kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок математики в 5 классе "Отрицательные числа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия и формирования новых знаний. Спомощью игровой технологии, технологии развития критического мышления учащиеся знакомятся с отрицательными числами. На уроке вводится понятие координатной прямой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 5 классе "Отрицательные числа"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №31»

г. Мытищи Московская область

______________________________________________________________________




Урок математики


5 Б класс














Учитель математики:

Солдатова С.И.


2015 г.



ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


  1. ФИО Солдатова Светлана Ивановна

  1. Место работы Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 31»

г. Мытищи Московской области


  1. Должность учитель математики первой категории


  1. Предмет математика


  1. Класс 5 «Б»


  1. Тема и номер урока

в теме Отрицательные числа. Урок 1.


  1. Базовый учебник Математика : учебник для 5 класса : в 2ч. Ч.2

Э.Г. Гельфман, О. В. Холодная.


8. Тип урока: урок открытия и формирования новых знаний


9. Цели урока:

Предметные: формирование понятия положительного и отрицательного чисел с навыком работы на координатной прямой

Личностные: создание педагогических условий для формирования у обучающихся положительной мотивацию к учению, умения преодолевать посильные трудности, чувства коллективизма, взаимовыручки и уважения друг к другу, умения вести диалог, аккуратности.

Метапредметные: формирование умения ставить цели и задачи, планировать и контролировать деятельность, умения классифицировать объекты, создавать, применять и преобразовывать модели, повышать алгоритмическую культуру обучающихся, развивать логическое мышление, познавательную активность и навыки научной речи.

10. Задачи урока:

Образовательные задачи урока (формирование познавательных УУД):

  • ввести понятие положительных и отрицательных чисел;

  • ввести определение координатной прямой;

  • ознакомить учащихся с умением обозначать числа точками координатной прямой и находить координаты точек по их изображению на координатной прямой;

  • организовать деятельность учащихся по приобретению необходимых умений и навыков.

Воспитательные задачи урока (формирование коммуникативных и личностных УУД):

  • содействовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету;

  • прививать учащимся навыки организации самостоятельной работы;

  • развивать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие;

  • воспитывать ответственность и аккуратность.

Развивающие задачи урока: (формирование регулятивных УУД)

  • развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, определять взаимосвязь и логическую последовательность мыслей;

  • развивать умения слушать и исправлять речь своих товарищей;

  • тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей.


11. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.


12. Используемые педагогические технологии: технология развивающего обучения, информационно-коммуникационные технологии, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, групповая технология.


13. Оборудование: компьютер учителя, проектор, раздаточный материал, таблицы, карточки.



14. Технологическая карта урока

14.1 Структура урока


Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время (в мин)

Формируемые УУД

1.Организационный этап

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.


Включаются в деловой ритм урока.


2

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

2. Этап включения в активную деятельность.


Актуализация опорных знаний и и создание проблемной ситуации.

Организация устного счета .

Участвуют в устной работе по : в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.

3

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: оценивание усваиваемого материала.

3. Этап погружения в новую тему.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.

4

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

4. Этап изучение нового материала.

Показать разнообразие практических задач, в которых используются отрицательные числа, решаемых в жизни.

Организация и контроль за процессом выполнения практических действий и решения задач.

Участвуют в деловых играх.

Ищут и выделяют необходимую информацию.

Делают выводы.


15

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; анализ объектов; формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

5. Этап первичного осмысления и закрепления знаний.

Применение знаний и умений в новой ситуации.

Организация и контроль за процессом выполнения практических действий и решения задач.

Выполняют задания в процессе фронтальной работы. Работают в парах над поставленными задачами.

3

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

6. Физкультминутка

Смена деятельности.

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

2


7. Этап закрепление изученного материала.


Применение знаний и умений.




Организация и контроль за процессом выполнения практических действий и решения задач.




Работают в парах над поставленными задачами.




5

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: саморегуляция, коррекция полученного результата, планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

Учащиеся выполняют тест – самоконтроль.

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.

4

Личностные: формирование позитивной самооценки

Коммуникативные:

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

9. Информация о домашнем задании


Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания

Дает комментарий к домашнему заданию


Учащиеся записывают в дневники задание.


3



10. Этап подведения итогов. Рефлексия.

Дать количественную оценку работы учащихся

Подводит итоги работы класса в целом.

Учащиеся сдают карточки самооценивания.

3

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке




14.2 Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный этап


Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

Вступительное слово учителя:

Здравствуйте ребята. Я рада снова видеть вас на уроке. Один мудрец однажды сказал: « Не для школы, а для жизни мы учимся!» А для чего Вы изучаете такую сложную науку как математика?

Ребята, чтобы нам легко работалось на уроке прошу ответить на мои вопросы и выполнить соответствующие действия:

Руки на месте? Ноги на месте? Локти у края? Спинка прямая?

Давайте дадим себе установку. Повторяйте за мной: (текст на мультимедийной доске)

Я хороший, Я всё знаю, Я всё умею, Я буду стараться, У меня всё получится.


Высказывания детей.

Учащиеся готовы к началу работы.

2. Этап включения в активную деятельность.


Зима покидает нас, солнце все сильнее и сильнее согревает землю, воздух. Все меньше и меньше остается снега на улицах нашего города. Предлагаю помочь солнцу. Растопите математическую снежинку правильными ответами. Найдите разность центрального числа и чисел внешнего круга, используя числа внешнего круга по возрастанию.

6 – 1 = 5 6 – 1,5 = 4,5 6 – 3 = 3 6 – 5,5 = 0,5 6 – 6 = 0

6 – 8 = ?













Учащиеся устно выполняют предложенные задания.

3. Этап погружения в новую тему.

6 – 8 = ? - у нас возникла проблема: Можно ли вычесть из меньшего числа большее? Достаточно ли у нас знаний, чтобы ответить на этот вопрос?


Древнегреческий ученый Пифагор говорил: «Числа правят миром». Мы с вами живем в этом мире чисел, а в школьные годы учимся работать с разными числами.

- Все ли числа мы с вами знаем?

- Какие числа нам уже известны к сегодняшнему уроку (натуральные, десятичные дроби)?

- Распределите следующие числа по группам.

–24; 21; 0; 15; –3,2; 4,5; 6; 7,34; –12; – 0,3; 27; –1


Но у нас остались числа, которые мы не можем отнести не к натуральным числам, не к десятичным дробям. Что нам мешает это сделать? (знак минус)

Может кто то знает как называются эти числа? (отрицательные) А значит вы можете предложить тему сегодняшнего урока. Но если есть отрицательные числа, то есть числа и ….? (положительные)


Итак, давайте познакомимся: положительные числа и отрицательные.

На какие вопросы мы должны дать ответы? Попробуем определить задачи урока.( В чем смысл отрицательных чисел? Где применяются отрицательные числа? Как различать отрицательные числа? Научиться изображать положительные и отрицательные числа на координатной прямой). Попробуем понять нужны ли знания об отрицательных числах. Ученый Франсуа Виет отвергал отрицательные числа и не работал с ними, может и мы последуем его примеру и пропустим главу « Отрицательные числа» в учебнике.

Учащиеся предлагают свои решения.


Учащиеся отвечают на вопросы, выполняют задание.


Отвечают на поставленный вопрос

Формулируют тему и цель урока, задачи. Записывают в тетради тему урока.

4. Этап изучение нового материала.





Вернемся к нашей проблеме. 6-8=? Можно ли выполнить это действие?

С такой же проблемой столкнулся и наш герой Пиноккио со своими друзьями. Как они пытались разобраться посмотрим и мы.

1) Деловая игра « Магазин».

Поиграем в магазин.


Кто будет продавцом? Покупателем? (определяет продавца и покупателя)

Продавец предлагает товары, покупатель делает покупку ( покупка должна быть выполнена обязательно!). Две покупки выполняются удачно. У третьего покупателя не хватает денег. (покупатель просит денег в долг у одноклассников и делает вывод сколько у него денег в остатке)

Вывод: Отрицательные числа используются для записи долга.

2) Деловая игра « Гидрометеорологическая станция»

На земле много водоемов. Постоянен ли уровень воды в них? С чем это связано? Нужны ли наблюдения за уровнем воды в водоемах?

Проводится игра.

3) Деловая игра «Термометр»

Как устроен термометр?

Определить температуру воздуха на термометрах – слайды.


Определить температуру воздуха на термометрах – карточки.


Показать температуру воздуха на демонстрационных термометрах : 5 градусов мороза; 8 градусов ниже нуля; 4 тепла; вчера было 6 градусов выше нуля, сегодня опустилась на 8 градусов – какая температура воздуха сегодня?

4) Практическая работа «Координатная прямая»

Ребята, а в математике где изображаются числа?

- На координатном луче.

А вы помните, как изображать числа на координатном луче? Кто сможет рассказать об этом?

- Берем луч, идущий слева направо. Начало луча обозначим 0. От нуля откладываем единичные отрезки. Длина единичного отрезка может быть любой. Например, 1 клетка тетради, 1см.

Изобразите число 6. Изобразить число 10 двумя способами (от 0 и от 6 вправо на 4, т.е. 6+4) . Покажите число 4 двумя способами.(от 0 и от 6 влево на 2, т.е. 6-2) Покажите число 6-8.


Проблема: не хватает луча! Решение проблемы. - Дополним луч до прямой. Левее от 0 откладываем отрезки равные единичному отрезку. Получили координатную прямую.

Теперь мы можем показать число 6-8. Объяснение понятия координата точки и обозначение.

Чем отличаются координатный луч и координатная прямая?

- Луч имеет начало, но не имеет конца, а прямая не имеет ни начала, ни конца.

- На координатной прямой можно отметить отрицательные числа.

- Координатный луч имеет направление, а для координатной прямой надо выбрать направление. Отмечают стрелкой положительное направление.

Ребята, давайте попытаемся дать определение координатной прямой.

- Прямая с выбранным 0, единичным отрезком и положительным направлением называется координатной прямой.

Удалось ли нам правильно дать определение, сможем узнать, прочитав определение на странице 24 в учебной книге.

Как можно еще дать определение отрицательным и положительным числам?

Во всех 4 работах мы работали с числами с «+» и «-«.

Но у нас остался 0. К каким числам мы отнесем его?




Учащиеся участвуют в игре. Решают возникшую проблему.

Делают вывод.


Учащиеся участвуют в игре. Решают возникшую проблему.

Делают вывод.


Выполняют практические задания. Решают задачу. Заполняют таблицу. Делают вывод.


Учащиеся отвечают на вопросы. Делают предположения. Делают вывод.

5. Этап первичного осмысления и закрепления знаний

1) составить резюме на положительные и отрицательные числа.

2) выполнить задания:








3. Назвать среди этих прямых прямую, которая является координатной.



6. Физкультминутка


А сейчас мы дадим отдохнуть нашему позвоночнику, а заодно повторим место расположения чисел на координатной прямой. Все встали. Руки на замок и приятно вытягиваем руки вверх. Если я называю положительное число, делаем наклоны вправо, если отрицательное, наклоны влево. Будьте внимательны.


+4; -10; -3,5; 2; 9,2; 0; -4; 6; -0,5; 2,23; -1,9; -100; 1000; 0.


Почему, когда я называю число 0, не выполняете наклоны?

- Число 0 не является ни положительным, ни отрицательным числом.


Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем.


7. Этап закрепление изученного материала

1) Местоположение положительных и отрицательных чисел мы знаем, молодцы. А теперь усложним задание. По заданным координатам изобразить точки на координатной прямой.


С(-4) ; Д(2) ; Е(0) ; К(-2); А(-8); В(4) ; Д(8)




Ребята, а сейчас проверьте себя, удастся ли вам по заданным координатам находить точки. Для этого выполните задания на карточках. Поясняю задания-шифровки.


На координатной прямой даны точки. В таблице №2 указаны координаты некоторых точек. Ваша задача состоит в том, чтобы узнать каких именно точек. А в таблице №1 этим точкам соответствуют буквы русского алфавита. Заполняя таблицу №2, вы должны прочитать зашифрованное слово. Работаем в парах. Совершенствуем умение вести диалог в парах.


Задание №1.



Задание№2.


Задание № 3



Задание № 4



А теперь сверим наши ответы. Что получили пары, работавшие по карточке №1, №2, №3,№4 ?

Что объединяет эти слова?

- Это продукты.

Как вы думаете, чем полезны именно эти продукты?

- В них много витамина С. Витамин С повышает сопротивляемость организма к болезням, стимулирует работу головного мозга.

Вот поэтому рекомендуется ввести их в рацион питания.

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.









Учащиеся выполняют работу в парах.

8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Тест – самоконтроль с взаимопроверкой.

Ребята, отрицательно или положительно вы можете ответить на такие вопросы:

Я умею различать положительные и отрицательные числа.

Я умею находить координату точки.

Я умею по заданным координатам находить точку.

Я знаю, в каких продуктах много витамина С ?

А проверить каждый себя вы сможете, выполнив задания теста-самоконтроля.


В первой части теста вы оцениваете себя в том, как вы поняли новую тему. Если считаете, что умеете выполнить данное задание, ставите знак +. А во второй части вы уже выбираете правильные ответы. Ответы записываете рядом с заданием в таблицу. Вам предлагается выполнить эту работу в течение 5 минут.


Теперь сверяемся ответами. Если задание правильно выполнено, в пустую клетку ставим +. Сейчас я предлагаю вам определить, верно ли вы оценили свои знания, полученные на уроке.

Тест – самоконтроль с взаимопроверкой.

1 вариант

Я умею различать положительные и отрицательные числа.

Я умею находить координату точки.

Я умею по заданным координатам находить точку.

Я знаю, в каких продуктах много витамина С

1. Какие из чисел положительные?

5; 0; -2; 0,5.

а) 5 и 0; б) 5 и 0,5; в) 0,5 и 0; г) 0

2.Какую координату имеет точка С?

а) -4; б) 3; в) -3; г) 1

3.Какая из данных точек имеет координату -2?

а) В; б) А; в) С; г) Д

4. Витамина С много в продуктах:

а) арбуз; б) колбаса; в) шиповник; г) хлеб


2 вариант

Я умею различать положительные и отрицательные числа.

Я умею находить координату точки.

Я умею по заданным координатам находить точку.

Я знаю, в каких продуктах много витамина С

1. Какие из чисел отрицательные?

0; -2; +5; 2,5; -5

а) 0 и -2; б) -2 и -5; в) +5 и 2,5; г) 0 и +5

2.Какую координату имеет точка А?

а) -3; б) 0; в) -2; г) 2

3.Какая из данных точек имеет координату -4?

а) В; б) А; в) С; г) Д

4. Витамина С много в продуктах:

а) лимон; б) тыква; в) морковь; г) картофель

Учащиеся выполняют тест – самоконтроль.

8 . Домашнее задание.

Знакомит с домашним заданием и дает инструктаж по его выполнению.

1) . «Творческое применение знаний» Даны рисунки раскрасьте (числа записанные соответствует определенному цвету).

Красным цветом – натуральные положительные числа

Желтым цветом –положительные десятичные дроби

Синим цветом – отрицательные числа, которые не являются дробными

Зеленым цветом – отрицательные десятичные дроби.


2) Учебная книга стр.5 – 24 прочитать, выучить определения.

3) выучить «резюме» «положительные и отрицательные числа».


Записывают задание на дом.



9. Этап подведения итогов. Рефлексия.

1) Задача. Белка вылезла из дупла и бегает по стволу дерева вверх и вниз. Где будет находиться белка, если она удалится от дупла на 3 метра?

- Сколько ответов можно дать на этот вопрос?

Что нужно знать, чтобы определить положение белки на дереве? Достаточно ли знать лишь расстояние от дупла?

(надо знать еще и направление)

2) Ребята, теперь вернемся к задачам нашего урока.


- Распознавать положительные и отрицательные числа.


При выполнении каких заданий мы решали эту задачу?


- Выполняли наклоны вправо, если число положительное, и влево, если число отрицательное.

Вторая задача: изображать положительные и отрицательные числа на координатной прямой

- Эту задачу мы решали, когда выполняли задание-шифровку.

А еще какую задачу урока мы решали, выполняя это же задание? Что полезного вы узнали, выполняя это задание?

- Мы узнали, в каких продуктах много витамина С, и что эти продукты надо включить в свой рацион питания.

Так как мы сегодня говорили о положительных числах и отрицательных числах, то и оценку своей деятельности на уроке мы определим с помощью этих чисел.


Критерии успеха:

1) знаю различие между положительными и отрицательными числами;

2) понимаю где используются положительные и отрицательные числа;

3) могу выполнить задание по определению положения положительных и отрицательных чисел на координатной прямой.


И ваши демонстрационные термометры мы превращаем в термометры настроения.


Учащиеся отвечают на вопросы.


























Учащиеся дают оценку своей деятельности на уроке.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок математики в 5 классе "Отрицательные числа"

Автор: Солдатова Светлана Ивановна

Дата: 03.11.2017

Номер свидетельства: 436543

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Конспект урока "Положительные и отрицательные числа" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-polozhitiel-nyie-i-otritsatiel-nyie-chisla-1"
    ["file_id"] => string(6) "223724"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438076957"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока математики  "Сложение отрицательных чисел" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-matiematiki-slozhieniie-otritsatiel-nykh-chisiel"
    ["file_id"] => string(6) "122214"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414167798"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Урок математики по теме "Умножение и деление положительных и отрицательных чисел""
    ["seo_title"] => string(80) "urok_matematiki_po_teme_umnozhenie_i_delenie_polozhitelnykh_i_otritsatelnykh_chi"
    ["file_id"] => string(6) "600838"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1645430810"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока по математике "Положительные и отрицательные числа""
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt_uroka_po_matiematikie_polozhitiel_nyie_i_otritsatiel_nyie_chisla"
    ["file_id"] => string(6) "413481"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1494028047"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "конспект урока "Положительные и отрицательные числа". "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-polozhitiel-nyie-i-otritsatiel-nyie-chisla"
    ["file_id"] => string(6) "198319"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428394519"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства