Урок геометрии по теме «Радиусы вписанной и описанной окружности в треугольнике»
Личностные УУД
2.Регулятивные УУД
3.Общепознавательные УУД
поиск и выделение необходимой информации
знаково-символические: моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
4.Коммуникативные УУД
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Метапредметная цель: формирование у учащихся способностей к обобщению, структурированию и систематизации предметного содержания изучаемой дисциплины.
Учитель: Сегодняшний урок я бы хотела начать со слов Г.Галилея
Философия природы написана в величайшей книге, которая всегда открыта перед нашими глазами, – я разумею Вселенную, но понять её сможет лишь тот, кто сначала выучит язык и постигнет письмена, которыми она начертана. А написана эта книга на языке математики, и письмена её – треугольники, окружности и другие геометрические фигуры, без коих нельзя понять по-человечески её слова: без них – тщетно кружение в тёмном лабиринте. (1 слайд)
И мы всегда об этом с вами говорим.
Другой великий математик и информатик сказал:
Высшее назначение математики – находить порядок в хаосе, который нас окружает.
Норберт Винер
И я предлагаю навести порядок в хаосе фигур.
Кто желает? (2 слайд).
Порядок может быть разный ( дети представляют свой порядок).
Но я рада, что вы увидели фигуры, в которые можно вписать окружность, и около которых можно описать, докажите это…..
Наши любимые задания. (3 задачи). Ответы: 1234, 135, 145.
Исправьте, пожалуйста, чтобы было верно.
Не забывайте оценивать себя на листе.
Далее я предлагаю вам задачи мы сегодня будем решать.
На площадке №1 «Гимназии №33», имеющую форму правильного треугольника со стороной 4 м, Татьяна Ивановна решила разбить клумбу круглой формы, так, чтобы она касалась всех сторон площадки. Сколько семян цветов нужно купить, если на 1 квадратный метр нужно 5 гр. семян?
На площадке №2 «Гимназии №33», имеющую форму круга радиуса 4, Татьяна Ивановна решила разбить клумбу формы правильного треугольника так, чтобы вершины лежали на окружности площадки. Сколько семян цветов нужно купить, если на 1 квадратный метр нужно 5 гр. семян?
Ваша пара может выбрать любую клумбу. Поднимите руку, кто выбрал 1? 2?
Минутку поработайте и найдите базу каждой задачи.
Число на полях и место для темы.(3 строчки)
Решение 1 ,2 задачи сначала самостоятельно в тетрадях, а затем на доске (лист самооценки).
Кто может решить другим способом? (через тригонометрические соотношения)
Что вызвало наибольшее затруднение? ( нахождение радиуса).
Сформулируйте, пожалуйста, обратные задачи. Как решить их?
А теперь напишите каждый тему нашего сегодняшнего урока.
И чему бы вы хотели научиться.
Тема: « Формулы радиусов вписанной и описанной окружностей для треугольников».
Учитель: Чему бы вы хотели научиться?
Дети: Хотел бы научиться находить радиусы вписанной и описанной окружностей около прямоугольного треугольника, разностороннего треугольника, четырехугольников.
Кто бы хотел поделиться своим результатом?
И что в итоге?Давайте опять вернемся к словам Виннера и наведем порядок в работе. Предлагаю вам табличку.
Оформить таблицу. Убрать проектор.
Для каких фигур вы бы еще хотели найти радиусы?
Вид фигуры | R | r |
Правильный треугольник | | |
Прямоугольный треугольник | | |
Разносторонний треугольник | | |
Квадрат | | |
Прямоугольник | | |
Ромб | | |
Трапеция | | |
Посмотрите добились ли вы поставленных целей?
Главная сила математики состоит в том, что вместе с решением одной конкретной задачи она создаёт общие приёмы и способы, применимые во многих ситуациях, которые даже не всегда можно предвидеть.
М.Башмаков.
Оцените себя. Заполните лист.
Домашнее задание:
Доработать таблицу. Формулы с выводами. (На «машине времени» отправиться в 9 класс). На следующем уроке проверка.
На любимом сайте найти 3 задачи первой части и 3 задачи второй части по нашей теме. Представление детям для работы найденных задач.
(можно воспользоваться, у кого вызовет работа затруднения как учебником, так и интернетом.)
Анализ: Целей, которые поставили, добились.
Метапредметные результаты:
Регулятивные: цель, тема, контроль, взаимоконтроль сами и оценивают.
Познавательные: разными способами решить задачи, сформулировать обратные задачи , вывести формулы радиусов вписанной и описанной окружности в различных фигурах.
Коммуникативные: работают в команде (чаще парами).
Личностные: самооценка предшествует оценке.