Просмотр содержимого документа
«Урок «Решение уравнений различными способами».»
Урок
«Решение уравнений различными способами».
Ход урока:
Цели урока: Обобщение и систематизация знаний обучающихся по решению уравнений различными способами на основе знания основных способов решения алгебраических уравнений из курса алгебры.
Задачи:
Образовательная
Обобщение и систематизация знаний обучающихся по решению уравнений различными способами на основе знания основных способов решения алгебраических уравнений из курса алгебры.
Создание условий для осознанной подготовки к ЕГЭ.
Формирование навыков самоконтроля, алгоритмической и компьютерной культуры обучающихся.
Развивающая
Развитие устной математической речи, внимания.
Обеспечение условий для развития умений решать уравнения.
Совершенствовать мыслительные умения старшеклассников (сравнивать, анализировать, обобщать и навыки обработки информации).
Воспитательная
Развитие коммуникативных умений делового общения сверстников.
Воспитание уверенности в собственных силах.
Организационный момент
Приветствие. Мотивация (психологическая минутка).
Разрешите начать урок, девизом которого могут стать строки:
Порой задача не решается,
Но это, в общем, не беда.
Ведь солнце всё же улыбается!…
А чтобы не было проблем,
Друзья тебе всегда помогут,
Они с тобой, ты не один.
Поверь в себя, и ты всё сможешь,
Идем вперёд - и победим.
Проверка отсутствующих и готовность обучающихся к уроку.
1. Из предложенных выражений выберите те, которые являются уравнениями (приём «узнай по описанию»).
3x4- 2x3+5x2 + 8 = 8;
(2x3 - 4x2 + 7x)3 – х = (7х)х - 3;
(x-3)/(7x2 - x+1) = 0;
452 - 352 = 800;
f(x) = 3х – 1;
( x3+7x)(4x2-2) = 0;
(1; 2; 3; 6)
2. Сколько и какие уравнения имеют корень 2?
3х 3 + 5х – 34 = 0;
3х 5 + 6х 2 – 9х + 2 = 0;
х 12 +21х 2 = 4181;
3х 4 – 25х + 2 = 0.
(два; первое и четвертое)
3. Вспомните, что значит решить уравнение?
Решить уравнение – это значит найти множество его решений или доказать, что решений нет.
4. Сколько корней может иметь уравнение?
В зависимости от вида уравнения множество решений уравнения может быть бесконечным, конечным и пустым.
Устный счет. Решите уравнение: (-2; 0,5; -4 и 4; -8; нет корней; 0).
Обобщение (беседа; приём вызова с опорой на личный опыт и знания)
Виды уравнений (которые будут рассмотрены)
Целое уравнение:
1) линейное уравнение;
2) квадратное уравнение;
3) уравнение n – й степени.
Дробное рациональное уравнение.
ЦЕЛОЕ УРАВНЕНИЕ:
1) Уравнение первой степени
1. Какое уравнение называется линейным?
Уравнение вида ax = b, где x - неизвестное, a и b - некоторые числа, называется линейным уравнением с одним неизвестным.
2. Сколько корней имеет линейное уравнение?
1. Если a не равно нулю, то уравнение имеет единственный корень x = - b/a. 2. Если а = 0, b не равно нулю, то уравнение не имеет корней. 3. Если a = 0, b = 0, то уравнение имеет бесконечно много корней, то есть корнем уравнения является любое действительное число.
Например: 1. 5x -10 = 0; x = 2 - корень уравнения. 2. 0x + 4 = 0, уравнение не имеет корней. 3. 0x + 0 = 0, уравнение имеет бесконечно много корней, x - любое действительное число.
ЦЕЛЫЕ УРАВНЕНИЯ (историческая справка)
Великий прорыв в алгебре связан с именем французского ученого XVI в. Франсуа Виета. Он первым из математиков ввел буквенные обозначения для коэффициентов уравнения и неизвестных величин. А традицией обозначать неизвестные величины последними буквами латинского алфавита (x, y или z) мы обязаны его соотечественнику – Рене Декарту.
2) Квадратное уравнение
1. Какое уравнение называется квадратным?
Уравнение вида ax2 + bx + c = 0 называется квадратным уравнением стандартного вида, где a, b, c – действительные числа и a ≠ 0 . Если a = 1, то квадратное уравнение называют приведённым.
2. Сколько корней имеет квадратное уравнение?
Решение: D = b2 – 4ac, тогда
1) D 0 2) D = 0 3) D
Х1,2 = Х1,2 = - в / 2а действительных
корни совпадают корней нет
Уравнение высшей степени
1. Какое уравнение называется рациональным целым уравнением?
Уравнение вида P(x)=0, где Р(х) - многочлен n – й степени называют рациональным целым уравнением.
2. Какие основные способы решения рациональных уравнений вы знаете?
При решении рациональных уравнений в основном используются следующие способы:
1. Разложение на множители;
2. Графический метод,
3. Введение новых переменных.
ПОВТОРИМ ЭТИ СПОСОБЫ:
1. Одним из способов решения уравнений высших степеней является способ разложения на множители.
Решите уравнение:(индивидуальная работа в рабочих тетрадях, с последующим обсуждением решений; метод критического мышления).
Как называется способ, с помощью которого можно разложить левую часть уравнения на множители?
Разложить левую часть уравнения на множители можно способом «группировки».
Когда произведение множителей равно 0?
Когда любой из множителей равен нулю, а другие множители имеют смысл.
Сколько корней имеет данное уравнение?
Уравнение имеет три корня. Это числа 0,5; -2 и 2.
Как вы думаете, может ли уравнение третьей степени иметь 1, 2, 4, 5 корней или ни одного корня?
Уравнение 3-й степени могут иметь не более трёх корней.
Найдите корни уравнения и назовите степень уравнения:(фронтальный устный опрос)
1)
2)
3)
4)
5)
1) 5; -1; 2; 2) 0; -2 и 2; 3) -3; 4) 2; 1; 5) -1; -5 и 5.
2. Другой способ решения уравнений – графический.
Соотнесите график с формулой:
(фронтальный устный опрос; приём «Узнай по иллюстрации»).
;;
; .
Первый график – g(x). Второй график – q(x).
Третий график – f(x). Четвертый график – p(x).
Еще один способ решения уравнений - способ введение новой переменной.
Решите уравнение: (индивидуальная работа в рабочих тетрадях, с
последующим обсуждением решений; метод критического мышления).
Какое выражение обозначили новой переменной?
У = (х2 + х)
Введем новую переменную:
Получим уравнение:
2. Какое новое уравнение получили?
Решим данное уравнение:
Найдем переменную x:
Ответ: x = - 2; х = 1
ДРОБНЫЕ РАЦИОНАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ
1. Какие уравнения называются дробными рациональными уравнениями?
Уравнение видаP(x)/Q(x)=0, где Р(х), Q(x) -многочлены называют дробными рациональными уравнениями.
2. Как можно решать такие уравнения?
Решение дробного рационального уравнения можно разбить на два этапа:
1. Решить уравнение Р(х) = 0.
2. Проверить условие: Q (х) ≠ 0.
То есть решение таких уравнений сводиться к решению целых уравнений, при этом исключают из решения те корни, которые обращают в нуль знаменатель уравнения.
Физкультминутка (упражнения на релаксацию мышц лица и глаз).
1) Закройте глаза. Поморгайте сомкнутыми веками.
Зажмуривание глаз на 3-5 секунд и легкое быстрое моргание улучшают кровообращение.
2) В положении сидя при неподвижной голове медленно перевести взгляд с пола на потолок и обратно, затем справа налево и обратно (повторить 10-12 раз).
3) Круговые движения глазами в одном и другом направлении (повторить 4-6 раз) - это упражнение выполняется при открытых и закрытых глазах.
Такие упражнения служат тренировкой мышц глаз.
4) Закрыть глаза и тихонько посидеть 30 секунд, думая о чём-то хорошем и приятном.
Контроль
Давайте подведём промежуточные итоги:
Какие виды уравнений мы повторили?
Какие основные способы решения уравнений применяли?
Решение многих уравнений сводится к решению либо целых рациональных уравнений, либо к решению дробных рациональных уравнений.
Рефлексия
Мы с вами сделали обобщение по теме:«Решение уравнений различными способами» и выполнили проверочную работу.
Вспомните все моменты нашего урока и расскажите, что вам пригодилось при выполнении теста?
Итоги урока
1. При решении многих уравнений необходимо помнить основные виды уравнений и способы их решения.
2. При выборе решения не надо противопоставлять графические и аналитические способы решения.
3. Напротив, наиболее успешным может быть именно их разумное сочетание. Тогда на экзаменах не будет случаев, когда с помощью головоломных вычислений решается простая задача.
Оценки за урок будут выставлены в Интернет – журнал и в обычный журнал.