Тема урока: «Правильные и неправильные дроби»
Тип урока: урок изучения нового материала
Основная дидактическая цель урока: формирование понятия правильных и неправильных дробей; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитание культуры поведения при проведении фронтальной, индивидуальной и парной работы.
Задачи урока:
Образовательные (формирование познавательных УУД): создать условия для изучения правильных и неправильных дробей; формирование умений и навыков применения полученных знаний для сравнения правильных и неправильных дробей; способствовать развитию умения осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям.
Развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию логического мышления, умения составлять план последовательности действий, творческих способностей; развивать умения сравнивать, анализировать, выявлять закономерности, обобщать.
Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): формировать познавательный интерес к изучению нового материала; воспитывать осознанное отношение к выполнению задания; продолжить воспитание в учащихся доброжелательного отношения друг к другу, уважения к мнению других и умения слушать.
Формировать УУД:
Личностные: проявлять интерес к учебному материалу; уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешной деятельности.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям
Формы урока: фронтальная и индивидуальная работа и работа в парах.
Методы обучения: наглядные, коммуникационные, частично-поисковые, проблемные.
Технологии: элементы технологии проблемного диалога, элементы технологии продуктивного чтения.
Оборудование: учебник, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки, презентация.
Ход урока
1. Мотивация к деятельности. Цель этапа:
1) актуализировать требования к учащимся с позиции учебной деятельности;
2) создать условия для возникновения внутренней потребности во включении в учебную деятельность, развития умения устанавливать тематические рамки;
3) уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности
Деятельность учителя:
Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Устанавливает тематические рамки, организует уточнение типа урока, побуждает к названию шагов учебной деятельности
Деятельность учащихся: Слушают учителя;
Участвуют в беседе, способствующей постановке учебной проблемы и формулированию темы и цели урока.
- Как вы думаете, какая дробь больше 5/6 или 6/5?
- Попробуйте объяснить.
1. Покажем каждую из дробей на координатном луче.
- Как вы понимаете 5/6?
- Как вы понимаете 6/5?
- Как же взять 6 частей, если целое разделили на 5 частей? (Необходимо еще одно целое)
- Посмотрите на координатный луч и сравните 5/6 с 1.
- А что можно сказать про дробь 6/5? (она больше единицы)
2. (фронтальная и парная работа)
Прочитайте дроби: 5/4; ¾; 9/6; 5/7; 4/3; 1/5; 7/9.
- выпишите дроби, которые меньше единицы.
(3/4; 5/7, 1/5, 7/9)
- выпишите дроби, которые больше единицы:
(5/4, 9/6, 4/3)
- Сравните эти две группы. Что вы заметили?
( У дробей первой группы числитель меньше, чем знаменатель, а у дробей второй группы числитель больше чем знаменатель)
- Прочитав статью учебника, вы узнаете, как называются дроби первой и второй групп.
Работа с учебником: с.151. рис.122
- Для ответа на этот вопрос рассмотрим рисунок 122.
- На сколько частей разрезали пирог? (на 8)
- Сколько частей пирога положили на тарелку? (3). На тарелке оказалось 3/8 пирога.
- Что получится, если все части пирога положить на тарелку? (целый пирог)
- Сколько пирогов изображено на рисунке 123а? (2)
- На сколько частей разрезаны эти пироги? (на 8)
- Сколько частей пирога лежат на тарелке на рисунке 123б? (11) На тарелке стало 11/8 пирога.
- Дроби, в которых числитель меньше знаменателя, называются правильными.
- Дроби, в которых числитель равен знаменателю или больше знаменателя, называют неправильными.
- Как называются дроби первой группы? Сформулируйте правило
- как называются дроби второй группы? Сформулируйте правило.
Какую тему мы сегодня будем изучать?
(Мы познакомимся с новой темой «Правильные и неправильные дроби»)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений.
Цель этапа:
1)создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия;
2) организовать фиксирование индивидуального затруднения;
3) выявить место (шаг, операцию затруднения);
4) зафиксировать причину затруднения во внешней речи.
Деятельность учителя: Организует фиксирование индивидуального затруднения и обобщение актуализированных знаний.
Помогает выявить мест о затруднения, зафиксировать во внешней речи причины затруднения
Деятельность учеников: Чертят отрезки определенной длины в тетрадях
Отмечают на координатном луче правильные и неправильные дроби
Приводят примеры правильных и неправильных дробей.
