Цель: Сформировать умение письменно складывать и вычитать двузначные числа с переходом через десяток. Уметь выполнять действия сложения и вычитания, записывая числа в виде столбика, используя соответствующий алгоритм действий.
Задачи урока:
Образовательные:
· закреплять навыки письменного сложения и вычитания;
· закреплять навыки и умения при нахождении периметра фигуры
· умение решать задачи изученных видов.
Развивающие:
· развивать общеучебные навыки: самоконтроль, самооценку, умение слушать; логическое мышление, внимание, творческие способности учащихся; санитарно-гигиенические навыки.
Воспитательные:
· воспитывать культуру математической речи, чувство дружбы, коллективизма, бережное отношение к окружающей среде, повышать мотивацию к изучению математики.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок-путешествие.
Оборудование:
· компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, презентация
· числовые веера и сигнальные карточки у каждого ученика, раздаточный геометрический материал для парной работы, карточки для индивидуальной работы
· рыбки зелёного, голубого и красного цвета для рефлексии.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие по морю Знаний. (Слайд 2)
- А на чём поплывём, вы скажете, отгадав загадку:
Волны носом рассекаю,
Все дороги в море знаю,
Из одной страны в другую
Без колёс людей везу я. (На корабле.)
- Вот и наш корабль. (Слайд 2, по щелчку появляется корабль, слышен шум моря)
- Для того чтобы плавание было удачным, необходимо соблюдать следующие условия: быть очень внимательными, правильно выполнять задания, работать дружно.
- Перед вами карта нашего путешествия. (Слайд 3)
Мы побываем на острове Считай, смекай, на земле Задачи, в Геометряндии, а в проливе Новых знаний вы сделаете для себя открытие.
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, всё для вас.
Пожелаю вам удачи.
Что ж, ребята, в добрый час!
II. Минутка чистописания.
Но сначала – внимание на доску.
(на доске число 27)
-Что можем сказать об этом числе?
- А ещё сегодня 27 января. Давайте откроем свои бортовые журналы (тетради), запишем дату нашего путешествия. (27 января)
Сколько минут будет длиться наше путешествие? (45) (Слайд 4)
Чистописание:
Запишите число 45 в своих тетрадях. Посмотрите на доску как пишется это число. (цифры прописываются по щелчку.)
Охарактеризуйте это число.
(Это число двузначное, нечётное, состоит из 4 десятков, 5 единиц, соседи 44 и 46.)
- Запишите число 45 в виде суммы разрядных слагаемых.
45 = 40 + 5
III. Устный счёт.
1. Дидактическая игра “Солнышко” (закрепление случаев сложения и вычитания).
Итак, в путь!
- Но что мы видим? Тучи сгустились на небе, море штормит. Мы не можем в такую погоду отправиться в путь. Это очень опасно. Давайте поможем солнышку разогнать тучи. (Слайд 5)
- Прочитайте выражения по-разному, используя слова:
· сложить числа;
· 1-е слагаемое, 2-е слагаемое, значение суммы;
· Разность чисел;
· сумма чисел.
50 – 30= 15 + 10 =
9 + 9 = 15 – 8 =
20 – 7 = 6 + 8 =
Найдите их значение. Остальные ребята покажут сигналом, согласны с ответом (зелёный цвет), не согласны – красный цвет.
Примечание: на слайде 6 установлены триггеры. Учитель подводит указатель мыши к тучке, после правильного ответа ученика щёлкает по ней, тучка исчезает.
- Молодцы! С заданием справились! Солнышко ярко светит, море успокоилось. Можно отправляться в путь.
Чтобы переплыть море нам необходимо записать выражения и найти их значения.
Работа у доски
К сумме чисел 60 и 30 прибавить 5 ((60 + 30) + 5 = 95)
Из суммы чисел 50 и 10 вычесть 15 ((50 + 10) – 15 = 45)
К разности чисел 80 и 40 прибавить 24 ((80 - 40) + 24 = 64)
Из разности чисел 100 и 50 вычесть 20 ((100 - 50) – 20 = 30)
2. Индивидуальная работа по карточкам.
- Наш корабль причалил к берегу страны Считай, смекай. (Слайд 6)
- Несколько наших моряков получат индивидуальное задание
(Работа по карточкам. ) Милана, Сергей, Саша.
А остальные ученики покажут своё умение решать логические задачи
- Мама купила по полкилограмма сахара, конфет, печенья, пряников. Каков общий вес покупки? (Слайд 7)
- Длина бревна 5 метров. Бревно распилили на поленья длиной 1 метр. Сколько сделали распилов? (Слайд 8)
- Пара лошадей пробежала 40 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (Слайд 9)
- Представьте, что у Вас 5 палочек. Сколько станет палочек, если разломать две из них на половинки? (Слайд 10)
Молодцы. А мы с вами приблизились к острову двойки. Как вы думаете, кто живет на этом острове?
- Конечно, те ученики, которые всегда получали двойки. Если мы с вами сможем разобраться в новой теме и решить задание, то сможем остров Двойки объехать и никогда не станем двоечниками.
Работа над темой урока: (Слайд 11)
Посмотрите на выражения, записанные на доске:
27 + 36 =
63 - 27 =
Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока?
Какие разряды присутствуют в числах 27 и 36 (единицы и десятки)
Посмотрите на первый пример, как правильно записать его, чтобы легче было решить? (два щелчка)
27
+ 36
63
Сумма чисел 7 и 6 равна 13. Так как в числе 13 три единицы и один десяток, то в значении суммы в единицах запишем три, а один десяток запомним. Сумма чисел 2 и 3 равна 5. Прибавим к пяти десяткам десяток, который запомнили, получим шесть десятков. Получили ответ: 63
Аналогичная работа над вычитанием: (два щелчка)
3. Закрепление: (Слайд 12)
Давайте выполним задание, которое встретилось около острова двоечников.
Нам необходимо решить примеры на сложение и вычитание столбиком.
27 + 65 = 97 – 35 = 63 + 18 = 90 – 17 =
38 + 56 = 63 – 56 = 35 + 48 = 80 – 48 =
4. А мы подплываем к земле Задач. (Слайд 13)
Посмотрите внимательно на доску. Нам нужно составить краткую запись и решить задачу. Для того чтобы решить задачу мы должны образовать группы. (первые парты поворачиваются ко вторым, образовывая микрогруппу). Вы решаете задачу все вместе, группа решившая задачу поднимает красную сигнальную карточку.
Решение задач (Слайд 14)
а) Рыба-меч живёт 6 лет, а дельфин – 26 лет. На сколько лет дольше живёт дельфин, чем рыба-меч?
26 – 6 = 20 (л.)
Сообщения учащихся, подготовивших сведения из дополнительных источников.
Меч-рыба - одна из самых больших и быстроходных рыб. Верхняя челюсть вытянута в мечевидный отросток. Длина тела до 4-4,5 м, весит до 500 килограммов. На хвосте у неё большой полулунный плавник, а тело голое, без чешуи. При плавании может развивать скорость до 130 км/ч.
Дельфин - это морское млекопитающее, относящееся к отряду китообразных. Они могут развивать скорость до 50 км/ч и выпрыгивать из воды на высоту до 5 м. Дельфины живут в стаях. Между собой общаются с помощью свистящих звуков. Во время охоты они издают разнообразные высокочастотные звуки, которыми оглушают рыбу, благодаря чему они легко ее ловят. Нередко мореходы видят, как дельфины спасают тонущих пловцов, выталкивая их на поверхность, чтобы те не захлебнулись.
(Слайд 15)
б) Масса лосося 40 кг, а щуки на 8 кг меньше. Сколько килограммов весит щука и лосось вместе?
1) 40 – 8 = 32 (кг)
2) 40 + 32 = 72 (кг)
Сообщения учащихся, подготовивших сведения из дополнительных источников.
Лосось – известен с мезозойской эры, а это – 100 миллионов лет назад. Лососевые рыбы являются одними из первых предков современных костистых рыб.
Щуки могут достигать 180 см в длину и 47 кг веса, хотя встречаются и более крупные экземпляры. Продолжительность жизни отдельных особей может доходить до 30-35 лет. Тело щуки имеет вытянутую форму и напоминает торпеду. Остроконечная голова и острые зубы, типичные для хищных рыб. При помощи зубов щука лишь удерживает добычу, не пережевывает её, а проглатывает целиком. Окрас щуки — серо-зелёный в крапинку.
V. Физминутка для глаз. (Слайд 16)
- Посмотрите, какая красивая рыбка плавает в море. Давайте понаблюдаем за её движением. (Дети выполняют упражнения для глаз)
- В пролив Новых Знаний мы ещё вернёмся на следующих уроках, в наших новых путешествиях.
VII. Физкультминутка. (Слайд 17)
- Течением наш корабль занесло на остров Перемены, где мы немного отдохнём.
Физминутка (Слайд 18)
- Отдохнули и снова в путь!
VIII. Работа над пройденным материалом.
- Мы у берегов острова Геометряндия. (Слайд 19) На этом острове живут различные геометрические фигуры. А вот о какой из них пойдёт речь, вы узнаете, отгадав загадку.
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины
Вам его представить рад,
Как зовут его? (Квадрат)
Практическая работа в парах.
- Составьте квадрат из геометрических фигур, которые лежат в конвертах у вас на партах.. Измерьте длину стороны квадрата, найдите его периметр.
Вспомним формулу нахождения периметра квадрата. (Р = а +а +а +а). Что такое а? (это длина стороны квадрата.)
- Что можно нарисовать, взяв за основу квадрат?
IX. Итог урока. Рефлексия. (Слайд 20)
- Наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться домой. Благодаря дружной и слаженной работе нашей корабельной команды, мы снова на родной земле.
- Что нового вы узнали, путешествуя по морю Знаний?
- Что больше всего запомнилось, понравилось?
Оцените свою работу на уроке: (Слайд 21)
- Если вы полностью довольны уроком, считаете, что выложились и отлично поняли новую тему урока, работали на «5», поднимите рыбку красного цвета.
- Если вы довольны своей работой на уроке, но можете работать и активнее, считаете, что заслужили оценку «4», поднимите рыбку желтого цвета.
- Если вы мало что поняли на уроке, и вам понадобится помощь учителя, чтобы он опять объяснил тему урока, считаете, что заслужили оценку «3», поднимите рыбку голубого цвета.
X. Домашнее задание. (Слайд 22)
С. 153, № 3. (примеры на закрепление изученной темы)