Просмотр содержимого документа
«Урок по математике "Устные вычисления"»
УСТНЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ
Цели: развивать вычислительные навыки учащихся; продолжать развивать умения учеников представлять число в виде суммы разрядных слагаемых, находить периметр многоугольников; продолжать работу над задачами изученных видов; развивать мышление, внимание детей.
Личностные: проявлять интерес к учебной деятельности; контролировать свою работу и её результат.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
46 46 46 46 46
64 64 64 64 64
III. Устный счёт.
ТПО стр35 № 21
ТПО стр 41 № 41
Заполните таблицу.
Стр 54 № 19
Уменьшаемое
12
15
14
26
Вычитаемое
4
6
5
10
Разность
10
70
8
8
20
42
2. Стр 57 № 5
Представьте в виде суммы разрядных слагаемых числа:
64, 82, 76, 35, 49.
3. Задачи на смекалку.
У Тани было 7 карандашей. Она отдала брату на 1 карандаш больше, чем оставила себе. Сколько карандашей осталось у Тани? (У Тани осталось три карандаша.)
IV. Работа над задачами.
В начале этого этапа урока учитель может предложить детям задачи, которые решаются устно: учащиеся сначала выделяют в них условие и вопрос, называют данные и искомое числа, затем устно решают каждую задачу и дают ответ на поставленный вопрос.
З а д а ч а 1. Бабушка испекла 12 блинов. После обеда осталось 4 блина. Сколько блинов съели за обедом?
З а д а ч а 2. После записи фильмов на одной кассете осталось 10 метров свободной плёнки, а на другой – 4 метра больше. Сколько метров свободной плёнки осталось на обеих кассетах вместе?
Далее учитель читает текст в задании 4 (с. 57 учебника, часть 1).
– Я прочитала вам задачу? (Нет.)
– Почему так считаете? (Нет вопроса.)
– Поставьте вопрос таким образом, чтобы задача была составной, то есть решалась двумя действиями. (Сколько всего детей в кружке рисования?)
– Выполните краткую запись.
Один ученик выполняет работу на доске:
– Запишите решение задачи выражением. (8 + (8 – 2) = 14)
– Сформулируйте и запишите ответ задачи. (В кружке рисования 14 детей.)
– Рассмотрите схемы в задании 6 (с. 57 учебника, часть 1).
– Что хотите сказать?
– Будут ли задачи, составленные по этим схемам, обратными? (Нет.)
– Почему так считаете?
– Составьте задачу по первой схеме. (В автобусе ехали 12 человек. Когда на остановке несколько человек вышли, в автобусе осталось 5 человек. Сколько человек вышло на остановке?)
– Запишите решение задачи.
– Составьте задачи, обратные данной.
( В автобусе ехали 12 человек. На остановке вышли 7 человек. Сколько человек осталось в автобусе?
В автобусе ехали несколько человек. Когда на остановке вышли 7 человек, в автобусе осталось 5 человек. Сколько человек было в автобусе вначале?)
– Запишите решения обеих задач.
Аналогично проводится работа по второй схеме. (Однако, если времени на уроке будет недостаточно для того, чтобы разобрать обе задачи, можно будет ограничиться работой над одной из задач.)
Физминутка
Подробно разбирается задача 3 (с. 57 учебника, часть 1).
После того как выделены условие и вопрос задачи, названы данные и искомое числа, учащиеся под руководством учителя составляют краткую запись:
Затем задача решается с пояснениями.
1) 20 + 2 = 22 (ученика) – во 2 «Б» кл.
2) 22 – 1 = 21 (ученик) – во 2 «В» кл.
О т в е т: во 2 «В» классе 21 ученик.
V. Решение выражений.
С р а в н е н и е в ы р а ж е н и й.
На доске записано задание 1 (с. 5учебника, часть 1).
– Вычислите суммы удобным способом.
Учащиеся выполняют работу самостоятельно, а затем объясняют, почему они выполнили её так, а не иначе.
Затем фронтально, с подробным объяснением выполняется задание 2 (с. 57 учебника, часть 2), в котором ученики сравнивают выражения.
VI. Работа с геометрическим материалом.
– Назовите фигуры, изображённые в задании 7 (с. 57 учебника, часть 1).
– Как данные фигуры назвать одним общим словом? (Многоугольники.)
– Как найти периметр многоугольника?
Далее ученики находят периметр фигур по вариантам:
I в а р и а н т – четырёхугольника;
II в а р и а н т – треугольника.
Ф р о н т а л ь н а я п р о в е р к а.
– Рассмотрите фигуру, изображённую на полях учебника (с.5).