Открытый урок по математике "Математическое кафе" (2-й класс)  
  Тема: Умножение и деление. Закрепление.
  Цели:
  закрепить знания таблицы умножения и деления, знания об увеличении числа на несколько единиц  
   отрабатывать умение решать задачи изученных видов; формировать вычислительные навыки;  
  повторить связь между результатами и компонентами арифметических действий;  
  закрепить умение делать чертеж прямоугольника.
  Учить детей рассуждать и доказывать, развивать мышление, память и речь.
 
  Оборудование: картинки с изображением овощей, загадки об овощах; меню на каждую парту; карточки с примерами; карточки со словарными словами (гурман, диета, закуска, гарнир, десерт, меню); презентация
  ХОД УРОКА
  I. Организация внимания.
  –Сегодня на уроке я приглашаю вас в «Математическое кафе».
  
 
  –Что такое кафе? (место, куда люди приходят пообщаться и вкусно покушать. Все сегодня в нашем кафе найдут подходящие для себя блюда. Ведь не зря говорят : «МАТЕМАТИКА – ПИЩА ДЛЯ УМА».
  
  (Высказывание написано на доске.)  
  – Сделайте свой заказ, записав в тетрадях число и «Классная работа». Помните о хороших манерах – как правильно сидеть за столом.  
  II. Закрепление таблицы умножения и деления, формирование вычислительных навыков.
  1. – Ознакомьтесь с нашим МЕНЮ  
  
  -Что такое меню? (листок с названием блюд) Выделенные слова вывешиваются на доску.
  Витя читает список блюд. Начинаем наш обед с ЗАКУСКИ ( то, что едят в начале обеда или ужина).
  -Посмотрите меню: что нам предлагается на закуску?  
  – Это богатое витаминами блюдо – ВИНЕГРЕТ. Отгадав загадки, мы узнаем ,из чего его готовят, а чтобы салат получился вкусным, решим устно примеры, повторим таблицу умножения.
  Загадывает учитель:
  В темноте живет все лето
Как солдат, в мундир одета,
А сними мундир – бела
Гостья нашего стола. ( картофель)
  
Читает ученик :
  
Не бьет, не ругает,
А от него все плачут. (лук)
Загадывает учитель:
  Я длинный и зеленый,
Вкусный и соленый,
Вкусный и сырой.
Кто же я такой? ( огурец)
Читает ученик:
  Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи,
Меня в них ищи. ( капуста)
Читает ученик:
  Сверху зелено,
Внизу красно,
В землю вросло. ( свекла)
 24:6 12:2 2х4 20:2 3х4
  - Вот такие ответы у вас получились  
  
 
  - А теперь назовите только двузначные числа.
  - Проверим, правильно ли вы сказали  
  
- Дети, особый вкус винегрету придаёт капуста.  
  - Составьте задачу по решению и картинке:  
  
  - Итак, мы съели винегрет, зарядили витаминами память, внимание, мышление, они необходимы в нашем особенном кафе.
  3. Решение задач.
  1. Приступаем к первому блюду.  
  
Что у нас на первое? Это борщ. Прочитайте задачу, которую предлагает нам меню.
   Для приготовления борща повару надо почистить 19 кг картофеля, 9 кг лука, а моркови в 4 раза меньше, чем картофеля и лука вместе. Сколько кг моркови надо почистить повару?
 
  - О чем говорится в задаче? Сколько картофеля? лука? Что сказано про морковь?  
  -Давайте поможем повару приготовить вкусный борщ и узнаем, сколько моркови он должен почистить.
  - Какие слова возьмем для краткой записи?
  Составление краткой записи на доске.  
  - Что нужно узнать в задаче? Можем сразу узнать, сколько моркови надо почистить? Почему? (не знаем, сколько картофеля и лука вместе)  
  -А можем узнать? Каким действием?  
  - Можем теперь узнать, сколько моркови почистил повар? Каким действием? Почему? Запишите второе действие. Прочитайте вопрос задачи. Мы ответили на вопрос?
  - Запишите ответ. Серёжа, прочитай ответ, который ты записал.
  - Ну что, понравился вам борщ? Благодаря вам теперь и повар знает, сколько надо взять овощей для приготовления такого вкусного первого блюда.
  Физминутка
  - А теперь немного отдохнём.
  проводится под музыку песни «Антошка».
  Решение задачи №2
  – Приступаем ко второму блюду.  
  
Это рыба. Вы любите рыбу? Это очень полезный для организма продукт. Прочитайте, что предлагает меню. (стр. 112 №26)
  - О чем говорится в задаче? Что известно? Что нужно узнать? Можем сразу узнать? Почему? А можем узнать, сколько денег рыбак получил за окуней? Каким действием? А сколько денег он получил за карасей? Каким действием? Какая краткая запись подходит к задаче?  
  -Запишите краткую запись, решение задачи и ответ. А Серёжа сделает это на индивидуальной доске. Коле я дам карточку-подсказку.
 - Ну что, понравилась рыба? А самая вкусная рыба у того, кто решил задачу правильно.
 - Сережа сделал правильно. Проверьте работы друг друга и покажите, кто сделал так же.
  - Как можно по-другому записать решение задачи?
  - Мы съели рыбу, но не можем обойтись без ГАРНИРА (слово на доску)
  4. Решение примеров.  
  – Что такое гарнир? (овощи, каши и другие добавления к мясным и рыбным блюдам).
  – В «Математическом кафе» на гарнир приготовили примеры. При этом я предлагаю вам выбрать гарнир по вкусу: воздушное пюре или хрустящий картофель.
  
 46-25= 80-59= 
 67-29= 26+12= 
 20:4+67 49+23 
 6х9+39= 100-7=
 - Проверьте работы друг друга : 21 38 72 93
 
 
 
 -Понравился гарнир?
  Физминутка
  -А теперь дадим отдохнуть глазам и разомнем мышцы шеи.
  Учитель показывает картинки с овощами, дети «рисуют» носом.
  5. Сравнение величин. (работа в парах)
 - Мы подошли к самому любимому многими этапу обеда : это ДЕСЕРТ.  
 
 
 
 - Что такое десерт?(Фрукты или сладости, подаваемые в конце обеда).
 
 
 - Десерт состоит из двух блюд. Прочитайте, что предлагает меню.
 
 
 На десерт у нас фруктовый салат и пирожные.
 
 
 - Я предлагаю вам самим выбрать фрукты для салата. Работать будете в парах. Вам нужно отобрать фрукты, величины на которых больше 1 дециметра.
 
 У детей карточки с изображением этих фруктов, на обратной стороне – величины:
 
 
 3см 10см 1м 14см 20 см 5см
 
 
 - Проверьте свою работу. Фруктовый салат состоит из яблока, груши и апельсина.
 
 - Конечно, самый вкусный фруктовый салат получился у тех, кто сделал правильно.
  6. Геометрический материал.
  – Ещё на десерт у нас пирожные разных форм. Любите пирожные?
  1
. Рассмотрите рисунок.
  





 
  
 
  
 
  -Какое сочетание фигур здесь лишнее? Объясните свой выбор.
  - А сейчас начертите пирожное прямоугольной формы со сторонами 7см и 3 см.
  Дети выполняют чертёж на отдельных листочках.
  IX. Итог урока.  
  – Вот и подошёл к концу наш обед. Понравился ли он вам? С каким настроением вы уходите из нашего кафе?
  На доске – блюда трех цветов (красного, желтого, фиолетового) с изображением смайликов: улыбка, ровные губы, уголки опущены вниз. Положите своё пирожное на то блюдо, которое соответствует вашему настроению.
  Х. Домашнее задание.
  – Я думаю, что вам понравились пирожные. Начертите дома квадратные пирожные со стороной 4 см. А Саша, Сережа и Дима ещё и выполнят карточки с задачами.