Урок математики в 1 классе по теме «Задачи на разностное сравнение »
Урок математики в 1 классе по теме «Задачи на разностное сравнение »
На уроке используются приемы проблемного обучения: столкновение разных мнений учеников, подводящий и побуждающий к действию диалог, исследовательские методы под руководством учителя.Организуется групповая и самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 1 классе по теме «Задачи на разностное сравнение »»
Пояснительная записка к уроку
Урок математики в 1 классе по теме «Задачи на разностное сравнение » (Урок составлен на основе государственной программы по УМК «Перспектива» авторы Г.В.Дорофеев, Т.Н. Миракова ) имеет структуру проблемного урока с использованием деятельностного подхода к обучению, что соответствует требованиям ФГОС по формированию личностных и метапредметных результатов обучения(УУД).
Перечень УУД (универсальных учебных действий), выполняемых учащимися на данном уроке:
Познавательные УУД:совместный выбор оснований и критериев для решения задач на разностное сравнение ; создание алгоритма решения задач на разностное сравнение
Регулятивные УУД: вносят необходимые коррективы в действия на основе результатов обсуждения с учителем, одноклассниками
Коммуникативные УУД:учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, принимают участие в работе парами
Личностные УУД: ориентируются на понимание причин успеха в учебе и нравственном содержании поступков, проявляют интерес к новому учебному материалу.
На уроке используются приѐмы проблемного обучения: столкновение разных мнений учеников, подводящий и побуждающий к действию диалог, исследовательские методы под руководством учителя. Организуется групповая и самостоятельная работы с самопроверкой и самооценкой.
Тема: Задачи на разностное сравнение.
Тип урока: введение нового знания: урок усвоения новых знаний
Технология: проблемного обучения; информационно-коммуникативная; здоровьесберегающая. Предметная цель урока:познакомить с решением задач на разностное сравнение;
учить составлять краткое условие задач этого типа
Метапредметные:
Познавательные УУД:совместный выбор оснований и критериев для решения задач на разностное сравнение ; создание алгоритма решения задач на разностное сравнение
Регулятивные УУД: вносят необходимые коррективы в действия на основе результатов обсуждения с учителем, одноклассниками
Коммуникативные УУД:учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, принимают участие в работе парами
Личностные УУД: ориентируются на понимание причин успеха в учебе и нравственном содержании поступков, проявляют интерес к новому учебному материалу.
Методы и формы обучения: фронтальная, парная, групповая
Образовательные ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями для учащихся, конверты с фигурами, мультимедиа, «карта успеха» для каждого учащегося, смайлики.
Ход урока:
1.Организационный момент
Слайд 1- «Знаешь – говори, не знаешь – слушай!»
а)– Ребята, давайте проверим вашу готовность к уроку.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Проверяем, мой дружок,
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадки?
– Проверили? Всё на месте?
-Ребята, а теперь друг к другу повернитесь, и друг другу улыбнитесь.
б ) Мотивация к учебной деятельности
-А кто любит делать открытия и сам узнавать что-то новое?
-Сегодня у вас появится такая возможность!
Девиз нашего урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай!»
-Сегодня мне бы хотелось увидеть, как вы сами умеете добывать знания!
А чтобы урок был удачным – мы будем внимательны, активны и точны!
2.Актуализация знаний.
а) Математический диктант (ответы запишите в карточках под пунктом 1)
-7 увеличить на 2
-8 уменьшить на 3
-6+4
-7-4
-3 да 1
-6 без 2
-чему равна сумма 7 и 3
-чему равна разность 7 и 3
-5 увеличить на 4
- к 5 прибавили 4?
- из 8 вычесть 4?
б) Самостоятельная работа
- Используя данные знания, решите примеры, записав ответ (Примеры в карточке под пунктом 2)
в) Самопроверка и самооценка
-Проверьте правильность ответов
(Эталон на слайде 2 и 3 )
Слайд2
1.М.д
9
5
10
3
4
4
10
4
9
4
Слайд3.
2. Решите примеры
1+3+5= 9 5+0-1=4 4-4+3=3
3+4-2=5 8+2-4=6 5+0+1=6
-Оцените себя. Нарисуйте смайлик.
-Кому удалось решить примеры без ошибок?
-Кто испытал затруднения?
-Где пригодится умение правильно считать? (в магазине, делая покупки; при решении задач)
3. Постановка учебной задачи .
1)Начнем мы с вами с наблюдения и практической работы(конверты с фигурами у пары)
-Достаньте из конверта 5 квадратиков и три 3 овала.
-Чего больше? На сколько больше?
-Чего меньше? На сколько меньше?
-Проверим правильность ответов. Для проверки будем убирать сразу по одному квадрату и одному овалу.
-Сколько осталось квадратов (2), овалов (0)
-Как же мы получили в ответе два? Что мы сделали? ( из 5 убрали (вычли) 3=2)
5-3=2
-Мы сравнили два числа 5 и 3 и узнали, что 53 на сколько? (на 2) и 3
2) Создание проблемной ситуации.
-Сравните, пожалуйста, таким же способом столы и стулья в классе
-Возможно ли это? (да, но занимает много времени)
- Попробуем сравнить 200 квадратиков и 160 овалов
-Возможно ли это? (нет; нет такого количества квадратов и овалов, а даже если бы мы имели такое количество выкладывать и сравнивать таким способом очень долго)
-Перед нами возникла проблема. Как поступить, когда нужно сравнивать большие числа? (вывести правило, как без помощи квадратов и овалов можно сравнить числа)
-Кто догадался, что мы сделали для того, чтобы сравнить числа 5 и 3 (из 5(большего числа) вычли 2 (меньшее число))
-Итак, сформулируйте правило
Слайд 4 - Чтобы узнать, на сколько меньше или больше число, надо из большего числа вычесть меньшее
4. Физминутка. ( Гимнастика для глаз . ) Слайд 5.
5 .Первичное закрепление
-Попробуем применить наши новые знания на практике
Работа с учебником ( стр.11 )
1) Сравни пары множеств по количеству элементов.
-Где больше элементов? Где меньше? На сколько больше? На сколько меньше?
- Каким действием это можно узнать? (Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее.)
6. Открытие нового знания .Слайд 6.
-Составьте задачу по данной схеме на сколько
Катя- 8г
На ? На ?
Аня- 10г.
-Расскажите свою задачу соседу по парте.
-Знаем ли мы данную схему, используя которую мы можем составить и решить задачу?
-Получается, перед нами возникла проблема (Поняли, что не знаем и сами должны найти способ)
-Некоторые дети попытались сами составить задачу, но не у всех это получилось
-Как вы думаете, какая цель будет у нашего урока? (научиться составлять и решать задачи по новой схеме)
- Ещё раз расскажите задачу.
Слайд 7 (на слайде текст задачи )
Катя нашла 8 грибов, а Аня – 10.На сколько больше грибов нашла Аня?
На сколько меньше грибов нашла Катя?
-Что можно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи (составление алгоритма)
Сравнить, вспомнив правило (Чтобы узнать, на сколько больше или меньше число, надо из большего вычесть меньшее)
- Запишем решение задачи в карточках (под пунктом 3)
Катя- 8г
На ? На ?
Аня- 10г.
10-8= на 2(г)
Ответ: На 2 гриба больше нашла Аня.
На2 гриба меньше нашла Катя.
7.Самостоятельное составление задачи с вопросами: «На сколько больше, меньше?»
Вернемся к схеме при составлении задачи, по которой у нас возникли проблемы
на сколько
На ? На ?
-Кто сможет составить задачу, зная правило, которое мы вывели на уроке?
Возможные варианты задач
8. Физминутка (мультимедиа «Суперфизминутка»)
Слайд 8
9. Самостоятельная работа с самопроверкой
Слайд 9
-Молодцы, вы хорошо потрудились. А теперь проверим, как хорошо усвоили новое знание
-Решите две задачи, выбрав правильный ответ и закрасив красным цветом кружок. (Задачи и возможные варианты ответов даны в карточках под пунктом 4 ).
1) У Толи 3 марки и 7 конвертов. На сколько больше конвертов, чем марок?
7-3 = на 4 (м) больше конвертов, чем марок
7+3= на 10 (м) больше конвертов, чем марок
2) В саду росло 9 яблонь и 6 груш. На сколько меньше груш, чем яблонь?
9-6= на3 (г) меньше груш, чем яблонь
9-6=на 3 (г) яблонь больше, чем груш
-Проверьте правильность ответов Сравните свои ответы и оцените себя
-Кто получил два плюса за решение задач? У кого вызвали затруднения эти задачи?
.
10. Работа в тетради (стр. 24-25).
1) Каких треугольников больше: зелёных или красных? На сколько больше? Каких треугольников меньше? На сколько меньше? Выполни задание по образцу.
2) В парке посадили 3 берёзы, 7 лип и 8 елей. На сколько лип больше, чем берёз? На сколько берёз меньше, чем елей? На сколько елей больше, чем лип?
11 .Рефлексия
-Какую цель мы ставили сегодня?
-Достигли ли мы ее?
-Чему мы еще учились?
Оцените смайликом, как для вас прошел сегодняшний урок.(Улыбка – удачно.
Ровные губки – было трудно, но я справился. Опущенные уголки губ – мне нужна помощь.)
-Благодаря чему мы добились хороших результатов на уроке? (Благодаря плану работы, вашему желанию, вниманию. Ведь давно известно, что хорошо того учить, кто хочет все знать).
-Спасибо за урок. Урок окончен.
Приложение 1.
Карточка ученика ____________________
1.М.д
2. Решите примеры
1+3+5= 5+0-1= 4-4+3=
3+4-2= 8+2-4= 5+0+1=
3. Решите задачу.
Катя нашла 8 грибов, а Аня – 10.
-На сколько больше грибов нашла Аня?
-На сколько меньше грибов нашла Катя?
Катя-8г
На ? На ?
Аня10г.
______________________
Ответ: на __ гриба больше
на __ гриба меньше
4.Самостоятельная работа.
1) У Толи 3 марки и 7 конвертов. На сколько больше конвертов, чем марок?
7-3 = на 4 (м) больше конвертов, чем марок
7+3= на 10 (м) больше конвертов, чем марок
2) В саду росло 9 яблонь и 6 груш. На сколько меньше груш, чем яблонь?
9-6= на3 (г) меньше груш, чем яблонь
9-6=на 3 (г) яблонь больше, чем груш
Приложение 2.
Использованная литература:
Суперфизминутка. Интернет – ресурс http://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E.
Учебник математики УМК «Перспектива» авторы Г.В.Дорофеев, Т.Н. Миракова – 2 часть.
Рабочая тетрадь по математике УМК «Перспектива» авторы Г.В.Дорофеев, Т.Н. Миракова – 2 часть.
Методическое пособие к учебнику МАТЕМАТИКА1 класс. Г. В. Дорофеев Т. Н. Миракова. Пособие для учителя. Российская академия наук Российская академия образования Издательство «Просвещение»