Урок математики по программе-2100
во 2 А классе, учитель Иванова Л.Р.
Тема: «Правильные и неправильные дроби».
Цели:
1) познакомить с правильными и неправильными дробями. Научить определять правильные и неправильные дроби;
2) закрепить умение складывать и вычитать дроби;
3) совершенствовать вычислительные навыки;
4) развивать логическое мышление.
Планируемые результат: учащие научатся решать, определять правильные и неправильные дроби; складывать и вычитать дроби.
Методы: словесный, наглядный, исследовательский, практический.
Оборудование: таблицы, карточки, демонстрационный материал.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки- всё для вас!
Пожелаем вам удачи,
За работу, в добрый час!
II. Актуализация знаний.
а) Индивидуальные задания по карточкам (3 уч-ся)
б) У доски сравнивают дроби (2 уч-ся)
III. Устная разминка.
а) Дать характеристику числа 29 (натуральное, нечетное, двузначное)
- Какую часть составляет 29 прожитых дней ноября от всего месяца? ()
б) Минута красивого письма. Прописывают дробь. ()
в) С какими числами мы работаем на уроках? (Дробями)
- Что называется дробью? (Дробью называют одну или несколько равных долей целого)
г) Как записывают дроби? (Дроби записывают двумя натуральными числами, разделенными чертой) на доске
д) Как называется число, записанное над чертой? (Числитель)
е) Как называется число, записанное под чертой? (Знаменатель)
ж) Что показывает знаменатель? (На сколько равных частей делят целое)
з) Что показывает числитель? (Сколько таких частей взято)
и) Какие операции мы умеем производить с дробями? (Сложение, сравнение, вычитание)
IV. Повторение изученного.
а) Расставьте дроби в порядке возрастания и убывания.
б) Какое правило вы будете применять?
л
а
ю
ж
е
в) Какое пожелание получилось?
Желаю успехов!
ж
е
л
а
ю
Я желаю успехов в дальнейшей работе.
е
х
с
п
у
о
в
у
с
п
е
х
о
в
г) Проверяется задание, выполненное у доски. Как сравнить дроби с одинаковыми знаменателями?
Вывод: Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой числитель больше.
Молодцы сделали без ошибок.
д) Какое задание можно выполнить по этой схеме. Составить пример на вычитание дробей.
При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями надо из числителя первой дроби вычислить числитель второй дроби и оставить тот же знаменатель.
записывается в тетради
А здесь вам нужно самим найти сумму и проиллюстрировать решение на чертеже.
Как сложить две дроби с одинаковыми знаменателями? Надо сложить числителя, а знаменатель оставить тот же.
записывается в тетради
е) На доске даны цифры:
5; 23; 11; 23; 16; 23 – I в.
- Как записывают дроби?
- Какое задание можно выполнить?
- Работа по вариантам.
- Объяснить, как получили каждое равенство?
- 10; 3; 6; 9; 10; 10 – II в.
(Двумя натуральным числами, разделенными чертой)
(Составить всевозможные равенства с дробями)
(Использовали свойство сложения и вычитания
перестановка слагаемых
из суммы вычесть одно
из слагаемых,
получим второе слагаемое
Отвечают с места по цепочке. Молодцы, справились с заданием.
г) Чтобы проверить следующее задание, нужно вспомнить:
- Как найти часть числа, выраженной дробью? (Надо это число разделить на знаменатель и умножить на числитель дроби)
- Как найти число по его части выраженной дробью? (Надо разделить эту часть на числитель и умножить на знаменатель дроби)
ж) А сейчас проверка творческого домашнего задания.
Блиц-турнир (работа с учебником) стр.15 № 12. Читают задание.
а) Какую часть составляет число m от числа n?
m:n
В саду m деревьев. Из них n составляют вишни. Сколько вишневых деревьев в саду?
б) Найти:
- от числа а.
а:17·6
- 8% от числа в.
в:100·8
- число, если 24% его равны у.
у:24·100
В классе а учеников уехали на экскурсию. Сколько учеников уехало на экскурсию?
У мальчика было в рублей. 8% денег он истратил. Сколько денег он истратил?
Мальчик истратил 24% денег, что составляет у всех денег. Сколько денег было у мальчика?
V. Физкультминутка.
Поднимает руки класс –
Это «раз»,
Повернулась голова,
Это «два»,
Руки вниз, вперед смотри –
Это «три»,
Руки в сторону – по шире,
Повернули на «четыре»
С силой их к плечам прижать –
Это «пять»,
Всем ребятам тихо сесть –
Это «шесть».
VI. Объяснение темы урока.
Сегодня мы продолжим исследование дробей.
а) введение в проблему.
У вас по одному кругу на парте.
- Как разделить круг на четыре равные части? (Сгибанием).
- Сколько четвертых долей содержит целый круг? (1 круг = – 4 доли, следовательно дробь существует).
- В чём особенность этой дроби? (Числитель и знаменатель равны, дробь равна 1) =1. Вывешивается табличка.
- Возьмите 2 круга. Заштрихуйте долей круга цветным карандашом, запишите эту дробь.
- Возьмите следующие 2 круга. Закрасьте на первом круге 4 доли, на втором круге ещё одну долю. Как это можно записать? ().
- Что необычного в записи этой дроби? (Числитель больше знаменателя. Такие дроби тоже существуют, они больше единицы). Вывешивается табличка. >1, если а>в.
- Посмотрите на этот круг. Какая часть круга не закрашена? Какой дробью можно выразить не закрашенную часть? ().
- Чем дробь отличается от предыдущих? (меньше 1, <1).
Все дроби записанные на доске существуют в математике. А называются они правильные и неправильные дроби.
- Как вы думаете, какие дроби называются правильными? (Если числитель меньше знаменателя).
А дроби равные единицы, больше единицы называются неправильными. (Читается вывод в учебнике стр.14). Сравните свой вывод с выводом в учебнике, значит вывод сделали правильно. (Дети зачитывают правило).
VII. Закрепление изученного.
А теперь посмотрим, умеете ли вы определять правильные и неправильные дроби? стр.14 №6. Читают задание. Выбери из множества:
I в. – правильные дроби
II в. – неправильные дроби
Проверка в парах:
- Какие из неправильных дробей равны 1? ()
- Какие из них больше 1? ()
стр.14 №5. Отметь на числовом луче дроби
Дети отмечают в тетради.
- Какие правильные из отмеченных дробей, а какие неправильные? (Меньше единицы – правильные дроби, а больше единицы, или равны единицы – неправильные).
А теперь решим задачу. На доске составляется схема. Решение записывается самостоятельно.
а) В цветочном магазине 1.200 цветов. 1% всех цветов – кактусы. Сколько кактусов в магазине?
б) Саша прочитал книги, что составило 200 страниц от всей книги. Сколько страниц осталось прочитать?
Но сначала вспомним, что такое проценты? (Части величин, которые выражаются дробями со знаменателем 100).
1.200:100·=12 (цв.)
200:4·7=350 (стр.)
VIII. ……
- Оцените свою работу на уроке.
- Кто справился со всеми заданиями без ошибок.
- Кому было выполнять трудно задания?
IX. Игра «Тангром».
а) Вы сегодня хорошо поработали. Можно и поиграть. Предлагаю игру «Тангром». Работает один ученик у доски. Какая фигура у вас получилась (Ёлочка). А чем отличается фигура на доске от вашей? В вашей фигуре получилось слово «спасибо». Я говорю вам спасибо за урок.
б) Оценивание.