В наше время все чаще возникают представления о том, что умение выполнять вычисления уже не является необходимым, и что эта область должна быть передана техническим устройствам, таким как компьютеры и калькуляторы. Однако, это мнение может привести к тому, что ученик лишится возможности улучшать свои умственные способности через занятия с вычислениями. Цитируя Аристотеля, более чем две с половиной тысячи лет тому назад он говорил о том, что развитие конкретных навыков должно предшествовать развитию ума.
Я уже много лет работаю в школе, преподаю математику. В течении этого времени я заметила, что те, кто имеет хорошие навыки чтения и математических вычислений, легче и более качественно осваивают новые математические знания. Современные экспериментальные и вариативные учебники по математике ставят все меньше акцента на развитие вычислительных навыков у учащихся, включая умения выполнять математические операции как устно, так и письменно. Результат, у детей постепенно снижается подготовленность в этой области: растет число ошибок в выполнении действий в выражениях, снижается уровень навыков решения текстовых задач (в частности из-за ухудшения навыков чтения и математических умений). Поэтому одной из главных задач математического образования является повышение уровня вычислительной культуры учащихся на всех этапах обучения в школьных учебных заведениях.
Что включает в себя термин "вычислительная культура"? "Вычислительная культура школьников - это учебная вычислительная деятельность, нацеленная на развитие личности ученика через осознанное освоение ее содержания (знаний и умений математического и общекультурного характера), организованная с учетом социальных условий и требований к необходимой культуре для общества". О. А. Ивашова. Формирование у школьников вычислительной культуры способствует повышению их общей культуры. Изучение математических вычислений вносит уникальный вклад в развитие ключевых психических функций учащихся, способствуя улучшению скорости мышления, концентрации внимания и укреплению памяти.
Поэтому важно в процессе обучения развивать у них умение анализировать устные и письменные задачи, учить методам устных и письменных вычислений, а также составлять и систематизировать план решения, воплощая его практически и контролируя свои действия. Умение проводить вычисления необходимо как в повседневной жизни, так и в учебном процессе. Невозможно решить ни один пример или задачу по математике, физике, химии и т.д. без базовых навыков вычислений.
Формированию вычислительных навыков на уроках математики 5 и 6 классов всегда отводится много времени, так как основными целями изучения курса являются: систематическое развитие понятие числа; выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами. Однако, начиная с седьмого класса, преобладающим становится изучение преобразований алгебраических выражений. Именно поэтому важно в каждом классе, начиная с седьмого и вплоть до одиннадцатого класса, уделять систематическое внимание базовым навыкам вычислений, а также разумному использованию этих навыков на основе свойств и законов всех видов чисел; проведению числовой проверки правильности решения уравнений, осуществлению преобразований и построению графиков функций.
Возникает ещё одна трудность и у меня, и у любого другого учителя математики, я в этом уверена, что при выполнении самостоятельных и контрольных работ наибольший процент ошибок обусловлен именно элементарными вычислительными ошибками или неправильным применением свойств и правил работы с числами (как рациональными, так и иррациональными). Каким образом можно избежать подобных оплошностей у школьников? Ответ настолько очевиден, что его знают все: ученик не достиг устойчивого навыка (то есть автоматизированной способности) выполнять определенное базовое математическое действие. Но как устранить или свести к минимуму ошибки, связанные с простыми вычислениями, и ошибки при выполнении базовых математических операций?
Каждый урок сталкиваюсь с данной проблемой. На протяжении всей своей педагогической деятельности изучаю теоретический материал по этой теме "Особенности формирования у учащихся осознанных и прочных вычислительных навыков" и "Устные вычисления", и активно применяю различные методы и приемы на уроках.
Развитие способностей зависит от регулярности и систематичности применения инструментов, способствующих их формированию. Вычислительные навыки формируются безусловно на каждом этапе урока, но больше внимание всё-таки уделять в устном счете. Данный этап является неотъемлемой частью в структуре урока математики. Он помогает включить учащихся в работу и настроить на учебную деятельность, подготовить их к изучению новой темы, либо повторить пройденный материал. Устный счет н может быть организован различными способами в работе с группой в целом и с индивидуальными учащимися (например, математические, арифметические и графические диктанты, математическое лото, ребусы, кроссворды, тесты, беседы, опросы, разминки, «круговые» примеры и многое другое). В этот процесс включается и алгебраический, и геометрический материал, решение разнообразных задач, как стандартных, так и тех, что требуют логического мышления. Обсуждаются свойства операций над числами и величинами, а также другие вопросы. С помощью устного счета можно создать ситуацию, стимулирующую размышления учеников и многое другое.
За время работы собрала большой объём различных материалов, которые применяю на каждом уроке и готова им поделиться.
Очень часто использую математически тренажеры:
- Математический тренажер. 5 класс: пособие для учителей и учащихся/ В.И.Жохов
- Математический тренажер. 6 класс: пособие для учителей и учащихся/ В.И.Жохов
- Математика. 5 класс Тематические тесты. Тренажер: учебно-методическое пособие / Под ред. Ф.Ф.Лысенко, С.Ю. Кулабухова.
- Вычисляем без ошибок. Работы с самопроверкой для учащихся 5-6 классов/ С.С. Минаев
- Таблиц- тренажеры у меня собраны и с 7 по 11 класс по разным темам, многие составляла сама.
Задания тренажеров позволяют предложить ученику выполнить за небольшой промежуток времени большой объем вычислений. Их можно использовать при работе со всем классом – вычисляем по цепочке, на скорость «Лучший счетчик», индивидуально – для отработки навыка, в работе над типичными вычислительными ошибками самостоятельной или контрольной работы.
Учащимся очень нравится игра «Дешифровщик». Сначала нужно заинтриговать детей, рассказать им легенду, небольшую историю, потом предложить выполнить задания вычислительного характера. Верные ответы соответствуют букве загаданного слова.
Пример: Во время ледникового периода с гор в долины спускались ледники, пробивая себе путь. Сила их движения бала очень велика. Сначала по пути ледников образовывались узкие ущелья, постепенно это пространство становилось все глубже и шире. После окончания ледникового периода снег начал таять, и по мере этого ширина рек увеличивалась. В результате образовались глубокие морские заливы с высокими крутыми и скалистыми берегами. Если выполните задание правильно, то узнаете, как назывался такой залив. Задание: сократите дроби и запишите их в виде десятичных.
- 75/30
Н – 2,2 М – 3,5 Ф – 2,5 Ш – 2,125
- 21/12
Е – 1,3 И – 1,75 О – 1,375 А – 1,25
- 57/15
К – 3,6 О – 3,8 Р – 3,25 М – 3,4
- 129/6
Р – 2,15 С – 2,25 Л – 2,125 Т – 2,2
- 33 – 25
Т – 1,28 К – 1,3 М – 1,36 Д – 1,32
Ответ: ФИОРД