kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока математики в 4 классе по теме: «Единицы длины. Километр».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  математики, проведённый в 4 классе по теме:

«Единицы длины. Километр».

Цель: познакомить детей с новой единицей измерения длины – километром, дать представление использования новой единицы измерения на практике.

Задачи урока.

1. Образовательные.

Формировать умение различать понятия «Величина» и «Единицы измерения этой величины», умение соотносить единицы длины, умение пользоваться линейкой. Совершенствовать навыки устного счёта, приемы письменных вычислений. Совершенствовать умение читать, записывать и сравнивать многозначные числа.

2. Развивающие.

 Развивать логическое мышление и умение творчески подходить к решению задач. Развивать умение грамотно, логично, полно отвечать на вопросы. Развивать умение аргументировать своё мнение. Развивать навык самоконтроля.

3. Воспитывающие.

Воспитывать аккуратность и внимание; содействовать развитию умений общаться, быть взаимовежливыми, радоваться успехам товарищей.

Оборудование.

Учебник М.И.Моро 4 класс, «карта путешествия», таблички с названием станций, индивидуальные карточки, картинка с поездом. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики в 4 классе по теме: «Единицы длины. Километр». »

17



Щавлева Лариса Борисовна

МОУ «Киришская средняя

общеобразовательная школа № 8».

Педагогический стаж: 17 лет.

Образование: высшее.






Конспект урока.








УМК: самостоятельно составленный комплект.

Предмет: математика.

Учебник: М.И. Моро «Математика 4 класс», в двух частях.

Москва: «Просвещение», 2004 год.

Тема: «Единицы длины. Километр».


2009


Урок математики, проведённый в 4 классе по теме:

«Единицы длины. Километр».



Цель: познакомить детей с новой единицей измерения длины – километром, дать представление использования новой единицы измерения на практике.

Задачи урока.

1. Образовательные.

Формировать умение различать понятия «Величина» и «Единицы измерения этой величины», умение соотносить единицы длины, умение пользоваться линейкой. Совершенствовать навыки устного счёта, приемы письменных вычислений. Совершенствовать умение читать, записывать и сравнивать многозначные числа.

2. Развивающие.

Развивать логическое мышление и умение творчески подходить к решению задач. Развивать умение грамотно, логично, полно отвечать на вопросы. Развивать умение аргументировать своё мнение. Развивать навык самоконтроля.

3. Воспитывающие.

Воспитывать аккуратность и внимание; содействовать развитию умений общаться, быть взаимовежливыми, радоваться успехам товарищей.


Оборудование.

Учебник М.И.Моро 4 класс, «карта путешествия», таблички с названием станций, индивидуальные карточки, картинка с поездом.







Оформление доски

1 км = … м

1 м = …дм = …см

1 дм = … см = …мм









КИЛОМЕТР 1 км = 1000 м

карта

Ст. Смеклкино


Ст. Измеряйкино


Ст. Задачкино


Ст Вычисляйкино



1 * * 3 * 8 * * * 9

9 + * 5 3 3 6 * *

* 5 4 4 7 * 6 *

9 9 7 * *

0

АВ * СД * КМ; АВ * КМ *СД; КМ *АВ * СД;


1533 1433 1333 1633 1733 1233































Структура урока.

I. Организационный момент – (1 мин)

II. Сообщение темы урока – (3-4 мин)

1) вступительная беседа;

2) вычислительная разминка.

III. Подготовка к изучению новой темы – начало путешествия.

(3 мин+5мин+7мин)

1) актуализация имеющихся знаний;

2) задания на логическое мышление - станция «Смекалкино»;

3) практическая работа - Станция «Измеряйкино» (определение длины отрезков на глаз, проверка предположений с помощью линейки; выполнение № 170 – перевод единиц.).

IV. Знакомство с новым материалом. 2 мин

V. Физкультминутка.1-2 мин

VI. Первичное закрепление – станция «Задачкино».2 мин + 10 мин

1) Решение задачи с использованием измерительной единицы – шага. 2 мин

2) Решение задач на движение (ввод понятий : встречное движение; движение в противоположные стороны; движение в одном направлении).

VII. Закрепление изученного – станция «Вычисляйкино». 8 мин

1) составление сводной таблицы единиц длины;

2) решение примеров (самостоятельная работа)

VIII. Итог урока. 2мин.









Ход урока.

I.Орг. момент.

- Встаньте ровно, глазами проверьте, всё ли готово к уроку. Садитесь.

II. Сообщение темы урока.

1. Вступительная беседа.

- Послушайте небольшую сказку.

В Математической Галактике есть планета «Величиния». На этой планете нет стран, зато там есть разные величины. Какие величины вы знаете? (Длина, площадь, масса, время) У каждой величины есть свои слуги-помощники. Подумайте, что это за слуги-помощники? (Единицы измерения).

-Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на этом замечательном поезде на планету «Величиния». Поезд скоростной, потому что за 45 минут мы должны многое узнать и успеть сделать. Тема нашего путешествия – «Единицы длины». Мы познакомимся с новой единицей длины, узнаем, где она применяется в жизни. Наш маршрут проложен на карте.



(Отдельно приготовлены карточки названий станций и отметок пройденного расстояния; карточки с км и числовыми данными перевёрнуты), модель поезда.



200

км

450

км

350

км

1000

км

Ст. Смекалкино

Ст. Измеряйкино

Ст. Задачкино

Ст. Вычисляйкино


2. Вычислительная разминка. (Фронтальная работа – дети вычисляют, поднимают руку; сравниваются ответы и называется правильный)

- Чтобы узнать, какие числовые данные скрыты на табличках, нужно выполнить некоторые вычисления.

- Первое число: сумму чисел 500 и 300 уменьшить в 4 раза. (200 – открывается табличка с числом).

*Дополнительный вопрос: что значит уменьшить в 4 раза?

- Второе число: произведение чисел 5 и 100 уменьшить на 50. (450).

*Д. в.: что значит найти произведение чисел?

- Третье число: число 7 увеличить в 50 раз. (350)

- Четвёртое число: найдите сумму трёх предыдущих чисел (1000)

Вывод: всё к путешествию готово!

(На данном этапе активно работал весь класс. Допустили ошибки 5 человек: 3 ученика – перепутали понятия «уменьшить на…» и «уменьшить в… раз»; 2 ученика- при нахождении суммы трёх слагаемых.

III. Подготовка к изучению новой темы.

1. Актуализация имеющихся знаний.

- Итак, наш поезд отправляется. Пока он едет до первой станции, посмотрите на нашу карту, картографы хорошо потрудились.

-Как вы думаете, какие единицы длины они использовали? (дм, см, мм)

(На уроке некоторые дети назвали метр. Была показана метровая линейка и дети убедились, что эта единица измерения длины использована не была).

-Какая из названных единиц самая большая? (дм)

-Давайте вспомним соотношения между единицами. А Юля и Рома выполнят задание у доски. (Дети в тетрадях делают самостоятельно запись, а один ученик у доски за створкой. В это же время двое учеников работают по индивидуальным карточкам у доски).


1 дм = 10см =100мм

1см =10мм

Проверка:

(4 ученика допустили одну ошибку)

-Начертите в тетради отрезки длиной 1дм, 1см.

- А как быть с отрезком 1мм? (Отрезок длиной 1мм очень маленький, но можно начертить очень острым карандашом или изобразить в виде точки)

-А если я вам предложу начертить отрезок длиной 1 метр. Как это сделать? (Часть детей сказали, что это невозможно, а часть предложили начертить ломаную, состоящую из 10 звеньев, по 1дм каждое звено).

-Что значит 1метр в дециметрах и в сантиметрах? Выразите. (Дети записывают на доске и в тетради)

1м = …дм =…см

Молодцы!

- А теперь проверим ребят, которые работали у доски. Сравните их задания.


2дм 4см = …см

30см = …мм

27дм 6см = …см

5дм 7см 2мм = …мм

Рома

46мм = …см…мм

50см = …дм

78см = …дм…см

358мм =…дм…см…мм

Юля


- Чем похожи задания? ( Задания связаны с единицами длины).

- Чем отличались? (Юля переводила маленькие единицы в большие, а Сергей большие единицы в маленькие).

- Ребята справились без ошибок. Молодцы!


Внимание! Поезд прибыл на станцию «Смекалкино».

2. Задания на логическое мышление.

На этой станции мы выполним разминку для ума и подготовим свой мозг для дальнейшей работы.


1)-Вставьте пропущенные цифры (ведётся фронтальная работа, ребята предлагают, рассуждают и доказывают)

1 * * 3 * 8 * * * 9

9 + * 5 3 3 6 * *

* 5 4 4 7 * 6 *

9 9 7 * *

0

Образец рассуждения: чтобы в единицах получилось 4, нужно 9 умножить на 6;в 1 множителе в единицах будет 6. 4 пишем ,5 запоминаем. В десятках стоит цифра 5, и мы запомнили 5, значит, в первом множителе в десятках будет 0. Чтобы узнать цифру, обозначающую сотни в произведении, нужно 9 умножить на 1

Молодцы! Ваши знания и ваши умения рассуждать помогли вам справиться с этим заданием.

