kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок закрепления новых знаний и способов действий по теме "Правильные и неправильные дроби"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока

Ф.И.О. Лебах Марина Геннадьевна

Место работы МБОУ "СОШ №1 г. Строитель"Яковлевского района Белгородской области

Должность учитель математики

предмет математика

класс 5

Тема урока: «Правильные и неправильные дроби» (2-й урок из 2-х)

Тип урока: урок закрепления новых знаний и способов

Основная дидактическая цель урока: учить распознавать, понимать и объяснять правильные и неправильных дроби; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитание культуры поведения при проведении фронтальной, индивидуальной и парной работы.

Задачи урока:

Образовательные (формирование познавательных УУД): создать условия для закрепления понятия правильных и неправильных дробей; формирование умений и навыков применения полученных знаний для сравнения правильных и неправильных дробей; способствовать развитию умения осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям.

Развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию логического мышления, умения составлять план последовательности действий, творческих способностей; развивать умения сравнивать, анализировать, выявлять закономерности, обобщать.

Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): формировать познавательный интерес к изучению нового материала; воспитывать осознанное отношение к выполнению задания; продолжить воспитание в учащихся доброжелательного отношения друг к другу, уважения к мнению других и умения слушать.

Формировать УУД:

 Личностные: проявлять интерес к учебному материалу; уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешной деятельности.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать  по плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной  оценки.

 Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

 Познавательные: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям

Формы урока: фронтальная и индивидуальная работа и работа в парах.

Методы обучения: наглядные, коммуникационные, частично-поисковые, проблемные.

Технологии: элементы технологии проблемного диалога, элементы технологии продуктивного чтения.

Оборудование: учебник, мультимедийный проектор, интерактивная   доска, карточки.

Ход урока

1. Мотивация к деятельности. Цель этапа:

1) актуализировать требования к учащимся с позиции учебной деятельности;

2) создать условия для возникновения внутренней потребности во включении в учебную деятельность, развития умения устанавливать тематические рамки;

3) уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности

Деятельность учителя:

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Устанавливает тематические рамки, организует уточнение типа урока, побуждает к названию шагов учебной деятельности

Деятельность учащихся:

Слушают учителя;

Участвуют в беседе, способствующей постановке учебной проблемы и формулированию темы и цели урока.

Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности.

1. - Давайте начнем наш урок с устного счета.

С.153 № 984 (самостоятельно)

Проверка: 200, 500, 96, 10

- Вспомните тему прошлого урока.

- Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? (Сегодня на уроке мы будем учиться распознавать, объяснять и сравнивать правильные и неправильные дроби).

- Какие знания используем в работе?

- Как проверить, хорошо ли усвоена тема «Правильные и неправильные дроби»?

Фронтальная работа

2. Мама испекла разные пирожки. С яблоками  - 9 штук, с капустой – 13, с повидлом – 11. Какую часть общего количества пирожков составляют пирожки с яблоками? С капустой? С повидлом? (9/33, 13/33, 11/33). Скажите, а как называются полученные дроби?

3. Какие цифры можно поставить вместо звездочек, чтобы дробь стала правильной (неправильной)?  Объясните своё решение.

4. с.153 №985

- Сколько минут в часе? (60) Какую часть составляет 1 минута; 7 минут: 15 минут? (1/60ч; 7/60ч; 15/60=1/4ч)

5. с.153 №986.

- Сколько килограммов в центнере? (100кг).

- Во сколько раз центнер больше килограмма? (в 100 раз).

- Какую часть центнера составляет 1 кг? (1/100ц)

- На сколько центнер больше килограмма? (100 – 1= 99кг)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений.

Цель этапа:

1)организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;

2) выявить место (шаг, операцию затруднения);

3) зафиксировать причину затруднения во внешней речи.

Деятельность учителя:

Организует обобщение актуализированных знаний, фиксирование индивидуального затруднения, выявление места затруднения, фиксирование во внешней речи причины затруднения

Деятельность учащихся:

Выполняют задания по учебнику на доске и в тетради, переводят одни единицы измерения времени в другие

1.На доске

Записаны числа 15, 18, 21.

- составьте с данными числами и запишите в тетрадь всевозможные дроби (15/18, 18/15, 15/21, 21/15, 18/21 и 21/18, 15/15, 18/18, 21/21).

- Какие из этих дробей являются правильными? Почему?

- Какие из этих дробей являются неправильными? Почему?

2. Выполните сравнение дробей:

3. Работа с учебником: с. 153

- Что мы должны сделать, в случае если в задаче встречаются разные единицы измерения? (Нужно привести их к одной единице измерения)

№987 (работа в парах)

- Сколько минут в 1/10 ч; в 1/4ч; в 1/3ч; в 2/5ч; в 3/4ч?

№989 (работа в парах)

- Половина числа равна 18. Найдите это число. (18*2=36)

- Треть числа равна 27. Найдите это число. (27*3=81)

- Три четверти числа равны 60. Найдите это число? (60:3*4=80)

3.Построение проекта выхода из затруднений.

Цель этапа:

 1) создать условия для совместного плана действий; 2) определить пути средства ее достижения

Деятельность учителя:

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности, составление совместного плана действий

Деятельность учащихся: Отвечают на вопросы учителя

Составляют и проговаривают план своих действий

Работа с учебником: с.153 №988

- Сложите числа 2/5 от 40 и 2/3 от 60.

- Что необходимо сначала найти? (2/5 от 40.)

- Что для этого нужно сделать? (40:5*2=16).

- Составьте план решения.

1) 40:5*6=16;

2) 60:3*2=40;

3) 16+40=56.

- Из 5/6 числа 72 вычтите 2/9 числа 81. Составьте план решения.

1) 72:6*5=60;

2) 81:9*2=18;

3)60-18=42.

4. Закрепление новых знаний при решении задач с проговариванием во внешней речи.

Цели:

1) организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи

Деятельность учителя:

Организует усвоение нового способа действий с проговариванием во внешней речи

Деятельность учащихся:

Выполняют задания в тетрадях и на доске, отвечают на вопросы учителя

Работа с учебником с. № 991, 992, 994 995 (решение практических задач)

№991

- Сколько граммов в 1 кг?(1000г)

- Выразите в граммах:

3кг400г=3400г; 2кг30г=2030г; 15кг = 15000г.

№992

В порядке возрастания: 2/11, 4/11, 7/11, 8/11, 9/11, 10/11

В порядке убывания: 10/11,…., 2/11

№994

Пять дробей, которые больше 1/9:  2/9, 3/9, 7/9, 10/9, 100/9 и т.д.

№995

- Какая фигура называется квадратом?, Как найти его площадь?

- Что нам нужно сделать в этом задании? (построить квадрат со стороной равной 4 см, а затем показать на чертеже 6/16 и 3/8 квадрата. Найти площади этих частей)

4*4=16см2 – площадь квадрата

16/16*6=6см2;

16/8*3=6 см2

6/16=3/8

6.Рефлексия учебной деятельности

Цели:

1)организовать рефлексию и самооценку учащимися учебной деятельности

Деятельность учителя:

Организует рефлексию. Комментирует, насколько адекватно учащиеся определили самооценку учебной деятельности 

Деятельность учащихся:

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что нового узнали на уроке. Осуществляют самооценку. Записывают домашнее задание

- Подведем итог работы на уроке. Какую цель мы ставили? Достигли ли цели? Расскажите, чему вы научились. Объясните какие дроби называются правильными, а какие, неправильными?

- Приведите примеры правильных и неправильных дробей.

- У вас на столе лежат карточки. заполните их, подчеркнув нужное.

Ф.И. 

- На уроке я работал                        активно/пассивно

- Своей работой на уроке я           доволен/ не доволен

-  За урок я…………………………устал/ не устал

- Мое настроение …………….улучшилось/стало хуже

- Материал урока мне был …интересен/ скучен

- Моя оценка за урок……………….____________,

Домашнее задание п.25 №1002, 1003

Литература:

  1. Математика 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.Я Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.—М.: Мнемозина, 2011.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок закрепления новых знаний и способов действий по теме "Правильные и неправильные дроби"»

Тема урока: «Правильные и неправильные дроби» (2-й урок из 2-х)

Тип урока: урок закрепления новых знаний и способов

Основная дидактическая цель урока: учить распознавать, понимать и объяснять правильные и неправильных дроби; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитание культуры поведения при проведении фронтальной, индивидуальной и парной работы.

Задачи урока:

Образовательные (формирование познавательных УУД): создать условия для закрепления понятия правильных и неправильных дробей; формирование умений и навыков применения полученных знаний для сравнения правильных и неправильных дробей; способствовать развитию умения осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям.

Развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию логического мышления, умения составлять план последовательности действий, творческих способностей; развивать умения сравнивать, анализировать, выявлять закономерности, обобщать.

Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): формировать познавательный интерес к изучению нового материала; воспитывать осознанное отношение к выполнению задания; продолжить воспитание в учащихся доброжелательного отношения друг к другу, уважения к мнению других и умения слушать.

