kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по теме: "Цилиндр, его определение, элементы и их свойства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 11 классе по учебнику «Геометрия 10-11» А. В. Погорелова, пункт 52-54  год издания 2008-2012

Тема: «Цилиндр, его определение, элементы и их свойства»

Урок разработан в рамках образовательной технологии критического мышления.

Цель (развивающая): формирование учебно – познавательных компетенций на уроке геометрии через развитие критического мышления для подготовки конкурентоспособной личности.

Цель (учебная): изучить определение цилиндра (кругового, прямого кругового) и связанных с ним понятий; рассмотреть основные виды сечений цилиндра; определить условия существования комбинаций призмы и цилиндра.

Задачи:

  1. Формирование навыков критического мышления и исследовательских навыков при изучении нового материала и решении задач;
  2. Развивать готовность самостоятельного поиска информации;
  3. Создание психологически комфортной среды на уроке;
  4. Формирование новых понятий и знаний по теме урока;
  5. Формирование навыка применения новых знаний при решении задач;
  6.  Формирование самооценки.

Вопросы для изучения:

  1. Цилиндр, его основания, образующие и их свойства
  2. Виды цилиндра и его поверхность
  3. Радиус и высота, ось цилиндра
  4. Сечения цилиндра плоскостями
  5. Вписанная и описанная призма. Комбинация тел: призма и цилиндра, пирамида и цилиндр
  6. Решение базовых задач

Ключевые слова: цилиндр, образующая, основание, высота, радиус, ось, поверхность, сечения плоскостью, вписанная призма,  касательная плоскость, описанная призма.

Оборудование: проектор; документ камера,  модели цилиндра (прямой и наклонный) и наборы призм, ножницы; карточки с названиями групп: «Исследователи», «Аналитики»,  «Художники»; карточки с заданиями (формулировки заданий и конверты с карточками – консультантами, карточки с ответами для самопроверки); таблица З-Х-У, тетради на печатной основе.

 

Подготовительная работа.

Домашнее подготовительное задание для «Исследователей»:

  • Разработать экскурсию по посёлку Иловля, с посещением и просмотром мест, имеющих цилиндрические формы. Подготовить проект-презентацию заочной экскурсии
  • Используя интернет - ресурсы, дополнительную литературу, создать презентацию «Цилиндр» в соответствии с материалом учебника, пункт 52 - 53,  результаты представить на уроке

    Задание на уроке для «Аналитиков»:

  • Просмотрев и прослушав экскурсию по р. п. Иловля, презентацию «Цилиндр», заполнить первые две части таблицы «З-Х-У». Сформулировать цель своей работы в группе для реализации поставленных задач
  • Выполнить тест № 7, вариант № 1-2, задача № 1 в тетради на печатной основе
  • Сделать вывод о правильности высказываний
  • Составить опорный конспект на основании содержания учебника п. 52-54 и информации, полученной из презентации «Цилиндр»
  • Задание на уроке для «Художников»:

  • Просмотрев и прослушав экскурсию по р. п. Иловля, презентацию «Цилиндр», заполнить первые две части таблицы «З-Х-У». Сформулировать цель своей работы в группе для реализации поставленных задач
  • Сделать вывод в соответствии с поставленной целью
  • Составить опорный конспект на основании содержания учебника п. 52-54 и информации, полученной из презентации «Цилиндр», выделив «главные мысли» цветом.
  • Карточка-консультант для исследователей.

     

    Цель работы:

  • изучить условие возможности вписать призму и пирамиду в цилиндр и описать призму и пирамиду около цилиндра.
  • Научиться применять знания о цилиндре при решении задач. Сформулировать «темы» задач
  • Необходимые и достаточные условия взаимных комбинаций многогранников и цилиндра:

  • Для того чтобы призму вписать в цилиндр, необходимо и достаточно, чтобы основание призмы было вписанным в окружность плоским многоугольником, где  окружность является границей круга, служащим основанием цилиндра, а боковые ребра призмы совмещались с образующими цилиндра. Чтобы пирамида была вписана в цилиндр необходимо и достаточно, чтобы её основание было вписано в основание цилиндра, а вершина совпала с центром верхнего основания цилиндра.
  • Чтобы призма была описана около цилиндра, её основание должно являться многоугольником, описанным около окружности, которая ограничивает основание цилиндра. При этом боковые грани призмы должны касаться образующих цилиндра. Чтобы вписать цилиндр в пирамиду, необходимо и достаточно, чтобы его нижнее основание было вписано в основание пирамиды, а верхнее основание касалось боковых граней пирамиды.

    Формулы для вычисления боковой и полной поверхности: S б.п.=2ПRh, где h-высота, S=ПR2 – площадь круга, S п.п.=2ПR(R+h).

    Решение задачи № 2.

    Диагональ, высота и диаметр цилиндра (удвоенный радиус) образуют треугольник ACD, угол  D = 90О;   по теореме Пифагора

    АС2 = AD2 + CD2 , следовательно  CD2 = АС2 - AD2, то есть CD2 = 7,52- 62, откуда следует, что высота цилиндра равна 4,5. Ответ 2.

    Решение задачи № 3

    Сечение параллельное оси цилиндра есть прямоугольник  AВCD и его площадь находится, как произведение длины и ширины. Если AВ=12 и  S=48 , то ВC= S: AВ, то есть 48 .

    Рассмотрим треугольник ВСО1: он равнобедренный, так как его боковые стороны образованы радиусами цилиндра. Расстояние от оси цилиндра до секущей плоскости - это длина перпендикуляра, опущенного из точки О1 на сторону ВС. Так как треугольник равнобедренный, конец перпендикуляра делит основание пополам.

    По теореме Пифагора расстояние равно  =  =5. Ответ 1.

    Вывод: для решения задач с цилиндром, необходимо правильно строить чертёж и применять знания, полученные в планиметрии.

    Карточка-консультант для аналитиков.

    Цель работы:

  • Применить знания о цилиндре (определение), его элементах и их свойствах, сечениях и поверхности  для проверки правильности или неправильности утверждений
  • Научиться составлять опорные конспекты и ставить цель работы
  • Тест № 7, вариант № 1, задача № 1

    Вывод: неверным является утверждение «5)». Остальные утверждения верны, так как подтверждают теоретические знания.

    Тест № 7, вариант № 2, задача № 1

    Вывод: неверным является утверждение «4)». Остальные утверждения верны, так как подтверждают теоретические знания. 

    Ход урока

    I часть. Создание психологического настроя: вызов - интрига

     Прежде, чем объявить тему урока, предлагаю совершить заочную экскурсию по родному поселку, подготовленную ученицами нашего класса.

    1. Заочная экскурсия по р. п. Иловля. Слайд - шоу с комментариями

    II часть Осмысление содержания

    Изучение новой темы строится в соответствии с презентацией, подготовленной учениками группы  «Исследователей». Остальные группы учащихся, просматривая презентацию с комментариями авторов, работают с таблицей «З-Х-У»

    III часть Практическая деятельность

     

  • Работа в группах над проблемами, обозначенными в карточках с заданиями. Если возникают трудности, можно воспользоваться конвертом с карточкой-консультантом.
  • Решение задачи о нахождении  полной поверхности цилиндра после выступления группы исследователей с разверткой и формулой полной поверхности.
  • «Найти площадь полной поверхности цилиндра, полученного при вращении прямоугольника со стороной 6 см и диагональю 10 см вокруг меньшей стороны».

    Чертеж выполнить в тетради  и спроектировать на доску через документ камеру.

    Проблема может возникнуть, если учащиеся забыли формулу площади круга и длины окружности.

    IV часть Рефлексия. Выводы и подведение итогов

  • Краткая информация (через документ камеру) от каждой группы о результатах решения поставленных проблем.  Итоги работы с таблицей «З-Х-У». Приложение № 1
  • Выставление оценок
  • Сравните содержимое ваших таблиц « З-Х-У», вопросов для изучения и вопросов, которые возникли при решении задач:  может,  остались какие-либо неразрешенные проблемы. Вопрос о нахождении поверхности цилиндра, формулы длины окружности и площади круга. Условие вписанной и описанной призмы.
  • Дома обязательно просмотрите  таблицу, обозначить вопросы требующие дополнительной работы;  п.52-54 (п. 181-183 по старым учебникам), контрольные вопросы 1-5; задача №1, 7 – разобрать по учебнику, для желающих № 6, особенно название частного вида цилиндра.

  • Рефлексия по психологическому состоянию учащихся и проведенному уроку.
  • Составьте синквейн по теме «Цилиндр».Спасибо за урок.  До свидания

  • Задание на дом


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Разработка урока по теме: "Цилиндр, его определение, элементы и их свойства"

Автор: Глазкова Таиса Петрорвна

Дата: 01.12.2014

Номер свидетельства: 137825

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Дифференицированная работа на уроках химии "
    ["seo_title"] => string(48) "diffierienitsirovannaia-rabota-na-urokakh-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "203288"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429453078"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1750 руб.
2500 руб.
1680 руб.
2400 руб.
1390 руб.
1980 руб.
1650 руб.
2350 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства