kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Содоклад на тему "Воспитание патриотических чувств учащихся на уроках истории"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Воспитание патриотических чувств учащихся на уроках истории»

Содоклад на педсовет

     Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности и патриотизма учащихся, благодатный материал для чего дает изучение истории России.

     Знание истории расширяет кругозор учащихся, помогает им определить свое место в обществе, рождает уважение к тому, что создано трудом и героической борьбой многих поколений. Изучение отечественной истории особо велико, потому что этот курс воспитывает у школьников любовь к своей Родине и ее народу.

      В процессе изучения истории в школе VIII вида наряду с образовательными задачами, в неразрывном единстве с ними осуществляются и задачи воспитательные, одной из которых считается патриотическое воспитание учащихся (это воспитание любви к Родине, своему народу, уважения к историческому прошлому, сопричастности событиям, происходящим в настоящее время; готовности к защите Родины в случае необходимости – т. е. военно-патриотическое воспитание). Курс истории дает большие возможности для осуществления военно-патриотического воспитания на примере героической борьбы за независимость Отечества в разные эпохи, начиная с борьбы с монголо-татарским нашествием, Невской битвы, Ледового побоища и завершая Великой Отечественной войной. Подвиги выдающихся полководцев (Александр Невский, Дмитрий Донской, А. В. Суворов, М. И. Кутузов, Г. К. Жуков), героев великих битв и безымянных защитников Отечества послужат убедительными примерами патриотизма для учеников. Учащимся специальной школы необходимо показать, что патриотизм проявляется не только в военное, но и в мирное время. Примером того является деятельность великого русского ученого М.В. Ломоносова, внесшего огромный вклад в развитие отечественной науки, образования, культуры.

      Учитель, преподающий историю в специальной (коррекционной) школе, хорошо знаком с трудностями, возникающими из-за слабого развития воображения учащихся даже в старших классах. Одним из приемов, способствующих решению этой задачи, являются экскурсии по городу, в музеи. Сохранившиеся памятники прошлого, увиденные школьниками во время экскурсий делают более интересной и плодотворной работу на уроках при закреплении пройденного материала или при дальнейшем его изучении. В этом направлении мной была проведена следующая работа: в январе 2013 года была организована экскурсия в Таштагольский музей этнографии и природы Горной Шории, где учащиеся 6-9 классов познакомились с выставкой, посвященной 70-летию Кемеровской области, а затем ребята посетили Афганский парк, в котором увидели памятник «Воинам-интернационалистам, погибшим в боевых действиях», а также скульптуру «Золотая Шория»; 17 марта 2015 года с учащимися 5-а класса была проведена экскурсия по памятникам нашего города, посвященным ВОВ. Ребята побывали на Площади Победы, получили сведения о находящемся на ней памятнике «Таштагольцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны», узнали о подвиге Героя Советского Союза Василия Федоровича Токарева. Затем учащиеся побывали у памятника еще одного героя-таштагольца Якова Илларионовича Баляева (данная экскурсия была подготовлена и проведена Карлиной Ольгой Сергеевной и мной). Кроме этого практически на каждом уроке по истории родного края показываю ученикам фотографии и видеофильмы о достопримечательностях Таштагола и Кемеровской области.

     Также одним из приемов, способствующих развитию воображения учащихся и вместе с тем, направленных на воспитание патриотизма, является включение дополнительных сведений к основным темам уроков (стихотворения, биографии исторических личностей, отрывки из книг, пословицы и т.д.). Например, при изучении темы «Героическая борьба русских людей против монголо-татар» в 7 классе я зачитываю отрывок из книги В. Яна «К последнему морю» (о защитниках Киева); в 8 классе при работе с событиями Полтавской битвы, приводятся отрывки из поэмы А.С. Пушкина «Полтава». На одном из вводных уроков по теме «Наша Родина – Россия» зачитываю школьникам пословицы и поговорки о Родине: «Жить – Родине служить», «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей», «Береги землю родную, как мать любимую», «Родина-мать, умей за нее постоять», «Кто за правое дело стоит, тот всегда победит».

      При изучении исторического материала очень важно применять технические средства обучения (ТСО) (в моем кабинете это телевизор, DVD-проигрыватель и ноутбук), которые усиливают яркость, эмоциональность, динамичность обучения, стимулируют воображение и мышление учащихся.    

     Учебный кинофильм – наиболее действенное средство наглядного обучения истории, выразительное и впечатляющее: дает живое изображение событий, позволяет показать историческое явление в динамике и присущем ему драматизме. Таким образом, учебными кинофильмами обеспечивается элемент живого созерцания исторического прошлого. В данный момент мной собрана картотека учебных фильмов по следующим разделам: «Киевская Русь», «Распад Киевской Руси», «Борьба Руси с иноземными завоевателями», «Начало объединения русских земель» - 7 класс; «Северная война», «Эпоха Петра I», «Отечественная война» - 8 класс; «СССР во Второй мировой и ВОВ 1941-1945 годов – 9 класс. Работа в этом направлении продолжается.

      Использование звукозаписей на уроках истории позволяет ввести музыкальное, песенное сопровождение изучаемого материала. Значение звукозаписи заключается, прежде всего, в эмоциональном воздействии на учеников (например, на уроке по теме «Начало Великой Отечественной войны» включаю песню «Священная война», сопровождающуюся военной хроникой, а при изучении темы «Наша Родина – Россия» ребята слушают гимн России).

      Для того чтобы учащиеся лучше запоминали изучаемый материал, использую следующие приемы:

      а) работа по плану (такие темы, как: «Невская битва», «Ледовое побоище», «Бородинская битва» и др. изучаются по следующему плану: 1. Подготовка к битве; 2. Начало битвы; 3. Действия русских полков; 4. Итог битвы (победа или поражение); 5. Значение победы.

     б) работа с исторической картой, в ходе которой ученики показывают места сражений, города, направления ударов, передвижения войск и т.д. (На моих уроках учащиеся работают с картой при изучении тем, касающихся монголо-татарского нашествия, Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной войны и др.).

     в) работа со схемами (применяю схемы на уроках по таким темам, как: «Невская битва», «Ледовое побоище», «Куликовская битва» и др.).

     В обучении истории учащихся с нарушением интеллекта важное место занимают характеристики выдающихся исторических деятелей. Они помогают понять, что историю делали люди. На примере характеристики исторического героя воспитываются такие важные черты и качества личности учащихся, как патриотизм, мужество, справедливость, гражданская позиция и т. д. Характеристики участников событий способствуют и лучшему пониманию самих событий.

      Например, на уроке по теме «Знаменитый полководец А. В. Суворов» сначала мной дается характеристика этого исторического героя, а затем она составляется учащимися (под моим руководством). В характеристике отражаются черты характера и личностные качества выдающегося полководца, например:

великий полководец, не проигравший ни одного сражения;

образованный человек, знавший 8 языков, математику, историю, военное дело;

человек целеустремленный и большой силы воли, который воспитывал себя с детства, закаляя и преодолевая физическую слабость;

отличался любовью к солдатам, ценил и уважал их.

     Подобные характеристики были составлены так же на Александра Невского, Дмитрия Донского, М.И. Кутузова, Г.К. Жукова и др.

     Большую воспитательную нагрузку несут уроки, касающиеся Великой Отечественной войны. Данному событию в учебнике по истории для 9 класса отведен крупный раздел, который включает в себя следующие темы: «Начало Великой Отечественной войны», «Битва за Москву», «Все для фронта! Все для победы!», «Блокада Ленинграда», «Сталинградская битва», «Борьба советских людей на оккупированной территории», «Битва на Курской дуге», «Героизм тружеников тыла», «Окончание ВОВ». Основной упор при изучении вышеперечисленных тем делаю на то, что весь советский народ поднялся на борьбу с фашистскими захватчиками: солдаты воевали на фронте, а те, кто остались в тылу снабжали бойцов оружием, боевой техникой, продовольствием, вещами и т.д. Большое внимание отводится знакомству с полководцами той войны, внесшими огромный вклад в победу над врагом: Г. К. Жуков, И. С. Конев, К. К. Рокоссовский и др. Также учащимся даются сведения о городах-героях: Ленинград, Москва, Минск, Брест, Киев, Смоленск, Волгоград, Севастополь и др.

     В качестве классного руководителя мной были проведены классные часы, посвященные патриотическому воспитанию на такие темы, как: «Поле русской славы» (Бородинская битва), «Детство, опаленное войной», «Великая битва за Москву», «Нам нужна одна Победа!», «Таштагол в годы Великой Отечественной войны» и др. Кроме этого, 19 марта 2013 года среди учащихся 8-9 классов состоялась викторина, посвященная Отечественной войне 1812 года. 6 мая 2014 года мной и учителем физкультуры Эрке Ольгой Петровной была проведена торжественная линейка, посвященная Дню Победы «Они дошли с победой до рейхстага».

Использованная литература

   1. Петрова Л.В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 208 с. – (Коррекционная педагогика).

Просмотр содержимого документа
«Содоклад на тему "Воспитание патриотических чувств учащихся на уроках истории" »

«Воспитание патриотических чувств учащихся на уроках истории»

Содоклад на педсовет

Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности и патриотизма учащихся, благодатный материал для чего дает изучение истории России.

Знание истории расширяет кругозор учащихся, помогает им определить свое место в обществе, рождает уважение к тому, что создано трудом и героической борьбой многих поколений. Изучение отечественной истории особо велико, потому что этот курс воспитывает у школьников любовь к своей Родине и ее народу.

В процессе изучения истории в школе VIII вида наряду с образовательными задачами, в неразрывном единстве с ними осуществляются и задачи воспитательные, одной из которых считается патриотическое воспитание учащихся (это воспитание любви к Родине, своему народу, уважения к историческому прошлому, сопричастности событиям, происходящим в настоящее время; готовности к защите Родины в случае необходимости – т. е. военно-патриотическое воспитание). Курс истории дает большие возможности для осуществления военно-патриотического воспитания на примере героической борьбы за независимость Отечества в разные эпохи, начиная с борьбы с монголо-татарским нашествием, Невской битвы, Ледового побоища и завершая Великой Отечественной войной. Подвиги выдающихся полководцев (Александр Невский, Дмитрий Донской, А. В. Суворов, М. И. Кутузов, Г. К. Жуков), героев великих битв и безымянных защитников Отечества послужат убедительными примерами патриотизма для учеников. Учащимся специальной школы необходимо показать, что патриотизм проявляется не только в военное, но и в мирное время. Примером того является деятельность великого русского ученого М.В. Ломоносова, внесшего огромный вклад в развитие отечественной науки, образования, культуры.

Учитель, преподающий историю в специальной (коррекционной) школе, хорошо знаком с трудностями, возникающими из-за слабого развития воображения учащихся даже в старших классах. Одним из приемов, способствующих решению этой задачи, являются экскурсии по городу, в музеи. Сохранившиеся памятники прошлого, увиденные школьниками во время экскурсий делают более интересной и плодотворной работу на уроках при закреплении пройденного материала или при дальнейшем его изучении. В этом направлении мной была проведена следующая работа: в январе 2013 года была организована экскурсия в Таштагольский музей этнографии и природы Горной Шории, где учащиеся 6-9 классов познакомились с выставкой, посвященной 70-летию Кемеровской области, а затем ребята посетили Афганский парк, в котором увидели памятник «Воинам-интернационалистам, погибшим в боевых действиях», а также скульптуру «Золотая Шория»; 17 марта 2015 года с учащимися 5-а класса была проведена экскурсия по памятникам нашего города, посвященным ВОВ. Ребята побывали на Площади Победы, получили сведения о находящемся на ней памятнике «Таштагольцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны», узнали о подвиге Героя Советского Союза Василия Федоровича Токарева. Затем учащиеся побывали у памятника еще одного героя-таштагольца Якова Илларионовича Баляева (данная экскурсия была подготовлена и проведена Карлиной Ольгой Сергеевной и мной). Кроме этого практически на каждом уроке по истории родного края показываю ученикам фотографии и видеофильмы о достопримечательностях Таштагола и Кемеровской области.

Также одним из приемов, способствующих развитию воображения учащихся и вместе с тем, направленных на воспитание патриотизма, является включение дополнительных сведений к основным темам уроков (стихотворения, биографии исторических личностей, отрывки из книг, пословицы и т.д.). Например, при изучении темы «Героическая борьба русских людей против монголо-татар» в 7 классе я зачитываю отрывок из книги В. Яна «К последнему морю» (о защитниках Киева); в 8 классе при работе с событиями Полтавской битвы, приводятся отрывки из поэмы А.С. Пушкина «Полтава». На одном из вводных уроков по теме «Наша Родина – Россия» зачитываю школьникам пословицы и поговорки о Родине: «Жить – Родине служить», «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей», «Береги землю родную, как мать любимую», «Родина-мать, умей за нее постоять», «Кто за правое дело стоит, тот всегда победит».

При изучении исторического материала очень важно применять технические средства обучения (ТСО) (в моем кабинете это телевизор, DVD-проигрыватель и ноутбук), которые усиливают яркость, эмоциональность, динамичность обучения, стимулируют воображение и мышление учащихся.

Учебный кинофильм – наиболее действенное средство наглядного обучения истории, выразительное и впечатляющее: дает живое изображение событий, позволяет показать историческое явление в динамике и присущем ему драматизме. Таким образом, учебными кинофильмами обеспечивается элемент живого созерцания исторического прошлого. В данный момент мной собрана картотека учебных фильмов по следующим разделам: «Киевская Русь», «Распад Киевской Руси», «Борьба Руси с иноземными завоевателями», «Начало объединения русских земель» - 7 класс; «Северная война», «Эпоха Петра I», «Отечественная война» - 8 класс; «СССР во Второй мировой и ВОВ 1941-1945 годов – 9 класс. Работа в этом направлении продолжается.

Использование звукозаписей на уроках истории позволяет ввести музыкальное, песенное сопровождение изучаемого материала. Значение звукозаписи заключается, прежде всего, в эмоциональном воздействии на учеников (например, на уроке по теме «Начало Великой Отечественной войны» включаю песню «Священная война», сопровождающуюся военной хроникой, а при изучении темы «Наша Родина – Россия» ребята слушают гимн России).

Для того чтобы учащиеся лучше запоминали изучаемый материал, использую следующие приемы:

а) работа по плану (такие темы, как: «Невская битва», «Ледовое побоище», «Бородинская битва» и др. изучаются по следующему плану: 1. Подготовка к битве; 2. Начало битвы; 3. Действия русских полков; 4. Итог битвы (победа или поражение); 5. Значение победы.

б) работа с исторической картой, в ходе которой ученики показывают места сражений, города, направления ударов, передвижения войск и т.д. (На моих уроках учащиеся работают с картой при изучении тем, касающихся монголо-татарского нашествия, Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной войны и др.).

в) работа со схемами (применяю схемы на уроках по таким темам, как: «Невская битва», «Ледовое побоище», «Куликовская битва» и др.).

В обучении истории учащихся с нарушением интеллекта важное место занимают характеристики выдающихся исторических деятелей. Они помогают понять, что историю делали люди. На примере характеристики исторического героя воспитываются такие важные черты и качества личности учащихся, как патриотизм, мужество, справедливость, гражданская позиция и т. д. Характеристики участников событий способствуют и лучшему пониманию самих событий.

Например, на уроке по теме «Знаменитый полководец А. В. Суворов» сначала мной дается характеристика этого исторического героя, а затем она составляется учащимися (под моим руководством). В характеристике отражаются черты характера и личностные качества выдающегося полководца, например:

великий полководец, не проигравший ни одного сражения;

образованный человек, знавший 8 языков, математику, историю, военное дело;

человек целеустремленный и большой силы воли, который воспитывал себя с детства, закаляя и преодолевая физическую слабость;

отличался любовью к солдатам, ценил и уважал их.

Подобные характеристики были составлены так же на Александра Невского, Дмитрия Донского, М.И. Кутузова, Г.К. Жукова и др.

Большую воспитательную нагрузку несут уроки, касающиеся Великой Отечественной войны. Данному событию в учебнике по истории для 9 класса отведен крупный раздел, который включает в себя следующие темы: «Начало Великой Отечественной войны», «Битва за Москву», «Все для фронта! Все для победы!», «Блокада Ленинграда», «Сталинградская битва», «Борьба советских людей на оккупированной территории», «Битва на Курской дуге», «Героизм тружеников тыла», «Окончание ВОВ». Основной упор при изучении вышеперечисленных тем делаю на то, что весь советский народ поднялся на борьбу с фашистскими захватчиками: солдаты воевали на фронте, а те, кто остались в тылу снабжали бойцов оружием, боевой техникой, продовольствием, вещами и т.д. Большое внимание отводится знакомству с полководцами той войны, внесшими огромный вклад в победу над врагом: Г. К. Жуков, И. С. Конев, К. К. Рокоссовский и др. Также учащимся даются сведения о городах-героях: Ленинград, Москва, Минск, Брест, Киев, Смоленск, Волгоград, Севастополь и др.

В качестве классного руководителя мной были проведены классные часы, посвященные патриотическому воспитанию на такие темы, как: «Поле русской славы» (Бородинская битва), «Детство, опаленное войной», «Великая битва за Москву», «Нам нужна одна Победа!», «Таштагол в годы Великой Отечественной войны» и др. Кроме этого, 19 марта 2013 года среди учащихся 8-9 классов состоялась викторина, посвященная Отечественной войне 1812 года. 6 мая 2014 года мной и учителем физкультуры Эрке Ольгой Петровной была проведена торжественная линейка, посвященная Дню Победы «Они дошли с победой до рейхстага».





Использованная литература

1. Петрова Л.В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 208 с. – (Коррекционная педагогика).






2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Содоклад на тему "Воспитание патриотических чувств учащихся на уроках истории"

Автор: Озеров Александр Викторович

Дата: 31.07.2015

Номер свидетельства: 224003

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства