Урок математики в 3 классе по теме «Деление с остатком»
Урок математики в 3 классе по теме «Деление с остатком»
Методическая разработка
урока математики в з классе
«Деление с остатком»
Урок математики в 3 классе
по теме «Деление с остатком»
Цель урока:
- образовательный аспект
повторить табличные случаи умножения и деления, раскрыть конкретный смысл деления с остатком, познакомить с разными формами записи примеров на деление с остатком;
рисунки с изображением парусника, айсберга, острова, кита, якоря, попугая; схемы для устного решения задач; надписи «3:2», «остаток»; схема для письменного решения задачи ; таблица для сравнения делителя и остатка; ключ ответов к самостоятельной работе; карточки для физминутки; 3-х рядное наборное полотно;
у учащихся
карточки для игры в лото; фишки; карточки с примерами; карточки-опоры «Алгоритм деления с остатком»; морские фигурки с заданиями для самостоятельной работы; карточки-сигналы.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Весёлый прозвенел звонок,
Мы начинаем наш урок.
(Включается шум моря)
- Сегодня мы все отправляемся в путь,
Хорошее настроение взять не забудь.
- Я приглашаю вас в удивительное морское путешествие, где нас ждут приключения.
(Выключается шум моря)
- А на чём же мы поплывём? А вот отгадайте загадку:
Бежит при ветре споро
Без вёсел и мотора.
- Что это? (Парусник)
- Верно. Вот наш парусник.
(Показывается парусник)
- А нашим проводником будет вот этот симпатичный попугай.
(Показывается попугай)
(Звучит голос попугая : «Привет, ребята! Меня зовут Кеша!»)
- Кеша бывалый моряк, пережил кораблекрушение и знает обо всех трудностях, которые могут встретиться в море.
- Ребята, на корабле все записи ведутся бортовом журнале. Нашими бортовыми журналами будут тетради. Откройте их и запишите, что наше путешествие проходит (запись числа). А т.к. путешествовать мы будем находясь в классе, запишите «Классная работа».
- А чтобы нам легче было общаться, у вас есть сигнальные карточки. Если вы хотите с чем-то согласиться, то показываете мне зеленый сигнал, а если хотите возразить, то показываете красный сигнал.
- Договорились? Ну тогда, вперед!
- Подождите, но мы же не составили маршрут путешествия. Давайте заполним маршрутные листы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 3 классе по теме «Деление с остатком»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №17
Методическая разработка
урока математики в з классе
«Деление с остатком»
Урок математики в 3 классе
по теме «Деление с остатком»
Цель урока:
-образовательный аспект
повторить табличные случаи умножения и деления, раскрыть конкретный смысл деления с остатком, познакомить с разными формами записи примеров на деление с остатком;
рисунки с изображением парусника, айсберга, острова, кита, якоря, попугая; схемы для устного решения задач; надписи «3:2», «остаток»; схема для письменного решения задачи ; таблица для сравнения делителя и остатка; ключ ответов к самостоятельной работе; карточки для физминутки; 3-х рядное наборное полотно;
у учащихся
карточки для игры в лото; фишки; карточки с примерами; карточки-опоры «Алгоритм деления с остатком»; морские фигурки с заданиями для самостоятельной работы; карточки-сигналы.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Весёлый прозвенел звонок,
Мы начинаем наш урок.
(Включается шум моря)
- Сегодня мы все отправляемся в путь,
Хорошее настроение взять не забудь.
- Я приглашаю вас в удивительное морское путешествие, где нас ждут приключения.
(Выключается шум моря)
- А на чём же мы поплывём? А вот отгадайте загадку:
Бежит при ветре споро
Без вёсел и мотора.
- Что это? (Парусник)
- Верно. Вот наш парусник.
(Показывается парусник)
- А нашим проводником будет вот этот симпатичный попугай.
(Показывается попугай)
(Звучит голос попугая : «Привет, ребята! Меня зовут Кеша!»)
- Кеша бывалый моряк, пережил кораблекрушение и знает обо всех трудностях, которые могут встретиться в море.
- Ребята, на корабле все записи ведутся бортовом журнале. Нашими бортовыми журналами будут тетради. Откройте их и запишите, что наше путешествие проходит (запись числа). А т.к. путешествовать мы будем находясь в классе, запишите «Классная работа».
- А чтобы нам легче было общаться, у вас есть сигнальные карточки. Если вы хотите с чем-то согласиться, то показываете мне зеленый сигнал, а если хотите возразить, то показываете красный сигнал.
- Договорились? Ну тогда, вперед!
- Подождите, но мы же не составили маршрут путешествия. Давайте заполним маршрутные листы.
2. Актуализация опорных знаний.
(Повторение табличных случаев умножения и деления)
- Мы будем устно решать задачи, а полученные ответы закрывать фишками.
- Будьте внимательны. Начинаем.
1. Рыба-молот живет 6 лет, а дельфин в 4 раза дольше. Сколько лет живет дельфин? (24)
2. В морскую гавань за сутки зашло 30 судов, из них 1/3 часть для того, чтобы забрать грузы. Сколько судов должны забрать грузы? (10)
3. Гигантская акула достигает в длину 20 метров, а синий кит иногда в 2 раза больше. Какова может быть длина синего кита? (40)
4. Часто ураганы над океаном захватывают воду вместе с рыбой. В результате над сушей, далеко от океана идут «рыбные» дожди. В Индии, Австралии и Южной Америке прошло 36 «рыбных» дождей, а во Франции в 4 раза меньше. Сколько «рыбных» дождей прошло во Франции? (9)
5. В море вышли 9 лодок. К каждой лодке полагается по 2 весла. Сколько всего весел? (18)
- Ну что ж, ребята, давайте сверим маршруты. Приготовьтесь подавать сигналы, согласны вы с ответом или нет.
- Итак, какие же числа вы закрыли?
(Один ученик называет ответ, остальные показывают сигналы)
- Молодцы, ребята! А какие арифметические действия вы применяли при решении задач? (Умножение и деление)
- А что помогло вам получить верные ответы? (Таблица умножения)
- Верно. На каждом корабле есть компас, который указывает верное направление. А нашим компасом сегодня будет таблица умножения.
- Итак, уточним курс.
- У каждого из вас есть карточка с примером. Найдите значение выражения и, подходя по очереди к доске, запишите ответ.
- Да, ребята, эта ледяная глыба затруднит движение нашего парусника. Посмотрим, что здесь?
(Открывается надпись: 3:2)
- А, ну здесь еще один пример на деление. Давайте решим его.
- Кто может найти значение этого выражения?
- Что вызывает затруднение? (3 на 2 не делится)
- Ну ничего, когда моряки теряют направление движения, то ориентиром им служат звезды. Пусть они помогут и нам.
- Работать будете в парах.
- Возьмите 3 звездочки и разделите их между собой.
(Дети делят звездочки)
- Что у вас получилось? (Каждому по 1 и 1 лишняя (осталась))
- Ребята, вы разделили, но как-то странно.
- А, может быть, кто-то уже догадался, чему мы будем учиться сегодня? (Предположения детей)
- Во время нашего путешествия мы будем учиться выполнять деление с остатком.
- Сделайте запись об этом в бортовых журналах. Запишите тему «Деление с остатком».
- А теперь вернемся к решению нашего примера. Запишите его.(3:2).
- Прочитайте, называя компоненты.
- Что нужно найти?
- Посмотрите, сколько звездочек вы смогли разделить? (2).
- Почему у вас это получилось? (2 делится на 2).
- Так что же делать дальше? (2 разделим на 2)
- Что получим? (Частное)
-Чему оно равно? (1)
- А что же делать с оставшейся звездочкой? Как ее делить? (Не делится)
- А может быть ее и не нужно делить? Тогда как это записать? (Предположения детей)
(Чтение и запись в тетрадях по предложениям детей)
- Ребята, а в математике принято записывать так:3:2=1(ост.1)
- Итак, как же мы выполнили деление с остатком? Что сделали сначала? (Нашли наибольшее число, меньшее делимого, которое делится на делитель)
- Дальше, что делали? (Нашли частное)
- И, наконец? (Нашли остаток)
- А как мы нашли остаток? (Это разница между делимым и тем числом, которое разделили)
- Верно, звезды нам указали путь и привели к новым знаниям о том, как делить с остатком.
- Ребята, а знаете, есть еще одна форма записи деления с остатком(столбиком). Она очень удобная, поможет вам быстро находить частное и остаток. Хотите покажу? Только вы мне помогайте.
- Например, нам нужно 17 разделить на 3. Записываем 17, знак деления по-другому записывается вот так … Делитель записываем над горизонтальной чертой. Ну а дальше вы знаете… (Дети проговаривают алгоритм). Частное записываем под горизонтальной чертой. Проверяем, сколько мы разделили:5*3=15, это число записываем под делимым. Смотрим, сколько не смогли разделить:17-15=2. Это и есть остаток.
- Эта запись удобна тем, что остаток сразу виден. Вы можете пользоваться любой формой записи.
- Порядок выполнения действий при делении с остатком есть у каждого из вас на карточке- подсказке. Она будет для нас путеводной звездой.
- Прочитайте, что там написано. (3 человека по очереди читают)
- Хорошо, а теперь, пользуясь карточкой- подсказкой попробуйте самостоятельно решить пример на деление с остатком 13:5.
(Дети самостоятельно выполняют задание)
- Все справились с заданием? Давайте проверим.
(1 человек у доски объясняет, остальные проверяют с помощью сигналов)
- Ну что ж, курс мы подкорректировали, узнали, как выполнять деление с остатком.
(Голос попугая: «Свистать всех наверх!» )
- Да что же такое опять случилось, никак не можем обойти айсберг. Слышали предупреждение Кеши?
- А я, кажется, догадываюсь в чем дело. Ведь у айсберга есть не только надводная часть, но и подводная, которая нам не видна. Попробуем справиться и с этим препятствием.
- Рассмотрите еще раз наши записи в бортовых журналах. Называйте в каждом из примеров делитель и остаток.
(Дети называют. Вывешивается таблица для сравнения)
- Сравнивая делитель и остаток, скажите, какая из величин больше, а какая меньше? Сделайте вывод.
(Дети делают вывод)
- Верно, ребята, при делении остаток всегда должен быть меньше делителя.
- Повторите еще раз это правило.
(1 человек повторяет правило)
- Запомнили правило? Очень хорошо. А теперь пора отдохнуть. Поиграем?
Физминутка
- Встаньте пожалуйста. Я буду показывать делитель и остаток. Если остаток подходит- поднимаем руки вверх, если не подходит- приседаем. Готовы?
(Проходит игра)
- Молодцы, садитесь пожалуйста.
4. Закрепление изученного.
(Голос попугая: «Земля! Земля!»)
- Кеша рассмотрел в бинокль какой-то остров. Его жители машут нам, наверное им нужна помощь. Оказывается, островитяне не знают математики. Поможем?
4 рыбака поймали 34 рыбы и решили разделить ее поровну между собой. Сколько рыб достанется каждому рыбаку и сколько рыб останется?
- Кто может решить задачу?
(1 человек решает задачу по готовой краткой записи, записывает только решение)
- Как выполнили деление с остатком?
- Сравните делитель и остаток. Сделайте вывод.
- Итак, сколько же рыб досталось каждому рыбаку, сколько рыб осталось?
(Устно проговаривается ответ)
5. Самостоятельная работа.
(Голос попугая: «Полундра! Полундра!)
- Нам уже пора возвращаться, а там впереди что-то странное. Кто это? (Кит)
- Какой огромный. Он нас не пропустит к пристани, пока мы не выполним его задания. Кит приготовил для вас самостоятельную работу по вариантам:
1 задание на кораблике – нужно решить пример на деление с остатком;
2 задание на рыбке – решить задачу (записать только решение);
3 задание на волне – записать недостающий компонент (1 слово).
- Задание понятно? Приступайте.
( Дети выполняют самостоятельную работу)
- Ребята, все закончили работу? Но порт нас почему-то не принимает. Нужно проверить, как вы справились с заданием.
- Кит дал нам ключ ответов к самостоятельной работе. Проверьте, пожалуйста, верно ли вы выполнили задания.
(Вывешивается ключ ответов)
- Итак, кто же сегодня был лучшим моряком? Те, кто выполнил все три задания правильно, поместите свои кораблики на самый верх, кто выполнил два задания – чуть пониже, а кто смог выполнить только одно задание, поместите свои кораблики в третий кармашек.
- Мы причалили, бросаем якорь.
6. Итог урока.
- Что нового мы узнали за время путешествия?
- Как выполнить деление с остатком?
- Какое правило важно помнить при делении с остатком?
- Ребята, вы оказались замечательными моряками. Мне так понравилось путешествовать с вами.
(Оценивание)
7. Домашнее задание.
- Ну, а Кеша приготовил для вас домашнее задание, оно записано на звездочках. Домашнее задание можно выбрать. Кто сможет, составит и решит задачу о морском путешествии на деление с остатком, а кто-то будет решать примеры на деление с остатком из учебника (№2 с.24).