2) Во время ремонта дороги рабочие так прикрепили таблички, указывающие расстояния:

1533 1433 1333 1633 1733 1233

- В чем их ошибка? (Расстояние должно увеличиваться или уменьшаться, поэтому числа должны возрастать или убывать).

- Чем похожи числа? (Эти числа принадлежат к классу тысяч; в каждом числе 1 тысяча; каждое число в 1 классе содержит 3 десятка, 3 единицы).

- Что изменяется в числах? (Количество сотен в 1 классе)

1 вариант – располагает числа в порядке возрастания

2 вариант – в порядке убывания

(Один ученик у доски располагает карточки в порядке возрастания).

Проверка: Даниил читает числа в получившемся ряду. (Все ребята выполнили без ошибок) Молодцы! Наш поезд продолжает свой путь дальше.

-Послушайте стишок:

Нам весело живётся – понятно всем без слов.

На глаз определить длину отрезков

Кто уже готов?

- Кто знает, как называется способность определять расстояние на глаз? (Глазомер). Мы испытаем свой глазомер.

- Но сначала выполним разминку для глаз. (Дети по команде учителя выполняют упражнения для глаз).

Наш поезд прибыл на станцию Измеряйкино.

Станция «Измеряйкино».

3. Практическая работа.

-Прочитайте задание про себя.

- Что значит определить длину на глаз? (Не пользоваться линейкой).

  1. № 168 (стр. 38 уч.) Определить длину отрезков на глаз, затем проверить свои предположения с помощью линейки и записать значения в тетради, перевести мм в см.

(Даны отрезки длиной 3см, 8см, 5см. Дети на глаз определяют длину отрезков. Большая часть детей точно называют длину).

- Проверьте свои предположения, воспользовавшись линейкой, и запишите значения.

АВ = 3см =30мм

CD =8см = 80мм

КМ = 5см = 50мм

-Составьте неравенства: сначала, используя буквенные обозначения отрезков, а затем – числовые.

(На доске написаны заготовки: АВ * СД * КМ; АВ * КМ *СД; КМ *АВ * СД; вызываются 3 ученика, которые составляют неравенства)

АВKM ABAB

30мммм50мм 30мммммм 50мм30мммм

(Во время составления учитель подходит к детям, нуждающимся в помощи).

(Фронтальная проверка: ученики сверяют свои неравенства и неравенства детей, работавших у доски, всё обсуждается: у доски ребята выполнили без ошибок; в классе 8 учеников допустили ошибки).

2) - Пока наш поезд едет к следующей станции, мы выполним с вами №170 с.39 (1,2 столбик выполняется самостоятельно, взаимопроверка тетрадей). На доске написано дополнительное подобное, чуть усложнённое задание для тех, кто быстро справится с основным заданием.

* 184 дм = м см

1190 см = м дм

230 мм = дм см

Взаимопроверка. (Дети работают в парах. Если возникают разногласия, дети поднимают руку и идёт обсуждение в классе). 7 учеников допустили ошибки.

*-Как связана первая строчка каждого столбика со второй и третьей?

(В первой строчке нужно определить общее количество десятков в числе. Так как в1см - 10мм, а в 1м – 10 дм - тоже нужно определить количество десятков).

  1. Знакомство с новым материалом.

- Мы приближаемся к станции «Задачкино».

- Как вы думаете, какое расстояние мы с вами проехали?

- Вспомните из жизни в каких единицах измеряется расстояние от одного населенного пункта до другого? (В километрах, в старину – в вёрстах)

Чтение параграфа на с.38 (Читает один ученик вслух)

- Как называется новая единица измерения длины? (Километр)

- Как она обозначается кратко? (км)

- Слово километр состоит из двух частей: кило – значит 1000 и метр – 1000 метров.

- Сколько в1км метров? (В одном километре 1000 метров). Запомните!

-Давайте вернёмся к табличкам-указателям.

-Что необходимо дополнить в записи на табличках-указателях? (Единицы измерения расстояния).

- Какую единицу длины чаще всего используют для измерения расстояния?

(Чаще всего используют единицу длины – километр).

- Что будет на табличках? (км)

Пока наш поезд подъезжает к станции «Задачкино», мы немного отдохнём.

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять.

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире,

Наклониться – три, четыре.

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку.

На зарядку, на зарядку,

На зарядку становись!

Начинаем бег на месте,

Финиш – метров через двести!

Раз-два, раз-два,

Раз-два, раз-два!

Хватит – хватит, прибежали,

Оттянулись, подышали!


-Поезд прибыл на станцию «Задачкино».



V. Первичное закрепление.

-Станция «Задачкино». Мы с вами будем учиться применять полученные знания к решению задач.

1) №167-устно. (Нужно сделать 1000 шагов, т.к. в 1км 1000метров). *Дополнительный вопрос: если длина шага равна 50см, то сколько нужно сделать шагов, чтобы пройти 1км? (2000 шагов, т.к. 2 шага – это 1метр, а нужно пройти 1000м, 2 умножаем на 1000).

- Где и когда можно применять эти знания? ( Если нет линейки, рулетки, то можно измерить небольшие расстояния шагами).

- Теперь вы можете измерить с помощью шагов расстояние от школы до вашего дома и понаблюдать, оно меньше или больше километра.

2) №171. Работа над задачей.

- Прочитайте задачу про себя. (Дети читают задачу про себя)

-Определите вид задачи. (Задача на движение)

а) Работа над содержанием.

- О чём говорится в задаче? (В задаче говорится о том, что от двух остановок, расстояние между которыми 1км, отошли два автобуса).

- Что сказано о первом автобусе? (Он прошёл 140 метров).

- Что известно о втором автобусе? (Он прошёл 160 метров).

- Что нужно узнать в задаче? (Каким стало расстояние между автобусами).

-Вам все понятно в условии задачи? ( Нет. Не понятно, как двигались автобусы).

-Как может двигаться транспорт? (Навстречу друг другу; в противоположные стороны; в одну сторону)








Дополните условие, чтобы чертёж к задаче был таким: (…отошли два автобуса навстречу друг другу)




- Покажите на чертеже, что нужно найти.

-Чему равно расстояние между остановками? (1км)

- В каких единицах измеряется расстояние, пройденное автобусами? (В метрах)

- Что нужно сделать? (Перевести 1км в метры).

(Дети записывают в тетради: 1км = 1000м)

- Из чего состоит весь путь? (Весь путь состоит из расстояния, пройденного первым автобусом, вторым автобусом и расстояния, которое нужно найти).

- Весь путь – это… (целое), оставшееся расстояние – это … (часть).

- Будем находить часть или целое? (Часть)

- Запишите решение задачи и ответ.

(Дети записывают решение задачи в тетрадь. Способ решения ученики выбирают сами. Два ученика решают задачу у доски. Группа учащихся (5 человек), которые затрудняются работают под руководством учителя. Ученики, которые быстро решат задачу, выбирают для решения этой задачи другой способ).


1 способ решения.


1)140 + 160 = 300(м) расстояние, пройденное автобусами.

2)1000 – 300 = 700(м)

Ответ: 700м расстояние между автобусами.

1000 – (140 + 160) =700(м)

2 способ решения:

1)1000 – 140 = 860(м) путь без расстояния, пройденного первым автобусом.

2)860 – 160 = 700(м)

Ответ: 700м

1000 – 140 - 160 =700(м)

Проверка: ученики объясняют свой выбор решения.

- Кто решил задачу 1 способом? Кто решил задачу 2 способом? А кто успел записать оба способа решения? (6 учеников: записали оба способа выражением).


Работа со вторым чертежом. Дополните условие, чтобы оно соответствовало второму чертежу. (… отошли два автобуса в противоположные стороны)






- Из чего состоит расстояние между автобусами? (Из расстояния, пройденного первым автобусом, вторым автобусом и расстояния между остановками)

Самостоятельно запишите решение задачи выражением. (Два ученика у доски).


1 способ:

140 + 1000 +160 =1300(м)

2 способ:

(140 + 160) + 1000 =1300(м)

Ответ:1300м расстояние между автобусами.

(Кто не согласен с решением ребят? У доски ребята выполнили верно задачу. На местах 4 ученика нуждались в помощи учителя).

Сравнение задач:

- От чего зависит выбор действий? (Выбор действий зависит от направления движения).

- Что происходит с расстоянием, когда транспорт движется навстречу? (Расстояние уменьшается).

- Что происходит с расстоянием, когда транспорт движется в противоположные стороны? (Расстояние увеличивается).

VI. Последняя остановка – станция «Вычисляйкино».

Наш поезд прибыл на последнюю станцию.

Какой указатель стоит на ст. Вычисляйкино? (1000км) Сколько км нужно проехать, чтобы вернуться обратно? (1000км).

-Что вы можете сказать о 1000 как о единице длины? (1000м – это 1км)

-Сегодня перед нами стоит задача объединить в таблицу известные единицы длины.

На доске записаны равенства.

- Заполните самостоятельно пропуски, чтобы равенства были верными:

1км = …м

1м = …дм = …см

1дм = …см = …мм

- Проверьте себя по учебнику. Кто допустил ошибки? (4 человека)

Какая из единиц самая большая? (Километр).

- Самая маленькая? (Миллиметр).

- А сейчас, чтобы удачно завершить наше путешествие, вам нужно решить примеры из № 172 по вариантам; два ученика решают у доски самостоятельно.

1 строчка – 1 вариант;

2 строчка - 2 вариант.

Проверка. 1 вариант сверяет свои ответы с ответами Алёны Артемьевой, а 2 вариант с ответами Прокофьева Сергея. ( Алёна не допустила ошибок, у Сергея одна ошибка. В классе 7 человек допустили ошибки в примерах, три человека не успели приступить к выполнению примеров).


VII. Итог урока.

Наше путешествие подошло к концу. Понравилось путешествие? Ребята, вы все молодцы, очень хорошо потрудились. Что нового узнали на уроке? ( В 1км – 1000м; расстояние чаще всего измеряется в километрах; длину можно определять на глаз, т.е. пользоваться глазомером, расстояние можно измерять шагами.)

- Какие знания и умения, ранее полученные, пригодились сегодня на уроке? (Знание таблицы умножения, знания единиц длины, умение переводить единицы длины, умение чертить отрезки, решать примеры и т.д.).

Оценки за урок получают следующие ученики:

Глазырина Настя – 4 (у доски перевод единиц – без ошибок, решение задачи записала без ошибок, но не смогла чётко дать пояснение к действиям).

Ершов Даниил – 5 (составлял неравенство и записывал решение задачи)

Сафронова Юлия – 4 (карточка без ошибок, в тетради при решении примеров одна ошибка)

Бойцов Рома – 4 (карточка без ошибок, при решении задачи допустил вычислительную ошибку)

Смирнов Даниил - 3 (ряд чисел написал без ошибок, а при решении задачи у доски затруднялся. Решил задачу только с помощью учителя).

Захаров Даниил – 5 ( успел решить все дополнительные задания на уроке)

Солдатов Дима - 5( успел решить все дополнительные задания на уроке)

Прокофьев Сергей - 4

Артемьева Алёна – 5


Домашнее задание: №170 (3 столбик), № 172 (3 строчка), выучить таблицу соотношения единиц длины.

№ 170 (3ст.) относится к новому материалу. Прежде, чем к нему приступать, повторите таблицу соотношения единиц длины. № 172 – есть письменные приёмы вычислений – запишите столбиком.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока математики в 4 классе по теме: «Единицы длины. Километр».

Автор: Щавлева Лариса Борисовна

Дата: 17.11.2014

Номер свидетельства: 132017

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока математики по теме "Единицы длины. Километр""
    ["seo_title"] => string(57) "konspekt_uroka_matematiki_po_teme_edinitsy_dliny_kilometr"
    ["file_id"] => string(6) "603583"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1648475290"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока математики по теме "Единицы измерения.""
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-matiematiki-po-tiemie-iedinitsy-izmierieniia"
    ["file_id"] => string(6) "248051"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446655061"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "План- конспект по математике в 4 классе по теме: ЕДИНИЦЫ ДЛИНЫ. КИЛОМЕТР"
    ["seo_title"] => string(78) "plan_konspiekt_po_matiematikie_v_4_klassie_po_tiemie_iedinitsy_dliny_kilomietr"
    ["file_id"] => string(6) "351571"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1477232798"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Единица длины - километр "
    ["seo_title"] => string(25) "iedinitsa-dliny-kilomietr"
    ["file_id"] => string(6) "199409"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428577105"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока по математике в 4 классе по теме: " Единица длины - километр""
    ["seo_title"] => string(71) "konspekt_uroka_po_matematike_v_4_klasse_po_teme_edinitsa_dliny_kilometr"
    ["file_id"] => string(6) "576571"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1616574866"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1550 руб.
1940 руб.
2000 руб.
2500 руб.
1660 руб.
2070 руб.
1670 руб.
2090 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства