Просмотр содержимого документа
«Урок математики "Приёмы вычислений для случаев вида 36+2, 36+20»
4
Урок математики во 2 классе
Тема: «Приёмы вычислений для случаев вида 36 + 2 , 36 + 20».
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Автор учебника: М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова.
Дидактическая цель: Создать условия для активизации познавательной деятельности учащихсячерез использование цифровых образовательных ресурсов.
Предметные задачи урока:
-показать с помощью знаково-символического моделирования новые приёмы вычислений.
- иметь представление о приёмах вычислений вида 36 - 2 36 - 20;
-совершенствовать вычислительные навыки и умения, через решение числовых выражений и задач.
Метапредметные задачи урока:
- формировать умение принимать учебную задачу и стремиться ее выполнять;
- развивать внимание, умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
Личностные задачи урока:
-воспитывать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения;
- воспитывать умение сотрудничать.
I. Организационный момент
Колокольчик прозвенел, Всех собрать он в класс сумел! Не сутультесь, встаньте ровно, Ведь к уроку все готовы? Всем садиться разрешаю, И урок мы начинаем!
- Ребята, что вы ждёте от урока математики?
- Посмотрим, чьи ожидания оправдаются.
- Я уверена, что некоторые моменты на уроке вызовут у вас удивление, интерес.
- А сейчас улыбнулись друг другу и тихо сели.
- Откройте тетради, запишите дату и классная работа. (Открывают тетрадь, правильно располагают ее на парте. Самоконтроль правильности посадки при письме. Записывают число, классная работа.)
II. Актуализация знаний
1.Устный счёт
- Урок, как всегда начнём с разминки.
(При правильном ответе на экране появляются числа.) - Чему равна сумма чисел 7 и 5? (12)
- На сколько 10 больше 9. (1)
- Число 6 увеличить на 8. (14)
- Уменьшаемое - 11, вычитаемое – 8. Чему равна разность чисел? (3)
12, 1, 14, 3.
- Посмотрите на получившийся ряд.
- Найдите закономерность? (Каждое двузначное число и каждое однозначное число увеличивается на 2.)
- Продолжите этот ряд ещё на 4 числа. (16, 5, 18, 7)
- На какие группы можно разделить все числа?
(На однозначные и двузначные)
- Чем отличаются однозначные числа от двузначных? (В двузначных числах есть разряды: десятки и единицы)
- Назовите наименьшее однозначное число.0
- Назовите наибольшее двузначное число.99
- Найдите рациональным способом сумму однозначных чисел
7, 1, 5, 3.
7+ 3 =10
5+ 1 = 6
10 + 6 = 16
- Какое число получилось? 16
Двузначное, в котором 1 десяток и 6 единиц.
- Вы успешно справились с этим заданием, молодцы!
2. Повторение приёмов сложения.
(Дифференцированная самостоятельная работа
- Ребята перед вами лежат карточки
- Я предлагаю выполнить задания на карточках
Найди значения выражений:
3+6= 30+60= 60+ =63 36=30+
1+7= 10+70= +5 =85 49=40+
4+5= 40+50= 40+ =47 58= +
1+9= 10+90= +3= 23 87= +
3. Фронтальная проверка. (устный опрос )
- Какие приёмы сложения мы повторили?
1.Приёмы сложения в пределах 10.
2. Приёмы сложения круглых чисел.
3.Прибавление однозначного числа к круглому.
4. Приёмы разложения двузначных чисел на разрядные.
- Молодцы!
III. Постановка учебной задачи.
- Итак, ребята, мы повторили различные приёмы сложения. Надеюсь, они помогут вам лучше усвоить материал урока.
- А сейчас предлагаю вам поработать вместе (устно)
- Посмотрите на выражения.
(Записаны 2 столбика примеров)
43 + 2 = 43 + 20 =
56 + 3 = 56 + 30 =
25 + 4 = 25 + 40 =
- Чем похожи примеры в первом столбике? (к двузначному числу прибавляют однозначное число.)
-Чем похожи примеры во втором столбике?( к двузначному числу прибавляют двузначное круглое число.)
- Знаете ли вы, как выполнить сложение в этих случаях? (Нет)
- Кто уже догадался, чему мы будем учиться сегодня на уроке?
- Откройте учебники на с. 58. Посмотрите внимательно на Знайку Математика и сформулируйте тему нашего урока.(Будем учиться решать примеры вида: 36 + 2, 36 + 20.)
- Попробуйте определить цель, к которой вы сегодня на уроке будете стремиться.
IV. « Открытие» учащимися нового знания (дифференцированная работа в группах)
3 группа « Мыслители»
- Вам, необходимо, проанализировав объяснение в учебнике, используя образец учителя дать своё объяснение проблеме.
45 + 3
45 + 30
2.Выступление групп
1.Практическая работа.
- Наша задача, опираясь на знания, которые у нас имеются, найти значения данных выражений
36 + 2, 36 + 20.
- Для этого мы разделимся на три группы.
1 группа «Практики».
- Вам необходимо решить данную проблему с помощью пучков палочек (как показано на образце в учебнике)
2 группа « Теоретики».
- Вы будете решать данную проблему с помощью карточек и образца в учебнике, а также с помощью помощника – алгоритма.
(карточки)
10, 20, 30, 50, 60, 70, 80, 90.
1, 2, 3, 4, 5, 6. 7, 8, 9,
Заменяю
Получаю
Удобнее
1 группа. Число 36 выложили с помощью 3 пучков палочек и 6 отдельных палочек. Добавили к 6 палочкам 2 палочки, получилось 8 палочек. К 3 десяткам прибавили 8 единиц получилось 38.
-Почему вы 2 палочки добавили именно к 6 палочкам?
(Потому что единицы складываем с единицами)
- Какой разряд не изменился?(Разряд десятков)
К 3 десяткам прибавили 2 десятка, получилось 5 десятков. К 5 десяткам прибавили 6 единиц, получилось 56.
- Какой разряд не изменился? (Разряд единиц)
- Какой вывод вы сделали?
Вывод: единицы складываем с единицами, десятки с десятками.
Заменим число 36 суммой разрядных слагаемых, получим пример:
36 + 2 = 30 + 6 + 2 = 30 + 8 = 38.
Вычислим удобным способом, к единицам прибавляем единицы, затем прибавляем десятки.
А во втором выражении складываем десятки с десятками, а затем к полученному результату прибавляем единицы.
36 + 20 = 30 + 6 + 20 =
30 + 20 + 6 = 56
2 группа. Объясняют решение проблемы по алгоритму:
Заменяю ...
Получаю…
Удобнее…
- Какой вывод вы сделали?
Вывод: единицы складываем с единицами, десятки с десятками.
3 группа. Объясняют решение проблемы по образцу, данному учителем.
- Какие результаты у вас получились?(48 и 75)
- Как получили 48? (Число 45 разложили на десятки и единицы. К единицам прибавили 3единицы 45 + 3 = 48.)
- Как получили 75?( К 4 десяткам прибавили 3 десятка. К полученному результату прибавили 5 единиц
45 + 30 = 75)
- Какое правило вы использовали при вычислении значений этих выражений? (Единицы складываются с единицами, десятки с десятками)
- Что вы заметили? (У всех групп вывод звучит одинаково.)
- А теперь сравните свой вывод с авторским в учебнике.
- Молодцы, ребята, вы с заданием справились успешно.
V. Физминутка
А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку.
Руки в стороны, согнули,
Вверх подняли и махнули.
Спрятали за спину,
Оглянулись:
Через правое плечо,
Через левое плечо.
Дружно присели,
Пяточки задели.
На носочки поднялись,
Опустили руки вниз.
VI. Первичное закрепление изученного материала.
1) Работа по учебнику
№ 1, с. 58 – устно.
Выполняется устно с проговариванием.
Два первых выражения выполняются с хоровых проговариванием, два следующих выражения комментируются двумя учениками, класс проговаривает шёпотом
№2, с. 58 учебника
Первые два столбика записываются и комментируются на доске, выполняется подробная запись.
(Вызванные ученики записывают и комментируют на доске, выполняют подробную запись, остальные работают на своих местах)
2) Самостоятельная работа
№ 2, с. 58 учебника
3) Взаимопроверка (Проверяют работу друг друга.)
Задача №4
- Прочитайте задачу.
- О ком говорится в задаче?
- Что говорится о них?
- Запишите условие кратко.
- Что нужно узнать?
- Что значит «старше»?
- Как узнать, на сколько одно число больше другого?
4)Самостоятельная работа
- Запишите решение задачи.(Один ученик записывает на доске, остальные в тетрадях.)
54-50=4 (г)
5)Проверка работ
- На сколько лет дедушка старше бабушки?
VII. Применение новых знаний и способов действия
Разноуровневое задание. (Приложение)
- А сейчас, каждый проверит себя, на каком уровне он сегодня усвоил материал урока.
(Заполняют карточки)
1 уровень:
33+4= 33+40=
62+30= 20+45=
2 уровень:
44+ =47
+32=62
3 уровень:
6*+*0=78
37 + ** = 20 + 27
Повторение №7
- Что нужно сделать в задаче?
- Их длины известны?
- Что сказано о длине второго отрезка?
- Что можно сказать о единицах измерения отрезков?(Они неодинаковые)
- Что делаем с единицами измерения?
- Можем найти длину второго отрезка?
- Чему равна длина второго отрезка?
- Запишите решение и начертите отрезки.
Самопроверкапо «Ключу»
VIII. Итог урока
Образовательные задачи (рефлексия деятельности на уроке;
самооценка учащимися собственной деятельности)
. - С какими приёмами сложения познакомились на уроке?
- Добились ли вы своей цели, которую поставили в начале урока?
- Оцените свою работу на уроке.
- Выберите соответствующий смайлик:
- Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим.
- Вы считаете, что поняли новые приёмы сложения, но вам ещё нужна помощь.
- Вы считаете, что на уроке было трудно.
- Ребята, спасибо вам за работу на уроке, вы замечательно потрудились.