Урок по теме:" Построение правильных многоугольников"
Урок по теме:" Построение правильных многоугольников"
Урок включает повторение формул для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса описанной и вписанной окружности. Изучение новой темы включает выполнение практической работы по построению правильных многоугольников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Тип урока: изучение нового материала. Цели урока: - обеспечить в ходе урока изучение способов построения некоторых видов правильных многоугольников, приобретение навыков построения правильных многоугольников при помощи циркуля и линейки; - развивать способности анализировать, обобщать; развивать навыки самоконтроля, умения работать в паре; - способствовать воспитанию трудолюбия, умения преодолевать трудности при достижении цели.
Ход урока:
1.Организационный момент
2. Проверка домашнего задания:
1) a3=3; R= r = P=9; S=
2) P6=36; a6=6; R=6 ; r=3 S= 54.
3.Повторение пройденной темы.
А. Устный опрос.
- Какой многоугольник называется выпуклым?
- Какой многоугольник называется правильным?
- Какой треугольник является правильным? Почему?
- Является ли правильным четырехугольником прямоугольник? Почему?
- Является ли правильным четырехугольником ромб? Почему?
- Является ли правильным четырехугольником квадрат?
Б.
Повторение формул, связывающих стороны, периметр, площадь и радиусы вписанной и описанной окружности.
Работа в парах. Заполнение таблицы.
Сверить правильность заполнения таблицы с доской. Выставить оценки.
4. Изучение нового материала
Вопрос к учащимся: Где вы могли видеть правильные многоугольники?
Чтобы все это сделать, необходимо научиться строить правильные многоугольники. Для получения паркета или узора необходимо лекало или шаблон, а для технических деталей-чертеж.
Для построения правильных многоугольников мы будем использовать окружность.
Практическая работа:
А) Построение квадрата. Начнем с самого простого по построению правильного многоугольника. Как вы думаете, что это за многоугольник? Постройте окружность с центром в точке О. Как вы думаете, какое свойство квадрата используется при построении?
( Диагонали квадрата пересекаются под прямым углом) Проведите через центр окружности два перпендикулярных диаметра и соедините отрезками их концы. Деятельность учащихся: Выполняют каждый этап построения в тетради.
Б) Построение правильного шестиугольника, правильного треугольника. Постройте окружность произвольного радиуса. Чтобы построить правильный шестиугольник, на какое свойство мы будем опираться? ( R=a6) Отметим произвольно точку на окружности, которая будет являться вершиной нашего будущего шестиугольника. Из нее как из центра радиусом, равным радиусу окружности, делаем засечку и получаем вторую вершину шестиугольника. Затем аналогично строим остальные вершины шестиугольника.
Все вершины последовательно соединяем отрезками.
Деятельность учащихся: Выполняют каждый этап построения в тетради. Вопрос учащимся: Как можно построить правильный треугольник?
(Построить вершины правильного шестиугольника и соединить их через одну) Деятельность учащихся: Выполняют каждый этап построения в тетради.
В) Построение правильного пятиугольника. Сначала необходимо вычислить значение центрального угла.
Для этого 3600:5=720.
Построим окружность. Отложим в ней соответствующий центральный угол. И раствором циркуля равного длине полученной дуги отложим вершины пятиугольника. Деятельность учащихся: Выполняют каждый этап построения в тетради. А как можно построить правильный десятиугольник?
(Провести биссектрисы центральных углов). Деятельность учащихся: Выполняют каждый этап построения в тетради. Г) Правила построения правильного n-угольника, 2n-угольника. Кто попробует сделать вывод: Как можно построить вписанный правильный n-угольник? 2 n-угольник? Заслушиваются варианты ответов учащихся.
Сформулировать правила построения правильных многоугольников. Правило 1: Чтобы построить правильный n-угольник необходимо: 1) На окружности отложить соответствующую дугу равную 3600:n; 2) раствором циркуля равного длине соответствующей дуги сделать засечки на окружности; 3) соединить получившиеся вершины. Правило 2: Чтобы построить правильный 2n-угольник необходимо: 1) Провести биссектрисы соответствующих центральных углов, до пересечения с окружностью; 2) Соединить получившиеся точки с вершинами n-угольника. Деятельность учащихся: Записывают правила в тетрадь
5.Рефлексия. - сегодня на уроке я повторил…;
- сегодня на уроке я научился…
6.Домашнее задание: 1.Построить на формате А4 правильный а) 9-угольник и 18-угольник;
4.Актуализация знаний учащихся. Выполнение теста по пройденным темам.
Выполнение самопроверки.
Ключ: 1 вариант: 1В; 2 А; 3 С; 4 С; 5 А.
вариант: 1 А; 2 В; 3 D; 4С; 5 С.
5.Изучение нового материала
Основные тригонометрические тождества применяются для преобразования выражений, нахождения значений тригонометрических функций по известному значению одной из них.
Рассмотрим,как связаны между собой синус и косинус одного и того же угла.
Пусть при повороте начального радиуса ОА на угол a получен радиус ОВ.
Координаты точки В (х;у)
По определению = и =. Отсюда y=R и x=R.
Так как точка В принадлежит данной окружности, то её координаты удовлетворяют уравнению окружности: х2+у2=R2.
Подставим выражения для х и у в данное уравнение и получим:
(R)2+(R)2=R2
Разделив обе части данного равенства на R2 найдем, что
a + = 1 (1)
Задание для учащихся: Какие формулы можно ещё получить из данной?
Записать в тетрадь.
Выясним, как связаны между собой тангенс, котангенс, синус и косинус одного и того же угла.
=== (2) , = (3)
Из равенств (2) и (3) получим: *=1 (4)
Выведем теперь формулы, выражающие соотношения между тангенсом и косинусом, а также между котангенсом и синусом одного и того же угла.
Разделив обе части равенства (1) на , получим
1+ = (5)
Разделив обе части равенства (1) на , получим
1+ = (6)
Равенства (1)-(6) называются основными тригонометрическими тождествами.