Цель – повышать интерес учащихся к изучаемому предмету;
рассмотреть исторические единицы измерения длины, которые используют и использовались в различных странах;
расширить знания учащихся о единицах измерения длины и массы;
развивать практические навыки;
воспитывать внимательность, целенаправленность.
Оборудование: часы, карточки, кроссворд, таблицы единиц измерений, презентация.
Ход урока:
Вступительное слово учителя.
В этом году вы начали изучать физику. На уроках мы говорили о физических явлениях. Какие виды физических явлений вы знаете?
Какие из перечисленных явлений являются физическими?
а) камень падает;
б) гвоздь притягивается к магниту;
в) молоко скисло;
г) молния сверкает;
д) проволока заржавела.
Как изучают физические явления?
Чем отличаются наблюдения от опытов?
Какие вы знаете физические величины?
Найдите соответствие:
температура с
масса град
время кг
длины м
(указать стрелочками)
Как измеряют температуру, массу, время, длину?
А вы знаете такие единицы измерения как фунт (400 г), пуд(16 кг)?
Давайте отправимся в путешествие на машине времени назад во времени.
Путешествие.
Мы на корабле, который отправляется на Восток за товарами. Нам, как и купцам, надоело однообразие морского пейзажа. Но вот, наконец, впереди появилась долгожданная полоска земли. Все очень обрадовались и стали расспрашивать членов команды, далеко ли до берега;
Капитан ответил, что до берега 5 трубок, юнга – испанец ответил, что расстояние в 7 сигар, повар – японец, что до берега осталось 2 лошадинных башмака, матрос – египтянин – 21 стадия (путь, который проходит мужчина между первым лучом Солнца и появлением на небе всего солнечного диска).
А вот и гавань, вблизи ее раскинулся базар. Вот лавка торговца тканями. Что это за шум?
Сценка:
- Опять ты, негодяй, обворовал меня! Снова одних тканей продано больше, чем за них заплачено! А других почему-то продано меньше, чем за них заплачено!
- Я не виноват! Купцы из разных стран делают покупки. Я отмерил ткань, а они проверяют на свой лад. А с купцом не поспоришь!
- Как же быть? Может выгнать тебя, бестолочь!? Однако с другим торговля будет не лучше. Опять обман от купцов будет.
- Господин, а может мудрец нам поможет? Пойдем спросим совета. Добрый человек, помоги разобраться, почему заморские купцы всегда обманывают?
Мудрец: « Я помогу! Слушайте мои советы. В древности расстояния измеряли шагами. Например, римская миля содержала 1000 двойных шагов, в России применялась мера длины верста(1,07 км). Человечество пользуется такими единицами измерения расстояния как 1 географическая миля(7,42 км), 1 морская миля(1,852 км), 1 узел(1,85 км). Однако длину ткани, веревки такими единицами не удобно. Неудобно измерять ткань шагами. Поэтому многие народы стали использовать для этого части своего тела, которые всегда «под рукой».
1 локоть = 6 ладоням = 24 пальцам.
1 египетский локоть = 0,45 м.
Выразим в метрах 3 локтя и 10 пальцев:
3 x 0,45 + 10/24 х 0,45 = 1,53 м
Вот какая мука!
В Европе пользовались другими мерами.
1 дюйм = 2,54 см (фаланга пальца)
1 фут = 30,48 см (длина стопы)
В Англии использовалась единица измерения длины – ярд (91,44 см).
Указом короля Генриха Первого в 1101 году ярд был определен как расстояние от кончика носа короля до конца среднего пальца его руки в сторону его руки.
А на Руси были свои единицы измерения.
1 аршин = 71 см.
1 вершок = 1/16 аршина.
1 пядь = 1/4 аршина.
1 сажень = 3 аршина.
Давайте вспомним пословицы, содержащие названия мер длины:
Косая сажень в плечах.
Все мерить на свой аршин.
Семь пядей во лбу.
От горшка два вершка.
Учитель:
Первые упоминания о сажени встречаются в 11 веке. С 1554 года сажень устанавливают равной 3 аршинам (2,13 м). Она получает название царской сажени или печатной. Есть еще произвольные – маховая и косая. Маховая – размах рук – равна примерно 2,5 аршинам. Косая сажень – расстояние от конца вытянутой вверх правой руки до носка левой ноги, она примерно равна 3,25 аршинам. Вспомните, как в сказках говорится о богатырях : «косая сажень в плечах».
В странах Западной Европы издавна применяли в качестве единицы длины дюйм(2,54 см) – длина сустава большого пальца(от английского «дюйм» - большой палец) и фут(30 см) –средняя длина стопы человека(от английского «фут» - стопа). Но ведь у всех людей разные пальцы и стопа имеет разный размер.
