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности.










1. -- Давайте начнем наш урок с устного счета.

С.153 № 984 (самостоятельно)

Проверка: 200, 500, 96, 10

-- Вспомните тему прошлого урока.

-- Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? (Сегодня на уроке мы будем учиться распознавать, объяснять и сравнивать правильные и неправильные дроби).

-- Какие знания используем в работе?

-- Как проверить, хорошо ли усвоена тема «Правильные и неправильные дроби»?

Фронтальная работа

2. Мама испекла разные пирожки. С яблоками -- 9 штук, с капустой – 13, с повидлом – 11. Какую часть общего количества пирожков составляют пирожки с яблоками? С капустой? С повидлом? (9/33, 13/33, 11/33). Скажите, а как называются полученные дроби?

3. Какие цифры можно поставить вместо звездочек, чтобы дробь стала правильной (неправильной)? Объясните своё решение.


4. с.153 №985

Сколько минут в часе? (60) Какую часть составляет 1 минута; 7 минут: 15 минут? (1/60ч; 7/60ч; 15/60=1/4ч)

5. с.153 №986.

-- Сколько килограммов в центнере? (100кг).

-- Во сколько раз центнер больше килограмма? (в 100 раз).

-- Какую часть центнера составляет 1 кг? (1/100ц)

-- На сколько центнер больше килограмма?

(100 – 1= 99кг)

Уметь выполнять арифметические действия с натуральными числами, переводить одни единицы времени в другие, сравнивать обыкновенные дроби; изображать дроби на координатном луче.

Проявлять интерес к учебному материалу

Оформлять свои мысли в устной форме.



Уметь слушать и понимать речь других.

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им


Уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую).






Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений.

Цель этапа:

1)организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;

2) выявить место (шаг, операцию затруднения);

3) зафиксировать причину затруднения во внешней речи.

Организует обобщение актуализированных знаний, фиксирование индивидуального затруднения, выявление места затруднения, фиксирование во внешней речи причины затруднения

Выполняют задания по учебнику на доске и в тетради, переводят одни единицы измерения времени в другие

1.На доске

Записаны числа 15, 18, 21.

-- составьте с данными числами и запишите в тетрадь всевозможные дроби (15/18, 18/15, 15/21, 21/15, 18/21 и 21/18, 15/15, 18/18, 21/21).

-- Какие из этих дробей являются правильными? Почему?

-- Какие из этих дробей являются неправильными? Почему?

2. Выполните сравнение дробей:

А)

3. Работа с учебником: с. 153

-- Что мы должны сделать, в случае если в задаче встречаются разные единицы измерения? (Нужно привести их к одной единице измерения)

987 (работа в парах)

-- Сколько минут в 1/10 ч; в 1/4ч; в 1/3ч; в 2/5ч; в 3/4ч?

(


989 (работа в парах)

-- Половина числа равна 18. Найдите это число.

(18*2=36)

-- Треть числа равна 27. Найдите это число. (27*3=81)

-- Три четверти числа равны 60. Найдите это число? (60:3*4=80)

Уметь находить число по его части, переводить одни единицы измерения в другие.


Уметь различать правильные и неправильные дроби и сравнивать их с единицей.,

Проявлять учебно-познавательный интерес к математике


Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.


Высказывать свое предположение решения задания.


Корректировать свои действия с учетом сделанной ошибки.

Уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание, извлекать необходимую информацию из математических текстов.

3.Построение проекта выхода из затруднений.

Цель этапа:

1) создать условия для совместного плана действий; 2) определить пути средства ее достижения

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности, составление совместного плана действий

Отвечают на вопросы учителя


Составляют и проговаривают план своих действий

Работа с учебником: с.153 №988

-- Сложите числа 2/5 от 40 и 2/3 от 60.

-- Что необходимо сначала найти?

(2/5 от 40.)

-- Что для этого нужно сделать? (40:5*2=16).

-- Составьте план решения.

1) 40:5*6=16;

2) 60:3*2=40;

3) 16+40=56.

