УРОК МАТЕМАТИКИ В 4 КЛАССЕ
 ТЕМА: СКОРОСТЬ СБЛИЖЕНИЯ И СКОРОСТЬ УДАЛЕНИЯ
 
 
 ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами разноуровневой дифференциации.
 
 
 ЦЕЛИ ПО СОДЕРЖАНИЮ:
  Образовательная: создать условия для формирования у учащихся понятий «скорость сближения» и «скорость удаления», выведения правила (составления алгоритма) вычисления скоростей сближения и удаления для всех случаев одновременного движения.
  Развивающая: развитие логического мышления учащихся через создание условий для формирования умения решать задачи на движение.
  Воспитательная: создать условия для формирования коммуникативной культуры школьников, развития волевых качеств.
 
 
 ТИП УРОКА: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
 
 
 ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
 1 уровень – знать смысл понятий «скорость сближения» и «скорость удаления» и алгоритм вычисления данных скоростей.
 2 уровень – то же, что и 1, а также уметь находить скорость сближения и скорость удаления для всех случаев одновременного движения.
 3 уровень – то же, что и 2, а также умение применять полученные знания и умения в решении задач на четыре вида движения.
 
 
 МЕТОДЫ: частично – поисковый.
 
 
 ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
 УЧАЩИХСЯ: фронтальная, индивидуальная, групповая.
 
 
 СРЕДСТВА: опоры, тест достижения, карточки для групповой работы, учебник Л.Г. Петерсон « Математика» 4 класс. Москва «Ювента» 2010г.
 
 
  ХОД УРОКА.
  
 
  II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
 . Вступительная беседа.
 - Сегодня всю работу в течение урока вы будете оценивать сами. И делать это будете с помощью координатного луча. У каждого из вас есть такой луч. Цена деления равна 1 баллу.
 1 сл. «Математический диктант»
 Делимое 480, делитель 40. Найдите частное.12
 На сколько 200 , чем 184? 16
 Уменьшаемое 130, вычитаемое 111. Найдите разность. 19
 Сумму 95 и 105 разделить на 10. 2
 2/5 числа составляют 12. Найдите целое число. 30
 Чему равны 2/3 от числа 27? 18
 Какое число увеличили в 3 раза и получили 57? 19
 Во сколько раз 320 больше, чем 20? 16
 2 сл Расшифруйте слово
 - Что у вас получилось?  
 - У кого получилось слово «скорость», тот продвигается по лучу на 3 единичных отрезков.
 Задание 1. Заполни таблицу. Напиши формулы, которыми пользовался при решении задач.
 
 
        |        |    s   |    v   |    t   |    Формула   |  
  |   I   |         |    45 км/ч   |    7 ч   |         |  
  |   II   |    180 м   |         |    5 мин   |         |  
  |   III   |    960 м   |    16 м/с   |         |         |  
  |   IV   |         |    60 км/ч   |     6 ч   |         |  
  |        |    s    |    v    |    t    |    Формула    |  
  |   I     |    315 км    |    45 км/ч   |    7 ч   |    V*t=S    |  
  |   II     |    180 м   |    36 м/мин    |    5 мин   |    S:t=v    |  
  |   III     |    960 м   |    16 м/с   |    60 c    |    S:v=t    |  
  |   IV     |    360 км    |     60 км/ч   |     6 ч   |    V*t=S    |  
 
 -Назовите формулу нахождения расстояния.
 -Назовите формулу нахождения скорость.
 -Назовите формулу нахождения время.
 -Для чего надо уметь задачи на движение. Где нам это может пригодиться?
 3 сл Вступительная беседа.
 4 сл. -Прочитайте задачу.
 По шоссе едут автомобиль и грузовой трейлер. Скорость автомобиля 93км/ч, а скорость трейлера – 87км/ч.Увеличится или уменьшится расстояние между ними через 2ч и на сколько, если они едут:  
  навстречу друг другу; (расстояние уменьшится)
 трейлер едет сзади автомобиля? (увеличится)  
 в противоположных направлениях; (увеличится)
 автомобиль догоняет трейлер; (уменьшится)
 
 -В задаче два вопроса, мы ответили на 1-й.
 -Как ответить на второй?
  -Может быть, построить координатный луч?  
 Д-Но здесь слишком большие числа.
 
 
 -Как вы думаете что мы будем учиться делать? Какую поставим цель?  
 5 сл Цель  
 Надо научиться находить, на сколько сближаются или удаляются объекты при разных видах движения).
 -Расстояние, на которое объекты сближаются за каждую единицу времени, называется короче скоростью сближения, а расстояние, на которое объекты удаляются за каждую единицу времени, - скоростью удаления.
 -Поэтому как бы вы назвали тему урока?  
 6 сл ТЕМА. Скорость удаления и скорость сближения  
 7 сл 4.Открытие новых знаний.
  –Ребята сегодня на уроке мы будем проводить исследование для этого нам нужно  
 
  8,9,10,11 сл  
  Работа в группах.
  Проверка работы групп.  
 
 Группы представляют свои решения, а все остальные учащиеся у себя на печатной основе заполняют соответствующие таблицы и схемы.  
 (Рассуждения учащихся каждой группы)
 -Подведение итогов.
 Поставить баллы.
 12сл. Физминутка.
 13,14 сл.  
 -Давайте договоримся скорость одного объекта обозначим V1. Второго V2
 -Сближались или удалялись Трубадур и Принцесса?
 -С какой скоростью?
 -Какая формула получится?
 3 ед./мин = 2ед./мин. + 1ед./мин
  Vсбл. = V1  +V 2
 Встречное движение.
  15, 16. сл  
  4ед./сек = 5ед./сек – 1ед./сек
  V сбл. =V 1 -V 2
 Движение вдогонку.  
 17, 18 сл.  
  5ед./ч = 2ед./ч + 3ед./ч  
  Uуд. = V 1 +V 2
 Движение в противоположных направлениях.
 19, 20сл.  
 2ед./ч = 3ед./ч – 1ед./ч
 V уд. =V1 -V 2
 Движение с отставанием.
 
 
 Итог.
  - Что вы сейчас учились находить?
  Д: - Находили скорость сближение и скорость удаления  
  У: - Рационально ли всегда использовать числовой луч и составлять таблицу?
  Д: - Это занимает очень много времени. Можно использовать более короткие формулы скорости сближения и скорости удаления.
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 21 сл Общий вывод:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 -Сравните все формулы.
 -Что интересного заметили?
 - Значит можно ли однозначно сказать, что если находим скорость сближения, то нужно прибавлять, а если находим скорость удаления, то вычитать.  
 Ответ учащихся: - Нет.
 - А от чего зависит выбор действия?
 Ответ учащихся:
 - От вида движения.
 - Составим алгоритм  
 Алгоритм
   Определить вид движения.
  Уточнить, какую скорость нужно находить – скорость сближения или скорость удаления.
  Действовать по формуле.
 
 
 
 22 сл Вернемся к задачам, которые мы не до решали
  Используем формулу сближения Vсбл=V1+V2
 
 машины сблизятся на (93+87)*2=360(км)
  Используем формулу удаления Vуд=V1-V2
 
 машины удалятся на (93-87)*2=12(км)
  Используем формулу удаления Vуд=V1+V2
 
 машины удалятся на (93+87)*2=360(км)
  Используем формулу сближения Vсбл=V1+V2
 
 машины сблизятся на (93-87)*2=12(км)
 
 
 5. Первичное закрепление.
 Самостоятельная работа в группах. №2 1-я, №3 2-я, №4 3-я, №5 4-я
  Учебник стр.82 – 83.
 Проверка работы групп:
 23,24,25,26 сл
 -Какую задачу решали?
 -Какую формулу применили?
 
 
 26 сл Итог урока.
 Рефлексия (Кластер)
 -Что изучали на уроке?
 -Как двигались объекты?  
 -Как сближались объекты?  
 -Формула  
 -Как удалялись объекты?
  -Формула
 27 сл Рефлексия знаний
 -Назовите тему урока?
 -Что знали?
 -Что узнали нового?
 -Что хотите узнать?
 28 сл Рефлексия «Комплемент»
 -лучший в группе
 -лучший на уроке
 -лучшая команда
 -оценка своей работы
 -работа учителя  
 
 
  29сл Домашнее задание.  
 
 
  Выучить формулы.
 Придумать свою задачу по теме.
  Ст. 83 № 6,7