Работа с учебником: с. 152
№974
Длина отрезка АВ равна 8 см.
- Сколько клеток составляет длина отрезка АВ? (16 клеток)
- Какую длину в клетках составляют отрезки из А) и б)?
Начертите отрезки длиной 6 см и 10 см
№975 (работа в паре)
Отметьте на координатном луче точки с координатами: ¼, 2/4, ¾, 4/4, 5/4, 6/4, 7/4, 8/4. За единичный отрезок примите длину 12 клеток.
- какие дроби будут правильными? (1/4, 2/, ¾)
- Какие дроби будут неправильными (4/4, 5/4, 6/4, 7/4, 8/4)
№ 976 (письменно)
А) 1/6, 2/6, 3/6, 4/6, 5/6
Б) 5/1, 5/2, 5/3, 5/4, 5/5.
3.Построение проекта выхода из затруднений.
Цель этапа:
1) организовать постановку цели урока;2) создать условия для совместного плана действий; 3) определить пути средства ее достижения
Деятельность учителя: Организует уточнение следующего шага учебной деятельности, постановку цели урока, составление совместного плана действий
Деятельность учащихся: В сотрудничестве с учителем осуществляет постановку цели урока, составляют и проговаривают план своих действий
Работа с учебником: с.152 №977
- вспомните тему урока. Какую цель мы должны поставить при изучении темы «Правильные и неправильные дроби»?
- Составьте план действий, по которому мы будем изучать тему.
- какой следующий шаг наметим в своей деятельности? (решение практических задач)
4. Реализация построенного проекта.
Цели:
1) реализовать построенный проект в соответствии с планом; 2) зафиксировать новое знание в речи и знаках
Деятельность учителя: Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом, подводящий диалог, фиксирование нового знания в речи и знаках
Деятельность учеников: Выполняют составленный план действий.
Отвечают на вопросы учителя.
Фиксируют новое знание в речи и знаках
Работа с учебником с. №978 – 980 (решение практических задач)
№978
За 1 минуту машина выроет 1/6м, за 5 минут - 5/6 м, за 7 минут - 7/6м, за 11 минут - 11/6м.
№979
На 3м2 требуется 3/5 кг краски,; на 6м2 требуется 6/5 кг краски; на 13м2 требуется 13/5 кг краски.
№980
По плану на постройку фермы было отведено 48 : 4 * 5 = 60 дней.
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цели:
1) организовать усвоение учащимися нового способа действий с проговариванием во внешней речи
Деятельность учителя: Организует усвоение нового способа действий с проговариванием во внешней речи
Деятельнось учеников: Выполняют задания в тетрадях и на доске
Работа с учебником: с.153 № 981, 982 (решение задач с комментированием)
№981
- Прочитайте задачу.
- Чему равна дневная норма токаря?
(135 : 3*5=225 деталей)
- Сколько деталей выточил токарь за 3 часа? (135)
- Сколько деталей выточил токарь за 1 час?
(135 : 3 = 45 деталей /час)
- Сколько деталей выточит токарь за 8 часов? (45*8=360 деталей)
№982
Дневная норма токаря равна 135 *20 : 27 = 100 деталей.
6.Рефлексия учебной деятельности
Цели:
1) зафиксировать новое содержание урока; 2)организовать рефлексию и самооценку учащимися учебной деятельности
Деятельность учителя: Организует фиксирование нового содержания, рефлексию.
Комментирует, насколько адекватно учащиеся определили самооценку учебной деятельности
Деятельность учеников: Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что нового узнали на уроке.
Осуществляют самооценку.
Записывают домашнее задание
- Подведем итог работы на уроке. Какую цель мы ставили? Достигли ли цели? Расскажите, чему вы научились. Объясните какие дроби называются правильными, а какие, неправильными?
- Приведите примеры правильных и неправильных дробей.
- У вас на столе лежат карточки. заполните их, подчеркнув нужное.
Ф.И.
- На уроке я работал активно/пассивно
- Своей работой на уроке я доволен/ не доволен
- За урок я…………………………устал/ не устал
- Мое настроение …………….улучшилось/стало хуже
- Материал урока мне был …интересен/ скучен
- Моя оценка за урок……………….____________,
Домашнее задание п.25 №999, 1000, 1004
Литература:
- Математика 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.Я Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.—М.: Мнемозина, 2011.