Урок познакомит учащихся с новой единицей длины - километром, поможет дать представление об использовании её на практике, о соотношении с другими известными мерами длины.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Здравствуйте»! Вроде ничего особенного и не сказали друг другу. Но, правда: на капельку солнца прибавилось в мире! Правда: на капельку радостней сделалась жизнь! «Здравствуйте!»- то есть будьте в хорошем здоровье. «Здравствуйте, все!» Как я рада, что могу вам это сказать!
Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие на этом замечательном поезде. (Слайд 1)
Он скоростной, потому что за 40 минут мы должны узнать многое. А тема нашего путешествия - «Единица длины». Наш маршрут проложен на карте (на доску вывешивается карта)
(Отдельно приготовлено карточки названий станций и отметок пройденного расстояния)
ст. Смекалкино 200
км
ст. Измерялкино 450
км
ст. Задачкино 600
ст. Вычисляйкино 1000
км
км
(Музыкальное сопровождение)
II. Посмотрите на нашу карту, картографы хорошо потрудились
- Как вы думаете, какие единицы длины они использовали? (дм, см, мм)
- Какая из названных единиц самая большая? (дм)
- Что значит 1 дм в см мм? (1 дм = 10 см = 100 мм)- записать на доске.
- Начертите в тетради отрезки длиной 1 дм, 1 см.
- А как быть с отрезком 1мм? (Варианты ответов)
- Предлагаю начертить в тетради отрезок длиной 1 метр. Как это сделать? (Варианты ответов)
- Что значит 1 м и см? (1 м = 10 дм = 100 см) запись на доске:
м = … дм = … см
III. Внимание! Поезд прибыл на станцию Смекалкино( прикрепить табличку с названием станции)
1. Какого числа не достаёт на голове у третьего человечка? (10)
(Слайд 2)
- Как вы посчитали?
(2+4):2= 3 (17+1):2=9 (14+6):2=10
2. Во время ремонта дороги рабочий так прикрепил таблички указывающие расстояние:
(Слайд 3)
- В чем его ошибка? Исправь её (в тетради, 1 ученик у доски)
(1733, 1633, 1533, 1433,1333, 1233)
(Музыкальное сопровождение)
Нам весело живётся – Понятно всем без слов.
На глаз определить длину отрезков
Кто уже готов?
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже-
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше,
И легко-легко подышим.
VI. Станция Измерялкино(прикрепить табличку с названием станции)
1. № 168 (стр. 38 учебника)
а) Определи на глаз длину отрезков
б) Для проверки измерь их длину в миллиметрах
в) Запишите в виде неравенства получившиеся длины отрезков;
2. № 170 (1,2 столбик)– выполняется самостоятельно
- Как вы думаете, какое расстояние мы с вами проехали? (Варианты ответов)
- В каких единицах измеряется расстояние от одного населённого пункта до другого (варианты ответов)
1. Чтение параграфа на стр. 38.
- Как называется новая единица длины? (километр)
- Как она обозначается кратко? (км)
- Сколько в 1 км метров?
1 км = 1000м
(в тетради, 1 ученик у доски)
- Что необходимо дополнить в записи на табличках- указателях? (км)
- Исправим ошибки, которые мы сделали. (прикрепить к станциям км)
V.Станция Задачкино(прикрепить табличку с названием станции)
1. № 167- устно.
2. Работа над задачей № 171(1)
- Прочитайте задачу.
(После чтения задачи ученики рассматривают чертёж. Такой же чертёж
делают на доске)
- Как обозначено начало движения автобусов? (Черточками на конца отрезка)
- Как движутся автобусы?(Навстречу друг другу)
- Как это показано на чертеже? (Стрелками)
- Сколько метров проел 1-й автобус?(160м)
- Сколько метров прошел второй автобус? (140 м)
- Сколько метров прошли оба автобуса?(160+140=300(м))
- Каким стало расстояние между автобусами? (1 км=1000м.) Значит, 1000 –
300= 700(м))
(Решение записывается на доске и в тетрадях)
1) 160+140=300(м)- прошли оба автобуса
2) 1000 –300= 700(м)
Ответ: расстояние между автобусами стало 700м.
3. Работа над задачей № 171 (2)
- Прочитайте задачу.
(После чтения задачи ученики рассматривают чертёж.) Такой же чертёж
делают на доске)
- Как обозначено начало движения автобусов? (Черточками на конце отрезка)
- Как движутся автобусы?( В разные стороны)
- Как это показано на чертеже? (Стрелками)
- Сколько метров проел 1-й автобус?(160м)
- Сколько метров прошел второй автобус? (140 м)
- Сколько метров прошли оба автобуса?(160+140=300(м))
- Каким стало расстояние между автобусами? (1 км=1000м. Значит, 1000 +
300= 1300( м))
(Решение записывается на доске и в тетрадях)
1) 160+140=300(м)- прошли оба автобуса
2) 1000 +300= 1300( м)
Ответ: расстояние между автобусами стало 1300м.
4.Сравним решение 1и 2 задач.(Варианты ответов)
(Музыкальное сопровождение)
V. Последняя остановка – станция Вычисляйкино(прикрепить
табличку с названием станции)
№ 172- самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.
200-80:2+6= 166 905- 359 2 =187 552:8= 69
(300-90):3+7=77 801-198 4= 9 836:4=209
600-120:(4+2)=580 703- 135 5=28 978:3= 326
- Какой указатель расстояния стоит на станции Вычисляйкино?
- Сколько километров надо проехать, чтобы вернуться в Глазов?
- Что вы можете сказать о 1000 как об единице длины?
(Слайд 5)
1 км = 1000м
Сегодня перед нами стоит задача объединить в таблицу известные единицы длины.
1. Заполните пропуски, так чтобы равенства были верными:
1 км=… (1000)м
1м=… (10)дм… (100)см
1дм=… (10)см…(100м)
-Мы с вами записали таблицу известных нам единиц измерения длины.
-Какая из них самая большая? (км)
- Какая самая маленькая? (мм)
- Проверь себя по учебнику (№169 стр.39).
- Обведите в рамочку и постарайтесь запомнить. Подумайте, как легче
запомнить.
- Какая наблюдается закономерность?
А сейчас я вам расскажу, как появились меры длины. Как измеряли наРуси.
Нельзя представить себе жизнь человека, не производящегo измерений: это и портные, и механики, и обыкновенные школьники. Сегодня мы все знакомы с линейкой, с метром, а что же существовало до того, как все это изобрели? Первыми измерительными приборами были части тела: пальцы рук, ладонь, ступня. Так, у древних египтян основной мерой длины служил локоть ( расстояние от конца пальцев до согнутого локтя). Он делился на семь ладоней, а ладонь на четыре пальца.
(Учитель показывает, как измеряют локтем длину - ленты, а затем предлагает проделать это 2-3 ученикам. Количество локтей получилось разное.)
Чтобы измерения были более точными и не зависели от роста людей, в Древнем Египте придумали образцовые меры: локоть, ладонь, палец. Теперь было уже не важно, какой длины локоть или ладонь у человека, он измерял не своим, а общим локтем, т. е. условной палочкой. В Англии так же существовали единицы длины, связанные с частями тела человека: дюйм (2,5 см) в переводе с голландского обозначает «большой палец»; фут (30 см, или 12 дюймов) с английского «нога»; ярд- это расстояние от носа короля Генриха 1 до конца среднего пальца его вытянутой руки.
Многие народы измеряли длину шагами, двойными шагами, тростями. Очень большие расстояния измерялись переходами, привалами или даже днями.
В Японии существовала мера, называемая лошадиным башмаком. Она была равна пути, в течение которого изнашивалась соломенная подошва, привязанная к копытам лошади.
У многих народов расстояние определялось длительностью полета стрелы или пушечного ядра. До сегодняшнего дня сохранилось выражение «не подпустить на пушечный выстрел».
- А кто знает, какие меры длины использовались издавна на Руси? (Сажень маховая, косая, верста, локоть, аршин). О локте мы уже говорили. Маховая сажень (1,76 метра) - расстояние между раскинутыми в сторону руками. Косая сажень (2,48 метра) - расстояние от каблука правой ноги до кончиков пальцев вытянутой вверх левой руки. Слово аршин пришло с Востока. Приезжие купцы торговали невиданными тканями: китайским шелком, индийской парчой, бархатом, которые отмеряли аршинами (с персидского - «локоть). Он равен 71 см.
- А сейчас я предлагаю вопросы, а вы попробуйте на них ответить.
Для этого воспользуемся следующей таблицей
(Слайд 6)
сажень = 3 аршина = 7 футов = 2 м 13 см
фут = 12 дюймов = 30 см 5 мм
аршин = 71 см
вершок = 4 см 4 мм
дюйм = 2 см 5 мм
1. Измерить длину парты в локтях, ладонях.
2. Какого роста была Дюймовочка?
3. Каков был рост человека, про которого говорят «от горшка 2 вершка»?
4. 7 футов под килем, это сколько метров?
VIII. Работа по тетради на печатной основе
Стр. 25, М 41.
IX. Итоги урока
- С какой новой единицей длины мы познакомились? (километр)
- Что узнали нового?(1 км = 1000м)
- Что повторяли на уроке? (решение задач и примеров)