Разработка урока «С водой и о воде»
(урок может быть проведён в 5 – 9 классе)
Урок разработан:
Кариева Е.А.,
учитель математики и информатики
МАОУ «Савинская средняя школа»,
2016 г
Цель урока: обобщить представление о воде, её значимости для жизни на Земле.
Задачи урока:
Образовательные:
Сформировать знания о значении воды для живых организмов, приспособленности организмов к добыванию и сохранению воды, ее охране.
Развивающие:
развитие мышления учащихся в процессе анализа рисунков и выдвижения своих предположений по обсуждаемым вопросам;
Совершенствовать коммуникативные умения;
Способствовать развитию познавательного интереса.
Воспитательные:
Воспитание любви к родному краю;
Прививать чувство бережного отношения к природе.
Тип урока: комбинированный
Методы: обьяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, демонстрация, игра.
Форма обучения: групповая;
Оборудование:
Презентация к игре;
Ноутбук;
Проектор;
Раздаточный материал;
Секундомер;
Грамоты для награждения.
Предварительная работа: Разбиение класса на команды по 5 – 6 человек, подготовка листочков для ответов(подписать № команды)
Ход урока.
I. Организационный момент
II. Тема игры.
Учитель: Каждый человек знает, что такое вода. Сегодня мы с вами расширим и проверим свои познания об этом важном для нас элементе.
Знакомство с правилами игры. (Слайды 1, 2)
Наша игра состоит из 4 туров:
1 тур – Наука и вода. Состоит из трёх вопросов, которые оцениваются, соответственно в 10, 20, 30 баллов. Вопросы связывают воду и различные предметы – географию, биологию, физику, математику.
2 тур – Искусство о воде. Состоит из трёх вопросов, которые оцениваются, соответственно в 20, 40, 60 баллов. Вопросы связывают воду и различные предметы искусства, связанные с водой.
3 тур – Пермский водоканал. Состоит из трёх вопросов, которые оцениваются, соответственно в 30, 60, 90 баллов. Вопросы содержат факты, связанные с Пермским водоканалом.
4 тур – Блиц. Состоит из трёх блиц - вопросов, которые оцениваются по количеству правильных ответов на вопросы по следующим темам: загадки о воде, пословицы о воде и факты о воде.
От каждой команды нужно выбрать 1 ученика, который будет отдавать листочки с ответами на стол учителя.
Время обсуждения вопроса – 1 минута.
Итак, все готовы?
Мы начинаем игру! (Слайд 3)
1 тур – Наука и вода. (слайд 4) Вопрос 1 (10 баллов) - Какие состояния воды изображены на рисунках?
1. 2. 3.
Время для ответа.
Команды сдают листочки.
Проверка ответов(Слайд 5)
Ответ: 1.-жидкое, 2.-твёрдое, 3.-газообразное.
1 тур – Наука и вода. (слайд 6)Вопрос 2 (20 баллов) – Что больше: высота горы Эверест или толщина обыкновенной тучи?
Время для ответа.
Команды сдают листочки.
Проверка ответов(Слайд 7)
Ответ: Гора Джомолу́нгма , Эвере́ст (англ.),(8848 м) — высочайшая вершина мира. Толщина тучи может достигать 16 км.
1 тур – Наука и вода. (слайд 8)Вопрос 2 (30 баллов) – Сколько % воды содержится в теле человека?
Время для ответа.
Команды сдают листочки.
Проверка ответов(Слайд 9)
Ответ: Мы на 70 % состоим из воды.
Первый тур окончен. Предварительные итоги.
Мы продолжаем игру! (Слайд 10)
2 тур – Искусство о воде. (слайд 11) Вопрос 1 (20 баллов) - В 1974 году в
г. Новороссийске был установлен памятник. В честь кого(чего) он был воздвигнут?
Время для ответа.
Команды сдают листочки.
Проверка ответов(Слайд 12)
Ответ: Учитывая огромную роль воды в жизни человечества и отмечая пуск нового водопровода, жители г.Новороссийска в 1974 году, разработали памятник воде.
2 тур – Искусство о воде. (слайд 13) Вопрос 2 (40 баллов) - Василий Поленов. Название картины. Что делает вода в этом сооружении?
Время для ответа.
Команды сдают листочки.
Проверка ответов(Слайд 14)
Ответ: Старая Мельница. Вода мелет зерно.
2 тур – Искусство о воде. (слайд 15) Вопрос 3 (60 баллов) - Всемирно известный российский художник-маринист, его полотно «Девятый вал». Назовите имя и фамилию этого человека.
Время для ответа.
Команды сдают листочки.
Проверка ответов(Слайд 16)
Ответ: Иван Константинович Айвазовский (Ованес Айвазян; 1817—1900)
Второй тур окончен. Предварительные итоги.
Мы продолжаем игру! (Слайд 17)
3 тур – Пермский водоканал. (слайд 18) Вопрос 1 (30 баллов) - Сколько лет Пермскому водопроводу?
Время для ответа.
Команды сдают листочки.
Проверка ответов(Слайд 19)
Ответ: Пермскому водопроводу более 118 лет.
3 тур – Пермский водоканал. (слайд 20) Вопрос 2 (60 баллов) - Назовите реки, из которых город Пермь снабжается водой?
Время для ответа.
Команды сдают листочки.
Проверка ответов(Слайд 21)
Ответ: В настоящее время город Пермь снабжается водой рек Камы и Чусовой, Сылвы и из подземных источников.
3 тур – Пермский водоканал. (слайд 22) Вопрос 3 (90 баллов) В каком году была построена канализация в г. Перми?
Время для ответа.
Команды сдают листочки.
Проверка ответов(Слайд 23)
Ответ: Несмотря на военные времена и революционные бури, 15 июля 1917 года первые сточные воды пошли по трубам Пермской городской канализации. (слайд 24)
Третий тур окончен. Предварительные итоги.
Мы продолжаем игру! (Слайд 25)
4 тур – Блиц 1. (Слайд 26) Загадки о воде (1 балл за один верный ответ)
Я зачитываю загадки 1 раз, вы быстро записываете ответ. Время на обдумывание – 20 секунд.
1.В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (вода )
2.Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий в море. (Река)
3.С высоты большой срываясь,
Грозно он ревёт
И, о камни разбиваясь,
Пеною встаёт. (Водопад)
4.Все обходят это место:
Здесь земля как будто тесто,
Здесь осока, кочки, мхи...
Нет опоры для ноги. (Болото)
5.Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог,
Нас он летом, в самый зной,
Ледяной поит водой. (Родник, ключ)
6.Посреди поля лежит зеркало:
Стекло голубое, а рама зелёная. (Пруд, озеро)
7.К маме-речке я бегу
И молчать я не могу.
Я её сынок родной,
А родился я весной. (Ручей)
8.Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем — не найдём. (Роса)
9.По морю идёт, идёт,
А до берега дойдёт —
Тут она и пропадёт. (Волна)
Команды сдают листочки.
Проверка ответов.
4 тур – Блиц 2. (Слайд 27) Пословицы о воде (1 балл за один верный ответ)
Командам выдаётся листочек с пословицами о воде.
Учитель: Ваша задача вставить пропущенные слова в пословицах.
Время на выполнение задания – 2 минуты.
Раздаточный материал
2 тур Пословицы о воде
(Вставьте пропущенное слово)
1.Как __________ упадёт, так и след пропадёт.
2.Каждая травинка имеет свою ___________________.
3.Даст небо __________, а земля — рожь.
4.Будет _______________ — будут и грибки.
5.Рыбаку ___________ не помеха.
6.По капле __________, по росинке роса.
7.И крупен __________, да не спор.
8.Дождь в засуху — _______________ дождь.
9.Утренний ____________ путника не остановит.
11.Всё, что с неба ______________, земля принимает.
12.Трава боится инея, а иней — ______________.
13.Когда снег идёт — не холодно; холодно, когда он __________.
14.Не бойся __________ — бойся слёз.
15.Туча летуча, а __________ — бегун.
Команды сдают листочки.
Проверка ответов.
1.Как роса упадёт, так и след пропадёт.
2.Каждая травинка имеет свою росинку.
3.Даст небо дождь, а земля — рожь.
4.Будет дождичек — будут и грибки.
5.Рыбаку дождь не помеха.
6.По капле дождь, по росинке роса.
7.И крупен дождь, да не спор.
8.Дождь в засуху — золотой дождь.
9.Утренний дождь путника не остановит.
11.Всё, что с неба падает, земля принимает.
12.Трава боится инея, а иней — солнца.
13.Когда снег идёт — не холодно; холодно, когда он тает.
14.Не бойся гроз — бойся слёз.
15.Туча летуча, а дождь — бегун.
4 тур – Блиц 3. (Слайд 28) Факты о воде (1 балл за один верный ответ)
Командам выдаётся листочек с фактами о воде.
Учитель: Ваша задача вставить пропущенные числа в этих фактах.
Время на выполнение задания – 2 минуты.
Раздаточный материал
3 тур Факты о воде
(Поставьте нужные числа)
1.Сколько времени человек не может прожить без пищи? ( дней),
2. Сколько времени человек не может прожить без воды? ( дней).
3.Сколько на Земле океанов? ( океана)
4. Сколько на Земле морей ( морей)
5. Какую часть на Земле занимает суша? ( )
6. Сколько атомов в молекуле воды ( )
7. Самая высокая волна.( достигла высоты метра)
8.Сколько малых рек протекает в г. Перми? ( в городе Перми более малых рек и ручьев)
Команды сдают листочки.
Проверка ответов.
1.Сколько времени человек не может прожить без пищи? ( 30 дней),
2. Сколько времени человек не может прожить без воды? (3-7 дней).
3.Сколько на Земле океанов? (4 океана)
4. Сколько на Земле морей (30 морей)
5. Какую часть на Земле занимает суша? (1/4)
6. Сколько атомов в молекуле воды (3)
7. Самая высокая волна.( достигла высоты 34 метра)
8.Сколько малых рек протекает в г. Перми? ( в городе Перми более 300 малых рек и ручьев)
Наша игра подошла к концу!
Подведение итогов (слайд 29)
III. Награждение победителей.
IV. Закрепление
Какие выводы можно сделать по уроку?
Учащиеся делают выводы .
“Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь”
V. Домашнее задание.
Написать эссе на тему «Вода и я. Что я знаю о том, как надо беречь воду?»