Урок в 11 классе по учебнику «Геометрия 10-11» А. В. Погорелова, пункт 52-54 год издания 2008-2012
Тема: «Цилиндр, его определение, элементы и их свойства»
Урок разработан в рамках образовательной технологии критического мышления.
Цель (развивающая): формирование учебно – познавательных компетенций на уроке геометрии через развитие критического мышления для подготовки конкурентоспособной личности.
Цель (учебная): изучить определение цилиндра (кругового, прямого кругового) и связанных с ним понятий; рассмотреть основные виды сечений цилиндра; определить условия существования комбинаций призмы и цилиндра.
Задачи:
- Формирование навыков критического мышления и исследовательских навыков при изучении нового материала и решении задач;
- Развивать готовность самостоятельного поиска информации;
- Создание психологически комфортной среды на уроке;
- Формирование новых понятий и знаний по теме урока;
- Формирование навыка применения новых знаний при решении задач;
- Формирование самооценки.
Вопросы для изучения:
- Цилиндр, его основания, образующие и их свойства
- Виды цилиндра и его поверхность
- Радиус и высота, ось цилиндра
- Сечения цилиндра плоскостями
- Вписанная и описанная призма. Комбинация тел: призма и цилиндра, пирамида и цилиндр
- Решение базовых задач
Ключевые слова: цилиндр, образующая, основание, высота, радиус, ось, поверхность, сечения плоскостью, вписанная призма, касательная плоскость, описанная призма.
Оборудование: проектор; документ камера, модели цилиндра (прямой и наклонный) и наборы призм, ножницы; карточки с названиями групп: «Исследователи», «Аналитики», «Художники»; карточки с заданиями (формулировки заданий и конверты с карточками – консультантами, карточки с ответами для самопроверки); таблица З-Х-У, тетради на печатной основе.
Подготовительная работа.
Домашнее подготовительное задание для «Исследователей»:
- Разработать экскурсию по посёлку Иловля, с посещением и просмотром мест, имеющих цилиндрические формы. Подготовить проект-презентацию заочной экскурсии
- Используя интернет - ресурсы, дополнительную литературу, создать презентацию «Цилиндр» в соответствии с материалом учебника, пункт 52 - 53, результаты представить на уроке
Задание на уроке для «Аналитиков»:
- Просмотрев и прослушав экскурсию по р. п. Иловля, презентацию «Цилиндр», заполнить первые две части таблицы «З-Х-У». Сформулировать цель своей работы в группе для реализации поставленных задач
- Выполнить тест № 7, вариант № 1-2, задача № 1 в тетради на печатной основе
- Сделать вывод о правильности высказываний
- Составить опорный конспект на основании содержания учебника п. 52-54 и информации, полученной из презентации «Цилиндр»
-
Задание на уроке для «Художников»:
- Просмотрев и прослушав экскурсию по р. п. Иловля, презентацию «Цилиндр», заполнить первые две части таблицы «З-Х-У». Сформулировать цель своей работы в группе для реализации поставленных задач
- Сделать вывод в соответствии с поставленной целью
- Составить опорный конспект на основании содержания учебника п. 52-54 и информации, полученной из презентации «Цилиндр», выделив «главные мысли» цветом.
-
Карточка-консультант для исследователей.
Цель работы:
- изучить условие возможности вписать призму и пирамиду в цилиндр и описать призму и пирамиду около цилиндра.
- Научиться применять знания о цилиндре при решении задач. Сформулировать «темы» задач
-
Необходимые и достаточные условия взаимных комбинаций многогранников и цилиндра:
- Для того чтобы призму вписать в цилиндр, необходимо и достаточно, чтобы основание призмы было вписанным в окружность плоским многоугольником, где окружность является границей круга, служащим основанием цилиндра, а боковые ребра призмы совмещались с образующими цилиндра. Чтобы пирамида была вписана в цилиндр необходимо и достаточно, чтобы её основание было вписано в основание цилиндра, а вершина совпала с центром верхнего основания цилиндра.
- Чтобы призма была описана около цилиндра, её основание должно являться многоугольником, описанным около окружности, которая ограничивает основание цилиндра. При этом боковые грани призмы должны касаться образующих цилиндра. Чтобы вписать цилиндр в пирамиду, необходимо и достаточно, чтобы его нижнее основание было вписано в основание пирамиды, а верхнее основание касалось боковых граней пирамиды.
Формулы для вычисления боковой и полной поверхности: S б.п.=2ПRh, где h-высота, S=ПR2 – площадь круга, S п.п.=2ПR(R+h).
Решение задачи № 2.
Диагональ, высота и диаметр цилиндра (удвоенный радиус) образуют треугольник ACD, угол D = 90О; по теореме Пифагора
АС2 = AD2 + CD2 , следовательно CD2 = АС2 - AD2, то есть CD2 = 7,52- 62, откуда следует, что высота цилиндра равна 4,5. Ответ 2.
Решение задачи № 3
Сечение параллельное оси цилиндра есть прямоугольник AВCD и его площадь находится, как произведение длины и ширины. Если AВ=12 и S=48 , то ВC= S: AВ, то есть 48 .
Рассмотрим треугольник ВСО1: он равнобедренный, так как его боковые стороны образованы радиусами цилиндра. Расстояние от оси цилиндра до секущей плоскости - это длина перпендикуляра, опущенного из точки О1 на сторону ВС. Так как треугольник равнобедренный, конец перпендикуляра делит основание пополам.
По теореме Пифагора расстояние равно = =5. Ответ 1.
Вывод: для решения задач с цилиндром, необходимо правильно строить чертёж и применять знания, полученные в планиметрии.
Карточка-консультант для аналитиков.
Цель работы:
- Применить знания о цилиндре (определение), его элементах и их свойствах, сечениях и поверхности для проверки правильности или неправильности утверждений
- Научиться составлять опорные конспекты и ставить цель работы
-
Тест № 7, вариант № 1, задача № 1
Вывод: неверным является утверждение «5)». Остальные утверждения верны, так как подтверждают теоретические знания.
Тест № 7, вариант № 2, задача № 1
Вывод: неверным является утверждение «4)». Остальные утверждения верны, так как подтверждают теоретические знания.
Ход урока
I часть. Создание психологического настроя: вызов - интрига
Прежде, чем объявить тему урока, предлагаю совершить заочную экскурсию по родному поселку, подготовленную ученицами нашего класса.
1. Заочная экскурсия по р. п. Иловля. Слайд - шоу с комментариями
II часть Осмысление содержания
Изучение новой темы строится в соответствии с презентацией, подготовленной учениками группы «Исследователей». Остальные группы учащихся, просматривая презентацию с комментариями авторов, работают с таблицей «З-Х-У»
III часть Практическая деятельность
- Работа в группах над проблемами, обозначенными в карточках с заданиями. Если возникают трудности, можно воспользоваться конвертом с карточкой-консультантом.
- Решение задачи о нахождении полной поверхности цилиндра после выступления группы исследователей с разверткой и формулой полной поверхности.
-
«Найти площадь полной поверхности цилиндра, полученного при вращении прямоугольника со стороной 6 см и диагональю 10 см вокруг меньшей стороны».
Чертеж выполнить в тетради и спроектировать на доску через документ камеру.
Проблема может возникнуть, если учащиеся забыли формулу площади круга и длины окружности.
IV часть Рефлексия. Выводы и подведение итогов
- Краткая информация (через документ камеру) от каждой группы о результатах решения поставленных проблем. Итоги работы с таблицей «З-Х-У». Приложение № 1
- Выставление оценок
- Сравните содержимое ваших таблиц « З-Х-У», вопросов для изучения и вопросов, которые возникли при решении задач: может, остались какие-либо неразрешенные проблемы. Вопрос о нахождении поверхности цилиндра, формулы длины окружности и площади круга. Условие вписанной и описанной призмы.
-
Дома обязательно просмотрите таблицу, обозначить вопросы требующие дополнительной работы; п.52-54 (п. 181-183 по старым учебникам), контрольные вопросы 1-5; задача №1, 7 – разобрать по учебнику, для желающих № 6, особенно название частного вида цилиндра.
- Рефлексия по психологическому состоянию учащихся и проведенному уроку.
-
Составьте синквейн по теме «Цилиндр».Спасибо за урок. До свидания
- Задание на дом