Технологическая карта урока математики по ФГОС, 5 класс,
выполнил учитель МОУ Дергаевская СОШ №23 Гаврилова Т.Ю.
Тема: Сравнение дробей.
Тип урока: «Открытие» нового знания.
Цели деятельности педагога: Формирование способности учащихся к новому способу действия, расширение понятийной базы за счет введения понятия сравнения дробей, формирование умения «видеть» равные и неравные дроби, приводить примеры таких дробей, применять при выполнении сравнения дробей.
Планируемый результат: УУД:
Личностные: сравнивают дроби, используют эквивалентные представления дробных чисел при их сравнении с единицей.
Познавательные: выбирают и формулируют познавательную цель, выражают смысл ситуации с помощью различных примеров.
Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия в соответствии с ней.
Коммуникативные: регулируют собственную деятельность посредством речевых действий.
Межпредметные связи: подготовка к изучению алгебры и физики.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная.
Ресурсы: учебник, раздаточный материал, компьютер, презентация.
Этап урока /Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Универсальные учебные действия
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
Цель: включение учащихся в учебную деятельность.
Приветствует учащихся, сообщает структуру урока.
Настраиваются на работу, получают позитивный заряд, концентрируют внимание.
Готовы к сотрудничеству, внимательны, собраны.
Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок.
Познавательные: ставят перед собой цель: «Что я хочу получить сегодня от урока».
Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
- Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Цель: актуализация знаний, повторение умения переводить текст в запись в виде дроби, восстановление определения правильной и неправильной дроби, фиксирование индивидуальных затруднений.
Организует индивидуальное повторение определения правильной и неправильной дроби, устное решение заданий вида: «Какую часть года составляет…; какую часть тонны составляет…».
Выполняют задания, закрепляют умение записывать число в виде дроби, повторяют определение правильной и неправильной дроби.
Участие в устной работе, понимание необходимости совершенствования умения заменять предложение обыкновенной дробью.
Познавательные: анализируя и сравнивая предлагаемые задания, извлекают необходимую информацию для построения математического высказывания.
Регулятивные: выполняют тренировочное учебное действие.
Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, используют чужие высказывания для обоснования своего суждения.
- Создание проблемной ситуации.
Цель: обсуждение незнакомой ситуации, порождающей проблему появления нового понятия.
Организует обсуждение: «Можно ли сравнить…? Что для вас значит: сравнить?» Подводит к понятию сравнения дробей.
Обнаруживают, что дроби можно сравнивать как натуральные числа.
Понимают, что появляется новое математическое понятие и т.д., участвуют в диалоге, выводят правило сравнения обыкновенных дробей.
Познавательные: анализируя и сравнивая выбираемые задания, извлекают необходимую информацию для введения нового понятия.
Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей.
Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение.
- Формулирование проблемы: тема и цель урока.
Цель: обсуждение необходимости введения нового знания
Выводит на формулировку темы и целей урока. Четко проговаривает тему и цель урока.
Приводят примеры сравнения дробей, выходят на необходимость формулирования правила.
Понимают, что появляется новое математическое понятие, участвуют в диалоге, учатся приводить примеры, записывают тему урока.
Познавательные: анализируя и сравнивая приводимые примеры, извлекают необходимую информацию для подведения под новое понятие, формулируют тему, цель, определение правильной и неправильной дроби
Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей
Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение
- Открытие нового знания.
Цель: знакомство и фиксирование определений.
Организует работу с учебником, путем подводящего диалога побуждает учащихся к формулированию правила сравнения обыкновенных дробей.
Учатся применять определения в процессе фронтальной и парной работы.
Открывают новые определения и их применение.
Познавательные: выделяют необходимую информацию, планируют свою деятельность, прогнозируют результат.
Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют свою деятельность.
Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем.
- Первичное применение нового знания.
Цель: формирование навыка применения определений правильной и неправильной дроби
Организует работу по выполнению № 941; 942; 943; 944; 945; с последующей проверкой ответов и алгоритма рассуждений.
Учатся применять определения в процессе парной работы.
Проговаривают правила сравнения дробей; на конкретных примерах учатся их применять.
Личностные: самоопределяются, осознают ответственность за работу пары.
Познавательные: самостоятельно планируют свою деятельность, применяют способы решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений.
Регулятивные: проявляют познавательную инициативу.
Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, учитывают мнение в паре, координируют свои действия.
- Физкультминутка.
- Первичное закрепление.
Цель: обеспечение усвоения алгоритма выполнения заданий с обыкновенными дробями.
Организует работу по выполнению
№ 946 и №947 (с последующей проверкой).
Учатся применять знания об обыкновенных дробях в процессе индивидуальной работы.
Выполняют задание на сравнение обыкновенных дробей.
Личностные: стараются следовать в поведении моральным нормам.
Познавательные: самостоятельно выполняют действия по алгоритму.
Регулятивные: проявляют познавательную инициативу, контролирую свои действия
Коммуникативные: осознают применяемый алгоритм с достаточной полнотой.
- Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке
Организует рефлексию. Выдает листы самооценки. Дает инструктаж по заполнению.
Организует обсуждение: Какова была тема урока? Какую задачу ставили? Каким способом решали поставленную задачу? Я сегодня…
Проводят самооценку результатов своей деятельности и деятельности всего класса, соотносят цель и результаты, степень их освоения.
Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха).
Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий.
Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений.
- Домашнее задание.
Цель: обеспечить понимание выполнение домашнего задания.
№ 951(инд); №965; №966