Сегодня на уроке мы узнаем, какие дроби называются правильными, а какие неправильными; продолжим сравнивать дроби, решать задачи на нахождение часть целого, целое по части.
В русском языке слово «дробь» появилось в VIII веке, оно происходит от глагола «дробить»- разбивать, ломать на части. В первых учебниках математики дроби так и назывались - ломаные числа.
2. Письменные упражнения.Изучение новой темы.
Урок у нас не обычный, а путешествие в сказку.
1 задание. Камень на дороге.
Каждый может за версту Видеть дробную черту Над чертой - числитель, знайте Под чертою - знаменатель Дробь такую, непременно, Надо звать - обыкновенной.
а) Расположите эти дроби в порядке возрастания и запишите. Какие дроби лишние и почему?
б) Расположи следующие дроби в порядке убывания и запишите. Какие дроби лишние и почему?
Сравните их с единицей.
2 задание. Задание Бабы Яги.
а) Как называются равные части?
б) Что такое числитель? Что такое знаменатель?
в) Что показывает знаменатель? Что показывает числитель?
г) Объясните каждую дробь. Запишите.
д) Что интересного вы заметили в этих дробях?
В каких из них числитель меньше знаменателя? Так бывает в жизни?
В каких из них числитель равен знаменателю? Так бывает в жизни?
В каких из них числитель больше знаменателя? А такое может быть на самом деле?
Вывод:
- Дробь, в которой числитель меньше знаменателя, называют правильной дробью.
- Дробь, в которой числитель больше знаменателя или равен ему, называют неправильной дробью.
- Правильная дробь меньше единицы, а неправильная дробь больше или равна единице.
- Даны дроби. Назовите, какие из них правильные и какие неправильные.
3 задание. «Непогода». Решаем задачи у доски, опираясь на схемы.
Задача 1. У Ивана-царевича в сумке было 12 яблок. 7 яблок он по дороге съел. Какую часть яблок съел Иван-царевич?
Задача 2. Возле пещеры растут 28 деревьев. Берёзы составляют от всего количества. Сколько берёз растут возле пещеры?
Задача 3. на стене в пещере есть рисунки. Из них 15 изображения различных животных, что составляет всех рисунков. Сколько всего рисунков?
4 задание. Вход в подземелье. Чтобы открыть замки надо сравнить дроби. Сначала решаем с одинаковыми знаменателями, потом с одинаковыми числителями. Самый трудный вариант разные дроби. Этот случай ещё не изучен детьми и даётся с опережением.
5 задание. Баба Яга.
Как найти часть от числа? Как найти число по части?
Как сравнить две дроби с одинаковыми знаменателями?
Как сравнить две дроби с одинаковыми числительными?
Как сравнить правильную и неправильную дробь?
3. Физминутка.
4. Итог урока. Ученики смотрят слайд 12.
1) Учитель предлагает учащимся увидеть, в чем "особенность" дробей; подводит учащихся к мысли, что в первой дроби числитель меньше знаменателя, а во второй и в третьей равен и больше знаменателя. Даётся определение правильной и неправильной дробей.
2) Ученики сравнивают дроби с единицей, а также размещают на числовой прямой дроби .
3) Ученики делают вывод и сравнивают с выводом из слайда.
Домашнее задание
Общее: по учебнику
Творческое: сочинить сказку про правильные и неправильные дроби.
Чему учились на уроке? (отличать правильные и неправильные дроби, сравнивать с единицей)
Какие дроби называются правильными?
Какие дроби называются неправильными?
Какая дробь меньше 1? (правильная)
Какая дробь больше 1? (неправильная)
Если числитель равен знаменателю, что мы можем сказать о такой дроби? (она равна единице)
Кто испытывал затруднения по новой теме?
Математический диктант по теме "Правильные и неправильные дроби".
1) Работа с сигнальными карточками.
Если утверждение верно, Ученики показывают карточку зелёного цвета, если неверно – красного цвета.