Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики в 4 классе по теме: «Единицы длины. Километр». »
17
Щавлева Лариса Борисовна
МОУ «Киришская средняя
общеобразовательная школа № 8».
Педагогический стаж: 17 лет.
Образование: высшее.
Конспект урока.
УМК: самостоятельно составленный комплект.
Предмет: математика.
Учебник: М.И. Моро «Математика 4 класс», в двух частях.
Москва: «Просвещение», 2004 год.
Тема: «Единицы длины. Километр».
2009
Урок математики, проведённый в 4 классе по теме:
«Единицы длины. Километр».
Цель: познакомить детей с новой единицей измерения длины – километром, дать представление использования новой единицы измерения на практике.
Задачи урока.
1. Образовательные.
Формировать умение различать понятия «Величина» и «Единицы измерения этой величины», умение соотносить единицы длины, умение пользоваться линейкой. Совершенствовать навыки устного счёта, приемы письменных вычислений. Совершенствовать умение читать, записывать и сравнивать многозначные числа.
2. Развивающие.
Развивать логическое мышление и умение творчески подходить к решению задач. Развивать умение грамотно, логично, полно отвечать на вопросы. Развивать умение аргументировать своё мнение. Развивать навык самоконтроля.
3. Воспитывающие.
Воспитывать аккуратность и внимание; содействовать развитию умений общаться, быть взаимовежливыми, радоваться успехам товарищей.
Оборудование.
Учебник М.И.Моро 4 класс, «карта путешествия», таблички с названием станций, индивидуальные карточки, картинка с поездом.
Оформление доски
1 км = … м
1 м = …дм = …см
1 дм = … см = …мм
КИЛОМЕТР 1 км = 1000 м
карта
Ст. Смеклкино
Ст. Измеряйкино
Ст. Задачкино
Ст Вычисляйкино
1 * * 3 * 8 * * * 9
9 + * 5 3 3 6 * *
* 5 4 4 7 * 6 *
9 9 7 * *
0
АВ * СД * КМ; АВ * КМ *СД; КМ *АВ * СД;
1533 1433 1333 1633 1733 1233
Структура урока.
I. Организационный момент – (1 мин)
II. Сообщение темы урока – (3-4 мин)
1) вступительная беседа;
2) вычислительная разминка.
III. Подготовка к изучению новой темы – начало путешествия.
(3 мин+5мин+7мин)
1) актуализация имеющихся знаний;
2) задания на логическое мышление - станция «Смекалкино»;
3) практическая работа - Станция «Измеряйкино» (определение длины отрезков на глаз, проверка предположений с помощью линейки; выполнение № 170 – перевод единиц.).
IV. Знакомство с новым материалом. 2 мин
V. Физкультминутка.1-2 мин
VI. Первичное закрепление – станция «Задачкино».2 мин + 10 мин
1) Решение задачи с использованием измерительной единицы – шага. 2 мин
2) Решение задач на движение (ввод понятий : встречное движение; движение в противоположные стороны; движение в одном направлении).
VII. Закрепление изученного – станция «Вычисляйкино». 8 мин
1) составление сводной таблицы единиц длины;
2) решение примеров (самостоятельная работа)
VIII. Итог урока. 2мин.
Ход урока.
I.Орг. момент.
- Встаньте ровно, глазами проверьте, всё ли готово к уроку. Садитесь.
II. Сообщение темы урока.
1. Вступительная беседа.
- Послушайте небольшую сказку.
В Математической Галактике есть планета «Величиния». На этой планете нет стран, зато там есть разные величины. Какие величины вы знаете? (Длина, площадь, масса, время) У каждой величины есть свои слуги-помощники. Подумайте, что это за слуги-помощники? (Единицы измерения).
-Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на этом замечательном поезде на планету «Величиния». Поезд скоростной, потому что за 45 минут мы должны многое узнать и успеть сделать. Тема нашего путешествия – «Единицы длины». Мы познакомимся с новой единицей длины, узнаем, где она применяется в жизни. Наш маршрут проложен на карте.
(Отдельно приготовлены карточки названий станций и отметок пройденного расстояния; карточки с км и числовыми данными перевёрнуты), модель поезда.
200
км
450
км
350
км
1000
км
Ст. Смекалкино
Ст. Измеряйкино
Ст. Задачкино
Ст. Вычисляйкино
2.Вычислительная разминка. (Фронтальная работа – дети вычисляют, поднимают руку; сравниваются ответы и называется правильный)
- Чтобы узнать, какие числовые данные скрыты на табличках, нужно выполнить некоторые вычисления.
- Первое число: сумму чисел 500 и 300 уменьшить в 4 раза. (200 – открывается табличка с числом).
*Дополнительный вопрос: что значит уменьшить в 4 раза?
- Второе число: произведение чисел 5 и 100 уменьшить на 50. (450).
*Д. в.: что значит найти произведение чисел?
- Третье число: число 7 увеличить в 50 раз. (350)
- Четвёртое число: найдите сумму трёх предыдущих чисел (1000)
Вывод: всё к путешествию готово!
(На данном этапе активно работал весь класс. Допустили ошибки 5 человек: 3 ученика – перепутали понятия «уменьшить на…» и «уменьшить в… раз»; 2 ученика- при нахождении суммы трёх слагаемых.
III. Подготовка к изучению новой темы.
1. Актуализация имеющихся знаний.
- Итак, наш поезд отправляется. Пока он едет до первой станции, посмотрите на нашу карту, картографы хорошо потрудились.
-Как вы думаете, какие единицы длины они использовали? (дм, см, мм)
(На уроке некоторые дети назвали метр. Была показана метровая линейка и дети убедились, что эта единица измерения длины использована не была).
-Какая из названных единиц самая большая? (дм)
-Давайте вспомним соотношения между единицами. А Юля и Рома выполнят задание у доски. (Дети в тетрадях делают самостоятельно запись, а один ученик у доски за створкой. В это же время двое учеников работают по индивидуальным карточкам у доски).
1 дм = 10см =100мм
1см =10мм
Проверка:
(4 ученика допустили одну ошибку)
-Начертите в тетради отрезки длиной 1дм, 1см.
- А как быть с отрезком 1мм? (Отрезок длиной 1мм очень маленький, но можно начертить очень острым карандашом или изобразить в виде точки)
-А если я вам предложу начертить отрезок длиной 1 метр. Как это сделать? (Часть детей сказали, что это невозможно, а часть предложили начертить ломаную, состоящую из 10 звеньев, по 1дм каждое звено).
-Что значит 1метр в дециметрах и в сантиметрах? Выразите. (Дети записывают на доске и в тетради)
1м = …дм =…см
Молодцы!
- А теперь проверим ребят, которые работали у доски. Сравните их задания.
2дм 4см = …см
30см = …мм
27дм 6см = …см
5дм 7см 2мм = …мм
Рома
46мм = …см…мм
50см = …дм
78см = …дм…см
358мм =…дм…см…мм
Юля
- Чем похожи задания? ( Задания связаны с единицами длины).
- Чем отличались? (Юля переводила маленькие единицы в большие, а Сергей большие единицы в маленькие).
- Ребята справились без ошибок. Молодцы!
Внимание! Поезд прибыл на станцию «Смекалкино».
2. Задания на логическое мышление.
На этой станции мы выполним разминку для ума и подготовим свой мозг для дальнейшей работы.
Образец рассуждения: чтобы в единицах получилось 4, нужно 9 умножить на 6;в 1 множителе в единицах будет 6. 4 пишем ,5 запоминаем. В десятках стоит цифра 5, и мы запомнили 5, значит, в первом множителе в десятках будет 0. Чтобы узнать цифру, обозначающую сотни в произведении, нужно 9 умножить на 1
Молодцы! Ваши знания и ваши умения рассуждать помогли вам справиться с этим заданием.
2) Во время ремонта дороги рабочие так прикрепили таблички, указывающие расстояния:
1533 1433 1333 1633 1733 1233
- В чем их ошибка? (Расстояние должно увеличиваться или уменьшаться, поэтому числа должны возрастать или убывать).
- Чем похожи числа? (Эти числа принадлежат к классу тысяч; в каждом числе 1 тысяча; каждое число в 1 классе содержит 3 десятка, 3 единицы).
- Что изменяется в числах? (Количество сотен в 1 классе)
1 вариант – располагает числа в порядке возрастания
2 вариант – в порядке убывания
(Один ученик у доски располагает карточки в порядке возрастания).
Проверка: Даниил читает числа в получившемся ряду. (Все ребята выполнили без ошибок) Молодцы! Наш поезд продолжает свой путь дальше.
-Послушайте стишок:
Нам весело живётся – понятно всем без слов.
На глаз определить длину отрезков
Кто уже готов?
- Кто знает, как называется способность определять расстояние на глаз? (Глазомер). Мы испытаем свой глазомер.
- Но сначала выполним разминку для глаз. (Дети по команде учителя выполняют упражнения для глаз).
Наш поезд прибыл на станцию Измеряйкино.
Станция «Измеряйкино».
3. Практическая работа.
-Прочитайте задание про себя.
- Что значит определить длину на глаз? (Не пользоваться линейкой).
№ 168 (стр. 38 уч.) Определить длину отрезков на глаз, затем проверить свои предположения с помощью линейки и записать значения в тетради, перевести мм в см.
(Даны отрезки длиной 3см, 8см, 5см. Дети на глаз определяют длину отрезков. Большая часть детей точно называют длину).
- Проверьте свои предположения, воспользовавшись линейкой, и запишите значения.
АВ = 3см =30мм
CD =8см = 80мм
КМ = 5см = 50мм
-Составьте неравенства: сначала, используя буквенные обозначения отрезков, а затем – числовые.
(На доске написаны заготовки: АВ * СД * КМ; АВ * КМ *СД; КМ *АВ * СД; вызываются 3 ученика, которые составляют неравенства)
АВKM ABAB
30мммм50мм 30мммммм 50мм30мммм
(Во время составления учитель подходит к детям, нуждающимся в помощи).
(Фронтальная проверка: ученики сверяют свои неравенства и неравенства детей, работавших у доски, всё обсуждается: у доски ребята выполнили без ошибок; в классе 8 учеников допустили ошибки).
2) - Пока наш поезд едет к следующей станции, мы выполним с вами №170 с.39 (1,2 столбик выполняется самостоятельно, взаимопроверка тетрадей). На доске написано дополнительное подобное, чуть усложнённое задание для тех, кто быстро справится с основным заданием.
* 184 дм = м см
1190 см = м дм
230 мм = дм см
Взаимопроверка. (Дети работают в парах. Если возникают разногласия, дети поднимают руку и идёт обсуждение в классе). 7 учеников допустили ошибки.
*-Как связана первая строчка каждого столбика со второй и третьей?
(В первой строчке нужно определить общее количество десятков в числе. Так как в1см - 10мм, а в 1м – 10 дм - тоже нужно определить количество десятков).
Знакомство с новым материалом.
- Мы приближаемся к станции «Задачкино».
- Как вы думаете, какое расстояние мы с вами проехали?
- Вспомните из жизни в каких единицах измеряется расстояние от одного населенного пункта до другого? (В километрах, в старину – в вёрстах)
Чтение параграфа на с.38 (Читает один ученик вслух)
- Как называется новая единица измерения длины? (Километр)
- Как она обозначается кратко? (км)
- Слово километр состоит из двух частей: кило – значит 1000 и метр – 1000 метров.
- Сколько в1км метров? (В одном километре 1000 метров). Запомните!
-Давайте вернёмся к табличкам-указателям.
-Что необходимо дополнить в записи на табличках-указателях? (Единицы измерения расстояния).
- Какую единицу длины чаще всего используют для измерения расстояния?
(Чаще всего используют единицу длины – километр).
- Что будет на табличках? (км)
Пока наш поезд подъезжает к станции «Задачкино», мы немного отдохнём.
Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять.
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
Наклониться – три, четыре.
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.
На зарядку, на зарядку,
На зарядку становись!
Начинаем бег на месте,
Финиш – метров через двести!
Раз-два, раз-два,
Раз-два, раз-два!
Хватит – хватит, прибежали,
Оттянулись, подышали!
-Поезд прибыл на станцию «Задачкино».
V. Первичное закрепление.
-Станция «Задачкино». Мы с вами будем учиться применять полученные знания к решению задач.
1) №167-устно. (Нужно сделать 1000 шагов, т.к. в 1км 1000метров). *Дополнительный вопрос: если длина шага равна 50см, то сколько нужно сделать шагов, чтобы пройти 1км? (2000 шагов, т.к. 2 шага – это 1метр, а нужно пройти 1000м, 2 умножаем на 1000).
- Где и когда можно применять эти знания? ( Если нет линейки, рулетки, то можно измерить небольшие расстояния шагами).
- Теперь вы можете измерить с помощью шагов расстояние от школы до вашего дома и понаблюдать, оно меньше или больше километра.
2) №171. Работа над задачей.
- Прочитайте задачу про себя. (Дети читают задачу про себя)
-Определите вид задачи. (Задача на движение)
а) Работа над содержанием.
- О чём говорится в задаче? (В задаче говорится о том, что от двух остановок, расстояние между которыми 1км, отошли два автобуса).
- Что сказано о первом автобусе? (Он прошёл 140 метров).
- Что известно о втором автобусе? (Он прошёл 160 метров).
- Что нужно узнать в задаче? (Каким стало расстояние между автобусами).
-Вам все понятно в условии задачи? ( Нет. Не понятно, как двигались автобусы).
-Как может двигаться транспорт? (Навстречу друг другу; в противоположные стороны; в одну сторону)
Дополните условие, чтобы чертёж к задаче был таким: (…отошли два автобуса навстречу друг другу)
- Покажите на чертеже, что нужно найти.
-Чему равно расстояние между остановками? (1км)
- В каких единицах измеряется расстояние, пройденное автобусами? (В метрах)
- Что нужно сделать? (Перевести 1км в метры).
(Дети записывают в тетради: 1км = 1000м)
- Из чего состоит весь путь? (Весь путь состоит из расстояния, пройденного первым автобусом, вторым автобусом и расстояния, которое нужно найти).
- Весь путь – это… (целое), оставшееся расстояние – это … (часть).
- Будем находить часть или целое? (Часть)
- Запишите решение задачи и ответ.
(Дети записывают решение задачи в тетрадь. Способ решения ученики выбирают сами. Два ученика решают задачу у доски. Группа учащихся (5 человек), которые затрудняются работают под руководством учителя. Ученики, которые быстро решат задачу, выбирают для решения этой задачи другой способ).
1)1000 – 140 = 860(м) путь без расстояния, пройденного первым автобусом.
2)860 – 160 = 700(м)
Ответ: 700м
1000 – 140 - 160 =700(м)
Проверка: ученики объясняют свой выбор решения.
- Кто решил задачу 1 способом? Кто решил задачу 2 способом? А кто успел записать оба способа решения? (6 учеников: записали оба способа выражением).
Работа со вторым чертежом. Дополните условие, чтобы оно соответствовало второму чертежу. (… отошли два автобуса в противоположные стороны)
- Из чего состоит расстояние между автобусами? (Из расстояния, пройденного первым автобусом, вторым автобусом и расстояния между остановками)
Самостоятельно запишите решение задачи выражением. (Два ученика у доски).
1 способ:
140 + 1000 +160 =1300(м)
2 способ:
(140 + 160) + 1000 =1300(м)
Ответ:1300м расстояние между автобусами.
(Кто не согласен с решением ребят? У доски ребята выполнили верно задачу. На местах 4 ученика нуждались в помощи учителя).
Сравнение задач:
- От чего зависит выбор действий? (Выбор действий зависит от направления движения).
- Что происходит с расстоянием, когда транспорт движется навстречу? (Расстояние уменьшается).
- Что происходит с расстоянием, когда транспорт движется в противоположные стороны? (Расстояние увеличивается).
VI. Последняя остановка – станция «Вычисляйкино».
Наш поезд прибыл на последнюю станцию.
Какой указатель стоит на ст. Вычисляйкино? (1000км) Сколько км нужно проехать, чтобы вернуться обратно? (1000км).
-Что вы можете сказать о 1000 как о единице длины? (1000м – это 1км)
-Сегодня перед нами стоит задача объединить в таблицу известные единицы длины.
На доске записаны равенства.
- Заполните самостоятельно пропуски, чтобы равенства были верными:
1км = …м
1м = …дм = …см
1дм = …см = …мм
- Проверьте себя по учебнику. Кто допустил ошибки? (4 человека)
Какая из единиц самая большая? (Километр).
- Самая маленькая? (Миллиметр).
- А сейчас, чтобы удачно завершить наше путешествие, вам нужно решить примеры из № 172 по вариантам; два ученика решают у доски самостоятельно.
1 строчка – 1 вариант;
2 строчка - 2 вариант.
Проверка. 1 вариант сверяет свои ответы с ответами Алёны Артемьевой, а 2 вариант с ответами Прокофьева Сергея. ( Алёна не допустила ошибок, у Сергея одна ошибка. В классе 7 человек допустили ошибки в примерах, три человека не успели приступить к выполнению примеров).
VII. Итог урока.
Наше путешествие подошло к концу. Понравилось путешествие? Ребята, вы все молодцы, очень хорошо потрудились. Что нового узнали на уроке? ( В 1км – 1000м; расстояние чаще всего измеряется в километрах; длину можно определять на глаз, т.е. пользоваться глазомером, расстояние можно измерять шагами.)
- Какие знания и умения, ранее полученные, пригодились сегодня на уроке? (Знание таблицы умножения, знания единиц длины, умение переводить единицы длины, умение чертить отрезки, решать примеры и т.д.).
Оценки за урок получают следующие ученики:
Глазырина Настя – 4 (у доски перевод единиц – без ошибок, решение задачи записала без ошибок, но не смогла чётко дать пояснение к действиям).
Ершов Даниил – 5 (составлял неравенство и записывал решение задачи)
Сафронова Юлия – 4 (карточка без ошибок, в тетради при решении примеров одна ошибка)
Бойцов Рома – 4 (карточка без ошибок, при решении задачи допустил вычислительную ошибку)
Смирнов Даниил - 3 (ряд чисел написал без ошибок, а при решении задачи у доски затруднялся. Решил задачу только с помощью учителя).
Захаров Даниил – 5 ( успел решить все дополнительные задания на уроке)
Солдатов Дима - 5( успел решить все дополнительные задания на уроке)
№ 170 (3ст.) относится к новому материалу. Прежде, чем к нему приступать, повторите таблицу соотношения единиц длины. № 172 – есть письменные приёмы вычислений – запишите столбиком.