( урок - прием гостей в математическом кафе « КВУР-КВадратные УРавнения»)
Цели: Систематизировать знания и умения учащихся по изученным способам решения квадратных уравнений.
Задачи:
- Образовательные: Сформировать умения решений квадратных уравнений различными способами; умение выявлять рациональные способы решения для заданных уравнений;
- Развивающие: навыки решения квадратных уравнений различными способами; образовательные и коммуникативные компетенции; умение работать в группах
- Воспитательные: Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, самоконтроль и самооценку, чувство юмора.
Тип урока : урок обобщения и систематизации
Вид урока : урок- игра-«прием в кафе»
Методы :
1. Обучения: информационно- репродуктивный; мотивация познавательной деятельности;
2.Учения: эвристический; частично- поисковый; самоконтроль
Оборудование: ИД, презентация слайдов, карточки с заданиями, карточки для критериальной самооценки, карточки для рефлексии.
План урока
Сюжетная линия урока
1.Организационный момент- целеполагание; психологический настрой;
2.Разбиение на группы, (этапы);
3.Математический диктант;
4.Тесты;
5.Работа в группах (1 способ);
6.Отчет группы по своему способу решения;
7.Решение уравнений различными способами (в группах);
8.Подведение итогов;
9.Рефлексия;
10.Домашнее задание
Сюжетная линия игры (СЛ.№5)
1. Встреча гостей «Настрой-ка!»;
2. Знакомство гостей (меню);
3. Легкие салаты из определений «Вспоминай-ка!»;
4. Пельмешки «Выбирай-ка!»;
5. Рагу из способов решения «Узнай-ка!»
6. Разговоры, обмен мнениями «Обучай-ка!»;
7. Коктейль из уравнений «Применяй-ка!»;
8. Прощание с гостями «Оценка»;
9. Запись в книге отзывов «Пожелай-ка!»;
10. Уход домой.
Ход урока
- Организационный момент:
- Объявление темы (СЛАЙД№1)
- Цель и задачи урока (СЛАЙД№2)
- Встреча гостей-Кафе «КВУР»- (СЛАЙД№3)
- Психологический настрой (СЛАЙД№4)
«Хорошо усваиваются только те знания,
которые поглощаются с аппетитом»
Анатоль Франц
Учащиеся получают разрезные карточки с заданиями, формируются группы.
- Знакомство:
- «Лови вопрос» -Учитель кидает мешочек с фасолью участникам группы с вопросами типа: 13 в квадрате; и т.п
- Учащиеся отвечают на вопрос по карточке и фиксируют свои баллы в оценочном листе, в следующих заданиях также
- «Вспоминай-ка» (СЛАЙДЫ №№6-7, ответы СЛАЙД№8)
- Как называется уравнение вида ах2 +вх +с=0?
- Название выражения- в 2- 4 а с
- Сколько корней имеет квадратное уравнение, если D > 0 ?
- Сколько коней имеет квадратное уравнение если D= 0 ?
- Чему равен корень уравнения ах 2= 0 ?
- Как называется квадратное уравнение, где коэффициенты в или с равны нулю?
- Как называется квадратное уравнение, в котором первый коэффициент а =1
Математический диктант.(СЛ.№7)
(Дописать предложение)
- Квадратным уравнением называется уравнение вида…
- Квадратное уравнение называется неполным, если..
- Квадратное уравнение называется приведенным, если…
- Формула для вычисления дискриминанта.
- Квадратное уравнение имеет два корня, если…
- Если дискриминант равен нулю, то …
- Квадратное уравнение не имеет корней, если …
- Формулы для вычисления корней квадратного уравнения, если в - нечетное.
Ответы к диктанту( СЛ№8)
- аХ2 +вХ +с =0
- в=0; с=0; или в=0 и с=0
- а=1
- Д=в2 – 4ас
- Д 0
- Д = 0
- Д
- «Выбирай-ка» - тесты и ответы (СЛАЙДЫ №9-10)
1.Найди коэффициенты уравнения: 8Х- 11Х2 +2=0
А) а=8,в=2, с=-11 В) а=11, в=-8,с=2 С)а=-11,в=8, с=2 Д)а=8, в=-11 с=2
2.Составьте квадратное уравнение, если а=5, в=-6, с=1
А) Х2 +5Х -6=0 В)5Х2 -6Х +1=0 С) 5Х -6Х +1=0 Д) -6Х2 +5Х -1=0
3.Вычислите дискриминант уравнения: 2Х2 –4Х -3=0
А)16 В)36 С)40 Д)-8
4.Решите уравнение : Х2 -4 =0
А)2 В)+_2 С)16 Д) нет решения
Ответы: 1-С; 2- В ; 3-С ;4-В
- «Узнай-ка» - методы решения квадратных уравнений (СЛАЙД№11)
* Метод коэффициентов;(СЛ,№12)
* Метод выделения квадрата двучлена;(СЛ.№13)
* Применение теоремы, обратной т. ВИЕТА; (СЛ,№14)
* Решение по формуле корней квадратного уравнения;(СЛ.№15)
* И еще другие более 6 методов… (изучаем самостоятельно);
- «Обучай -ка» - один учащийся из группы на доске демонстрируют применение одного из методов решения квадратных уравнений, 1-я группа(СЛАЙД№12)
Метод коэффициентов:
- Если, а + в + с = 0, то х1 = 1, х2 =с/а
- Если, а + с = в, то х1 = -1, х2 = -с/а
1) х2 + 4х – 5 = 0,
а = 1, в = 4, с = -5
а + в + с = 0,
2) х2 + 6х + 5 = 0,
а = 1, в = 6, с = 5
а + с = в,
3) 2х2 – 5х + 3 = 0,
а = 2, в = -5, с = 3
а + в + с = 0,
4) 3х2 + 2х – 1 = 0,
а = 3, в = 2, с = -1
а + с = в,
Метод выделения полного квадрата двучлена(СЛ.№14)
Способ решения квадратных уравнений описан Ал-Хорезми
Он основан на методе выделения полного квадрата
х2 + 10х = 39
х2 + 10х + 25 = 39 +25
(х + 5)2 = 64, х + 5 = 8, х = 3
Ал-Хорезми работал только с положительными числами, поэтому указал только один корень, второе найдем х + 5 = -8, х = -13
(СЛ.№14)Теорема Виета- обратная: Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену:Если уравнение имеет вид: X2 +pX +q =0, то
X1 +X2=-p, корни проверяем!
X1 *X2=q – корни подбираем!
Уравнение Х2+px+q=0
p
q
X1+X2
X1*X2
X1
X2
X2+x-2=0
1
-2
-1
-2
-2
1
X2-6x -16=0
6
?
-6
-16
-8
2
X2+4x-32=0
?
-32
4
-32
?
4
X2-5x -14=0
-5
?
?
-14
?
?
X2-7x -8=0
?
-8
?
?
?
?
( СЛ.№15)Число корней квадратного уравнения вида ax2+bx+c=0 зависит от выражения , составленного из коэффициентов этого уравнения. Что это за выражение? Как оно влияет на количество корней? Проанализируем формулу корней квадратного уравнения.
- Если b2-4ac >0, то квадратное уравнение имеет два различных действительных корня.
- Если b2-4ac =0, то квадратное уравнение имеет два совпадающих действительных корня.
- Если b2-4ac <0, то квадратное уравнение не имеет действительных корней
АЛГОРИТМ
1. Выделить в квадратном уравнении коэффициенты.
2. Вычислить дискриминант D.
3. Если D <0, то уравнение не имеет действительных корней.
Если D> или=0, то вычислить корни по формуле.
- Динамическая пауза –танцы (СЛАЙД №16) + физминутка (другая презентация)
- «Применяй-ка» - группы получают карточки с уравнениями, которые можно решить различными способами. (СЛАЙД№17)
- 5Х2 +3Х -8=0
- Х2 -8Х +7=0
- 4Х2+20Х +25 =0
- 2Х2 -9Х -5=0
- 7Х2 -2Х -5=0
- «Оценка» - подведение итогов: спикеры контролируют подсчет баллов и выставление самооценки за урок. Оценочные листы сдают учителю на стол. (СЛАЙД №18)
- «Пожелай-ка» - рисуют свое настроение и отвечают на вопросы (СЛ.№18)(рефлексия) (СЛАЙД№19)
- (СЛАЙД№20) -спасибо за урок
- (СЛАЙД№21) -шутка, «Ну заходи еще, что ли!»
- (СЛ.№22)-спасибо за урок
Использованная литература
1.Учебник для 8 класса общеобразовательных школ .А.Е. Абылкасымова, В.Е. Корчевский, А.Абдиев, З.А. Жумагулова Издание: Мектеп, 2012. — 152 ст.
2.УМК к учебнику: дидактический материал, сборник задач.
3. Алимов Ш.А., Ильин В.А. и др. Алгебра, 6-8. Пробный учебник для 6-8 классовой средней школы. - М., Просвещение, 1981.
4. Окунев А.К. Квадратичные функции, уравнения и неравенства. Пособие для учителя. - М., Просвещение, 1972
5. Ресурсы интернета.