Просмотр содержимого документа
«Урок по математике "Литр"»
Открытый урок математики в 1 классе по теме «Литр»
Цели урока: познакомить обучающихся с единицей измерения емкости – литром; закреплять знание состава чисел первого десятка; развивать навыки счета; продолжать работу над решением простых задач.
Планируемые результаты
Личностные: создать условия для формирования интереса к учебной деятельности; формировать представления о связи математики с жизнью.
Метапредметные результаты
Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; формировать умение совместно с учителем оценивать результаты своих действий.
Познавательные:совершенствование умения работать с кластером; развитие умения сравнивать сосуды по вместимости; упорядочивать сосуды по вместимости, располагая их в заданной последовательности; использовать математическую терминологию в построении небольших высказываний в устной форме; совершенствование умения распознавать истинные и ложные высказывания по теме урока.
Коммуникативные:принимать участие в индивидуальной и групповой работе; высказывать свою точку зрения; слушать и воспринимать мнение товарищей; уважительно относиться к чужому мнению.
Предметные результаты
Совершенствование понимания величины как измеримого свойства предметов; ознакомление с вместимостью как измеримым свойством, единицей вместимости; развитие умения сравнивать и упорядочивать именованные числа с новой единицей измерения; развитие умения выполнять арифметические действия, решать простые задачи с единицей измерения литр.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Оборудование: мерка - сосуд вместимостью 1 л, сосуды для измерения разной вместимости: банки, кувшины, пакеты из-под сока и т.д., таблички с указанием объема в литрах для практической работы, пластилин для прикрепления табличек; раздаточный материал для урока - "облака" в виде знаков плюс и минус, распечатанные задания для работы на уроке, рисунки медвежонка с цветком для рефлексии; файлы для мультимедийного сопровождения урока - файл, созданный в программе Notebook (для интерактивной доски) для сопровождения урока; презентация, созданная из фотографий, сделанных детьми для урока (предварительное задание - найти и сфотографировать сосуды с разной емкостью так, чтобы обозначенная емкость была видна).
Ход урока
1. Орг. момент. Ученики получают карточки с числовым выражением, значение которого нужно найти (5-3, 1+4 и т.д.) Необходимо вычислить значение выражения и найти товарищей, у которых значение выражения такое же. Таким образом происходит деление обучающихся на группы, рассадка по группам в соответствии со значениями выражений, взаимопроверка правильности вычисления в команде.
2. - Урок математики мы начинаем, тайны ее открывать продолжаем. А помогут нам в этом герои сказок Н.Козлова - Заяц, Ежик и Медвежонок.
Работа с кластером (на экране - слайд 1 файла Notebook)
Слайд 1
- Ежик нес нам на урок очень важное слово. Но в тумане он споткнулся и перепутал слоги. Давайте поможем ему собрать слово!
Дети собирают слоги, переставляя их на интерактивной доске. Получается слово "Величина".
- Давайте вспомним, что связано с этим словом.
Ответы детей, что они помнят и знают по теме "Величина". По мере ответов добавляются элементы кластера. Обобщение учителя: величина - это свойство, которое можно измерить. Нам известны такие величины, как длина, масса, время; некоторые единицы их измерения.
3. "Колкие вопросы" от Ежика (на экране - слайд 2 файла Notebook)
Слайд 2
(утверждения появляются по очереди, по мере ответа на предыдущий вопрос)
- Ежик подготовил для нас колкие вопросы. Верно ли утверждение на экране? Обсудите это в команде. Если утверждение верно, выкладываем облачко со знаком "плюс", если неверно - "минус".
Обучающиеся выкладывают « плюс», «минус» в форме облачка, обсуждая ответы в команде. Проверка.
4. "Отгадай величину"
- Ежик, Медвежонок и Заяц загадали разные величины. Попробуем определить, какие именно? (на экране - слайд 3 файла Notebook, затем по мере ответов детей слайды 4 и 5)
Слайд 3 (длина)
Слайд 4 (масса)
Слайд 5 (объем, вместимость)
- Любая коробка, корзинка, ведерко и т.д. имеют объем, или вместимость. Их можно заполнить и конфетами, и ягодами, и грибами. Всем, что любят наши сказочные герои. А можно ли измерить объем? Сравнить, где он больше, где меньше?
Вывод: объем - это величина.
5. - Раз объем или вместимость - это величина, то ее должно быть можно измерить? А в каких единицах? (на экране - слайд 6 файла Notebook)
Слайд 6
Обсуждение, вывод: единица измерения объема, или вместимости, емкости - литр.
Демонстрация мерки - кувшина емкостью 1 л.
6. Практическая работа с емкостями.
-У вас на партах есть разные емкости и сосуды. Поднимите, покажите друг другу, другим командам. Сравните и обсудите. Выберите табличку с нужной величиной и прикрепите к емкости с помощью пластилина.
Обучающиеся в группах, сравнивая размер емкостей с другими емкостями и меркой - литровым кувшином - пробуют определить вместимость имеющихся у них емкостей, прикрепляют таблички: "1 л", "2 л", "3 л", "5 л".
Подведение итогов, проверка. Вывод: не всегда легко определить, сколько литров войдет в сосуд, поэтому люди пользуются мерками.
7. - К этому уроку вы сфотографировали разные емкости для жидкости. Вот какие предметы мы видим. (Просмотр презентации, созданной учителем из фотографий, сделанных детьми).
Выводы: в жизни мы часто встречаемся с различными сосудами и емкостями для жидкости. Покупая продукты, которые принято измерять в литрах, важно знать, какое количество мы купили. Бывает, что необходимо отмерить точное количество литров, тогда используются специальные мерные емкости.
8. Физкультминутка
9. Сравнение именованных чисел и арифметические действия с единицей измерения емкости. Индивидуальная работа по карточкам.
Сравните письменно разные объемы:
2л*5л
3 л*7л
10л*8л
Объемы можно и складывать, и вычитать. Проведите вычисления:
9л-3л
4л+6л
5л+5л-3л
10. - А теперь попробуем решить задачи с литрами.
Задачи лежат на столах в конвертах. Работа в группах.
Задача 1
Медвежонку и ежику необходимо вылечить слона. Для этого требуется 6 литров готового лекарства.
Рецепт: Возьмите 3 л меда, 4 л отвара ромашки и 1 л воды. Сколько литров лекарства получится? Хватит ли слону? Сколько еще литров останется? Как узнать?
Задача 2
Зайцу для полива клумбы с ромашками нужно ровно 10 литров воды. У него есть ведерки емкостью (вместимостью) 1 литр, 2 литра и 3 литра. Сколько ведерок и какой вместимости потребуется зайцу, чтобы полить клумбу? Составьте возможные равенства.
Проверка, подведение итогов работы в группах.
11. Рефлексия.
- На ваших столах есть картинка с медвежонком и ромашкой. У ромашки 4 лепестка, в каждой группе 4 человека. Раскрасьте каждый по лепестку ромашки, используя подсказку на экране (слайд 7).
Слайд 7
- Давайте вспомним, что нового мы узнали на уроке? Почему это необходимо знать? Где в жизни применяется эта величина?
Кто хотел бы узнать у родителей или в библиотеке, чем раньше измеряли жидкость?
Кто хотел бы приготовить интересные факты об объеме, литрах?