kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад по теме "Устная работа на уроках математики в специальных коррекционных классах VII вида"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад по теме

«Устная работа на уроках математики в специальных (коррекционных) классах VII вида»

                                                                      Подготовила Нечаева Татьяна Михайловна, учитель математики.

 

Значение обучения учащихся приёмам устного счёта.

  1. В задачи учителя математики специальных (коррекционных) классах VII вида  входит формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков, преодоление равнодушия детей, умственной инертности их мышления.

  2. Опытный учитель знает, как важно, чтобы урок с самого начала «заладился». Если хорошо проведен устный счет, который обычно проводится в начале урока, то с известной долей уверенности можно ждать, что занятие и дальше пойдет успешно, ученики будут активны. Задания, подобранные с расчетом пробудить у учащихся интерес, сыграют свою роль – подготовят детей к восприятию нового материала, к решению предложенных задач и упражнений.

  3. Устный счет- это одна из форм организации обучения математики, цель которой – закрепить математические понятия, действия с числами, свойства действий.

  4. Учащиеся специальной (коррекционной) школы VII вида плохо ориентируются в новых условиях, не умеют найти наиболее рациональные пути решения поставленных задач, у них отсутствует понимание связи теории с практикой, нет уверенности в своих силах, а между тем по окончанию школы такого школьника ждет работа на заводе, в сельском хозяйстве, в быту, где часто возникает потребность в устном вычислении. Всё это усиливает практическое образовательное значение упражнений устного счета на уроках математики. Эти упражнения должны служить развитию и укреплению навыков устного счета, возбуждать в детях интерес к вычислениям, развивать логическое мышление, воспитывать сообразительность и находчивость, развивать внимание, укреплять память. Ведь все эти стороны личности у учащихся с ЗПР развиты очень слабо. В ходе упражнений по устному счету хорошо организуется коллектив класса, вырабатывается четкость, точность выполнения заданий.

  5. Занятия по устному счету строятся на числовом материале, который подбирается в соответствии с программой специальных (коррекционных) классах VII вида, с учетом математических способностей каждого класса и отдельного ученика.

  6. Существует несколько взглядов на методы подбора устных упражнений, их цели и задачи. Например,Хилько А.А. считает, что устные упражнения должны находиться в тесной связи с основной темой урока, подчиняться его целевой установки. Они должны, по её мнению, предварять, дополнять или заключать ту часть урока, которой подчинены.

  7. Сегалевич Е.Ф. указывает, что устный счет может иметь другие цели: закрепление пройденного, подготовка учащихся к восприятию нового, повторение пройденного материала.

  8. В действительности же учитель сам должен ставить цели и задачи устного счета с учетом тех или иных особенностей класса. Опыт подсказывает, что для развития интереса у детей к устному счету учитель должен разнообразить виды упражнений. Для этого нужно заранее представлять себе, каким образом можно хотя бы на небольшой срок удержать неустойчивое внимание на нужном материале, как вызвать положительное отношение к уроку. Ответы на эти и другие важные вопросы можно получить, анализируя результаты психологических исследований. Так, например, экспериментально доказано, что умственно отсталые дети запоминают тот материал, который вызывает у них эмоциональных отклик, побуждает к переживанию. Учеников привлекает динамика событий, резкие повороты сюжета.

  9. Сколько-нибудь сложная умственная деятельность быстро утомляет ученика со сниженным интеллектом. Он стремится тем или иным способом избавиться от неё – прекращает работу или выполняет её, не учитывая всех предложенных условий.

  10. Правильная постановка устного счета немыслима без настойчивой работы по развитию математической речи. Необходимо требовать от учащихся склонение числительных, полных ответов, умения объяснять ход решения задачи или примера. Нужно чтобы учащиеся сознательно владели хотя бы минимумом пространственных представлений, понятиями о реальной величине и форме предметов, о расстоянии между ними, такими представлениями как уже – шире, выше – ниже и т.п.Развивать эти понятия и представления нужно с первого класса, включая их в устные упражнения.

