Представлен урок математики по теме «Деление с остатком» УМК «Школа 21 века». Тип урока – изучение нового материала и организован в системно-деятельностном подходе. На уроке должны формироваться следующие УУД: регулятивные (целеполагание, планирование, оценка), познавательные (общеучебные), коммуникативные (взаимодействие). На уроке предполагается работа в группе, так как при организации работы в группах каждый ученик мыслит, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии. Ученики учатся обсуждать задачу, намечать пути ее решения, реализовать их на практике и представлять найденный совместно результат. Также на уроке дети работают индивидуально и в парах. Через все эти формы работы и на основе формирования УУД, обеспечивается успешное усвоение знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Деление с остатком (урок математики в 3 классе)»
Введение
В работе представлен урок математики по теме «Деление с остатком» УМК «Школа 21 века». Тип урока – изучение нового материала и организован в системно-деятельностном подходе. На уроке должны формироваться следующие УУД: регулятивные (целеполагание, планирование, оценка), познавательные (общеучебные), коммуникативные (взаимодействие). На уроке предполагается работа в группе, так как при организации работы в группах каждый ученик мыслит, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии. Ученики учатся обсуждать задачу, намечать пути ее решения, реализовать их на практике и представлять найденный совместно результат. Также на уроке дети работают индивидуально и в парах. Через все эти формы работы и на основе формирования УУД, обеспечивается успешное усвоение знаний.
Тема урока: деление с остатком.
Цели урока:
создание условий для овладения обучающимися приема деления с остатком;
воспитывать умение работать в группе;
учиться составлять задания, подобные данным.
Ход урока
Оргмомент
Актуализация знаний и умений
Создание «Ситуации успеха» (работа в группах)
Ребятам предлагается соревнование в группах на скорость. Группы получают карточки с примерами табличного деления. ( Для этого задания может быть предложена не одна карточка с примерами, а несколько). Например, первая и вторая группа решают примеры:
35 : 5
64 : 8
24 : 3
56 : 7
18 : 2
72 : 9
32 : 4
42 : 7
48 : 6
45 : 5
Третья и четвертая группа решают примеры:
40 : 8
24 : 6
81 : 9
30 : 5
16 : 2
21 : 3
36 : 4
54 : 9
63 : 7
27 : 3
Результаты работы проверяются фронтально. Ребята должны безошибочно справиться с заданием, т.к. табличное деление знают и помнят со 2го класса. Но если какая-то группа допустила ошибку при выполнении задания, то выявляются причины неудач.
Создание проблемной ситуации
У: Ребята, вы отлично справились с заданием, но я вам предлагаю решить еще один пример 14 : 3
Обучающиеся работают в тех же группах, но уже решение этого примера вызывает затруднение.(Также можно дать этот пример выполнить каждому индивидуально).
Формулирование цели урока
У: Почему не получается решить этот пример? (варианты ответов: потому что по таблице 14 не делится на 3, мы может только 14 поделить на 2 или на 7).
У: Получается, что пример невозможно решить? (варианты ответов: не знаем; нет; возможно, просто мы ещё не знаем, как это делать).
У: Тогда давайте наглядно посмотрим как решить этот пример. (К доске вызывается 4 ученика и предлагается одному из них раздать остальным поровну 14 конфет. Класс наблюдает за тем, как осуществляется деление. Сначала всем раздается по одной конфете, потом еще по одной, и т.д.. В результате оказывается, что всем досталось по 4 конфеты и 2 конфеты остались.)
У: Сколько конфет раздавал Паша? (14) Какое количество конфет досталось каждому из трех учеников? (4) А сколько конфет осталось у Паши? (2) Смогли мы выполнить это задание? (да) Чему вы должны сегодня научиться?(делить с остатком) Правильно, но помимо правильности решения подобных примеров, вы должны научиться делать правильную запись в своей тетради. (Учитель на доске фиксирует запись решения примера 14 : 3).
14 : 3 = 4 (ост. 2)
У: Давайте ещё раз посмотрим на эту запись. Назовите делимое (14), назовите делитель (3), назовите частное (4), назовите остаток (2). Сравним делитель и остаток (остаток меньше чем делитель).
Первичное закрепление нового знания
Дети продолжают работу в группах и решают примеры используя фишки. И выполняют запись решения.
11 : 3 = 3 (ост. 2)
16 : 5 = 3 (ост.1)
15 : 4 = 3 (ост. 3)
Проверка и оценка групповой работы. Одна из групп представляет свой вариант выполнения задания. Другие группы уточняют, дополняют.
Фронтальная работа. У: Всегда ли мы можем выполнить деление поровну? (не всегда). Тогда как же на быть в таких случаях? (В этом случае раздается лишь часть предметов, а часть остается). А что вы заметили в примерах на деление с остатком? (что остаток должен быть всегда меньше делителя)
Применение новых знаний
Выполнение заданий из учебника «Математика», 3 класс, автор Н. В. Рудницкая.
Сначала дети работают с № 348 (устно). Им необходимо поверить, кто из учеников правильно выполнил деление с остатком (волк или заяц). У: Кто допустил ошибку? (Волк) У: Как он должен её исправить? (при делении с остатком остаток должен быть меньше делителя)
Решение примеров. № 349 выполняется письменно в тетради. (обучающиеся, которые сомневаются в правильности своего решения, пользуются таблицей умножения, она раздается учителем)
5 : 2 = 9 : 6 =
10 : 7 = 13 : 4=
4 : 3 = 15 : 6 =
9 : 5 = 20 : 8 =
Самооценка. Дети используют для своей оценки «волшебную линеечку».
Решение задачи 350. Можно ли 8 слив разложить поровну на 2 блюдца? На 3 блюдца? На 5 блюдец?
Один из учеников читает задачу. Затем учитель с учениками обсуждает в каких случаях можно поделить без остатка, а в каких нет. После разбора этого задания, один ученик делает запись на доске, а все остальные у себя в тетради.
Можно № 350 выполнить в парах. Ученики, работая в парах, обсуждают и делают запись своего решения в тетрадях. Та пара, которая быстрее всех справляется с этим заданием, записывает своё решение на доске. Другие ученики сравнивают со своими работами. Дают оценку паре, которая первая справилась с этим заданием.
Задача 351. У дедушки было 25 крючков, он раздал их поровну своим внукам, по четыре крючка каждому. Сколько внуков у дедушки? Сколько крючков у него осталось?
Чтение задачи самостоятельно учащимися. Вопросы по содержанию. Запись решения на доске с комментированием (выполняет ученик, который испытывает затруднения в применении нового знания)
У: Ребята, я вам предлагаю самостоятельно придумать задачу. Но главное, чтобы в ней использовался прием деления с остатком. (Обучающиеся в течение 1 минуты придумывают задачу)
Один ученик выходит к доске и проговаривает свою задачу, он сам определяет, кто будет решать его задачу. При этом другие ребята должны оценить обоих учеников. Например:
У: Кто бы хотел предложить свой вариант задачи? (один ребенок выходит к доске)
Ученик: Лена пошла в магазин и купила на 40 рублей 6 порций мороженого. Сколько стоит одна порция мороженого? Сколько составила сдача?
Обучающиеся оценивают правильность формулировки условия и вопроса. Высказывают свое мнение.
Ученик: Решит эту задачу Коля.(Коля выходит к доске и выполняет решение, после ребята оценивают правильность выполненной работы. Дальше Коля озвучивает свою задачу и также вызывает для ее решения какого-нибудь ученика. И так 3-4 ребенка).
Рефлексия
У: С какой трудностью при решении примеров мы столкнулись? Чего не умели? Чему научились? Как мы выполним деление с остатком? Что не должны забывать при таком делении?
Дальше учитель просит оценить свою работу на уроке каждого ученика
1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был
VII. Домашнее задание
Учебник, № 356, 357
активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен