kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока математики в 4 классе по теме: «Единицы длины. Километр».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  математики, проведённый в 4 классе по теме:

«Единицы длины. Километр».

Цель: познакомить детей с новой единицей измерения длины – километром, дать представление использования новой единицы измерения на практике.

Задачи урока.

1. Образовательные.

Формировать умение различать понятия «Величина» и «Единицы измерения этой величины», умение соотносить единицы длины, умение пользоваться линейкой. Совершенствовать навыки устного счёта, приемы письменных вычислений. Совершенствовать умение читать, записывать и сравнивать многозначные числа.

2. Развивающие.

 Развивать логическое мышление и умение творчески подходить к решению задач. Развивать умение грамотно, логично, полно отвечать на вопросы. Развивать умение аргументировать своё мнение. Развивать навык самоконтроля.

3. Воспитывающие.

Воспитывать аккуратность и внимание; содействовать развитию умений общаться, быть взаимовежливыми, радоваться успехам товарищей.

Оборудование.

Учебник М.И.Моро 4 класс, «карта путешествия», таблички с названием станций, индивидуальные карточки, картинка с поездом. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики в 4 классе по теме: «Единицы длины. Километр». »

17



Щавлева Лариса Борисовна

МОУ «Киришская средняя

общеобразовательная школа № 8».

Педагогический стаж: 17 лет.

Образование: высшее.






Конспект урока.








УМК: самостоятельно составленный комплект.

Предмет: математика.

Учебник: М.И. Моро «Математика 4 класс», в двух частях.

Москва: «Просвещение», 2004 год.

Тема: «Единицы длины. Километр».


2009


Урок математики, проведённый в 4 классе по теме:

«Единицы длины. Километр».



Цель: познакомить детей с новой единицей измерения длины – километром, дать представление использования новой единицы измерения на практике.

Задачи урока.

1. Образовательные.

Формировать умение различать понятия «Величина» и «Единицы измерения этой величины», умение соотносить единицы длины, умение пользоваться линейкой. Совершенствовать навыки устного счёта, приемы письменных вычислений. Совершенствовать умение читать, записывать и сравнивать многозначные числа.

2. Развивающие.

Развивать логическое мышление и умение творчески подходить к решению задач. Развивать умение грамотно, логично, полно отвечать на вопросы. Развивать умение аргументировать своё мнение. Развивать навык самоконтроля.

3. Воспитывающие.

Воспитывать аккуратность и внимание; содействовать развитию умений общаться, быть взаимовежливыми, радоваться успехам товарищей.


Оборудование.

Учебник М.И.Моро 4 класс, «карта путешествия», таблички с названием станций, индивидуальные карточки, картинка с поездом.







Оформление доски

1 км = … м

1 м = …дм = …см

1 дм = … см = …мм









КИЛОМЕТР 1 км = 1000 м

карта

Ст. Смеклкино


Ст. Измеряйкино


Ст. Задачкино


Ст Вычисляйкино



1 * * 3 * 8 * * * 9

9 + * 5 3 3 6 * *

* 5 4 4 7 * 6 *

9 9 7 * *

0

АВ * СД * КМ; АВ * КМ *СД; КМ *АВ * СД;


1533 1433 1333 1633 1733 1233































Структура урока.

I. Организационный момент – (1 мин)

II. Сообщение темы урока – (3-4 мин)

1) вступительная беседа;

2) вычислительная разминка.

III. Подготовка к изучению новой темы – начало путешествия.

(3 мин+5мин+7мин)

1) актуализация имеющихся знаний;

2) задания на логическое мышление - станция «Смекалкино»;

3) практическая работа - Станция «Измеряйкино» (определение длины отрезков на глаз, проверка предположений с помощью линейки; выполнение № 170 – перевод единиц.).

IV. Знакомство с новым материалом. 2 мин

V. Физкультминутка.1-2 мин

VI. Первичное закрепление – станция «Задачкино».2 мин + 10 мин

1) Решение задачи с использованием измерительной единицы – шага. 2 мин

2) Решение задач на движение (ввод понятий : встречное движение; движение в противоположные стороны; движение в одном направлении).

VII. Закрепление изученного – станция «Вычисляйкино». 8 мин

1) составление сводной таблицы единиц длины;

2) решение примеров (самостоятельная работа)

VIII. Итог урока. 2мин.









Ход урока.

I.Орг. момент.

- Встаньте ровно, глазами проверьте, всё ли готово к уроку. Садитесь.

II. Сообщение темы урока.

1. Вступительная беседа.

- Послушайте небольшую сказку.

В Математической Галактике есть планета «Величиния». На этой планете нет стран, зато там есть разные величины. Какие величины вы знаете? (Длина, площадь, масса, время) У каждой величины есть свои слуги-помощники. Подумайте, что это за слуги-помощники? (Единицы измерения).

-Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на этом замечательном поезде на планету «Величиния». Поезд скоростной, потому что за 45 минут мы должны многое узнать и успеть сделать. Тема нашего путешествия – «Единицы длины». Мы познакомимся с новой единицей длины, узнаем, где она применяется в жизни. Наш маршрут проложен на карте.



(Отдельно приготовлены карточки названий станций и отметок пройденного расстояния; карточки с км и числовыми данными перевёрнуты), модель поезда.



200

км

450

км

350

км

1000

км

Ст. Смекалкино

Ст. Измеряйкино

Ст. Задачкино

Ст. Вычисляйкино


2. Вычислительная разминка. (Фронтальная работа – дети вычисляют, поднимают руку; сравниваются ответы и называется правильный)

- Чтобы узнать, какие числовые данные скрыты на табличках, нужно выполнить некоторые вычисления.

- Первое число: сумму чисел 500 и 300 уменьшить в 4 раза. (200 – открывается табличка с числом).

*Дополнительный вопрос: что значит уменьшить в 4 раза?

- Второе число: произведение чисел 5 и 100 уменьшить на 50. (450).

*Д. в.: что значит найти произведение чисел?

- Третье число: число 7 увеличить в 50 раз. (350)

- Четвёртое число: найдите сумму трёх предыдущих чисел (1000)

Вывод: всё к путешествию готово!

(На данном этапе активно работал весь класс. Допустили ошибки 5 человек: 3 ученика – перепутали понятия «уменьшить на…» и «уменьшить в… раз»; 2 ученика- при нахождении суммы трёх слагаемых.

III. Подготовка к изучению новой темы.

1. Актуализация имеющихся знаний.

- Итак, наш поезд отправляется. Пока он едет до первой станции, посмотрите на нашу карту, картографы хорошо потрудились.

-Как вы думаете, какие единицы длины они использовали? (дм, см, мм)

(На уроке некоторые дети назвали метр. Была показана метровая линейка и дети убедились, что эта единица измерения длины использована не была).

-Какая из названных единиц самая большая? (дм)

-Давайте вспомним соотношения между единицами. А Юля и Рома выполнят задание у доски. (Дети в тетрадях делают самостоятельно запись, а один ученик у доски за створкой. В это же время двое учеников работают по индивидуальным карточкам у доски).


1 дм = 10см =100мм

1см =10мм

Проверка:

(4 ученика допустили одну ошибку)

-Начертите в тетради отрезки длиной 1дм, 1см.

- А как быть с отрезком 1мм? (Отрезок длиной 1мм очень маленький, но можно начертить очень острым карандашом или изобразить в виде точки)

-А если я вам предложу начертить отрезок длиной 1 метр. Как это сделать? (Часть детей сказали, что это невозможно, а часть предложили начертить ломаную, состоящую из 10 звеньев, по 1дм каждое звено).

-Что значит 1метр в дециметрах и в сантиметрах? Выразите. (Дети записывают на доске и в тетради)

1м = …дм =…см

Молодцы!

- А теперь проверим ребят, которые работали у доски. Сравните их задания.


2дм 4см = …см

30см = …мм

27дм 6см = …см

5дм 7см 2мм = …мм

Рома

46мм = …см…мм

50см = …дм

78см = …дм…см

358мм =…дм…см…мм

Юля


- Чем похожи задания? ( Задания связаны с единицами длины).

- Чем отличались? (Юля переводила маленькие единицы в большие, а Сергей большие единицы в маленькие).

- Ребята справились без ошибок. Молодцы!


Внимание! Поезд прибыл на станцию «Смекалкино».

2. Задания на логическое мышление.

На этой станции мы выполним разминку для ума и подготовим свой мозг для дальнейшей работы.


1)-Вставьте пропущенные цифры (ведётся фронтальная работа, ребята предлагают, рассуждают и доказывают)

1 * * 3 * 8 * * * 9

9 + * 5 3 3 6 * *

* 5 4 4 7 * 6 *

9 9 7 * *

0

Образец рассуждения: чтобы в единицах получилось 4, нужно 9 умножить на 6;в 1 множителе в единицах будет 6. 4 пишем ,5 запоминаем. В десятках стоит цифра 5, и мы запомнили 5, значит, в первом множителе в десятках будет 0. Чтобы узнать цифру, обозначающую сотни в произведении, нужно 9 умножить на 1

Молодцы! Ваши знания и ваши умения рассуждать помогли вам справиться с этим заданием.

2) Во время ремонта дороги рабочие так прикрепили таблички, указывающие расстояния:

1533 1433 1333 1633 1733 1233

- В чем их ошибка? (Расстояние должно увеличиваться или уменьшаться, поэтому числа должны возрастать или убывать).

- Чем похожи числа? (Эти числа принадлежат к классу тысяч; в каждом числе 1 тысяча; каждое число в 1 классе содержит 3 десятка, 3 единицы).

- Что изменяется в числах? (Количество сотен в 1 классе)

1 вариант – располагает числа в порядке возрастания

2 вариант – в порядке убывания

(Один ученик у доски располагает карточки в порядке возрастания).

Проверка: Даниил читает числа в получившемся ряду. (Все ребята выполнили без ошибок) Молодцы! Наш поезд продолжает свой путь дальше.

-Послушайте стишок:

Нам весело живётся – понятно всем без слов.

На глаз определить длину отрезков

Кто уже готов?

- Кто знает, как называется способность определять расстояние на глаз? (Глазомер). Мы испытаем свой глазомер.

- Но сначала выполним разминку для глаз. (Дети по команде учителя выполняют упражнения для глаз).

Наш поезд прибыл на станцию Измеряйкино.

Станция «Измеряйкино».

3. Практическая работа.

-Прочитайте задание про себя.

- Что значит определить длину на глаз? (Не пользоваться линейкой).

  1. № 168 (стр. 38 уч.) Определить длину отрезков на глаз, затем проверить свои предположения с помощью линейки и записать значения в тетради, перевести мм в см.

(Даны отрезки длиной 3см, 8см, 5см. Дети на глаз определяют длину отрезков. Большая часть детей точно называют длину).

- Проверьте свои предположения, воспользовавшись линейкой, и запишите значения.

АВ = 3см =30мм

CD =8см = 80мм

КМ = 5см = 50мм

-Составьте неравенства: сначала, используя буквенные обозначения отрезков, а затем – числовые.

(На доске написаны заготовки: АВ * СД * КМ; АВ * КМ *СД; КМ *АВ * СД; вызываются 3 ученика, которые составляют неравенства)

АВKM ABAB

30мммм50мм 30мммммм 50мм30мммм

(Во время составления учитель подходит к детям, нуждающимся в помощи).

(Фронтальная проверка: ученики сверяют свои неравенства и неравенства детей, работавших у доски, всё обсуждается: у доски ребята выполнили без ошибок; в классе 8 учеников допустили ошибки).

2) - Пока наш поезд едет к следующей станции, мы выполним с вами №170 с.39 (1,2 столбик выполняется самостоятельно, взаимопроверка тетрадей). На доске написано дополнительное подобное, чуть усложнённое задание для тех, кто быстро справится с основным заданием.

* 184 дм = м см

1190 см = м дм

230 мм = дм см

Взаимопроверка. (Дети работают в парах. Если возникают разногласия, дети поднимают руку и идёт обсуждение в классе). 7 учеников допустили ошибки.

*-Как связана первая строчка каждого столбика со второй и третьей?

(В первой строчке нужно определить общее количество десятков в числе. Так как в1см - 10мм, а в 1м – 10 дм - тоже нужно определить количество десятков).

  1. Знакомство с новым материалом.

- Мы приближаемся к станции «Задачкино».

- Как вы думаете, какое расстояние мы с вами проехали?

- Вспомните из жизни в каких единицах измеряется расстояние от одного населенного пункта до другого? (В километрах, в старину – в вёрстах)

Чтение параграфа на с.38 (Читает один ученик вслух)

- Как называется новая единица измерения длины? (Километр)

- Как она обозначается кратко? (км)

- Слово километр состоит из двух частей: кило – значит 1000 и метр – 1000 метров.

- Сколько в1км метров? (В одном километре 1000 метров). Запомните!

-Давайте вернёмся к табличкам-указателям.

-Что необходимо дополнить в записи на табличках-указателях? (Единицы измерения расстояния).

- Какую единицу длины чаще всего используют для измерения расстояния?

(Чаще всего используют единицу длины – километр).

- Что будет на табличках? (км)

Пока наш поезд подъезжает к станции «Задачкино», мы немного отдохнём.

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять.

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире,

Наклониться – три, четыре.

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку.

На зарядку, на зарядку,

На зарядку становись!

Начинаем бег на месте,

Финиш – метров через двести!

Раз-два, раз-два,

Раз-два, раз-два!

Хватит – хватит, прибежали,

Оттянулись, подышали!


-Поезд прибыл на станцию «Задачкино».



V. Первичное закрепление.

-Станция «Задачкино». Мы с вами будем учиться применять полученные знания к решению задач.

1) №167-устно. (Нужно сделать 1000 шагов, т.к. в 1км 1000метров). *Дополнительный вопрос: если длина шага равна 50см, то сколько нужно сделать шагов, чтобы пройти 1км? (2000 шагов, т.к. 2 шага – это 1метр, а нужно пройти 1000м, 2 умножаем на 1000).

- Где и когда можно применять эти знания? ( Если нет линейки, рулетки, то можно измерить небольшие расстояния шагами).

- Теперь вы можете измерить с помощью шагов расстояние от школы до вашего дома и понаблюдать, оно меньше или больше километра.

2) №171. Работа над задачей.

- Прочитайте задачу про себя. (Дети читают задачу про себя)

-Определите вид задачи. (Задача на движение)

а) Работа над содержанием.

- О чём говорится в задаче? (В задаче говорится о том, что от двух остановок, расстояние между которыми 1км, отошли два автобуса).

- Что сказано о первом автобусе? (Он прошёл 140 метров).

- Что известно о втором автобусе? (Он прошёл 160 метров).

- Что нужно узнать в задаче? (Каким стало расстояние между автобусами).

-Вам все понятно в условии задачи? ( Нет. Не понятно, как двигались автобусы).

-Как может двигаться транспорт? (Навстречу друг другу; в противоположные стороны; в одну сторону)








Дополните условие, чтобы чертёж к задаче был таким: (…отошли два автобуса навстречу друг другу)




- Покажите на чертеже, что нужно найти.

-Чему равно расстояние между остановками? (1км)

- В каких единицах измеряется расстояние, пройденное автобусами? (В метрах)

- Что нужно сделать? (Перевести 1км в метры).

(Дети записывают в тетради: 1км = 1000м)

- Из чего состоит весь путь? (Весь путь состоит из расстояния, пройденного первым автобусом, вторым автобусом и расстояния, которое нужно найти).

- Весь путь – это… (целое), оставшееся расстояние – это … (часть).

- Будем находить часть или целое? (Часть)

- Запишите решение задачи и ответ.

(Дети записывают решение задачи в тетрадь. Способ решения ученики выбирают сами. Два ученика решают задачу у доски. Группа учащихся (5 человек), которые затрудняются работают под руководством учителя. Ученики, которые быстро решат задачу, выбирают для решения этой задачи другой способ).


1 способ решения.


1)140 + 160 = 300(м) расстояние, пройденное автобусами.

2)1000 – 300 = 700(м)

Ответ: 700м расстояние между автобусами.

1000 – (140 + 160) =700(м)

2 способ решения:

1)1000 – 140 = 860(м) путь без расстояния, пройденного первым автобусом.

2)860 – 160 = 700(м)

Ответ: 700м

1000 – 140 - 160 =700(м)

Проверка: ученики объясняют свой выбор решения.

- Кто решил задачу 1 способом? Кто решил задачу 2 способом? А кто успел записать оба способа решения? (6 учеников: записали оба способа выражением).


Работа со вторым чертежом. Дополните условие, чтобы оно соответствовало второму чертежу. (… отошли два автобуса в противоположные стороны)






- Из чего состоит расстояние между автобусами? (Из расстояния, пройденного первым автобусом, вторым автобусом и расстояния между остановками)

Самостоятельно запишите решение задачи выражением. (Два ученика у доски).


1 способ:

140 + 1000 +160 =1300(м)

2 способ:

(140 + 160) + 1000 =1300(м)

Ответ:1300м расстояние между автобусами.

(Кто не согласен с решением ребят? У доски ребята выполнили верно задачу. На местах 4 ученика нуждались в помощи учителя).

Сравнение задач:

- От чего зависит выбор действий? (Выбор действий зависит от направления движения).

- Что происходит с расстоянием, когда транспорт движется навстречу? (Расстояние уменьшается).

- Что происходит с расстоянием, когда транспорт движется в противоположные стороны? (Расстояние увеличивается).

VI. Последняя остановка – станция «Вычисляйкино».

Наш поезд прибыл на последнюю станцию.

Какой указатель стоит на ст. Вычисляйкино? (1000км) Сколько км нужно проехать, чтобы вернуться обратно? (1000км).

-Что вы можете сказать о 1000 как о единице длины? (1000м – это 1км)

-Сегодня перед нами стоит задача объединить в таблицу известные единицы длины.

На доске записаны равенства.

- Заполните самостоятельно пропуски, чтобы равенства были верными:

1км = …м

1м = …дм = …см

1дм = …см = …мм

- Проверьте себя по учебнику. Кто допустил ошибки? (4 человека)

Какая из единиц самая большая? (Километр).

- Самая маленькая? (Миллиметр).

- А сейчас, чтобы удачно завершить наше путешествие, вам нужно решить примеры из № 172 по вариантам; два ученика решают у доски самостоятельно.

1 строчка – 1 вариант;

2 строчка - 2 вариант.

Проверка. 1 вариант сверяет свои ответы с ответами Алёны Артемьевой, а 2 вариант с ответами Прокофьева Сергея. ( Алёна не допустила ошибок, у Сергея одна ошибка. В классе 7 человек допустили ошибки в примерах, три человека не успели приступить к выполнению примеров).


VII. Итог урока.

Наше путешествие подошло к концу. Понравилось путешествие? Ребята, вы все молодцы, очень хорошо потрудились. Что нового узнали на уроке? ( В 1км – 1000м; расстояние чаще всего измеряется в километрах; длину можно определять на глаз, т.е. пользоваться глазомером, расстояние можно измерять шагами.)

- Какие знания и умения, ранее полученные, пригодились сегодня на уроке? (Знание таблицы умножения, знания единиц длины, умение переводить единицы длины, умение чертить отрезки, решать примеры и т.д.).

Оценки за урок получают следующие ученики:

Глазырина Настя – 4 (у доски перевод единиц – без ошибок, решение задачи записала без ошибок, но не смогла чётко дать пояснение к действиям).

Ершов Даниил – 5 (составлял неравенство и записывал решение задачи)

Сафронова Юлия – 4 (карточка без ошибок, в тетради при решении примеров одна ошибка)

Бойцов Рома – 4 (карточка без ошибок, при решении задачи допустил вычислительную ошибку)

Смирнов Даниил - 3 (ряд чисел написал без ошибок, а при решении задачи у доски затруднялся. Решил задачу только с помощью учителя).

Захаров Даниил – 5 ( успел решить все дополнительные задания на уроке)

Солдатов Дима - 5( успел решить все дополнительные задания на уроке)

Прокофьев Сергей - 4

Артемьева Алёна – 5


Домашнее задание: №170 (3 столбик), № 172 (3 строчка), выучить таблицу соотношения единиц длины.

№ 170 (3ст.) относится к новому материалу. Прежде, чем к нему приступать, повторите таблицу соотношения единиц длины. № 172 – есть письменные приёмы вычислений – запишите столбиком.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока математики в 4 классе по теме: «Единицы длины. Километр».

Автор: Щавлева Лариса Борисовна

Дата: 17.11.2014

Номер свидетельства: 132017

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока математики по теме "Единицы измерения.""
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-matiematiki-po-tiemie-iedinitsy-izmierieniia"
    ["file_id"] => string(6) "248051"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446655061"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "План- конспект по математике в 4 классе по теме: ЕДИНИЦЫ ДЛИНЫ. КИЛОМЕТР"
    ["seo_title"] => string(78) "plan_konspiekt_po_matiematikie_v_4_klassie_po_tiemie_iedinitsy_dliny_kilomietr"
    ["file_id"] => string(6) "351571"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1477232798"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Единица длины - километр "
    ["seo_title"] => string(25) "iedinitsa-dliny-kilomietr"
    ["file_id"] => string(6) "199409"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428577105"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока математики по теме "Единица измерения длины - километр" "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-matiematiki-po-tiemie-iedinitsa-izmierieniia-dliny-kilomietr"
    ["file_id"] => string(6) "227091"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440598581"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Презентация к уроку математики по теме "Единицы измерения""
    ["seo_title"] => string(68) "priezientatsiia-k-uroku-matiematiki-po-tiemie-iedinitsy-izmierieniia"
    ["file_id"] => string(6) "248063"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446655828"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства