Тема урока: Положительные и отрицательные числа.
Базовый учебник: УМК «Математика. 6 класс» линии «Сферы» Е.А.Бунимович, Москва «Просвещение», 2013.
Место в общей структуре курса: глава 9 «Целые числа», §1 «Какие числа называются целыми», урок первый согласно календарно-тематическому планированию.
воспитывать активность; прививать обучающимся навыки самостоятельной работы; продемонстрировать применение математики, ее необходимость во многих сферах жизни; воспитывать чувства ответственности; самоконтроля; математической культуры.
научить в процессе работы значимость отрицательных чисел, познакомится с противоположными числами, приводить примеры использования отрицательных чисел в жизни.
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
(карточки с для устного счета, карточки с домашним заданием), электронная презентация, выполненная в программе Power Point
Организационный блок |
Планируемые результаты урока |
| Положительные, отрицательные числа | |
| Приводить примеры использования в жизни положительных и отрицательных чисел (температура, выигрыш, проигрыш и тд) | |
Универсальные учебные действия (УУД), которые будут формироваться в ходе урока | Личностные УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность. Познавательные УУД: Извлечение необходимой информации из прослушанного: установление логической связи между понятиями. Анализировать и выделять существенные признаки между понятиями, конкретизация способов решения задач в соответствии с их типом. Выделять в процессе работы значимость отрицательных чисел, познакомится с противоположными числами, приводить примеры использования отрицательных чисел в жизни. Регулятивные: совместно с учителем управлять познавательной и учебной деятельностью на основе поставки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценивать успешность усвоения, самоуправление и саморегуляция в учебной деятельности. Коммуникативные: слышать, слушать и понимать товарища, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве товарища и самого себя. Эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, уметь и быть готовым вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. | |
Инструкции и пояснения | - | |
| - приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку: Добрый день, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения! С каким настроением вы пришли на урок математики? Ребята, я желаю успехов вам на уроке, проверьте все ли у вас готово? Перед вами лежат технологические карты в которых вы будете оценивать свою работу на уроке, пожалуйста подпишите их
| |
| Группы создаются по количеству рядов | 1) На этапе актуализации знаний |
| Создаются пары | 1) На этапе первичного закрепления |
| Учитель напоминает в целом о работе на уроке : о работе в группе, в парах: - внимание; - собранность; - дисциплина и самодисциплина; - уважительное отношение друг к другу; - подчинение требованиям командира группы; - не мешать другим группам; - соблюдение регламента работы. | |
Мотивационный блок |
Однако в жизни вы уже наверняка встречались и с другими числами, а с какими мы узнаем на сегодняшнем уроке. Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета. Работа по группам (положительные и отрицательные числа) | Решают примеры устно. Каждому ответу соответствует буква, запишите ответы в порядке возрастания и составьте слова. (Работа в группах) | О чем будет идти речь на сегодняшнем уроке? Какова тема сегодняшнего нашего урока? Запишите в тетрадь |
Далее для большего представления о данных числах Историческая справка | Во II в. до нашей эры ни египтяне, ни вавилоняне, ни древние греки не знали отрицательных чисел. Понятие отрицательного числа появилось при решении уравнений. Для производства вычислений математики Китая пользовались счетной доской, на которой палочками красного цвета изображались положительные числа, а черного - отрицательные. | |
1. Ребята, о каких числах пойдет сегодня речь на уроке? 2. А кто сможет записать на математическом языке выражения: 20 тысяч рублей дохода и 15 тысяч рублей расходов? Сформулируйте цель нашего урока. | Возникает проблема записи на математическом языке дохода и расхода | |
| | |
Информационный блок. |
Устные источники | Устные примеры на составление слов: положительные и отрицательные числа | Карточки в группах |
Историческая справка | Материалы интернет-ресурса |
Презентация. | Знакомятся с записью положительных и отрицательных числах |
| Флеш-демонстрация | Учебник: Математика. Арифметика. Геометрия. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электоронном носителе / Е.А. Бунимович и др. –2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. |
Письменные источники | Письменное выполнение устного счета. | Игра «Отгадай слово» |
| |
Работа по учебнику | Выполняют упражнения № 513 и №521 на интерактивной доске – в тетради |
Работа в парах | Карточки с заданием: Найдите пары противоположных чисел и вычеркните буквы, им соответствующие. Из оставшихся букв вы получите другое название отрицательных и положительных чисел. |
Практическая работа . | Работают с моделями термометров по учебнику № 515 |
Самостоятельная работа Дополнительно: | Работа по учебнику № 204, 210 № 211, 212 |
Графические источники (схемы, диаграммы) | | |
Электронные источники | Учебник: Математика. Арифметика. Геометрия. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электоронном носителе / Е.А. Бунимович и др. –2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. | |
| |
Видео источники | | |
ДРУГИЕ (вещественные, изобразительные, статистические) | | |
Источники информации для учащихся подбирает учитель | Совместная работа учитель – ученик – родитель | |
Аналитический (практический) блок. |
Устные упражнения из учебника | Чтение и запись положительных и отрицательных чисел |
История чисел | Работа с учебной литературой, отбор материала по заданной теме. |
Письменные источники | Обсуждение, анализ, синтез, выбор, частично-поисковая деятельность, решение задач. Сочетание индивидуальной, групповой, фронтальной работы в образовательном процессе. |
Оценочный блок. |
Оценка (формализованная – отметка, неформальная – поддержка или критика) |
Самооценка |
Взаимооценка |
Рефлексивный. |
облако "тегов". На интерактивной доске выводится слайд, где указаны варианты: | Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. | Выявление отношения обучающихся к прошедшему уроку |
№/п | Этап урока | Дидактические задачи | Деятельность учителя | Форма работы | Деятельность учащихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Время, отведенное на выполнение задания | УУД |
1 | Организацион-ный этап | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку; Добрый день, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения! С каким настроением вы пришли на урок математики? Ребята, я желаю успехов вам на уроке, проверьте все ли у вас готово? Приветствие обучающихся. Проверка учителем готовности класса к уроку. Перед вами лежат технологические карты в которых вы будете ставить оценки за свою работу на уроке | Ф |
Приветствуют учителя
Проверка готовности к уроку. Подписывают технологические карты (приложение 3) |
Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. | 2 | Познавательные: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания; Регулятивные: Прогнозирование своей деятельности Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог Личностные: Умение выделять нравственный аспект поведения. |
2 | Актуализация знаний | Актуализация опорных знаний и способов действий | Вступительное слово учителя: До сих пор на наших уроках мы рассматривали числа, которые использовались при счете. Как они называются? Как называется множество этих чисел и как оно обозначается? Однако в жизни вы уже наверняка встречались и с другими числами, а с какими мы узнаем на сегодняшнем уроке. Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета. Работа по группам (положительные и отрицательные числа)
Устный счет. Повторение пройденного на прошлом уроке. Беседа по будущей теме (отгадывание зашифрованных слов). Историческая справка. Итак, какова тема нашего урока | Ф Г |
Натуральные. Множество натуральных чисел N
Решают примеры устного счета. (Приложение 1) Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы. Работают в группе – отгадывают зашифрованные слова.
Записывают в тетрадях число, тему урока. | Беседа по будущей теме (отгадывание зашифрованных слов). Историческая справка. Примеры в приложении | 6-7 | Познавательные: Логический анализ объектов с целью выделения признаков. Поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: Выделение и осознание того, что уже пройдено. Постановка учебной задачи на основе известного. Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог Личностные: Самоопределение |
3 | Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока | Ребята, о каких числах пойдет сегодня речь на уроке? А кто сможет записать на математическом языке выражения: 20 тысяч рублей дохода и 15 тысяч рублей расходов? Сформулируйте цель нашего урока. Вместе с учениками определяет цель урока. | Ф | Определяют проблему и формулируют цели урока. Научиться находить среди чисел положительные и отрицательные числа, узнать где в жизни мы их используем, как описывать жизненные ситуации с помощью положительных и отрицательных чисел. | Записать на математическом языке выражения: 20 тысяч рублей дохода и 15 тысяч рублей расходов? | 4-5 | Познавательные: Самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели. Регулятивные: Целеполагание Коммуникативные: Постановка вопросов Личностные: Самоопределение |
4 | Первичное усвоение новых знаний | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: положительные и отрицательные целые числа . | Вместе с учениками работает с интерактивной доской | Ф | Вместе с учителем работают с интерактивной доской | Флеш демонстрация «Положительные и отрицательные числа», Флеш-демонстрация «Противоположные числа» Презентация | 6-7 | Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов. Построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: Планирование, прогнозирование Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог Личностные: Самоопределение |
5 | Первичная проверка понимания | Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | Направляет работу обучающихся. | И | Выполняют на интерактивной доске №513, №521 | Выполнение заданий на интерактивной доске | 2-3 | Познавательные: Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ объектов и синтез Регулятивные: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата Коммуникативные Умение слушать и вступать в диалог, Коллективное обсуждение проблем (при необходимости Личностные: Ориентация в межличностных отношениях |
6 | Физкультминутка | | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. Раз – согнуться, разогнуться, Два – нагнуться, потянуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять, шесть – тихо сесть. Семь, восемь – лень отбросим.
| | Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу | | 2 | |
7 | Первичное закрепление | Установление правильности и осознанности изучения темы. | Ребята, сейчас вы, работая в парах узнаете, как еще можно называть положительные и отрицательные числа Карточки с заданием: Найдите пары противоположных чисел и вычеркните буквы, им соответствующие. Из оставшихся букв вы получите другое название отрицательных и положительных чисел. Раздает карточки (как еще в жизни называют отрицательные и положительные числа) Практическая работа №515 | Г | Обучающиеся выполняют задание. (Приложение 2) После выполнения задания обсуждают полученные результаты. | Карточки с заданиями (приложение 2) | 5 | Познавательные: Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов Регулятивные: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, само регуляция Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог, Интегрироваться в группу; Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в коллективном обсуждении проблем. Личностные: Профессиональное самоопределение, смысл образование |
8 | Закрепление. | | Самостоятельная работа № 204, 210 Дополнительно: № 211, 212 | И | Выполняют самостоятельную работу и проверяют по эталону | Задания в учебнике | 10 | |
9 | Подведение итогов урока | Самооценка результатов своей деятельности и всего класса | Итак, теперь возвращаемся к нашей проблеме, возникшей в начале урока: мы можем ее решить? Подводит итоги работы в классе. | И | Отвечают на поставленные вопросы. Проставляют в лист контроля баллы, набранные на уроке | | 2 | Познавательные: Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов Регулятивные: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция Коммуникативные: Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в коллективном обсуждении проблем. Личностные: Жизненное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация обучающихся |
10 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Сегодня мы говорили о положительных и отрицательных числах. Запишите домашнее Задание: тетрадь – тренажер №205, учебник № 523. Спасибо за работу на уроке! | Ф | Обучающиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока | | 2 | Регулятивные: Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности Коммуникативные: Управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка Личностные: Нравственно -этическая ориентация |
11 | Рефлексия. | Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. | облако "тегов". На интерактивной доске выводится слайд, где указаны варианты: мне захотелось… | И | Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Оценивают свою работу и работу одноклассников. | Облако «Тегов» | 1-2 | Регулятивные: Оценка своей деятельности и других людей Личностные: Смысл образование |
Учащиеся решают примеры устно.
Карточки с заданием: Найдите пары противоположных чисел и вычеркните буквы, им соответствующие. Из оставшихся букв вы получите другое название отрицательных и положительных чисел.
1. Работа устно по группам
2. Практическая работа
3. Работа в парах
5. Дополнительно №211,№212
6. Итог