Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 4 классе " Скорость удаления"»
КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ В 4 КЛАССЕ
ТЕМА: Решение задач на движение в противоположных направлениях.
ЦЕЛИ: 1. Формировать умение решать задачи на движение в противоположных направлениях, используя понятие «скорость удаления».
2. Формировать познавательный интерес у учащихся.
3.Формировать навык самостоятельной работы через дифференциацию заданий.
4. Воспитывать аккуратность через выполнение графических работ по оформлению чертежа к задачам.
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с числами, развешанные по стенам на разном уровне, карточки с задачами для индивидуальной самостоятельной работы.
ХОД УРОКА:
Организационный момент.
Постановка цели урока.
- Что это? (Схемы)
- Для чего они? (Для решения задач)
- Попробуйте определить движение в этих задачах по схемам. ( В первой навстречу друг другу, а на второй схеме в разных направлениях).
- Что еще нужно знать, чтоб решать подобного рода задачи? Какие понятия? ( Скорость, расстояние).
- Давайте рассмотрим вторую схему. Раз объекты будут двигаться в разных направлениях, то они будут удаляться или приближаться друг от друга? (удаляться).
- А их скорость при этом какой может быть? ( Одинаковой или разной)
- Значит, чем мы будем заниматься на уроке? (Решать задачи)
- Какие именно задачи мы будем решать? (Задачи на движение)
- Да, сегодня мы с вами будем решать задачи на движение. Попробуйте поставить цель на урок.( Формировать умение решать задачи на движение в противоположных направлениях, используя понятие «скорость удаления».)
- Все ли вы уже знаете, для решения задач такого типа? Или что-то еще предстоит узнать?
III. Устный счет.
- Представьте, что вы кругосветные путешественники. «Почему?» - спросите вы. Да, потому, что каждый из вас успел в своей жизни, сам того не подозревая, пройти пешком путь, равный окружности земного шара. Не верите? Давайте вместе и проверим.
На доске:
t = 5 ч 1 день – 25 км V = 8000 км/год
V = 5 км/ч 360 дней - ? км S = 40000 км
S - ? км t - ? лет
- В течение дня вы проводите на ногах не менее 5 часов. При средней ходьбе человек проходит 5 км/ч. Сколько километров проходит человек за день? (25 км)
- Определите, какой путь проходит каждый из нас в течение года.
(25 * 360 = 9000 (км))
- Какое правило используем для вычисления? (умножение суммы на число)
- Человек, никогда не покидавший родного города, ежегодно проходит пешком 8000 – 9000 километров. Окружность Земного шара имеет длину 40000 километров. Вычислите, во сколько лет совершаем мы пешеходное путешествие, равное кругосветному? (40000 : 8000 = 5 (лет))
- Будем считать, что человек начинает ходить с 2-х летнего возраста. Во сколько лет вы совершите 2 таких кругосветных путешествия? (В 12 лет)
- Дожив до 60 лет, мы 10 раз обойдем вокруг Земного шара, т.е. пройдем путь, более длинный, чем расстояние от Земли до Луны.
Работа по теме урока.
- Какими понятиями мы пользовались? (Скорость, время, расстояние).
- Как найти скорость? (ответы детей)
- Как найти время? (ответы детей)
- Как найти расстояние? (ответы детей)
- Сегодня, эти понятия помогут нам в решении задач.
На доске:
- Что можете сказать об этих схемах?
- Какие понятия помогут нам решить задачи по этим схемам?
На доске:
Скорость сближения
= V1 + V2
Скорость удаления
- Что такое скорость сближения? (Ответы детей)
- В математике еще используется и другое выражение – это «скорость удаления». Как вы считаете, что такое скорость удаления? (Ответы детей)
- Вы знаете, что когда-то был один большой материк Пангея. Он раскололся на несколько частей – плит. И сейчас они находятся в постоянном движении. Плиты сходятся друг к другу и расходятся. На примере тектонических плит мы с вами попробуем разобраться в этом понятии, решим задачу, выведем формулу скорости удаления.
В Тихом океане расходятся две плиты. Скорость одной из них 8 см/год, второй – 12 см/год. На каком расстоянии друг от друга они будут находиться через 100 лет?
На доске: по ходу анализа задачи выполняется схема
t = 100 лет
8 см/год 12 см/год
? м
- Решите задачу.
Двое учеников работают у доски.
- Как решили задачу?
8*100 + 12*100 = 2000 (см) = 20 (м)
- Можем ли мы решить эту задачу иначе?
- Какое понятие нам поможет в этом? (скорость удаления)
(8 + 12) * 100 = 2000 (см) = 20 (м)
Запись решения в тетради.
- Что такое 8?
- Что такое 12?
- Что такое 100?
- Используя переменные, которые обозначают скорость у каждой плиты и время, а так же полученное выражение, попробуйте в своей группе составить формулу скорости удаления.
V = (v + v )*t
- Заче6м нужна эта формула? Где она может пригодиться?
ЕСЛИ ВРЕМЯ ПОЗВОЛЯЕТ
- Составьте задачу, обратную данной.
Две плиты удаляются друг от друга со скоростями: первая – 8 см/год, вторая – 12 см/год. Через сколько лет они будут находиться на расстоянии друг от друга в 20 метров?
t = ? лет
8 см/год 12 см/год
20 м
- Записать решение, используя понятие, с которым познакомились на уроке.
2000 : (8 + 12) = 100 (лет)
- Составьте задачу, в которой нужно найти скорость одной из плит.
(Варианты детей)
V.Устный счет и физминутка.
- Как вы думаете, из-за чего плиты расходятся?
- В местах их соединения происходит интенсивное извержение вулканов.
- Вот и мы сейчас займемся счетом, который разогреет наши головы, даст возможность отдохнуть глазам и подготовит к самостоятельной работе.
На стенах на разной высоте заранее развешаны карточки с числами:
2300 993 1400 4 2700 0 100
Учащиеся вычисляют значения примеров, записанных на доске, ищут правильный ответ на стенах и поворачиваются к нему, показывая на него рукой.
На доске:
2463 – 163 3200 : 800 2500 : 25
1000 – 7 300 * 9 1631 – 231
0* 930
VI.Закрепление изученного.
Ребята, со сформированными умениями и способные к самостоятельной работе, работают по индивидуальным карточкам? В которых даны 3 задачи на изученную тему этого урока. Остальные работают коллективно с объяснением у доски.
1.С бархана одновременно вышли 2 верблюда и отправились в противоположные стороны. Скорость первого верблюда – 12 м/с, скорость второго – 10 м/с. Через какое время расстояние между ними будет 66 метров?
2.От пристани одновременно отплыли в противоположных направлениях 2 весельные лодки. Через 3 часа расстояние между ними было 39 км. Скорость первой весельной лодки – 8 км/ч. С какой скоростью плыла вторая лодка?
3.От дерева одновременно побежали в противоположных направлениях два слона со скоростью 40 км/ч и 35 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 часа?
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(223) "Конспект урока математики для 6 класса по теме: «Решение задач на движение двух объектов в противоположных направлениях» "
["seo_title"] => string(136) "konspiekt-uroka-matiematiki-dlia-6-klassa-po-tiemie-rieshieniie-zadach-na-dvizhieniie-dvukh-obiektov-v-protivopolozhnykh-napravlieniiakh"
["file_id"] => string(6) "115214"
["category_seo"] => string(10) "matematika"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1411899458"
}
}