Мой педагогический опыт Учитель математики: Каркенова Ж.Х. Каждый учитель стремится повысить своё мастерство и профессиональную компетентность. В своей работе учитель пытается дать ответ на вопрос: «Что же делать? Как научить ребёнка работать? И не просто работать, а работать с радостью, с увлечением, быть активным творцом», показать, как, какими методами и приёмами можно добиться активизации познавательной деятельности, повысить интерес к изучению математики. Инновационный опыт учителя «Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным». Я. Коменский Если мы обратимся к Программам по математике, проанализируем, какими умениями и навыками должен обладать ученик, то окажется, что процесс образования сейчас строится на компетентностной основе (развитие определенных компетенций). Главная моя цель – научить детей логический думать, решать сложные задачи, составлять по ним различные уравнения уравнения чтобы каждый урок приносил не только знания, но и радость познания, чтобы ученики верили в свои возможности. Я активно использую в своей деятельности новые педагогические технологии (формы, методы и средства воспитания), которые позволяют мне сотрудничать с учащимися, пробудить интерес к учебной деятельности. Инновационные технологии Технология блочного обучения Элементы Технологии Караева Элементы й Жанпеисова Информационные технологии3 Для решения проблемы развития мыслительных умений и самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках я использую блочную подачу материала. Задача опорного сигнала - облегчить понимание новой информации и закрепить ее в долговременной памяти. Опорные схемы позволяют организовать подачу нового материала блоками, при закреплении навыков схема используются как справочный материал. Если возникают затруднения, ученики обращаются к ним, выполняя письменные упражнения, во время устных ответов. В классах с высоким уровнем полезно практиковать составление опорных схем самими учащимися. Многократное повторение опорного сигнала (за мной, хором, в группе, в паре, индивидуально) помогает учащимся хорошо думать. Весь материал отражаю в блоке в доступной форме: в виде рисунков, кратких обозначений, символов, формулировок, стрелок. Кластеры Перед изучением новой темы очень полезно использовать метод «Кластера», который подготавливает учащихся к восприятию новой информации и активизирует их умственную деятельность. Проводится этот метод следующим образом : нужно в центре записать ключевое слово, от него отвести лучики ( как от солнца), к каждому лучику записать придуманное учениками и соответствующее теме слово. Из данных слов составляется текст, названием которого может служить ключевое слово в центре Математические действия над обычными дробями деление разность произведение сумма4 При повторении или подведении итогов можно применить такие методы как мозговой штурм, диаграмма Венна, тестирование Знал Хотел узнать Узнал С целью развития логического мышления учащихся, активности, самостоятельности и интереса к предмету в 5-7 классах я использую игровую технологию. Стараюсь сочетать тренировочные игры, требующие воспроизведение учебного материала, с эвристическими заданиями. В зависимости от учебно-воспитательных задач игры уместны как при объяснении новой темы, так и при закреплении, повторении, обобщении, контроле знаний учащихся. Также я использую различные виды учебной деятельности: лекции с мультимедийной поддержкой, семинары, практикумы, творческие и самостоятельные работы, зачеты. Для того чтобы все учащиеся класса глубоко и прочно усвоили новый материал, я подхожу к ним дифференцированно, учитывая индивидуальные особенности каждого. Основная задача дифференцированного обучения – вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных». На уроках математики класс делится на 3 группы. 1 группа – сильные учащиеся с высоким уровнем усвоения, с высокими познавательными способностями, умеют работать самостоятельно, задания им даю повышенной трудности.5 2 группа – учащиеся со средним уровнем способностей. Для них необходимо создавать условия для продвижения в развитии и постепенного перехода в 1 группу. 3 группа – учащиеся с пониженной успеваемостью, в результате их педагогической запущенности или низких способностей. Этой группе приходится уделять особое внимание, помочь усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока 1 и 2 группа работают самостоятельно. Есть дети с пониженной обучаемостью, у которых педагогическая запущенность сочетается с формированием неблагоприятных качеств ума. Им даю определенные упражнения. Дифференциацию использую на разных этапах урока: систематически при проверке домашнего задания, при закреплении, при повторении, реже при объяснении нового материала. Домашние задания распределяю по группам (по степени сложности) сама, или учащиеся выбирают эти задания на альтернативной основе - каждый ученик выбирает задание, посильное для себя. Очень важно организовать рациональную проверку домашнего задания, чтобы она не заняла много времени, поэтому использую разные способы проверки: самопроверку (доска, мультимедиапроектор), взаимопроверку, слабых учеников проверяю чаще сама. Во время проверки заданий сильных учащихся привлекаю внимание всего класса, так как способным даю задания творческого характера. Объяснение нового чаще всего провожу для всех одинаково, все получают возможность учиться в одинаковых условиях. Чем больше используется наглядности, тем лучше усваивается материал. Одним учащимся выводы ясны после первого объяснения, другим необходимо еще раз повторить. Поэтому отделяю группу детей, которые самостоятельно смогут сначала выполнить обязательные упражнения, а затем дополнительные. Остальным учащимся еще раз повторяю правило более детализировано, выделяя6 главное, опираясь на наглядность, практическую деятельность ребят. Затем все учащиеся самостоятельно выполняют обязательные задания. Объяснение заканчиваю образцовым ответом сильного ученика, с использованием или таблицы, или опорной схемы, или графического изображения. При закреплении первый пример рассматриваем все вместе, далее каждая группа выполняет свое задание, но при проверке всех прошу друг друга послушать, так как ставлю задачу, что подобное задание будет выполнять 2 группа дома (или все). Продумываю задания до мелочей, особенно рациональную проверку всех заданий. В этом помогают мультимедиапроектор,схемы опоры, тестовые задания и другие. Для закрепления теоретического материала я готовлю задания для самостоятельной работы, подбираю дидактический материал в соответствии с уровнем развития учащихся и провожу уроки – практикумы, где использую не только дифференциацию, но и разные способы коллективной работы учащихся. На уроках, завершающих темы, а также обобщения и систематизации изученного использую форму индивидуального опроса, как самостоятельное составление таблиц, схем классификационного характера. Сильные учащиеся выполняют задание самостоятельно, слабоуспевающие, составляя таблицы, схемы пользуются учебником. Составление таблиц, схем способствует развитию логического, абстрактного мышления, умение обобщать, анализировать и сопоставлять. Обобщение и систематизацию по какой-либо теме провожу или в форме урока-зачета или в форме смотра знаний. На такой учебной встрече не только проверяется уровень умений и навыков учащихся, но и расширяется кругозор ребят, так как в ходе подготовки к ней они изучают не только теоретический материал, но и думают логически. Класс для такого смотра разбивается на 3,4 группы, во главе которой стоит консультант. Использование новых технологий на уроке математики, базирующихся на применении компьютера, позволяет активизировать познавательные7 интересы учащихся, контролировать деятельность каждого, значительно увеличить темп работы, решить сразу несколько задач: изучить новый материал, закрепить, выполняя практическую работу, включающую разные виды упражнений, углубить знания, провести контроль. Компьютер на урочных и внеурочных занятиях по математике выполняет различные функции: источника учебной информации; наглядного пособия качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации; тренажера; средства диагностики и контроля; текстового редактора. Вместе с тем уроки с использованием компьютера следует проводить наряду с обычными занятиями; компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться только там, где это целесообразно. Я использую информационные технологии в своей педагогической деятельности -для планирования учебного материала и учебных занятий; -подготовки печатных материалов к урокам (использовалось приложение MicrosoftWord); -обработки результатов проверочных и контрольных работ (использовалось приложение Microsoft Word, а также электронные таблицы Microsoft Excel); -компьютер, мультимедийный проектор для подготовки фрагментов уроков и учебных презентаций по математике -справочные ресурсы Интернета; -проектную деятельность учащихся, создание ими компьютерных презентаций. Также хорошим помощником в преподавании математики стала интерактивная доска. Это ценный инструмент для обучения всего класса. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, при этом учащиеся могут комментировать материал и изучать его максимально подробно.8 На своих уроках для проверки и корректировки уровня знаний учащихся, наряду с другими методами я использую метод тестирования (материалы ЕНТ,ПГК) Целесообразность выбора различных педагогических технологий по математике подтверждается или опровергается при проведении промежуточного и итогового контроля