Формировать УУД:

Личностные: проявлять интерес к учебному материалу; уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешной деятельности.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям

Формы урока: фронтальная и индивидуальная работа и работа в парах.

Методы обучения: наглядные, коммуникационные, частично-поисковые, проблемные.

Технологии: элементы технологии проблемного диалога, элементы технологии продуктивного чтения.

Оборудование: учебник, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки.











Технологическая карта урока



Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

1. Мотивация к деятельности. Цель этапа:

1) актуализировать требования к учащимся с позиции учебной деятельности;

2) создать условия для возникновения внутренней потребности во включении в учебную деятельность, развития умения устанавливать тематические рамки;

3) уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности


Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Устанавливает тематические рамки, организует уточнение типа урока, побуждает к названию шагов учебной деятельности

Слушают учителя;





Участвуют в беседе, способствующей постановке учебной проблемы и формулированию темы и цели урока.



Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности.










1. -- Давайте начнем наш урок с устного счета.

С.153 № 984 (самостоятельно)

Проверка: 200, 500, 96, 10

-- Вспомните тему прошлого урока.

-- Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? (Сегодня на уроке мы будем учиться распознавать, объяснять и сравнивать правильные и неправильные дроби).

-- Какие знания используем в работе?

-- Как проверить, хорошо ли усвоена тема «Правильные и неправильные дроби»?

Фронтальная работа

2. Мама испекла разные пирожки. С яблоками -- 9 штук, с капустой – 13, с повидлом – 11. Какую часть общего количества пирожков составляют пирожки с яблоками? С капустой? С повидлом? (9/33, 13/33, 11/33). Скажите, а как называются полученные дроби?

3. Какие цифры можно поставить вместо звездочек, чтобы дробь стала правильной (неправильной)? Объясните своё решение.


4. с.153 №985

Сколько минут в часе? (60) Какую часть составляет 1 минута; 7 минут: 15 минут? (1/60ч; 7/60ч; 15/60=1/4ч)

5. с.153 №986.

-- Сколько килограммов в центнере? (100кг).

-- Во сколько раз центнер больше килограмма? (в 100 раз).

-- Какую часть центнера составляет 1 кг? (1/100ц)

-- На сколько центнер больше килограмма?

(100 – 1= 99кг)

Уметь выполнять арифметические действия с натуральными числами, переводить одни единицы времени в другие, сравнивать обыкновенные дроби; изображать дроби на координатном луче.

Проявлять интерес к учебному материалу

Оформлять свои мысли в устной форме.



Уметь слушать и понимать речь других.

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им


Уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую).






Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений.

Цель этапа:

1)организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;

2) выявить место (шаг, операцию затруднения);

3) зафиксировать причину затруднения во внешней речи.

Организует обобщение актуализированных знаний, фиксирование индивидуального затруднения, выявление места затруднения, фиксирование во внешней речи причины затруднения

Выполняют задания по учебнику на доске и в тетради, переводят одни единицы измерения времени в другие

1.На доске

Записаны числа 15, 18, 21.

-- составьте с данными числами и запишите в тетрадь всевозможные дроби (15/18, 18/15, 15/21, 21/15, 18/21 и 21/18, 15/15, 18/18, 21/21).

-- Какие из этих дробей являются правильными? Почему?

-- Какие из этих дробей являются неправильными? Почему?

2. Выполните сравнение дробей:

А)

3. Работа с учебником: с. 153

-- Что мы должны сделать, в случае если в задаче встречаются разные единицы измерения? (Нужно привести их к одной единице измерения)

987 (работа в парах)

-- Сколько минут в 1/10 ч; в 1/4ч; в 1/3ч; в 2/5ч; в 3/4ч?

(


989 (работа в парах)

-- Половина числа равна 18. Найдите это число.

(18*2=36)

-- Треть числа равна 27. Найдите это число. (27*3=81)

-- Три четверти числа равны 60. Найдите это число? (60:3*4=80)

Уметь находить число по его части, переводить одни единицы измерения в другие.


Уметь различать правильные и неправильные дроби и сравнивать их с единицей.,

Проявлять учебно-познавательный интерес к математике


Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.


Высказывать свое предположение решения задания.


Корректировать свои действия с учетом сделанной ошибки.

Уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание, извлекать необходимую информацию из математических текстов.

3.Построение проекта выхода из затруднений.

Цель этапа:

1) создать условия для совместного плана действий; 2) определить пути средства ее достижения

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности, составление совместного плана действий

Отвечают на вопросы учителя


Составляют и проговаривают план своих действий

Работа с учебником: с.153 №988

-- Сложите числа 2/5 от 40 и 2/3 от 60.

-- Что необходимо сначала найти?

(2/5 от 40.)

-- Что для этого нужно сделать? (40:5*2=16).

-- Составьте план решения.

1) 40:5*6=16;

2) 60:3*2=40;

3) 16+40=56.

-- Из 5/6 числа 72 вычтите 2/9 числа 81. Составьте план решения.

1) 72:6*5=60;

2) 81:9*2=18;

3)60-18=42.

Знать определение правильной и неправильной дроби



Уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения уже известного, и того, что еще предстоит узнать; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата



Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

4. Закрепление новых знаний при решении задач с проговариванием во внешней речи.

Цели:

1) организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи

Организует усвоение нового способа действий с проговариванием во внешней речи

Выполняют задания в тетрадях и на доске, отвечают на вопросы учителя

Работа с учебником с. № 991, 992, 994 995 (решение практических задач)

991

-- Сколько граммов в 1 кг?(1000г)

-- Выразите в граммах:

3кг400г=3400г; 2кг30г=2030г; 15кг = 15000г.

992

В порядке возрастания: 2/11, 4/11, 7/11, 8/11, 9/11, 10/11

В порядке убывания: 10/11,…., 2/11

994

Пять дробей, которые больше 1/9: 2/9, 3/9, 7/9, 10/9, 100/9 и т.д..

995

-- Какая фигура называется квадратом?, Как найти его площадь?

-- Что нам нужно сделать в этом задании? (построить квадрат со стороной равной 4 см, а затем показать на чертеже 6/16 и 3/8 квадрата. Найти площади этих частей)

4*4=16см2 – площадь квадрата

16/16*6=6см2;

16/8*3=6 см2

6/16=3/8


Знают единицы измерения массы.

Знают формулу площади квадрата


Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других

Проговаривать последовательность действий на уроке

Уметь отвечать на поставленные вопросы, используя материалы учебника, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке


6.Рефлексия учебной деятельности

Цели:

12)организовать рефлексию и самооценку учащимися учебной деятельности

Организует рефлексию.

Комментирует, насколько адекватно учащиеся определили самооценку учебной деятельности

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что нового узнали на уроке.

Осуществляют самооценку.

Записывают домашнее задание

-- Подведем итог работы на уроке. Какую цель мы ставили? Достигли ли цели? Расскажите, чему вы научились. Объясните какие дроби называются правильными, а какие, неправильными?

-- Приведите примеры правильных и неправильных дробей.

-- У вас на столе лежат карточки . заполните их, подчеркнув нужное.

Ф.И.

- На уроке я работал активно/пассивно

-- Своей работой на уроке я доволен/ не доволен

-- За урок я…………………………устал/ не устал

-- Мое настроение …………….улучшилось/стало хуже

-- Материал урока мне был …интересен/ скучен

-- Моя оценка за урок………………..____________,

Домашнее задание п.25 №1002, 1003


Уметь анализировать и оценивать свою деятельность.

Уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности


Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективы оценки.


Литература:

  1. Математика 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.Я Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.—М.: Мнемозина, 2011.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лебах Марина Геннадьевна

Дата: 27.01.2016

Номер свидетельства: 284171

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Современный урок математики по теме "Правильные и неправильные дроби""
    ["seo_title"] => string(75) "sovriemiennyi-urok-matiematiki-po-tiemie-pravil-nyie-i-niepravil-nyie-drobi"
    ["file_id"] => string(6) "283566"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453837777"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Технологическая карта урока математики по ФГОС, 5 класс, "
    ["seo_title"] => string(61) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-matiematiki-po-fgos-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "236141"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443966901"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "презентация для урока на тему: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"
    ["seo_title"] => string(100) "priezientatsiia-dlia-uroka-na-tiemu-slozhieniie-i-vychitaniie-drobiei-s-odinakovymi-znamienatieliami"
    ["file_id"] => string(6) "260848"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1449037897"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Методическая разработка урока по теме  «Десятичная запись дробных чисел» "
    ["seo_title"] => string(81) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-tiemie-diesiatichnaia-zapis-drobnykh-chisiel"
    ["file_id"] => string(6) "115553"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412010060"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Действия со смешанными чиселами "
    ["seo_title"] => string(37) "dieistviia-so-smieshannymi-chisielami"
    ["file_id"] => string(6) "197132"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428181954"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1310 руб.
1870 руб.
1580 руб.
2260 руб.
1860 руб.
2660 руб.
1680 руб.
2400 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства