«Живой мир на уроках математики»
Урок обобщения и повторение курса математики за 5 класс
Цель деятельности учителя: создать условия для повторения раздела «Умножение и деление трехзначных чисел на однозначное число с переходом через»
Педагогические задачи:
· образовательная: создать условия для закрепления умений учащихся умножать трехзначные числа на однозначное, выполнять умножение числа на нуль и нуля на число, преобразовывать числа, полученные от измерения длины;
· коррекционно-развивающая: способствовать развитию вычислительных навыков, мыслительных процессов, речи;
· воспитательная: содействовать воспитанию положительного отношения к здоровому образу жизни.
Планируемые результаты:
Предметные: используют полученные знания при умножении чисел c переходом через разряд.
Познавательные: научатся выделять существенную информацию из текста.
Регулятивные: научатся планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: получат возможность осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Личностные: установка на здоровый образ жизни.
Оборудование: учебник; компьютер с мультимедийным проектором; интерактивная доска..
Структура урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
III. Актуализация чувственного опыта обучающихся
IV. Физкультминутка
V. Сообщение темы и целей урока
VI. Коррекция и первичное закрепление знаний.
VII. Закрепление знаний
VIII. Итоги урока.
IX. Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Я прочитаю стихотворение А. Блока, а вы подумайте, как автор назвал его. (слайд 2)
Ворона
Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой…
А уж в воздухе – вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны…
Вдруг запрыгала в бок глупым скоком,
Вниз на землю глядит она боком!
Что белеет под нежною травкой?
Вон желтеют под серою лавкой
Прошлогодние желтые стружки…
Это все у вороны – игрушки.
И уж так-то ворона довольна,
Что весна, и дышать ей привольно!
А. Блок
– Как автор назвал свое стихотворение и почему? (Автор назвал стихотворение «Ворона», так как все говорит о ней.) (слайд 3)
– Какому времени года посвящено оно? (Весне.) (слайд 4)
– Назовите признаки весны. (Выслушиваются ответы детей.) (слайд 5)
– Сегодняшний урок посвятим весне.
II. Устный счет.
– Первый признак весны – это проталины. (слайд 6)
На доске даны «проталины», на которых записаны числа. Учащиеся должны на каждой «проталинке» определить «лишнее».
1. Упражнение «Проталины». (слайд 7)
– Определите «лишнее» число на «проталинах», докажите.
«Лишние» – 55, так как остальные – круглые десяти;
27 – так как не делится на 7;
40 – так как двузначное, остальные – трехзначные;
34 – так как двузначное, остальные – однозначные.
2. Упражнение «Сосульки».
– Второй признак весны – сосульки. (слайд 8)
– Как получаются сосульки? (От таяния снега, который находится на крыше.)
После выполнения данного задания проводится воспитательная работа по правилам при ходьбе возле домов, так как вес сосулек может достигать 3 кг.
– Ребята, «сосульки» не простые, на них даны задания, которые звучат следующим образом: «Преобразуй числа». (слайд 9)
Учитель показывает «сосульку» и учащиеся хором читают ее длину.
– Итак, длина первой «сосульки»? (5 м.)
– Выразите 5 м в дециметрах. (50 дм.)
– Длина второй «сосульки»? (8 м).
– Выразите в сантиметрах. (800 см.)
– Какие арифметические действия выполняли, чтобы крупные меры выразить мелкими? (Умножение.)
– Длина третьей «сосульки»? (54 см.)
– Очень хитрая она! Третья «сосулька» просит вас выразить ее длину в дециметрах и сантиметрах. (54 см = 5 дм 4 см.)
– А вот четвертая «сосулька» желает узнать свою длину в метрах и дециметрах. (39 дм = 3 м 9 дм.)
– Какое арифметическое действие выполняли, чтобы мелкие меры выразить крупными? (Деление.)
3. «Минутка чистописания» (самостоятельно).
– Сегодня на уроке мы закрепим умения записывать круглые десятки, но только те, которые делятся на 3.
– Какие числа записали? (30, 60, 90.) (слайд 10)
– Из каких разрядов они состоят? (Единицы, десятки.)
– Как называются такие числа? Почему? (Двузначные, круглые десятки, так как на месте единиц – нуль.)
Итог устного счета.
III. Актуализация чувственного опыта обучающихся.
– Мы с вами повторили, какие числа называются круглыми десятками.
– Рассмотрите ряд чисел и скажите, на какие две группы их можно разделить.
402, 610, 505, 301, 820, 240.
– Числа можно разбить на две группы: первая – числа, в которых в разряде единиц – нуль; вторая – числа, в которых в разряде десятков – нуль. (слайд 11)
IV. Физкультминутка (слайд 12)
Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,
А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.
На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.
На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам
Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись
Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.
На счет шесть прошу всех сесть.
Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я.
V. Сообщение темы и целей урока
– Сегодня на уроке закрепим умение умножать трехзначные числа с нулем на конце или в середине на однозначное число.
– Рассмотрите и объясните решение примеров. (Дети, ориентируясь на знания, полученные на прошлых уроках, смогут объяснить решение примеров.)
– На что следует обратить особое внимание? (Умножение нуля на число, прибавление к нулю числа.)
– Что получаем в ответе при умножении нуля на число? (Нуль.)
– Что получаем при сложении нуля и числа? (При сложении числа и нуля получаем то число, которое прибавляли.)
VI. Коррекция и первичное закрепление знаний.
Работа по учебнику: выполнение задания 799, 1 ст. на с. 169.
– Решите примеры по образцу.
К доске вызываются по одному ученики, которые объясняют решение примеров, делая упор на правила, которые повторили ранее.
VII. Закрепление знаний.
1. Работа по учебнику: выполнение задания 801 (1 ст.) на с. 169.
– Решите примеры.
(926 – 789) · 3 (197 + 159) · 2 254 · 3
– Рассмотрите примеры, чем отличается последний пример? (Он в одно действие.)
– Какой порядок действий в первых двух примерах? (Первое действие выполняем в скобках, второе – за скобками.)
Первые два примера решают на доске, третий пример – самостоятельно в тетрадях.
– Поменяйтесь тетрадями, осуществите взаимопроверку. У кого решен пример правильно, поставьте карандашом «плюс».
Выполнение задания 803 на с. 169.
Задача. На рынок привезли 180 кг моркови, капусты – в 3 раза больше, чем моркови, и 250 кг лука. Сколько килограммов овощей привезли на рынок?
– Прочитайте задачу.
– О каких овощах идет речь?
– Что говорится о моркови? (Ее привезли 180 кг.)
– Что говорится о капусте? (Ее привезли в 3 раза больше, чем моркови.)
– А что говорится про лук? (Его привезли 250 кг.)
– Каких данных не хватает, чтобы ответить на главный вопрос задачи? (Сколько привезли капусты.)
– Можем ли узнать, сколько привезли капусты и как? (Сколько привезли капусты можем узнать, так как ее привезли больше, чем моркови, в три раза, то надо 180 · 3.)
– Сколько слагаемых будем складывать во втором действии? (Три.)
– Во сколько действий задача? (В два.)
– Решите ее.
Один учащийся выполняет задание с обратной стороны доски с целью проверки.
1) Сколько килограммов капусты привезли?
2) Сколько килограммов овощей привезли на рынок?
Ответ: 970 кг овощей привезли на рынок.
– Какие блюда делают из моркови и капусты? (Выслушиваются ответы детей.)
– Кто из вас на зиму солил капусту?
– Квашенная капуста содержит необходимые нашему организму витамины, особенно это касается витамина С, который так необходим весной. Чтобы получить салат из квашенной капусты, достаточно в нее добавить лук и подсолнечное масло. Все это в комплексе еще больше укрепит ваш организм и подготовит его к лету.
– Кто помнит, чему посвящен наш урок? (Весне.)
– Назовите главный признак весны. (Яркое и теплое солнце.)
– Да, ребята, виновник проталин и сосулек – солнце, которое дает не только свет, но и тепло. Вот почему весной нет снеговиков!
2. Работа с геометрическим материалом.
– Из каких фигур составлен снеговик? (Круги, треугольник, четырехугольник.) (слайд 13)
– Какие фигуры называют треугольником?(Геометрические фигуры, у которых три стороны, три угла, три вершины.)
– Запишите слова под диктовку: треугольник, квадрат, круг, циркуль.
– Назовите «лишнее». (Циркуль – инструмент.)
VIII. Итог урока.
– Как звучала задача урока?
– Какие задания мы выполняли для решения данной задачи?
– Что нового узнали?
– Какая птица была «именинницей» на уроке?
IX. Домашнее задание: задание 799 (2, 3 ст.) на с. 169. (слайд 14)
Дополнительно: (слайд 15)
Ворона – большая черная птица с мощным темным клювом. Живет до 350 лет. Питается зерном, дождевыми червями, личинками насекомых, мелких улиток, а иногда добывает даже мышь. Питается также падалью.
При малейшей опасности, как по команде, взлетает и садится на ближайшее дерево понаблюдать за «опасностью».
Часто ворон можно увидеть на засоренной местности.
Поэтому соседству с воронами мы обязаны человеку. Чем грязнее территория, тем больше ворон.
Давайте относиться к окружающему миру – природе – с уважением и любовью и не позволять себе и другим засорять территории.
Используемые источники
- Перова М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе. – М.: Владос, 1999 г.
- Перова М.Н., Капустина Г.М. Математика: Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) ОУ 8 вида. – М.: Просвещение, 2010 г.
- Степурина С.Е. Математика. 5-6 классы: тематический и итоговый контроль.- Волгоград: Учитель, 2007 г.
https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fgym1505.ru=ворона
https://yandex.ru/images/search?text=проталины
https://yandex.ru/images/search?text=сосульки
https://yandex.ru/images/search?viewport=wide&text
http://www.infovoronezh.ru/images/News/1369656775_full.jpg