-- Из 5/6 числа 72 вычтите 2/9 числа 81. Составьте план решения.

1) 72:6*5=60;

2) 81:9*2=18;

3)60-18=42.

Знать определение правильной и неправильной дроби



Уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения уже известного, и того, что еще предстоит узнать; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата



Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

4. Закрепление новых знаний при решении задач с проговариванием во внешней речи.

Цели:

1) организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи

Организует усвоение нового способа действий с проговариванием во внешней речи

Выполняют задания в тетрадях и на доске, отвечают на вопросы учителя

Работа с учебником с. № 991, 992, 994 995 (решение практических задач)

991

-- Сколько граммов в 1 кг?(1000г)

-- Выразите в граммах:

3кг400г=3400г; 2кг30г=2030г; 15кг = 15000г.

992

В порядке возрастания: 2/11, 4/11, 7/11, 8/11, 9/11, 10/11

В порядке убывания: 10/11,…., 2/11

994

Пять дробей, которые больше 1/9: 2/9, 3/9, 7/9, 10/9, 100/9 и т.д..

995

-- Какая фигура называется квадратом?, Как найти его площадь?

-- Что нам нужно сделать в этом задании? (построить квадрат со стороной равной 4 см, а затем показать на чертеже 6/16 и 3/8 квадрата. Найти площади этих частей)

4*4=16см2 – площадь квадрата

16/16*6=6см2;

16/8*3=6 см2

6/16=3/8


Знают единицы измерения массы.

Знают формулу площади квадрата


Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других

Проговаривать последовательность действий на уроке

Уметь отвечать на поставленные вопросы, используя материалы учебника, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке


6.Рефлексия учебной деятельности

Цели:

12)организовать рефлексию и самооценку учащимися учебной деятельности

Организует рефлексию.

Комментирует, насколько адекватно учащиеся определили самооценку учебной деятельности

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что нового узнали на уроке.

Осуществляют самооценку.

Записывают домашнее задание

-- Подведем итог работы на уроке. Какую цель мы ставили? Достигли ли цели? Расскажите, чему вы научились. Объясните какие дроби называются правильными, а какие, неправильными?

-- Приведите примеры правильных и неправильных дробей.

-- У вас на столе лежат карточки . заполните их, подчеркнув нужное.

Ф.И.

- На уроке я работал активно/пассивно

-- Своей работой на уроке я доволен/ не доволен

-- За урок я…………………………устал/ не устал

-- Мое настроение …………….улучшилось/стало хуже

-- Материал урока мне был …интересен/ скучен

-- Моя оценка за урок………………..____________,

Домашнее задание п.25 №1002, 1003


Уметь анализировать и оценивать свою деятельность.

Уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности


Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективы оценки.


Литература:

  1. Математика 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.Я Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.—М.: Мнемозина, 2011.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лебах Марина Геннадьевна

Дата: 27.01.2016

Номер свидетельства: 284171

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Современный урок математики по теме "Правильные и неправильные дроби""
    ["seo_title"] => string(75) "sovriemiennyi-urok-matiematiki-po-tiemie-pravil-nyie-i-niepravil-nyie-drobi"
    ["file_id"] => string(6) "283566"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453837777"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Технологическая карта урока математики по ФГОС, 5 класс, "
    ["seo_title"] => string(61) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-matiematiki-po-fgos-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "236141"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443966901"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "презентация для урока на тему: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"
    ["seo_title"] => string(100) "priezientatsiia-dlia-uroka-na-tiemu-slozhieniie-i-vychitaniie-drobiei-s-odinakovymi-znamienatieliami"
    ["file_id"] => string(6) "260848"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1449037897"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Методическая разработка урока по теме  «Десятичная запись дробных чисел» "
    ["seo_title"] => string(81) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-tiemie-diesiatichnaia-zapis-drobnykh-chisiel"
    ["file_id"] => string(6) "115553"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412010060"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Действия со смешанными чиселами "
    ["seo_title"] => string(37) "dieistviia-so-smieshannymi-chisielami"
    ["file_id"] => string(6) "197132"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428181954"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства