КОНКУРСНАЯ РАБОТА
РАЙОННОГО КОНКУРСА РАЗРАБОТОК УРОКОВ МАТЕМАТИКИ
Конспект урока
«Умножение обыкновенной дроби на натуральное число»
5 класс
Автор: Кочиева Раиса Аполлоновна,
учитель математики I категории
муниципального казенного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 2 г. Алагира
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: "Умножение обыкновенной дроби на натуральное число"
Номер урока - 76.
Номер урока в теме - 1.
Базовый учебник: Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений,
И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович. - М.: Мнемозина, 2009.
Используемая учебно-методическая литература
(учебники других авторов, сборники упражнений, поурочное планирование):
1. Зубарева И.И. Математика. 5 класс. Самостоятельные работы: учебное пособие
для общеобразовательных учреждений.- М.: Мнемозина, 2008.
2.Математика. 5 класс. Тетрадь для контрольных работ №1 и №2.
/ И.И.Зубарева И.П.Лепешонкова. - М.: Мнемозина, 2008.
3.Зубарева И.И. математика 5 класс. Рабочая тетрадь №1 и №2: учебное пособие для
учащихся общеобразовательных учреждений / И.И.Зубарева. – М.: Мнемозина, 2008-2009гг.
4.Математика. 5-6классы: методическое пособие для учителя / И.И.Зубарева,
А.Г.Мордкович. - М.: Мнемозина, 2008.
5.ЦОР к данному учебному пособию.
Цель урока: организация деятельности обучающихся по изучению понятия умножения обыкновенной дроби на натуральное число и закреплению навыков умножения обыкновенной дроби на натуральное число.
Задачи:
Обучающие:
- сформировать понятие умножения дроби на натуральное число;
- отработать навык умножения дроби на натуральное число.
Развивающие:
- развивать интерес к предмету;
- развивать умение концентрироваться, развивать память, внимание, логическое мышление, воображение, умение сопоставлять, делать выводы, умение переносить знания в новые ситуации;
- развивать умение слушать, работать самостоятельно, развивать математическую речь.
Воспитательные:
- формировать культуру общения и коммуникативные умения обучающихся при работе самостоятельно и в паре;
- воспитывать познавательный интерес к предмету;
- продолжить повышать активность обучающихся при выполнении заданий.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор и интерактивная доска; презентация к уроку; учебник математики 5 класса.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы организации учебной деятельности:
- проблемный,
- частично-поисковый;
- исследовательский,
- словесный.
Формы обучения:
- фронтальная работа (в ходе устного счета);
- индивидуальная работа (в ходе закрепления изученного материала);
- работа в парах (при взаимопроверке).
Формы организации учебной деятельности:
- опрос по цепочке в ходе устного счета;
- взаимопроверка.
Панируемые результаты.
В ходе урок учащиеся смогут:
- самостоятельно сформулировать правило умножения обыкновенной дроби на натуральное число;
- применить правило при решении упражнений.
По завершении урока учащийся должен:
знать правило умножения обыкновенной дроби на натуральное число;
уметь умножать обыкновенную дробь на натуральное число.
Структура и ход урока.
Технологическая карта урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1 | Организационный момент. | Создание рабочего настроя на урок. Слайд 2 Кто ничего не замечает, Тот ничего не изучает. Кто ничего не изучает, Тот вечно хнычет и скучает. | Самостоятельно проверяют готовность к уроку, настраиваются на урок. Учащиеся читают эпиграф к уроку. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2 | Устная работа. | Учитель организует устную работу учащихся. Слайд 3-12.
Слайды 4-6 учащиеся по очереди выполняют задания на интерактивной доске. | Учащиеся отвечают на вопросы, повторяя при этом соответствующие правила. | Коммуникативные: совместная деятельность с учителем и сверстниками. |
3 | Актуализация знаний учащихся. | Прочитайте задачу 1. Слайд 13. Задача 1 . Скорость пешехода 4 км/ч, а скорость велосипедиста в 3 раза больше. С какой скоростью они сближаются? Вопросы: О чем говорится в задаче? С какими величинами эта задача? Какие величины известны? Что надо найти? Как найти скорость сближения? Какое выражение можно составить для решения задачи? Прочитайте задачу 2. Слайд 13. Задача 2. Скорость пешехода 7/2км/ч, а скорость велосипедиста в 3 раза больше. С какой скоростью они сближаются?
Вопросы: О чем говорится в задаче? Отличается ли условие данной задачи от условия задачи 1? Какое выражение можно составить для решения задачи? | Один учащийся читает задачу 1.
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы и составляют выражение: 4+4*3 Ответ:16км/ч.
Второй учащийся читает задачу 2. Учащиеся отвечают на вопросы и замечают, что условия задач не отличаются.
Учащиеся составляют выражение к задаче: 7/2 + 7/2*3 | Коммуникативные: сотрудничество и совместная деятельность с учителем и сверстниками Познавательные: использовать общие приемы решения задач к созданию алгоритма решения математической проблемы. |
4 | Сообщение темы урока. Целеполагание. | Учитель записывает это выражения на доске: 7/2 + 7/2*3 Вопрос: Кто ответит, чему равна скорость сближения? Вопрос: Каких знаний нам не хватает?
Сформулируйте, пожалуйста, тему урока. Слайд 15. Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Умножение обыкновенной дроби на натуральное число». Цель: сегодня на уроке мы должны самостоятельно сформулировать правило умножения обыкновенной дроби на натуральное число и применить правило при решении упражнений.
| Ответ: Мы не сможем найти значение данного выражения! Ответ: Мы не умеем умножать обыкновенную дробь на натуральное число. Предлагаются разные варианты выхода из данной ситуации, но безрезультатно. Ответ: «Умножение обыкновенной дроби на натуральное число». Учащиеся записывают в тетради число, тему урока «Умножение обыкновенной дроби на натуральное число». | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы. |
5 | Изучение нового материала. | Как найти значение выражения 7/2*3? Выскажите вашу точку зрения. Учитель предлагает выполнить практическую работу (раздаточный материал на столах), в которой с помощью ранее изученного можно найти произведение 7/2*3. Работа ведется в двух группах: 1 группа - 1.Отметить на координатном луче 7/2 2.От начала отсчета отложить три таких отрезка (длина отрезка равна 7/2) 3.Определить координату конца третьего отрезка. 4.Сформулировать правило умножения обыкновенной дроби на натуральное число. 2группа- 1.Заменить действие умножения действием сложения трех слагаемых, каждое из которых равно 7/2 . 2.Выполнить сложение дробей с одинаковыми знаменателями. 3. .Сформулировать правило умножения обыкновенной дроби на натуральное число. Учитель предлагает выполнить следующее задание: (слайд 16) | Учащиеся выдвигают свои гипотезы нахождения значения выражения. Учащиеся работают в группах по парам ,а затем от каждой группы один ученик знакомит всех с результатами работы. Учащиеся выбирают наиболее рациональный способ. Учащиеся выбирают результат второй группы. | Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели. Логические - формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство. Регулятивные: планирование, прогнозирование. |
| | Сформулируйте правило умножения обыкновенной дроби на натуральное число. Проверим, правы ли вы? Откройте учебник на странице 130. Прочитайте правило. Вернемся к задаче 2. Слайд 13. Вопрос: А сейчас мы сможем ответить на вопрос задачи 2? Сделайте запись в тетрадях. Слайд 17. Сделайте запись в тетрадях правила умножения обыкновенной дроби на натуральное число в общем виде. | Учащиеся пытаются формулировать правило.
Да. 7/2 + 7/2*3 =7/2+21/2=28/2=14км/ч. | |
6 | Первичное закрепление изученного материала. | Выполните задание на доске и в тетрадях. Слайд 18. Замечание: А разве нельзя сначала сократить, а потом записывать ответ? | Учащиеся в тетрадях выполняют задание. У доски учащиеся по очереди решают по одному примеру. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структурировать знания и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом. |
7 | Физкультминутка. | Слайд 19-36. | | |
8 | Закрепление изученного материала. | № 481,482(а, г) | Один обучающийся решает задачу на доске, а остальные учащиеся в тетрадях. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Личностные: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли. |
9 | Выполнение самостоятельной работы. Математический диктант. | Поверим, как вы усвоили тему. Слайд 37. Математический диктант с последующей проверкой (см. слайд). Поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте его работу, выставьте отметки. | Решают задания по вариантам. Учащиеся меняются тетрадями и осуществляют взаимопроверку. Выставляют отметки. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение. |
10 | Домашнее задание. | А теперь, внимание! Домашнее задание! Слайд 38. Учитель дает рекомендации по выполнению домашнего задания:
1. Прочитать пункт 26 до задачи 490. 2. Выучить правило умножения обыкновенной дроби на натуральное число на стр. 130. 3. Решить в тетради № 481(б, в), № 482(б, в). | Учащиеся записывают в дневнике домашнее задание. | |
11 | Подведение итогов. Рефлексия. | Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. Учитель прикрепляет к доске три конверта: розовый, голубой и желтый. | Если вы считаете, что вы поняли тему сегодняшнего урока, то положите цветок в розовый конверт. Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то положите цветок в голубой конверт. Если вы считаете, что вы не поняли тему сегодняшнего урока, то положите цветок в желтый конверт. | Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Раздаточный материал для учащихся 1 группы.
Задание.
Выполните умножение 7/2· 3 по указанному алгоритму:
1. Отметьте на координатном луче 7/2 .
2. От начала отсчета отсчитайте три отрезка длиной 7/2.
3. Запишите координату конца третьего отрезка.
4.Сформулируйте правило умножения обыкновенной дроби на натуральное число.
Раздаточный материал для учащихся 2 группы.
Задание. Выполните умножение 7/2· 3 по указанному алгоритму:
1.Замените действие умножение действием сложения трех слагаемых, каждый из которых равен 7/2 .
2. Выполните сложение.
3. Запишите результат в виде обыкновенной дроби или смешанного числа.
7/2· 3 = ______ +_______ + ________ = ________ = __________
4.Сформулируйте правило умножения обыкновенной дроби на натуральное число.
Используемая литература.
http://festival.1september.ru/articles/418012/
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/16c9e4ed-25c5-4df2-9e05-a1c5d7643472/?from=
608887c4-68f4-410f-bbd4-618ad7929e22&interface=pupil&class[]=47&class[]=48&subject=16
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/5509e3c1-2f2c-4070-8d4f-5c59413c769c/?from=
608887c4-68f4-410f-bbd4-618ad7929e22&interface=pupil&class[]=47&class[]=48&subject=16
Физминутка - Писаревская Т.П.