2. Этап проверки знаний, умений и навыков Слайд 2, 3, 4 | Актуализация знаний Найди значения выражений: 30*6= (3*6)*10=18*10=180 350:50=35д.:5д.=7 16*5=(10+6)*5=10*5+6*5=50+30=80 64:2=(60+4):2=60:2+4:2=30+2=32 72:12=6, так как 12*6=72 23:4= | Ответы учеников. Разбор ошибок. | Планирование последовательности действий. Поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний. |
3.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала Слайд 5 Слайд 6, 7 | - Что вы не смогли сделать? - Какой следующий шаг на уроке? - Какое задание вы должны были выполнить? - Чем вы пытались воспользоваться? - В чем возникло затруднение? - Почему же возникло затруднение? - Какую цель вы поставите перед собой на уроке? То есть, в этих примерах делимое не кратно делителю. А возможна ли такая ситуация в жизни и соответствующая ей задача на деление: «23 человека поехали на экскурсию в Москву на поезде. Они купили билеты в купе по 4 человека в каждом. Сколько купе они заняли полностью?» Скажите, после того как все туристы займут свои купе, все ли купе будут полными? Верно, несколько человек останутся в неполном купе. Поэтому такое деление называется «делением с остатком». | - Число 23 не делится 4 - Разобраться, в чем у нас затруднение. - Должны были найти частное чисел 23 и 4. - Знанием таблицы умножения и деления - При делении число 4 не может полностью уложиться в числе 23. - У нас нет правила такого деления. «Открыть» правило такого внетабличного деления. -Да. - Нет. | Регулятивные: грамотно ставить цель учебной деятельности, использовать математическую терминологию, для описания результатов своей учебной деятельности. Познавательные: применять алгоритмы анализа объекта, комментировать ход выполнения учебного задания, применять различные приемы его проверки. Коммуникативные: активно участвовать в совместной работе с одноклассниками (в паре, в группе, в работе всего класса). |
4. Этап усвоения новых знаний и способов действий Слайд 8, 9 Слайд 10 Слайд 10 Слайд 11 | Целеполагание На доске: Каждый кружок обозначает одного туриста-экскурсанта. Что нужно сделать, чтобы понять, что получится, если 23 человека надо разместить группами по 4 человека в купе? Выполните это. Запишем ещё раз это выражение: 23:4= Как называются компоненты деления, записанные на доске? Какие два числа получились в ответе? Что они означают? - Верно, то есть число 5 показывает, сколько «полных» раз по 4 содержится в 23. Как назвать это число? Учитель дописывает пример на доске 23:4=5 и … А число 3 показывает, сколько человек осталось в неполном купе. Как бы вы назвали это число? Учитель дописывает пример. 23:4=5 (неполное частное) (ост. 3) - Какие же компоненты при делении с остатком даны, а какие надо найти? Итак, разделить с остатком одно число на другое – это значит найти, сколько «полных» раз делитель содержится в делимом и сколько останется. 23 : 4 = 5 (ост.3) делимое делитель частное остаток 23 = 4 ∙ 5 + 3 - Откройте учебник на стр.76 и 77. Обращаем внимание на тему. | - Надо обвести по 4 кружочка, обводя их замкнутой линией. Учащиеся выполняют деление на графической модели. - Получилось 5 полных купе и в неполном купе – 3 человека. - Делимое, делитель. - 5 и 3 - 5 – это сколько было полных купе, и 3 – сколько человек в неполном купе. - Частное, так как результат деления. - Остаток - Даны: делимое и делитель, а найти надо частное и остаток. Учащиеся предлагают свои варианты. | Регулятивные: грамотно ставить цель учебной деятельности, использовать математическую терминологию, для описания результатов своей учебной деятельности. Познавательные: читать и строить графические модели и схемы для иллюстрации смысла действия деления, комментировать ход выполнения учебного задания, применять различные приемы его проверки. Коммуникативные: активно участвовать в совместной работе с одноклассниками (в паре, в группе, в работе всего класса), понимать при коммуникации точки зрения других учащихся, задавать при необходимости вопросы на понимание и уточнение. |
5.Этап закрепления нового материала. Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 Слайд 15 Слайд 16 Слайд 17 | Обсуждение №1 стр.76 по вопросам в учебнике и рисунку. - Деление 17 на 5 можно выполнить на числовом луче (работа у доски и в тетрадях). - Начерним луч, отметим 17 делений (единичных отрезков), обозначим начало 0 и делимое 17. Дугами отметим по 5 ед.отр.. Сколько раз по пять отметили? Сколько ед.отр. осталось? Сделаем вывод: 17:5= Назовём компоненты деления. - В №2 используя числовой луч, выполните с объяснением деление чисел 13, 14 и 15 на 3. - Внимательно посмотрите на примеры, которые вы записали. 1) Что заметили? 1. делимое увеличивается на 1, делитель – одинаковый; 2. частное – в 2-х примерах = 4 с остатком, а в последнем – 5 без остатка. - Число 15 целиком делится на 3, без остатка, или остаток равен нулю, но остаток нуль обычно не указывается. Скажите, какие остатки могут получаться при делении на 3? Сравните остатки и делитель, что о них можно сказать? 3) Проверим предположение для случаев деления на 3 чисел 7, 8, 9 (последнее задание в №2) Вывод: остаток должен быть меньше делителя. Сравним с правилом на стр. 77. №4 стр. 77 1) Разбор образца: 11:4= на числовом луче и на схеме 2) 1 и 2 столбики 14:5= - Начерним луч, отметим 14 делений (единичных отрезков), обозначим начало 0 и делимое 14. Дугами отметим по 5 ед.отр.. Сколько раз по пять отметили? Сколько ед.отр. осталось? Сделаем вывод: 14:5=2 (ост.4) Остаток 4 меньше делителя 5. Сделаем схему: отметим 14 точек. Отметим замкнутой линией 5 точек. Можем ли ещё раз отметить 5 точек? Отметим. Сколько точек осталось? Сделаем запись 14:5=2 (ост.4) Назовём компоненты деления. 14 : 5 = 2 (ост.4) делимое делитель частное остаток Выполним проверку: 5*2+4=14 Продолжим выполнение номера (1,2 ст.) | Ответы детей на вопросы учебника. Запись в тетрадь: 17= 5*3+2 Выполняют чертёж в тетради. - 3 - 2 17:5=3 (ост.2) 13=3*4+1 14=3*4+2 15=3*5+0 Учащиеся предлагают свои варианты. 1. делимое увеличивается на 1, делитель – одинаковый; 2. частное – в 2-х примерах = 4 с остатком, а в последнем – 5 без остатка. - 0, 1, 2 - Остаток меньше делителя. 7=3*2+1 8=3*2+2 9=3*3+0 -Да. -4. 14:5=2 (ост.4) 5*2+4=14 18:4=4(ост.2) 4*4+2=18 17:3= 12:5= | Регулятивные: применять простейший алгоритм выполнения задания, применять в своей учебной деятельности алгоритм исправления ошибок. Познавательные: комментировать ход выполнения учебного задания, делать в простейших случаях обобщения и, наоборот, конкретизировать общие понятия и правила, использовать эталон для обоснования правильности своих действий, применять приемы проверки. Коммуникативные: уважительно вести диалог, не перебивать других, аргументированно (то есть ссылаясь на согласованное правило, эталон) выражать свое мнение, понимать при коммуникации точки зрения других учащихся, задавать при необходимости вопросы на понимание и уточнение. |
6.Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Слайд 18 | Информация о домашнем задании Правила с.76 – 77, с.77 №4 (3,4 ст.), №5 | Записывать домашнее задание | Структурирование знаний; извлечение необходимой информации. |
7.Этап рефлексии и оценивания. Подведение итогов урока Слайд 19 | - Какой новой теме был посвящён урок? - Какая цель была вами поставлена? - Достигли ли вы цели? - Что же значит - разделить с остатком одно число на другое? - Какой вывод об остатке мы сделали? - Научились ли вы проверять деление с остатком? - Молодцы! Вы хорошо поработали сегодня. Урок окончен. | Оценивать свою работу на уроке -Деление с остатком. -«Открыть» правило такого внетабличного деления. -Да. -Разделить с остатком одно число на другое – это значит найти, сколько «полных» раз делитель содержится в делимом и сколько останется. - Остаток от деления всегда меньше делителя. - Делимое равно произведению делителя и частного плюс остаток. | Регулятивные: использовать математическую терминологию, для описания результатов своей учебной деятельности. Познавательные: делать обобщения и, наоборот, конкретизировать общие понятия и правила, перечислять средства, которые использовал ученик для открытия нового знания. Коммуникативные: уважительно вести диалог, не перебивать других, аргументированно (то есть ссылаясь на согласованное правило, эталон) выражать свое мнение. |