В 14 веке пытаются навести порядок. В 1324 году в Англии был установлен законный дюйм, равный длине трех зерен ячменя приставленных друг к другу, вытащенных из середины колоса. Фут определили как среднюю длину стопы шестнадцати человек, выходящих из церкви, то есть обмером случайных людей пытались получить более постоянное значение единицы – среднюю длину стопы.
Были такие единицы как стрела – дальность полета стрелы. Вы наверняка слышали выражение «не подпускать на пушечный выстрел».
Д. И. Менделеев сказал: «Наука начинается … с тех пор, как начинают измерять».Нужна была общая система мер, причем постоянная.
Удобной была система мер на десятичной основе(10, 100, 1000 и т. д.) Такая система была предложена французским астрономом Мутоном в 17 веке. Во Франции была в 17 веке комиссия, состоящая из математиков и астрономов того времени, которая решила в качестве единицы измерения длины принять 1/40000000 долю меридиана, проходящего через Париж. Эта единица получила название 1 метр. В 1889 году были изготовлены эталоны метра и килограмма и сданы на хранение в музей мер и длин в городе Севре под Парижем.
Невероятное.
Вам интересно будет узнать:
а) Протяженность кровеносных сосудов-капилляров 60 – 80 тыс. километров.
б) Кровь человека содержит 5-6 млн. красных телец. Если их сложить в цепочку, получится лента, которой можно 4-5 раз обогнуть земной шар.
в) Самый маленький мускул – «стремячок» в ухе человека имеет длину 1,2 мм.
г) Если человека подстричь наголо, то на голове у него останется 200 метров волос.
4. Закрепление.
Проверим, насколько вы были внимательны и по лесенке поднимемся на вершину знаний.
А) Вопросы для кроссворда:
Основная единица измерения длины.
Наиболее часто встречающаяся единица площади в сельском хозяйстве.
Единица длины примерно равная длине стопы.
Единица длины примерно равная длине сустава большого пальца.
Старинная мера длины на Руси.
Русская мера длины, равная 1/16 аршина.
Единица длины, содержащая 100 мм.
Б) Проверим у кого в классе лучший глазомер. Определите длину предмета «на глаз».
5. Итог урока.
О чем вы узнали на этом уроке?
Заполните таблицу.
м
см
дм
мм
1 см
1мм
1м
1дм
6.Домашнее задание.
Повторить определение цены деления. Придумать как свой организм можно использовать для измерения длины, времени.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 7 классе "Мир измерений длин"»
МБОУ «Новосельская средняя школа»
Черноморского района
Республики Крым
Урок в 7 классе
«Мир измерений длин».
Учитель физики Арабская З.Ф.
Урок на тему: «Мир измерений длин».
Цель – повышать интерес учащихся к изучаемому предмету;
рассмотреть исторические единицы измерения длины, которые используют и использовались в различных странах;
расширить знания учащихся о единицах измерения длины и массы;
развивать практические навыки;
воспитывать внимательность, целенаправленность.
Оборудование: часы, карточки, кроссворд, таблицы единиц измерений, презентация.
Ход урока:
Вступительное слово учителя.
В этом году вы начали изучать физику. На уроках мы говорили о физических явлениях. Какие виды физических явлений вы знаете?
Какие из перечисленных явлений являются физическими?
а) камень падает;
б) гвоздь притягивается к магниту;
в) молоко скисло;
г) молния сверкает;
д) проволока заржавела.
Как изучают физические явления?
Чем отличаются наблюдения от опытов?
Какие вы знаете физические величины?
Найдите соответствие:
температура с
масса град
время кг
длины м
(указать стрелочками)
Как измеряют температуру, массу, время, длину?
А вы знаете такие единицы измерения как фунт (400 г), пуд(16 кг)?
Давайте отправимся в путешествие на машине времени назад во времени.
Путешествие.
Мы на корабле, который отправляется на Восток за товарами. Нам, как и купцам, надоело однообразие морского пейзажа. Но вот, наконец, впереди появилась долгожданная полоска земли. Все очень обрадовались и стали расспрашивать членов команды, далеко ли до берега;
Капитан ответил, что до берега 5 трубок, юнга – испанец ответил, что расстояние в 7 сигар, повар – японец, что до берега осталось 2 лошадинных башмака, матрос – египтянин – 21 стадия (путь, который проходит мужчина между первым лучом Солнца и появлением на небе всего солнечного диска).
А вот и гавань, вблизи ее раскинулся базар. Вот лавка торговца тканями. Что это за шум?
Сценка:
- Опять ты, негодяй, обворовал меня! Снова одних тканей продано больше, чем за них заплачено! А других почему-то продано меньше, чем за них заплачено!
- Я не виноват! Купцы из разных стран делают покупки. Я отмерил ткань, а они проверяют на свой лад. А с купцом не поспоришь!
- Как же быть? Может выгнать тебя, бестолочь!? Однако с другим торговля будет не лучше. Опять обман от купцов будет.
- Господин, а может мудрец нам поможет? Пойдем спросим совета. Добрый человек, помоги разобраться, почему заморские купцы всегда обманывают?
Мудрец: « Я помогу! Слушайте мои советы. В древности расстояния измеряли шагами. Например, римская миля содержала 1000 двойных шагов, в России применялась мера длины верста(1,07 км). Человечество пользуется такими единицами измерения расстояния как 1 географическая миля(7,42 км), 1 морская миля(1,852 км), 1 узел(1,85 км). Однако длину ткани, веревки такими единицами не удобно. Неудобно измерять ткань шагами. Поэтому многие народы стали использовать для этого части своего тела, которые всегда «под рукой».
1 локоть = 6 ладоням = 24 пальцам.
1 египетский локоть = 0,45 м.
Выразим в метрах 3 локтя и 10 пальцев:
3 x 0,45 + 10/24 х 0,45 = 1,53 м
Вот какая мука!
В Европе пользовались другими мерами.
1 дюйм = 2,54 см (фаланга пальца)
1 фут = 30,48 см (длина стопы)
В Англии использовалась единица измерения длины – ярд (91,44 см).
Указом короля Генриха Первого в 1101 году ярд был определен как расстояние от кончика носа короля до конца среднего пальца его руки в сторону его руки.
А на Руси были свои единицы измерения.
1 аршин = 71 см.
1 вершок = 1/16 аршина.
1 пядь = 1/4 аршина.
1 сажень = 3 аршина.
Давайте вспомним пословицы, содержащие названия мер длины:
Косая сажень в плечах.
Все мерить на свой аршин.
Семь пядей во лбу.
От горшка два вершка.
Учитель:
Первые упоминания о сажени встречаются в 11 веке. С 1554 года сажень устанавливают равной 3 аршинам (2,13 м). Она получает название царской сажени или печатной. Есть еще произвольные – маховая и косая. Маховая – размах рук – равна примерно 2,5 аршинам. Косая сажень – расстояние от конца вытянутой вверх правой руки до носка левой ноги, она примерно равна 3,25 аршинам. Вспомните, как в сказках говорится о богатырях : «косая сажень в плечах».
В странах Западной Европы издавна применяли в качестве единицы длины дюйм(2,54 см) – длина сустава большого пальца(от английского «дюйм» - большой палец) и фут(30 см) –средняя длина стопы человека(от английского «фут» - стопа). Но ведь у всех людей разные пальцы и стопа имеет разный размер.
В 14 веке пытаются навести порядок. В 1324 году в Англии был установлен законный дюйм, равный длине трех зерен ячменя приставленных друг к другу, вытащенных из середины колоса. Фут определили как среднюю длину стопы шестнадцати человек, выходящих из церкви, то есть обмером случайных людей пытались получить более постоянное значение единицы – среднюю длину стопы.
Были такие единицы как стрела – дальность полета стрелы. Вы наверняка слышали выражение «не подпускать на пушечный выстрел».
Д. И. Менделеев сказал: «Наука начинается … с тех пор, как начинают измерять».Нужна была общая система мер, причем постоянная.
Удобной была система мер на десятичной основе(10, 100, 1000 и т. д.) Такая система была предложена французским астрономом Мутоном в 17 веке. Во Франции была в 17 веке комиссия, состоящая из математиков и астрономов того времени, которая решила в качестве единицы измерения длины принять 1/40000000 долю меридиана, проходящего через Париж. Эта единица получила название 1 метр. В 1889 году были изготовлены эталоны метра и килограмма и сданы на хранение в музей мер и длин в городе Севре под Парижем.
Невероятное.
Вам интересно будет узнать:
а) Протяженность кровеносных сосудов-капилляров 60 – 80 тыс. километров.
б) Кровь человека содержит 5-6 млн. красных телец. Если их сложить в цепочку, получится лента, которой можно 4-5 раз обогнуть земной шар.
в) Самый маленький мускул – «стремячок» в ухе человека имеет длину 1,2 мм.
г) Если человека подстричь наголо, то на голове у него останется 200 метров волос.
4. Закрепление.
Проверим, насколько вы были внимательны и по лесенке поднимемся на вершину знаний.
А) Вопросы для кроссворда:
Основная единица измерения длины.
Наиболее часто встречающаяся единица площади в сельском хозяйстве.
Единица длины примерно равная длине стопы.
Единица длины примерно равная длине сустава большого пальца.
Старинная мера длины на Руси.
Русская мера длины, равная 1/16 аршина.
Единица длины, содержащая 100 мм.
Б) Проверим у кого в классе лучший глазомер. Определите длину предмета «на глаз».
5. Итог урока.
О чем вы узнали на этом уроке?
Заполните таблицу.
м
см
дм
мм
1 см
1мм
1м
1дм
6.Домашнее задание.
Повторить определение цены деления. Придумать как свой организм можно использовать для измерения длины, времени.