урок математики в 4 классе "Задачи на движение вдогонку"
Урок математики в 4 классе "Задачи на движение вдогонку"
Предлагаю разработку урока по данной теме молодым учителям, так как при изучении темы "Решение задач на движение" именно на движение вдогонку отводится всего несколько часов. и не всегда удается найти нужный материал.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«урок математики в 4 классе "Задачи на движение вдогонку"»
Солтүстік - Қазақстан облысы
Ғ. Мүсірепов атындағы ауданы
«Тахтаброд орта мектебі» М.М.
Урок математики
«Решение задач
на движение вдогонку»
4 класс
Автор: учитель начальных классов
Джус Ирина Фёдоровна
Тема: решение задач на движение вдогонку.
Цель: формирование умений решать задачи на движение.
Задачи: создать условия для более полного овладения технологиями решения задач по
данной теме, способствовать развитию умения логически анализировать условие
задачи и решать ее, закреплять вычислительные навыки;
способствовать развитию математического кругозора, мышления, речи учащихся,
внимания, навыков счёта;
содействовать воспитанию познавательного интереса к предмету, активности и
самостоятельности учащихся на уроке, а также пониманию значимости
соблюдения правил дорожного движения.
Оборудование:компьютер, мультимедийный проектор (работа со слайдами по программе “Презентация”), аппликация светофора, индивидуальные карточки с задачами, карточки с буквами и примерами.
Ход урока.
I. Организационный момент.
В математику тропинки
Одолеем без запинки.
II. Актуализация полученных знаний.
1) - Чтоб работать быстро и ловко
Нам нужна ума тренировка.
Предлагаю вам, ребята, расшифровать ключевые слова, которые появятся в результате правильных вычислений. Они помогут нам определить тему нашего урока.
На доске записаны числа в определенной последовательности.
Дети, выходя по одному, берут на столе карточку с примером и буквой и прикрепляют к полученному результату.
з
а
д
а
ч
и
н
а
д
в
и
ж
е
н
и
е
3
7
12*3
78:3
2
10
600:5
23*3
2
4
12*5
450:9
24*40
120:6
50*6
2
9
64:2
6*4
30*7
- Теперь вы можете прочитать тему нашего урока. (хором)
2) -Давайте вспомним основные формулы и формулировки при решении задач на
движение.
- Что такое движение? (перемещение в пространстве)
- Какие величины характеризуют движение тела? (скорость, время, расстояние)
-Что такое скорость? (расстояние, пройденное за единицу времени)
- Как обозначают скорость в математике?
Прикрепите нужное обозначение к доске. (V)
(ученик прикрепляет карточку с нужным обозначением к доске)
- А сейчас внимание на монитор. (слайд №1)
- Догадайтесь, с какой скоростью могут двигаться эти тела? Обоснуйте свой ответ.
- Назовите самую большую скорость. (самую маленькую)
-У кого больше шансов избежать аварии на дороге: у того, кто движется с меньшей скоростью, соблюдая правила дорожного движения, или у того, кто превышает допустимую скорость?
- Что такое время? ( процесс смены явлений, событий)
- Прикрепите обозначение времени к доске. (t)
- Что такое расстояние? (пространство или промежуток между двумя пунктами)
- Как обозначают расстояние? (прикрепляют S)
- А теперь давайте повторим формулы скорости, времени и расстояния, которые можно использовать для решения простых задач. (учитель приглашает к доске 3-х учеников и предлагает дописать формулы к раннее прикрепленным обозначениям)
3) – На доске вы видите светофор. Для чего он служит людям? (для регулировки движения)
- Посмотрите следующий слайд. Все ли пешеходы соблюдают ПДД? (слайд №2)
- Я проверила ваши знания правил дорожного движения, а теперь хочу проверить ваше умение решать задачи на движение. Каждый глазок светофора – это карточки с заданиями
Разного уровня сложности. Как вы думаете, какого цвета задания более сложные? (красного)
- Итак, я предлагаю вам определить самим уровень сложности вашего задания. Взять карточку и выполнить решение в тетради.
1 уровень
Два мальчика плыли одновременно навстречу друг другу с двух концов бассейна со скоростью 20 м / мин. Через сколько минут они встретятся, если длина бассейна 100 м.
2 уровень
От двух причалов вышли одновременно навстречу друг другу 2 катера и встретились через 5 часов. Один катер шёл со скоростью 29 км / ч, а другой 35 км / ч. Каково расстояние между причалами.
3 уровень
Из двух городов вышли одновременно навстречу друг другу два автобуса и встретились через 4 часа. Скорость одного 60 км/ч, а другого на 5 км больше. Найдите расстояние между городами.
Самопроверка.
Для проверки вывешиваются карточки соответствующего цвета с решением задачи.
1 уровень
100 : 20 = 5 (ч)
2 уровень
( 29 + 35) 5 = 320(км)
3 уровень
1) 60 + 5 = 65 (км/ч) 2) (60 + 65) 4 = 500 (км)
- Замечательно! Вы многому научились. А главное, научились применять формулы при решении задач.
III. Новая тема.
- Сегодня мы познакомимся с еще одним видом задач на движение вдогонку. (слайд №3)
(учитель озвучивает задачу)
Маленький любопытный цыплёнок хочет познакомиться с паучком. Сейчас между ними 40 м. Догонит ли он паучка, если скорость паучка 360м/мин, а цыплёнка 370 м/мин?
-Через сколько времени произойдёт встреча? Каким будет расстояние между ними через
1 мин, 2 мин, 3 мин, 4 мин?
- Для начала выясним на сколько метров будет уменьшаться расстояние каждую минуту.
Скорость паучка 360 м/мин, а цыпленка 370 м/мин. Какова их разность? (10м/мин)
- О чем нам это говорит? (за 1 мин цыпленок приблизится на 10 м)
- Тогда какое расстояние будет через 2 мин? Через 3 мин? 4 мин?
- Какая величина помогла нам вычислить время? (скорость сближения)
- Разность двух скоростей является скоростью сближения.
Запишем первое действие. 1) 370 – 360 = 10 (м/мин)
- Чтобы цыпленок догнал паучка ему нужно преодолеть расстояние 40 м, которое было между ними в начале. Так как нам известно расстояние и скорость сближения мы можем вычислить время через которое они встретятся.
2) 40 : 10= 4 (мин)
Ответ: через 4 минуты произойдет встреча.
IV. Первичное закрепление.
- Предлагаю вашему вниманию еще одну похожую задачу. (слайд № 4)
Мышка утащила сыр. Хозяин заметил её, когда расстояние между ними было всего 8 м, он бросился её догонять. Через какое время он догонит проказницу, если её скорость 2 м/с, а его 3м/с?
- Все ли нам известно для того, чтобы можно было определить время? ( у нас есть расстояние и скорость)
- Будем ли мы использовать обе скорости? (мы определим скорость сближения)
- Молодцы! Кто желает объяснить решение задачи? ( ученик выходит к доске и выполняет решение с подробным объяснением)
1) 3-2=1(м/с)
2) 8 :1 = 8(с)
Ответ: через 8 секунд.
- Замечательно! Пришло время немного отдохнуть.
V. Физминутка.
Слайд №5
Дети читают хором и выполняют действия.
VI. Повторение.
- При движении по дороге всем участникам движения надо быть очень внимательными. Я сейчас предлагаю вам задание на развитие внимательности и точности. Вставьте пропущенные цифры. (слайд №6)
3 8 * 3 5 5 * 4 8 0 6 3 6 * 9 * 5
- * 5 9 * + 2 * 5 * 4 +4 * 3 7 2 1
3 * 0 * 1 5 6 2 * 00 * 2 2 * 5 6
Проверка слайд № 7.
- Молодцы! Вы сегодня замечательно поработали ! Подведем итог урока.
VII. Итог урока.
-Что нового вы узнали?
- Чему научились?
Д/з стр.27 № 3, № 5 ( краткое разъяснение)
VIII. Рефлексия.
Слайд № 8
- Какие виды работ выполняли на уроке?
- Какое задание было для вас интересным?
- Нужно ли быть внимательными при движении на дорогах и почему?
- Пригодятся ли вам знания на расчёт пути, времени и скорости в жизни?