Просмотр содержимого документа
«Урок по математике на тему: " Математика в истории ВОВ"»
МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза М.Г.Гуреева»
Урок по математике
Тема: Математика в истории ВОВ
Урок разработан и проведен учителем начальных классов
Кошелевой Е.Д.
УМК «Школа России»
28 апреля 2025 год.
Тип: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.
Вид: комбинированный
Методы: репродуктивный, самостоятельная работа, частично-поисковый Цели урока: Формировать вычислительные навыки через интерес к событиям ВОВ
Задачи:
Развивать математическую речь и углублять знания детей об историческом прошлом нашей Родины и Ковылкино;
Воспитывать познавательную инициативу в учебном сотрудничестве и патриотические чувства как важнейшие духовно- нравственные ценности.
ФормироватьУУД: - Личностные: определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве. - Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану.
- Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
- Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя исторические материалы ВОВ; извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Ожидаемые результаты: Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Оборудование: карточки со словами, план урока, фотография Героя Советского Союза М.Г.Гуреева.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Давайте с улыбкой поприветствуем наших дорогих гостей и с хорошим настроением начнём наш урок.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо, девочки, за парты сели.
Тихо, мальчики, за парты сели.
На меня все посмотрели.
- Руки – на месте
Ноги- на месте
Локти- у края
Спинка- прямая II. Вступительная беседа
Учитель.
(Слайд 1.)
Янтарные рассветы и закаты, И свежесть леса, и речная гладь... Чтоб радовались этому ребята, Отцы и деды, бывшие солдаты, Умели за Отчизну постоять.
Слайд 2
Думаем – быстро!
Отвечаем – правильно!
Считаем – точно!
Пишем – красиво!
Сообщение темы и целей урока. Устный счет. (Слайд 3.)
-Ребята, прежде, чем узнать тему нашего урока, я предлагаю провести небольшую разминку:
-1. Посмотрите на доску, на ней записаны числа в две группы.
- Назовите числа.
- Что вы о них знаете?
- Прочтите числа первой группы в порядке возрастания, какое получилось слово? А числа второй группы прочтите в порядке убывания.
56 23 78 41
Н Д Ь Е
38 27 49 64 75 89
Д Ы Е Б О П
(Слайд 4.)При чтении чисел дети получают: День победы (Звучит мелодия песни « День победы»)
Учитель. Какая дата приближается?
Дети. 9 Мая – День Победы в Великой Отечественной войне.
У. - В каком году началась эта война? (1941 году)
- А в каком закончилась? (1945)
- Сколько лет продолжалась эта война? (4 года)
Известно, что Великая Отечественная Война началась 22 июня 1941года, а окончилась 9 мая 1945года.
- Сколько месяцев она длилась? (48)
Учитель. Да, ребята, эта страшная война длилась долгие четыре года и унесла жизни почти 27 миллионов человек. Сегодня на уроке математике мы вспомним об этом историческом событии в жизни нашего народа.Так же будем продолжать работу по сложению и вычитанию двузначных чисел.
( Слайд 5.)
Посмотрите! На выражения.
49 + 31 90 – 10
38 +12 84 - 4
85 – 5 47+ 33
- Что вы заметили?
- Какое выражение лишнее? Почему?
- Что общего между остальными выражениями?
- Что обозначает эта числа. (80-летие празднования победы в ВОВ)
- Что вы можете сказать об этом числе? (круглое, двузначное, состоит из 8 десятков и 0 единиц)
- Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок?
(80-летию празднования победы в ВОВ)
(Слайд 6.)
Тема нашего урока сегодня «Математика в истории Великой Отечественной Войны»
В канун такой знаменательной даты, решая задачи и выражения, мы сегодня на уроке попробуем с помощью цифр проследить за некоторыми событиями, фактами самой жестокой войны в истории человечества.
На уроке вы будете не просто второклассниками, а будущими защитниками Отечества.
Для этого я вас поделила на две команды и выбрала командиров.
- За правильный ответ получаете звездочки. Побеждает та команда, которая доберется до штаба с наибольшим количеством наград.
Награды будут вручаться сразу, по ходу выполнения задания.
Ваши команды будут называться «Победа» и «Память».
Закрепление изученного материала. (Слайд 7.)
Учения будут проходить таким образом (план урока) 1. Сначала вы пройдете небольшую подготовку в Школе разведчиков.
- Ребята, а вы знаете, кто такие разведчики?
Разведчики — это внимательные, осторожные и надёжные люди, которые получают специальные знания. Чтобы пройти школу разведчиков, нужно проявить такие качества, как ловкость, смекалка, быстрота, умение работать в команде.
Мы тоже с вами будем работать в команде.
-Затем вы должны будете добраться до штаба, преодолев препятствия:
(Слайд 8.)
А) пройти без потерь «минное поле» Б) добыть «языка» (получить нужные сведения, допрашивая пленных В) взорвать мост Г) обезвредить снайпера Работа по теме:
Сначала вы пройдете Школу разведчиков.
Откройте тетрадочки.
Я тетрадочку открою. И с наклоном положу.
Я, друзья, от вас не скрою. Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь. За работу я возьмусь.
(Слайд 9.)
Запишите сегодняшнюю дату и слова «классная работа».
Но для этого вам надо решить выражения в столбик с проверкой.
Минутка чистописания.
Ребята, какого числа мы будем праздновать День Победы? (9 мая) Вот мы сегодня и на минутке чистописания пропишем цифру 9.
Напоминаю, все цифры пишутся высотой в клетку в правой ее половине и «опираются» на правую ее сторону;
ПОКАЗ ЦИФРЫ 9
Цифра 9 состоит из малого овала и большого правого полуовала. Начинают писать цифру немного ниже правого верхнего угла клетки ведут линию вверх налево, закругляя ее к центру клетки, затем направо вверх к исходной точке. От начальной точки пишут большой правый полуовал, касаясь середины нижней стороны клетки.
-Запишем красиво цифру 9 через клеточку и подчеркнем самую красивую на ваше усмотрение.
А сейчас Откройте учебник № 8
- Что нужно сделать?
- Вычислить и выполнить проверку.
Пойдут работать к доске от команды и от команды. Остальные делают самостоятельно
- Вы успешно прошли «Школу разведчиков.
2. Теперь вы должны будете добраться до штаба, преодолев препятствия: (показать, что стол, это ШТАБ)
Посмотрите на экран:
(Слайд 10.)
Пройти без потерь «Минное поле».
Запишите в тетрадь №6 -Что нужно сделать?
- Решить уравнения
Физминутка. «Мы военные»
Мы станем все военными, (шагают на месте) Большими, здоровенными. (руки вытянуть вверх, опустить через стороны) Будем в Армии служить,
Будем Родину любить. (движения повторяются) Сад и дом свой охранять, (наклон вперёд, смотрим в «бинокль») Будем мир мы защищать! (шагают на месте)
(Слайд 11.)
Следующее препятствие – «Добыть языка!»
Задача №4
-Прочитайте про себя.
- Кто желает пойти к доске?
- О чем говорится в задаче?
- Что известно?
-Что надо узнать?
(Слайд 12.)Проверка
Слайд 13
Следующее препятствие – «Взорвать мост!»
Чтобы взорвать мост – вам предстоит решить задачу
Слайд 14
- Читаем задачу хором
На изготовление дневной нормы хлеба в блокадном Ленинграде требовалось 40 граммов соломы и столько же опилок, муки на 20 граммов меньше чем опилок, а отрубей на 5 граммов больше, чем муки. Узнайте вес кусочка хлеба, который съедали жители блокадного Ленинграда.
Вот из чего пекли хлеб
Разобрать задачу.
(Слайд 15.) Проверка
Соломы – 40 гр.
Опилок – 40 гр.
Муки – ?, на 20 гр. меньше, чем опилок.
Отрубей - ?, на 5гр. больше, чем муки.
Хотя мы считаем только в пределах 100. Может кто-то сосчитает. Я помогу 3 действие.
Вот он блокадный кусочек хлеба. 125 граммов на весь день. Ломтик хлеба, кружка кипятка, ложка жиденькой каши – вот и весь обед блокадного ленинградца.
Учитель: Блокада закончилась, но память о тех страшных днях навсегда осталась у жителей блокадного Ленинграда, не забыть им и те 125 граммов, которые не дали им умереть от голода.
- А кто помнит, сколько дней длилась блокада? (900)
(Слайд 17.)
Г) Обезвредить снайпера . Вам надо сравнить выражения и поставить знаки: « , с.77 №2
Отступаем 2 клетки вниз, пишем №2
Физкультминутка
Пусть всегда будет солнце! (поднять руки вверх над головой)
Пусть всегда будет небо! (развести руки в стороны над головой)
Пусть всегда будет море! (развести руки в стороны перед собой)
Пусть всегда буду я! (подняться на носочки, погладить себя)
Пусть всегда поют песни! (сделать наклоны головы в стороны)
Пусть всегда будут танцы! (сделать присядку)
Пусть всегда будут птицы (наклоны в стороны, отводя руки назад)
Пусть всегда будет мир! (Хлопки над головой)
2. Самостоятельная работа.
(Слайд 18.) В нашем районе было много ветеранов, которые участвовали в ВОВ. Мы гордимся своими земляками. Это: В.А.Андронов и Г.М.Головин из Покровска, А.Г.Котов из Троицка, К.Е.Чекиров из Нового Пшенева, Пшеничников Н.А.
- А вы ребята знаете в честь кого названа наша школа?
(Слайд 19)
Наша школа в городе Ковылкино Республики Мордовия названа в честь Героя Советского Союза Михаила Георгиевича Гуреева, который был учеником этой школы.
Михаил Георгиевич- родился 30 апреля 1921 (ему через 2 дня сколько лет исполнилось бы? (104 года). Михаил Георгиевич родился в деревне Курнино, Ковылкинского района в крестьянской семье. За успешное форсирование Днепра, прочное закрепление плацдарма на его западном берегу и проявленную при этом отвагу и геройство старшему лейтенанту М. Г. Гурееву было присвоено звание Героя Советского Союза. Он был участник Победы на Красной площади в июне 1945 года. Жил и работал в Москве. Почетный гражданин Ковылкинского района. Скончался 14 октября 2009 года. (в возрасте 88 лет. Прошло 16 лет со дня смерти) Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.
Благодаря таким людям, как они, мы с вами живём под мирным небом. Спасибо нашим ветеранам.
Давайте почтим их минутой молчания! (Метроном)
Итог урока:
Учитель. Командирам, сдать рапорт!
- рапорт командиров: Товарищ начальник штаба! Отряд « Победа» для дальнейшего несения службы во 2 классе прибыл. Наград заработали … штук. В выполнении заданий отличились: … . Командир отряда: Волков Дмитрий.
Товарищ начальник штаба! Отряд « Память» для дальнейшего несения службы во 2 классе прибыл. Наград заработали … штук. В выполнении заданий отличились: … . Командир отряда: Севостьянова Ольга.
Победила команда «Победа»
Учитель:
(ВОВ закончилась победой нашего народа.)
(Мы не должны забывать свою историю.)
У нас нет права забыть то, что пережили наши прадеды!
VIII. Итог урока:
- Как вы думаете, какие качества помогли нашим воинам одержать победу?
- Какие математические умения мы отрабатывали на уроке? (Работали над сложением и вычитанием двузначных чисел)
- И в годы ВОВ тоже нужна была математика.
- Что вам понравилось и запомнилось?
Рефлексия:
Учитель:
-Вы, ребята, были сегодня активны, внимательны, сообразительны, поэтому мы справились со всеми заданиями. Спасибо вам за хорошую работу.
Слайд 20
А сейчас вы должны составить букет ветеранам. Ведь впереди праздник – 9 мая, День победы!
- Так, сколько же лет прошло с окончания ВОВ? (80 лет)
- Ребята, у каждого из вас лежит гвоздика. Вы должны закрасить лепестки.
Цвет определяете сами, если вам понравился сегодняшний урок, то закрасьте красным цветом, если вас что- то огорчило или вы остались чем- то недовольны, оставьте гвоздики белым цветом, т.е. не раскрашивайте. Раскрасьте только листочки.
Д.з. №2,3
- В завершении мне бы хотелось закончить наш урок песней о мирной и счастливой жизни.
Исполнение песни «Большой хоровод».
Мы на свет родились, чтобы радостно жить, Чтобы вместе играть, чтобы крепко дружить, Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы, Чтоб исполнились в жизни все наши мечты
Припев:
Так давайте устроим большой хоровод, Пусть все люди земли с нами станут в него, Пусть повсюду звучит только радостный смех, Пусть без слов станет песня понятной для всех.