План-конспект урока
Ф.И.О. Лебах Марина Геннадьевна
Место работы МБОУ "СОШ №1 г. Строитель"Яковлевского района Белгородской области
Должность учитель математики
предмет математика
класс 5
Тема урока: «Правильные и неправильные дроби» (2-й урок из 2-х)
Тип урока: урок закрепления новых знаний и способов
Основная дидактическая цель урока: учить распознавать, понимать и объяснять правильные и неправильных дроби; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитание культуры поведения при проведении фронтальной, индивидуальной и парной работы.
Задачи урока:
Образовательные (формирование познавательных УУД): создать условия для закрепления понятия правильных и неправильных дробей; формирование умений и навыков применения полученных знаний для сравнения правильных и неправильных дробей; способствовать развитию умения осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям.
Развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию логического мышления, умения составлять план последовательности действий, творческих способностей; развивать умения сравнивать, анализировать, выявлять закономерности, обобщать.
Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): формировать познавательный интерес к изучению нового материала; воспитывать осознанное отношение к выполнению задания; продолжить воспитание в учащихся доброжелательного отношения друг к другу, уважения к мнению других и умения слушать.
Формировать УУД:
Личностные: проявлять интерес к учебному материалу; уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешной деятельности.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям
Формы урока: фронтальная и индивидуальная работа и работа в парах.
Методы обучения: наглядные, коммуникационные, частично-поисковые, проблемные.
Технологии: элементы технологии проблемного диалога, элементы технологии продуктивного чтения.
Оборудование: учебник, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки.
Ход урока
1. Мотивация к деятельности. Цель этапа:
1) актуализировать требования к учащимся с позиции учебной деятельности;
2) создать условия для возникновения внутренней потребности во включении в учебную деятельность, развития умения устанавливать тематические рамки;
3) уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности
Деятельность учителя:
Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Устанавливает тематические рамки, организует уточнение типа урока, побуждает к названию шагов учебной деятельности
Деятельность учащихся:
Слушают учителя;
Участвуют в беседе, способствующей постановке учебной проблемы и формулированию темы и цели урока.
Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности.
1. - Давайте начнем наш урок с устного счета.
С.153 № 984 (самостоятельно)
Проверка: 200, 500, 96, 10
- Вспомните тему прошлого урока.
- Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? (Сегодня на уроке мы будем учиться распознавать, объяснять и сравнивать правильные и неправильные дроби).
- Какие знания используем в работе?
- Как проверить, хорошо ли усвоена тема «Правильные и неправильные дроби»?
Фронтальная работа
2. Мама испекла разные пирожки. С яблоками - 9 штук, с капустой – 13, с повидлом – 11. Какую часть общего количества пирожков составляют пирожки с яблоками? С капустой? С повидлом? (9/33, 13/33, 11/33). Скажите, а как называются полученные дроби?
3. Какие цифры можно поставить вместо звездочек, чтобы дробь стала правильной (неправильной)? Объясните своё решение.
4. с.153 №985
- Сколько минут в часе? (60) Какую часть составляет 1 минута; 7 минут: 15 минут? (1/60ч; 7/60ч; 15/60=1/4ч)
5. с.153 №986.
- Сколько килограммов в центнере? (100кг).
- Во сколько раз центнер больше килограмма? (в 100 раз).
- Какую часть центнера составляет 1 кг? (1/100ц)
- На сколько центнер больше килограмма? (100 – 1= 99кг)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений.
Цель этапа:
1)организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;
2) выявить место (шаг, операцию затруднения);
3) зафиксировать причину затруднения во внешней речи.
Деятельность учителя:
Организует обобщение актуализированных знаний, фиксирование индивидуального затруднения, выявление места затруднения, фиксирование во внешней речи причины затруднения
Деятельность учащихся:
Выполняют задания по учебнику на доске и в тетради, переводят одни единицы измерения времени в другие
1.На доске
Записаны числа 15, 18, 21.
- составьте с данными числами и запишите в тетрадь всевозможные дроби (15/18, 18/15, 15/21, 21/15, 18/21 и 21/18, 15/15, 18/18, 21/21).
- Какие из этих дробей являются правильными? Почему?
- Какие из этих дробей являются неправильными? Почему?
2. Выполните сравнение дробей:
3. Работа с учебником: с. 153
- Что мы должны сделать, в случае если в задаче встречаются разные единицы измерения? (Нужно привести их к одной единице измерения)
№987 (работа в парах)
- Сколько минут в 1/10 ч; в 1/4ч; в 1/3ч; в 2/5ч; в 3/4ч?
№989 (работа в парах)
- Половина числа равна 18. Найдите это число. (18*2=36)
- Треть числа равна 27. Найдите это число. (27*3=81)
- Три четверти числа равны 60. Найдите это число? (60:3*4=80)
3.Построение проекта выхода из затруднений.
Цель этапа:
1) создать условия для совместного плана действий; 2) определить пути средства ее достижения
Деятельность учителя:
Организует уточнение следующего шага учебной деятельности, составление совместного плана действий
Деятельность учащихся: Отвечают на вопросы учителя
Составляют и проговаривают план своих действий
Работа с учебником: с.153 №988
- Сложите числа 2/5 от 40 и 2/3 от 60.
- Что необходимо сначала найти? (2/5 от 40.)
- Что для этого нужно сделать? (40:5*2=16).
- Составьте план решения.
1) 40:5*6=16;
2) 60:3*2=40;
3) 16+40=56.
- Из 5/6 числа 72 вычтите 2/9 числа 81. Составьте план решения.
1) 72:6*5=60;
2) 81:9*2=18;
3)60-18=42.
4. Закрепление новых знаний при решении задач с проговариванием во внешней речи.
Цели:
1) организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи
Деятельность учителя:
Организует усвоение нового способа действий с проговариванием во внешней речи
Деятельность учащихся:
Выполняют задания в тетрадях и на доске, отвечают на вопросы учителя
Работа с учебником с. № 991, 992, 994 995 (решение практических задач)
№991
- Сколько граммов в 1 кг?(1000г)
- Выразите в граммах:
3кг400г=3400г; 2кг30г=2030г; 15кг = 15000г.
№992
В порядке возрастания: 2/11, 4/11, 7/11, 8/11, 9/11, 10/11
В порядке убывания: 10/11,…., 2/11
№994
Пять дробей, которые больше 1/9: 2/9, 3/9, 7/9, 10/9, 100/9 и т.д.
№995
- Какая фигура называется квадратом?, Как найти его площадь?
- Что нам нужно сделать в этом задании? (построить квадрат со стороной равной 4 см, а затем показать на чертеже 6/16 и 3/8 квадрата. Найти площади этих частей)
4*4=16см2 – площадь квадрата
16/16*6=6см2;
16/8*3=6 см2
6/16=3/8
6.Рефлексия учебной деятельности
Цели:
1)организовать рефлексию и самооценку учащимися учебной деятельности
Деятельность учителя:
Организует рефлексию. Комментирует, насколько адекватно учащиеся определили самооценку учебной деятельности
Деятельность учащихся:
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что нового узнали на уроке. Осуществляют самооценку. Записывают домашнее задание
- Подведем итог работы на уроке. Какую цель мы ставили? Достигли ли цели? Расскажите, чему вы научились. Объясните какие дроби называются правильными, а какие, неправильными?
- Приведите примеры правильных и неправильных дробей.
- У вас на столе лежат карточки. заполните их, подчеркнув нужное.
Ф.И.
- На уроке я работал активно/пассивно
- Своей работой на уроке я доволен/ не доволен
- За урок я…………………………устал/ не устал
- Мое настроение …………….улучшилось/стало хуже
- Материал урока мне был …интересен/ скучен
- Моя оценка за урок……………….____________,
Домашнее задание п.25 №1002, 1003
Литература:
- Математика 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.Я Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.—М.: Мнемозина, 2011.