  11. Результаты наблюдений и проведенных различными авторами разноаспектных психологических исследований подтверждают положения, высказанные Л.Е. Выготским о соотношении обучения и развития детей. Они свидетельствуют о том, что устный счет оказывает влияние на продвижение учащихся с ЗПР в общем развитии, на становление их личностных качеств, на подготовку к социальной и трудовой адаптации.

  12. При обучении детей устному счету необходимо осуществлять индивидуальный подход к учащимся, т.к. один ученик считает правильно, другой ошибается, третий считает верно, но медленно, четвертый медленно и допускает ошибки.

    Я разбила все упражнения на группы в соответствии с целью их проведения.

1.Упражнения на коррекцию памяти, внимания, расширение словарного запаса, развитие речи и понимания написанного.

2.Упражнения для быстрого счета.

3.Упражнения фиксации правил.

4.Для переключения или активизации внимания, настройки на работу.

Примерами упражнений каждой группы служат следующие задания.

 

 

Коррекция памяти и внимания:

Запомнить геометрические фигуры или числа, их количество, прядок, найти закономерность.

Исключить лишнее.

Найди ошибку в вычислениях.

Услышать и посчитать математические  термины в речи.

 

Расширения словарного запаса:

Кто больше назовет математических терминов?

Исключи лишнее.

Объясни, что значит сократить дробь, упростить выражение.

 

Развитие речи:

Игра пиши-диктуй.

Задай корректно вопрос, что тебе не понятно.

Придумай задачу на нахождение части от целого и целого по части.

Объяснение слов – сформулировать, определение, свойство, формула, выражение, выразить.

Фронтальный опрос правила.

Понимание написанного

Переформулируй фразу – У Кати меньше в три раза яблок, чем у Миши. Значит у Миши…

-11 больше -20, а -20…

У Наташи 30 рублей и ЭТО в два раза больше, чем у Маши. Значит у Маши…

Объясни, что значит найти значение выражения, как еще можно сформулировать это задание?

 

         Для переключения или активизации внимания, настройки на работу.

Работа по змейке. Девочки увеличивают число в 2 раза, а мальчики на 0,5.

Слова с переставленными буквами.

 Игра Данетка.

Задачи-шутки.

Фиксация правил.

В основном в эту группу я включаю упражнения на действия с обыкновенными и десятичными дробями, нахождение среднего арифметического, площадей фигур, скорости, времени, расстояния.

 Упражнения для быстрого счета.

Круглые и часто встречающиеся числа: 125 *8, 25*4, 12*5, 17*3, 25*3 и примеры, сводящиеся к этим вычислениям.

Удобный порядок действий.

Одно число – это какая часть от другого?

Перевод обыкновенной дроби в десятичную.

Перевод единиц.

«Хитрые» приемы вычислений. Деление и умножение на 5,25,50.

Также я практическим путем выработала для себя некоторые принципы проведения устной работы в классах ЗПР:

  1. Как можно меньший, но информативный объем материала.

  2. Систематичность. Дети должны привыкнуть к устной работе, ожидать чего-то понятного и привычного.

  3. Повторение одного и того же с определенной периодичностью.

  4. Опора на визуальное или рефлекторное запоминание. У детей нет осознанности знаний.

  5. Участие каждого ребенка в работе.

  6. Спрашивать нужно конкретного ученика.

  7. Если в устной работе были вычисления, то во время актуализации знаний должны встречаться подобные или сводящиеся к ним вычисления.

Если ты девочка -  увеличь число в 10 раз, а если мальчик, то на 10.

Берем число 1,2.

Найди ошибку в вычислениях

0,3*0,3=0,9

5,67-0,4=5,63

-81-1=-80

15х=5, х=15:5, х=3

Исключи лишнее:

Квадрат, куб, восьмая степень, круг.

5; 13; 1000; 3,7; -48.

Делимое, частное, вычитаемое, деление.

Сформулируй по-другому:

Один рабочий заработал 25 тысяч рублей, и ЭТО в два раза меньше, чем второй. Значит второй рабочий заработал в два раза …

Отрезок АВ на 7 см короче отрезка МС. Значит МС на 7 см …

Игра Данетка.

  • Чтобы сложить две дроби, надо сложить числитель с числителем, а знаменатель со знаменателем.

  • Чтобы перемножить смешанные числа, надо сначала перевести их в неправильные дроби.

  • Уравнение – это какой-то пример, который надо решить.

  • -1 больше, чем -3.

  1. Найти закономерность в двух первых треугольниках. Как связаны между собой числа? Вместо знаков вопроса назвать нужные числа.                                                       

    Все слагаемые из первого здания записать в порядке возрастания. Ответы записать в порядке убывания.

  2. Умножение и деление на 4,5, 25, 50.

    25*4=100

    50*2=100

    5*2=10

    48 * 5 = 48 *10 : 2

    48 *25 = 48 *100 : 4

    48 *50 = 48 *100 : 2

    725 : 5 = 725*2 : 10

    1250 : 50 = 1250*2 : 100

     60:4=60:2:2

    «На десерт - задачи- шутки

Только на одну минутку».

  • Пожарных учат надевать штаны за 3 сек. Посчитайте, сколько штанов успеет надеть хорошо обученный пожарный за 1 мин, за 5 мин.?

  • Посчитайте, сколько весит этот хорошо обученный пожарный в своих 100 штанах, если его собственный вес 80 кг, а вес одних штанов- полкило?

  • Что тяжелее 1 кг железа или 1 кг ваты?

Может ли яблоко иметь массу 1 кг? (тетрадь, рыба, пачка сахара)

Просмотр содержимого документа
«доклад по теме "Устная работа на уроках математики в специальных коррекционных классах VII вида" »


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26»










Доклад по теме

«Устная работа на уроках математики в специальных (коррекционных) классах VII вида»






Подготовила Нечаева Татьяна Михайловна, учитель математики.














Новокузнецк, 2015г.














































Значение обучения учащихся приёмам устного счёта.

  1. В задачи учителя математики специальных (коррекционных) классах VII вида входит формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков, преодоление равнодушия детей, умственной инертности их мышления.

  2. Опытный учитель знает, как важно, чтобы урок с самого начала «заладился». Если хорошо проведен устный счет, который обычно проводится в начале урока, то с известной долей уверенности можно ждать, что занятие и дальше пойдет успешно, ученики будут активны. Задания, подобранные с расчетом пробудить у учащихся интерес, сыграют свою роль – подготовят детей к восприятию нового материала, к решению предложенных задач и упражнений.

  3. Устный счет- это одна из форм организации обучения математики, цель которой – закрепить математические понятия, действия с числами, свойства действий.

  4. Учащиеся специальной (коррекционной) школы VII вида плохо ориентируются в новых условиях, не умеют найти наиболее рациональные пути решения поставленных задач, у них отсутствует понимание связи теории с практикой, нет уверенности в своих силах, а между тем по окончанию школы такого школьника ждет работа на заводе, в сельском хозяйстве, в быту, где часто возникает потребность в устном вычислении. Всё это усиливает практическое образовательное значение упражнений устного счета на уроках математики. Эти упражнения должны служить развитию и укреплению навыков устного счета, возбуждать в детях интерес к вычислениям, развивать логическое мышление, воспитывать сообразительность и находчивость, развивать внимание, укреплять память. Ведь все эти стороны личности у учащихся с ЗПР развиты очень слабо. В ходе упражнений по устному счету хорошо организуется коллектив класса, вырабатывается четкость, точность выполнения заданий.

  5. Занятия по устному счету строятся на числовом материале, который подбирается в соответствии с программой специальных (коррекционных) классах VII вида, с учетом математических способностей каждого класса и отдельного ученика.

  6. Существует несколько взглядов на методы подбора устных упражнений, их цели и задачи. Например, Хилько А.А. считает, что устные упражнения должны находиться в тесной связи с основной темой урока, подчиняться его целевой установки. Они должны, по её мнению, предварять, дополнять или заключать ту часть урока, которой подчинены.

  7. Сегалевич Е.Ф. указывает, что устный счет может иметь другие цели: закрепление пройденного, подготовка учащихся к восприятию нового, повторение пройденного материала.

  8. В действительности же учитель сам должен ставить цели и задачи устного счета с учетом тех или иных особенностей класса. Опыт подсказывает, что для развития интереса у детей к устному счету учитель должен разнообразить виды упражнений. Для этого нужно заранее представлять себе, каким образом можно хотя бы на небольшой срок удержать неустойчивое внимание на нужном материале, как вызвать положительное отношение к уроку. Ответы на эти и другие важные вопросы можно получить, анализируя результаты психологических исследований. Так, например, экспериментально доказано, что умственно отсталые дети запоминают тот материал, который вызывает у них эмоциональных отклик, побуждает к переживанию. Учеников привлекает динамика событий, резкие повороты сюжета.

  9. Сколько-нибудь сложная умственная деятельность быстро утомляет ученика со сниженным интеллектом. Он стремится тем или иным способом избавиться от неё – прекращает работу или выполняет её, не учитывая всех предложенных условий.

  10. Правильная постановка устного счета немыслима без настойчивой работы по развитию математической речи. Необходимо требовать от учащихся склонение числительных, полных ответов, умения объяснять ход решения задачи или примера. Нужно чтобы учащиеся сознательно владели хотя бы минимумом пространственных представлений, понятиями о реальной величине и форме предметов, о расстоянии между ними, такими представлениями как уже – шире, выше – ниже и т.п. Развивать эти понятия и представления нужно с первого класса, включая их в устные упражнения.

  11. Результаты наблюдений и проведенных различными авторами разноаспектных психологических исследований подтверждают положения, высказанные Л.Е. Выготским о соотношении обучения и развития детей. Они свидетельствуют о том, что устный счет оказывает влияние на продвижение учащихся с ЗПР в общем развитии, на становление их личностных качеств, на подготовку к социальной и трудовой адаптации.

  12. При обучении детей устному счету необходимо осуществлять индивидуальный подход к учащимся, т.к. один ученик считает правильно, другой ошибается, третий считает верно, но медленно, четвертый медленно и допускает ошибки.

Я разбила все упражнения на группы в соответствии с целью их проведения.

1.Упражнения на коррекцию памяти, внимания, расширение словарного запаса, развитие речи и понимания написанного.

2.Упражнения для быстрого счета.

3.Упражнения фиксации правил.

4.Для переключения или активизации внимания, настройки на работу.

Примерами упражнений каждой группы служат следующие задания.



Коррекция памяти и внимания:

Запомнить геометрические фигуры или числа, их количество, прядок, найти закономерность.

Исключить лишнее.

Найди ошибку в вычислениях.

Услышать и посчитать математические термины в речи.


Расширения словарного запаса:

Кто больше назовет математических терминов?

Исключи лишнее.

Объясни, что значит сократить дробь, упростить выражение.


Развитие речи:

Игра пиши-диктуй.

Задай корректно вопрос, что тебе не понятно.

Придумай задачу на нахождение части от целого и целого по части.

Объяснение слов – сформулировать, определение, свойство, формула, выражение, выразить.

Фронтальный опрос правила.

Понимание написанного

Переформулируй фразу – У Кати меньше в три раза яблок, чем у Миши. Значит у Миши…

-11 больше -20, а -20…

У Наташи 30 рублей и ЭТО в два раза больше, чем у Маши. Значит у Маши…

Объясни, что значит найти значение выражения, как еще можно сформулировать это задание?


Для переключения или активизации внимания, настройки на работу.

Работа по змейке. Девочки увеличивают число в 2 раза, а мальчики на 0,5.

Слова с переставленными буквами.

Игра Данетка.

Задачи-шутки.


Фиксация правил.

В основном в эту группу я включаю упражнения на действия с обыкновенными и десятичными дробями, нахождение среднего арифметического, площадей фигур, скорости, времени, расстояния.


Упражнения для быстрого счета.

Круглые и часто встречающиеся числа: 125 *8, 25*4, 12*5, 17*3, 25*3 и примеры, сводящиеся к этим вычислениям.

Удобный порядок действий.

Одно число – это какая часть от другого?

Перевод обыкновенной дроби в десятичную.

Перевод единиц.

«Хитрые» приемы вычислений. Деление и умножение на 5,25,50.


Также я практическим путем выработала для себя некоторые принципы проведения устной работы в классах ЗПР:

  1. Как можно меньший, но информативный объем материала.

  2. Систематичность. Дети должны привыкнуть к устной работе, ожидать чего-то понятного и привычного.

  3. Повторение одного и того же с определенной периодичностью.

  4. Опора на визуальное или рефлекторное запоминание. У детей нет осознанности знаний.

  5. Участие каждого ребенка в работе.

  6. Спрашивать нужно конкретного ученика.

  7. Если в устной работе были вычисления, то во время актуализации знаний должны встречаться подобные или сводящиеся к ним вычисления.




























Если ты девочка - увеличь число в 10 раз, а если мальчик, то на 10.

Берем число 1,2.


Найди ошибку в вычислениях

0,3*0,3=0,9

5,67-0,4=5,63

-81-1=-80

15х=5, х=15:5, х=3




Исключи лишнее:

Квадрат, куб, восьмая степень, круг.

5; 13; 1000; 3,7; -48.

Делимое, частное, вычитаемое, деление.


Сформулируй по-другому:

Один рабочий заработал 25 тысяч рублей , и ЭТО в два раза меньше, чем второй. Значит второй рабочий заработал в два раза …

Отрезок АВ на 7 см короче отрезка МС. Значит МС на 7 см …









Игра Данетка.

  • Чтобы сложить две дроби, надо сложить числитель с числителем, а знаменатель со знаменателем.

  • Чтобы перемножить смешанные числа, надо сначала перевести их в неправильные дроби.

  • Уравнение – это какой-то пример, который надо решить.

  • -1 больше, чем -3.



  1. Найти закономерность в двух первых треугольниках. Как связаны между собой числа? Вместо знаков вопроса назвать нужные числа.















  1. Все слагаемые из первого здания записать в порядке возрастания. Ответы записать в порядке убывания.












Умножение и деление на 4,5, 25, 50.

25*4=100

50*2=100

5*2=10


48 * 5 = 48 *10 : 2


48 *25 = 48 *100 : 4


48 *50 = 48 *100 : 2


725 : 5 = 725*2 : 10


1250 : 50 = 1250*2 : 100


60:4=60:2:2

































365, -12, 30, -24, 60.


«На десерт - задачи- шутки

Только на одну минутку».

  • Пожарных учат надевать штаны за 3 сек. Посчитайте, сколько штанов успеет надеть хорошо обученный пожарный за 1 мин, за 5 мин.?

  • Посчитайте, сколько весит этот хорошо обученный пожарный в своих 100 штанах, если его собственный вес 80 кг, а вес одних штанов - полкило?


  • Что тяжелее 1 кг железа или 1 кг ваты?



  • Может ли яблоко иметь массу 1 кг? (тетрадь, рыба, пачка сахара)






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Нечаева Татьяна Михайловна

Дата: 13.10.2015

Номер свидетельства: 239150

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства