Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Тастуба Дуванского района Республики Башкортостан
Колмакова Е.П.
2017г.
Содержание.
Подробный конспект урока.
Организационная информация |
Тема урока | Устные приемы умножения трехзначных чисел на однозначные. |
Предмет | Математика |
Класс | 3 класс |
Автор урока (ФИО, должность) | Колмакова Елена Павловна, учитель начальных классов |
Образовательное учреждение | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Тастуба |
Методическая информация |
Тип урока | Урок изучения нового материала |
Цель урока | Формирование умения устного умножения трёхзначных чисел на однозначные. |
Задачи урока | Предметные: способствовать формированию умения устного умножения трёхзначных чисел на однозначные; совершенствовать умение раскладывать число на разрядные слагаемые, умножать на круглое число; совершенствовать вычислительные навыки при решении числовых выражений. Надпредметные: формировать у школьников способностей, позволяющих принимать решения, а также брать на себя ответственность и контроль над ситуацией, способности понимать, применять и критически осмысливать (рефлексировать) информацию в соответствии с имеющимися целями индивидуального развития, обновления и приобретения новых знаний для полноценного участия в жизни общества ; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы. Личностные: воспитывать у обучающихся готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение работать в группе, вести учебный диалог); формировать уверенности в себе; учить оценивать свою работу и работу группы. |
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | ИКТ (информационно-коммуникативные технологии); АМО активные методы обучения; системно-деятельностный подход; технология работы в группе; работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающие технологии, самооценивание. |
Время реализации урока | 45 минут |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока | В ходе практической работы дети «добывают» знания по теме урока, используют знания, полученные на предыдущих уроках: умножение и деление трёхзначных чисел, оканчивающихся нулями, умножение суммы на число, разрядные слагаемые, табличное умножение. На уроке использованы такие формы работы, которые позволяют развивать ключевые компетентности обучающихся: познавательные, научные, социальные, коммуникативные и другие, которые помогут ребёнку ориентироваться в социуме, быть полноправным, полноценным гражданином нашего общества. |
Необходимое оборудование и материалы | Мультимедийное оборудование (проектор, экран, колонки); интерактивная презентация; листы самооценки; карточки для работы в группах. |
Дидактическое обеспечение урока | Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, Тонких А.П., Математика 3 класс |
Ход и содержание урока |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
I. Организационный этап. Мотивация. | Цель – проверка готовности к уроку, установление эмоционального контакта в группе. |
–Прозвенел звонок- начинается урок математики. Поприветствуем друг друга пальчиками:
Большого (большой), успеха в учебе (указательный), сегодня (средний), желаю (безымянный), нам (мизинец). Здравствуй (вся ладонь).
Посмотрите друг другу в глаза и улыбками пожелайте друг другу хорошего настроения на весь урок.
– Послушайте высказывание французского философа Ж.Ж. Руссо: “Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению...” –Кто из вас готов поставить перед собой цели и достичь их? Я рада за вас. В добрый путь! Дверь к новым закрыта на 3 замка. Открыть их можно, выполнив задания математической разминки. | Дети приветствуют друг друга пальчиками, смотрят друг другу в глаза и желают хорошего настроения. По условному сигналу ребята «здороваются пальчиками» в парах– устанавливают контакт для сотрудничества. Дарят улыбку соседу по парте. | |
Дети слушают высказывание французского философа Ж.Ж. Руссо и настраиваются на плодотворную работу на уроке. | Слайд 1 Слайд 2 2 мин. |
II. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала. | Цель – активизация мыслительной деятельности, выявить знания детей по изученной ранее теме |
Первое задание- «Шепталочка». Напомню правила игры. Дежурный читает (разными способами) числовые выражения: 6*7= 42 3*9= 27 4*8= 32 8*3= 24 42*2= 84 34*2= 68 Оцените свою работу в оценочном листе. (Критерии записаны на доске: 0 б.- 3 ош, 1 б. – 1-2 ош., 3б.- нет ошибок). Первый замок раскрыли. Молодцы. Запись трехзначных чисел и представление их в виде суммы разрядных слагаемых. - Назовите цифру, показывающую порядковый номер дня недели. - Назовите цифру, показывающую порядковый номер текущего месяца. - Назовите последнюю цифру текущего года. - Прочитайте получившееся число? - Что вы о нем можете сказать? (Индивидуальная работа по вариантам) Используя цифры 3,4,2 образуйте и запишите в рабочем листе: I - в. -самое большое трёхзначное число , II - в. - самое маленькое трёхзначное число. - Запишите эти числа в виде суммы разрядных слагаемых. Взаимопроверка: Поменяйтесь рабочими листами. Проверьте работу одноклассника и оцените ее в рабочих листах по критериям, записанным на доске. - Кто выполнил работу правильно? У кого были ошибки? В чём? Вывод: - Какое умение использовали при выполнении этого задания? - Где нам может пригодиться это умение? (В вычислениях) -А еще это умение пригодится, при изучении новой темы. Второй замок к знаниям тоже открыт. 3)Решение задач. - В загадочный парк ведёт дорожка . Найдите её длину, если известно, что (Для 1-ой группы: третья часть дорожки к парку 100м. Для 2-ой группы: десятая часть дорожки к парку 30м. Для 3-ей группы: пятая часть дорожки к парку 60м. Проверка: -Какое действие выбрали? - Молодцы. Вот вы и открыли третий замок. Давайте войдём в загадочный мир математики. | Работа в парах. Дети, сидящие на 1 варианте, записывают значение 1 числового выражения на спине товарища. Он шепчет написанный на спине ответ на ухо соседу по парте и соглашается с ответом или нет. При соглашении показывают «домик» руками. (Каждый пример дети меняются ролями ) Самооценка в рабочем листе. 3 4 2 342 342 - трёхзначное число, т.к. для его записи нужны 3 цифры; в нем 3 отдельные сотни 4 отдельных десятка 2 отдельных единицы. В числе 342 всего 342 единицы, всего 42 десятка, всего 4 сотни.) 432 234 Запись по вариантам: (432=400+30+2) (234=200+30+4) Дети выполняют взаимопроверку. Оценивают работу одноклассника по критериям. Умение раскладывать 3-значные числа на сумму разрядных слагаемых. Дети решают задачу в группах (по рядам), решение составляют на маркерных досках. Представитель от каждой группы выходит к доске и объясняет решение задачи. 100*3=300(м) 30*10=300(м) 60*5=300(м) Потом сверяют ответы. | 6 мин. |
III. Зрительная гимнастика под музыку. | Цель – снятие утомления, укрепление глазных мышц. |
Следим глазами под музыку за движением геометрических фигур. | Дети выполняют зрительную гимнастику. | Слайд 3-8 2 мин. |
IV. Определение темы и постановка цели урока. | Цель – умение находить общее и различие, формулирование темы и постановка цели урока. | Слайд9 3 мин. |
Умножение и деление круглых чисел. Индивидуальная работа. 300*3= 234 * 2= 200*5= 132 * 3= 600 * 3= 421*2= - Рассмотрите записанные числовые выражения. - На какие группы можно разбить данные выражения? -Выражения какого столбика вам решить легко, почему? - Запишите в рабочий лист только ответы у 1 столбика. Кто решит - встает. Выполним самопроверку. Проверьте себя по слайду, кто правильно решил- садитесь. Объясните способ решения. Оцените свою работу в рабочем листе по критериям. Вывод: - Какое умение использовали при выполнении этого задания? - Где нам может пригодиться это умение? - Почему вы считаете, что числовые выражения 2-го столбика решить сложнее? -Сформулируйте тему нашего урока - Поставьте цели своей деятельности. - Кто хочет достичь сегодня этой цели? | - Умножение круглых и некруглых трёхзначных чисел на однозначные). - Первого. -Умеем умножать круглые числа. Дети встают по мере решения примеров. Во время самоконтроля дети садятся. -Умножаем на разрядную единицу, а нулями показываем разряд. Самооценка. - Умение умножать круглые числа на однозначное число. - В вычислениях и это умение пригодится, при изучении новой темы. -Мы такие не учились решать - Умножение трёхзначных некруглых чисел на однозначное . Целеполагание: Научиться умножать трёхзначное число на однозначное. Принятие целей: Дети поднимают руки. |
V. Этап изучения новых знаний. Практическая работа учащихся. | Цель –знакомство с приёмом письменного умножения трёхзначного числа на однозначное без перехода через десяток, самостоятельное формулирование вывода и проверка по учебнику. |
- Подумайте в парах, как можно найти значение первого выражения, используя имеющиеся знания о разрядном составе числа и умение умножения круглых чисел. Коллективная проверка: - Кто хочет поделиться своими открытиями? Следим за осанкой при письме. - Кто рассуждал так же? Кто рассуждал по-другому? Систематизация полученных знаний: Сколько шагов- преобразований мы выполнили? -Какое свойство умножения использовали? (Распределительное.) - Предлагаю поработать в четверках. - Задание: составить алгоритм умножения 3-значного числа на 1-значное. - Обсудите и постарайтесь прийти к единому мнению в выборе последовательности шагов алгоритма и закончить фразы. (1 вариант: У детей даны шаги алгоритма в разнобой - надо закончить высказывания и установить последовательность) На обратной стороне получается слово МОЛОДЦЫ! - Поделимся результатами работы . - Откройте учебник на с. 74. Сверим свой вывод с выводом учебника. Молодцы, вы справились с заданием. Оцените свою работу в задании 4 рабочего листа. | Работа в парах. Желающий ученик от группы у доски, дети работают в рабочем листе. 243*3= (200+40+3)*3= =200*3+40*3+3*3= =600+120+9=729 3 «шага» Выделяют шаги рассуждений в рабочем листе и подчеркивают цветными карандашами. Обсуждают в четверках, незавершенные шаги алгоритма, формулируют вывод и коллективно сверяют шаги алгоритма со слайдом. 1) разложить 3-значное число… на сумму разрядных слагаемых; 2) каждое слагаемое… умножить… на 1-значное число; 3) полученные … результаты сложить. Находят в учебнике вывод. Один учащийся зачитывает его вслух. Самооценка. | Слайд 9 Слайд 10 10мин |
VI. Двигательная физминутка. | Цель – реализация двигательной активности, развитие творческого потенциала, профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка. |
Отдохнем и выполним танцевальную физминутку. Потягивание Повороты головой -4 раза. Наклоны головой -4 раза. Руки на пояс. Приседание с поворотом в стороны.- 4 раза Грозим указательным пальчиком. Закрываем глаза ладошками с поворотами и разведением рук в стороны. Вращение кистями с подниманием рук вверх. | Выходят из - за парт. Выполняют танцевальные движения. | Слайд11 2 мин. |
VII. Этап применения изученного. Практическая работа учащихся. | Цель – умение работать в группе, вести учебный диалог, работать с алгоритмом, развитие речи, умение выражать свои мысли слушать и дополнять ответ товарища. |
- Сейчас я предлагаю вам попробовать самим найти значение второго выражения, выполняя развернутую запись вычислений, пользуясь составленным алгоритмом. Попробуйте в рабочем листе в задании 5 решить последний пример, выполняя рассуждения в уме. -У кого другой ответ? Где допустили ошибку? Почему? Оцените работу по критериям. Итог: - Чему учились, выполняя это задание? - Где в жизни нам могут пригодиться полученные знания? | Индивидуальная работа. Дети, правильно выполнившие вычисления первыми, помогают учителю проверить решения других учащихся. Взаимопомощь. 132*3= (100+30+2)*3= 100*3+30*3+2*3= 300+90+6=396 208*3=624 -Умножать и делить трёхзначное число на однозначное. - Расчеты в строительстве, подсчет денежных средств… | Слайд 12 10 мин |
VIII. Этап контроля и самоконтроля. (Групповая самостоятельная работа.) | Цель – проверить усвоение материала, обучение навыкам самоконтроля и взаимоконтроля, самооценки, оказание взаимопомощи внутри группы. |
-Предположите, какие слова пропущены в пословице? - А сейчас вам помогут полученные знания при работе в группах. И проверим умение слаженно работать в группе. Каждому из вас надо решить числовое выражение, которое прикреплено у каждого под крышку стола. -Ответу каждого номера примера соответствует буква, указанная в ключе к пословице. -Из букв соберите слово. -Обсудите и обоснуйте, в какую строку поместите свое слово. Как вы понимаете смысл пословицы? А можем ли мы сохранить свое здоровье? Как? - Я вам желаю беречь свое здоровье и ценить время. Оцените свою работу в группе. | Высказывания детей. (Групповая- самостоятельная работа.) Дети самостоятельно решают каждый свой пример. Потом объединяются в группы ( по рядам), составляют слово и определяют, в какую строку надо поместить слово, обсуждают, почему. Дети выбирают представителя, который высказывает мнение группы . Деньги потерял- ничего не потерял, Время потерял- многое потерял, Здоровье потерял- всё потерял. Дети оценивают работу в группе. | Слайд 13 7мин |
IX. Этап подведения итогов занятия и рефлексии. | Цель – подведение итогов, формулирование выводов, сравнение знаний по теме, которые были в начале и в конце урока, выделение актуальных знании, формирование умения анализировать работу и давать самооценку своей работы и в общем группе. |
-Подведём итог нашей работе. - Какое открытие вы сами для себя сделали на уроке? - Поднимите руку, кто считает, что он сегодня научился решать выражения нового вида? -Скажите, как же вы будете умножать трёхзначное число на однозначное? -Пользуясь словами-помощниками, выскажитесь по своим ощущениям по уроку. – А теперь сосчитайте все баллы, сумму баллов за урок и поставьте по критериям оценку за весь урок. | Анализируют, сравнивают, сопоставляют, делают выводы. Дети повторяют алгоритм умножения трёхзначного числа на однозначное. Работа детей со шкалами самооценки. Понял, как… Было интересно… Было трудно… У меня получилось… Мне захотелось… | Слайд 14 Слайд15 2 мин. |
X. Домашнее задание | Цель – дать возможность учащимся выбрать задание по уровню сложности. |
- Выполните дома по выбору 1 задание из предложенных. Первый уровень - С. 72 № 2 (по учебнику). Второй уровень - С. 72 № 2 (по учебнику). Придумать и записать 4 выражения с подробной записью на изученную тему Третий уровень - Придумать задачу, с решением на изученную тему. | Дети поднимают руку, какое бы задание они хотели выполнить. | Слайд 16 1 мин. |