Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: «Вычитание натуральных чисел и его свойства».»
Урок по теме: «Вычитание натуральных чисел и его свойства».
Ф.И.О. учителя: Панова Татьяна Александровна
Класс: 5
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Методы и приемы: По источникам знаний: словесные, наглядные;
По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа; интерактивный метод.
Относительно характера познавательной деятельности: активный метод, частично - поисковый.
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска, карточки с заданиями, сигнальные карточки.
Планируемые результаты:
Предметные:
Учащиеся
- понимают смысл вычитания натуральных чисел и использование его свойств при решении математических задач;
- осознанно употребляют компоненты действия вычитания в устной и письменной речи;
- умеют формулировать учебную тему и учебные задачи, используя математическую терминологию.
Метапредметные:
Регулятивные – определяют самостоятельно цель учебной деятельности, осуществляют поиск средств её достижения.
Познавательные – выделяют проблему, анализируют, выделяют главное в тексте, интерпретируя текст в знаковую единицу (заполнение карточки-конспекта), умеют действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, сравнивают, анализируют.
Коммуникативные – умеют слушать других, принимать другую точку зрения, изменять свою точку зрения, умеют организовывать учебное взаимодействие в паре, группе.
Личностные:
Учащиеся
- умеют точно и грамотно излагать свои мысли;
- проявляют познавательный интерес к изучению предмета, к способам решения новых учебных задач;
- умеют контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
Структура урока:
1.Организационный момент – 3 мин.
2.Актуализация опорных знаний – 10 мин.
3.Ознакомление с новым материалом – 15 мин.
4.Первичное осмысление и закрепление изученного – 9 мин.
5.Подведение итогов урока – 5 мин.
6.Запись домашнего задания – 3 мин.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный момент
Проверка готовности класса к уроку. Ознакомление с темой урока и планом урока.
Актуализация опорных знаний.
1)Проверка домашнего задания в тетрадях.
2)Упражнение на внимание: В тексте переместительного свойства сложения сосчитать количество букв «е»
2) Повторение (на экране)
Карточка № 1
1) Выполнить сложение, выбирая удобный порядок действий:
695 + 57908+2305;
2) Точка М лежит между точками А и В. Выполните чертеж и вычислите длину отрезка АВ, если АМ = 39 мм и МВ = 17 мм.
Карточка № 2
1) Выполнить сложение, выбирая удобный порядок действий:
302 + 58758 + 1698;
2) Точка К лежит между точками А и В. Выполните чертеж и вычислите длину отрезка АВ, если АК = 43 см и КВ = 38 см.
Учащиеся проговаривают переместительное свойство сложения и называют количество букв «е»
6 «е»
Проверочная работа (с последующей проверкой)
(695 + 2305) + 57908 = 60908
АВ = АМ + МВ = 39 + 17 = 56 (мм)
(302 + 1698)+58758 = 60758
АВ = АК + КВ = 43 + 38 = 81 (мм)
Постановка учебной задачи и освоение нового материала
- Какую ошибку можно допустить при применении этого свойства?
- Помните при вычитании суммы из числа вычитаем оба слагаемых!
1.Рассмотрим второй пример: (13+7) – 2
I способ: (13+7) – 2= 20 – 2 = 18
II способ: (13+7) – 2= (13 – 2) + 7 = 18
III способ: (13+7) – 2= 13 + (7 – 2) = 18
Предложить учащимся самим сформулировать свойство, затем прочитать о нём в учебнике.
II свойство
Вычитание числа из суммы: (14 + 3) – 5 = (14 – 5) + 3 = 12.
(рассмотреть свойства нуля)
Запись в тетради:
III свойство
Вычитание из числа нуля: 10 – 0 = 10.
IV свойство
Вычитание из числа этого же числа: 10 – 10 = 0.
Раздать детям таблички.
8-сумма,5-одно из слагаемых,другоеслагаемое неизвестно.
8 – 5 = 3
Сложением, 3 + 5 = 8
Ученики находят ответ в учебнике, читают несколько раз и рассказывают друг другу это определение. Затем выясняют, что уменьшаемое не может быть меньше вычитаемого.
Ученики находят ответ в учебнике.
По сигналу учителя «Штиль» все дети в классе «замирают» По сигналу «Волны» встают дети сидящие за первыми партами, через 2-3секунды встают дети, сидящие за вторыми партами и т.д. Как только очередь доходит до учащихся последних парт, они встают и все хлопают в ладоши, после чего дети вставшие первыми, садятся и т.д.
Запись в тетради:
I способ: 14 – (5 + 4) = 14 – 9 = 5.
II способ: 14 – (5 + 4)= (14–5) – 4 = 5
III способ: 14 – (5 + 4)=(14 – 4) – 5 =5
Запись в тетради:
І способ: (13+7)-2=20-2=18
ІІ способ: (13+7)-2=(13-2)+7=18
ІІІ способ: (13+7)-2=13+(7-2)=18
Вычитание (Действие І ступени)
a - b = c
↑ ↑ ↑
уменьшаемое вычитаемое разность
1.Свойство вычитания суммы из числа
a - ( b + c ) = ( a – b ) – c
2.Свойство вычитания числа из суммы
( a + b ) – c = ( a - c ) + b = ( b – c ) +a
3.Вычитание из числа 0
a - 0 = a
4.Вычитание из числа равного ему числа
a – a = 0
Вычитание (Действие І ступени)
a - b = c
↑ ↑ ↑
Учащиеся вклеивают табличку в «памятку»
Первичное осмысление и закрепление изученного
Устный счёт: «Цепочка» Найти с помощью вычитания число, предшествующее числу 27,26,25,…
№197 (1-4), №199
Повторение: «Логическая цепочка».
а) 16 59 43 б) 78 62 16 в) 12 60 5
33 ֎ 51 36 ֎ 23 7 ֎ 13
Учащиеся друг за другом по сигналу учителя встают и произносят ответ.
27146-24317=2829
12030-11164=866
82314-78425=3889
56789-9876=9307
21514-4328=17185
258143-164275=93868
Определить правило нахождения числа, стоящего в середине и по этому принципу вставить в кружок число. а)59= 16+43, то 33+51=֎84;
б)62=78-16, то 36-23=֎13
в)12*5=60, то 7*13=֎91
Подведение итогов урока. Рефлексия.
1. Вопросы учителя:
а) Какое действие называется вычитанием?
б) Какое число называется уменьшаемым? Вычитаемым? Разностью?
в) Как узнать, насколько одно число больше другого?
г) С какими новыми терминами познакомились?
2.Выставление оценок
Отвечают на вопросы учителя.
Запись домашнего задания
Выучить все определения.
№198; №200; №204
Урок по теме: «Вычитание натуральных чисел».
Ф.И.О. учителя: Панова Татьяна Александровна
Класс: 5
Тип урока: Урок отработка нового материала.
Методы и приемы: По источникам знаний: словесные, наглядные;
По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа; интерактивный метод.
Относительно характера познавательной деятельности: активный метод, частично - поисковый.
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска, карточки с заданиями, сигнальные карточки.
Планируемые результаты:
Предметные:
Учащиеся
- закрепляют знания о вычитании натуральных чисел и использование его свойств при решении математических задач;
- осознанно употребляют компоненты действия вычитания в устной и письменной речи;
- умеют формулировать учебную тему и учебные задачи, используя математическую терминологию.
Метапредметные:
Регулятивные – определяют самостоятельно цель учебной деятельности, осуществляют поиск средств её достижения.
Познавательные – выделяют проблему, анализируют, выделяют главное в тексте, интерпретируя текст в знаковую единицу (заполнение карточки-конспекта), умеют действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, сравнивают, анализируют.
Коммуникативные – умеют слушать других, принимать другую точку зрения, изменять свою точку зрения, умеют организовывать учебное взаимодействие в паре, группе.
Личностные:
Учащиеся
- умеют точно и грамотно излагать свои мысли;
- проявляют познавательный интерес к изучению предмета, к способам решения новых учебных задач;
- умеют контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
Структура урока:
Организационный момент – 3 мин.
Актуализация опорных знаний – 10 мин.
Применение практических действий при выполнении заданий – 14 мин.
Самостоятельное выполнение заданий под контролем учителя – 10 мин.
Подведение итогов урока – 5 мин.
Запись домашнего задания – 3 мин.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный момент
Проверка готовности класса к уроку. Ознакомление с темой урока и планом урока.
Актуализация опорных знаний.
1)Запись в тетрадь: («графический диктант)
Соответствует ли результат действий?
1) 45-(25+17)=37 6) (200+67)-100=33
2) 90-67=23 7)1200-1100-40=1060
3) 764-(264+40)=460 8) 32+13-5=40
4) 301-(20+201)=120 9) 56+8+12-26=50
5) 56-36-7=13 10) 75-31+9+15=50
Оценить свою работу
2)-Какие действия мы повторили?
-Как называют числа при сложении? При вычитании?
3.Применение практических действий при выполнении заданий
Да « - «, нет « ˄ «
Ответ:
˄ _ _ ˄ _ ˄ ˄ _ _ _
«5» - (9-10)б
«4» - (6-8)б
«3» - (4-5)б
«2» - (0-3)б
Сложение и вычитание.
Слагаемые.
Уменьшаемое и вычитаемое
1.Задача: Барон Мюнхгаузен задумал совершить полёт на Луну. Причём непременно верхом на ядре. При этом , он сделал некоторые математические выводы: масса ядра26кг., масса барона-69кг. На сколько кг. необходимо похудеть барону, чтобы улететь на Луну, если пушка выстрелит только при одном условии- масса ядра не должна превышать80кг
Задание по карточкам: Числовой эксперимент «Экономика должна быть экономной»
Необходимо купить: 4кг. апельсинов, 3кг. бананов, 3 бутылки лимонада.
ЗАДАЧА: определить, в какой из магазинов выгоднее всего отправиться за покупкой указанного набора продуктов. При выборе магазина постарайтесь учесть все факторы, требующие затраты денег. Ваши затраты должны быть минимальными.
Выполните необходимые расчёты и дайте ответ на следующие вопросы:
1.Вкакой магазин вы отправитесь?
2.Какие факторы повлияли на ваш выбор?
3.Какое количество денег у вас останется после похода в магазин, если первоначально вам дали 1тыч. Рублей?
Наименование товара
Цены в супермаркетах города (в рублях)
Ашан
Лента
Магнит
Полушка
1 кг апельсин
34
48
39
40
1 бутылка лимонада «Пепси»
43
39
Акция 2 по цене одной 56
45
1 кг бананов
67
79
72
65
Урок по теме: «Вычитание натуральных чисел».
Ф.И.О. учителя: Панова Татьяна Александровна
Класс: 5
Тип урока: комбинированный урок
Методы и приемы: По источникам знаний: словесные, наглядные;
По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа; интерактивный метод.
Относительно характера познавательной деятельности: активный метод, частично - поисковый.
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска, карточки с заданиями, сигнальные карточки.
Планируемые результаты:
Предметные:
Учащиеся
- закрепляют знания о вычитании натуральных чисел и использование его свойств при решении математических задач;
- осознанно употребляют компоненты действия вычитания в устной и письменной речи;
- умеют формулировать учебную тему и учебные задачи, используя математическую терминологию.
Метапредметные:
Регулятивные – определяют самостоятельно цель учебной деятельности, осуществляют поиск средств её достижения.
Познавательные – выделяют проблему, анализируют, выделяют главное в тексте, интерпретируя текст в знаковую единицу (заполнение карточки-конспекта), умеют действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, сравнивают, анализируют.
Коммуникативные – умеют слушать других, принимать другую точку зрения, изменять свою точку зрения, умеют организовывать учебное взаимодействие в паре, группе.
Личностные:
Учащиеся
- умеют точно и грамотно излагать свои мысли;
- проявляют познавательный интерес к изучению предмета, к способам решения новых учебных задач;
- умеют контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
Структура урока:
Организационный момент – 3 мин.
Воспроизведение и коррекция опорных знаний – 8 мин.
Обобщение знаний и умений – 12 мин.
Проверка усвоения основных свойств и идей вычитания – 15 мин.
Подведение итогов урока – 4 мин.
Запись домашнего задания – 3 мин.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный момент
Проверка готовности класса к уроку. Ознакомление с темой урока и планом урока.
Воспроизведение и коррекция опорных знаний
1) Проверка домашнего задания
2) Проверить знание определений, правил и свойств (по опорному конспекту).
3)Какое число стоит в конце цепочки?
+20 ∙2 ꞉20 +19
а. 30 → ֎ → ֎ → ֎ → ☺
+30 ꞉3 +15 ꞉19
б. 60 → ֎ → ֎ → ֎ → ☺
-90 ∙8 ꞉20 +14
в. 100 → ֎ → ֎ → ֎ →☺
-50 ꞉15 +19 ∙3
г. 80 → ֎ → ֎ → ֎ → ☺
- Оцени свою работу.
Учащиеся выписывают в тетрадки ответы и ставят отметку в тетради.
а) 24; б) 5; в) 18; г) 63.
Критерий оценивания:
«5» - 4бала
«4» - 3бала
«3» - 2бала
«2» - (0-2)бала
Обобщение знаний и умений
№ 212
- Прочитайте задачу. О чем в ней говорится?
- Что требуется найти в задаче?
- Решите задачу (записываем на доске и в тетрадях)
№222 (Тест)
Выбери правильный ответ и оцени свою работу.
а) не изменится; б)увеличится на 8; в)уменьшится на 8.
а) не изменится; б)увеличится на 4; в)уменьшится на4.