Просмотр содержимого документа
«Урок математики "Сложение и вычитание десятичных дробей"»
Урок № 125.10.03.2021
Тема: Решение упражнений по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей».
Тип урока: общеметодологической направленности
Цели урока: способствовать формированию умений и навыков учащихся в сложении и вычитании десятичных дробей, учить применять полученные знания при решении задач и уравнений;
Планируемые результаты:
предметные: овладение навыками вычислений с десятичными дробями; формирование умения решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения; использовать десятичные дроби при сравнении, решении уравнений;
метапредметные: умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики главы, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот; формирование умения планировать свою деятельность при решении учебных математических задач.
личностные: способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем.
Формы организации работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: Компьютер, проектор, учебники по математике, раздаточный материал, электронная презентация, выполненная в программе Power Point.
Ход урока.
1. Организационный момент
Прозвенел уже звонок, Начинаем наш урок. Мы друг к другу повернемся
И, конечно, улыбнемся. Пожелаю вам, друзья, Я ни пуха ни пера!
Создавать вам хорошее настроение будут персонажи любимых мультфильмов. Приступим к работе.
2. Актуализация знаний.
1. На доске числа. На какие группы можно их разделить? 24,07; 218; 0,314; 7; 2 5; 1,4 (Дети выделяют натуральные и дробные числа, правильные и неправильные дроби, смешанные числа, обыкновенные и десятичные дроби.)
Сегодня на уроке мы продолжаем вести разговор о десятичных дробях. Что мы умеем выполнять с десятичными дробями?
2. Сравните дес. дроби: 1) 3,5 и 3,05; 2)2,31 и 2,3; 3)5,023 и 5,047 4)23,45 и 5,74; 5)0,6 и 0,60
3. Клоун придумал несколько примеров на сложение и вычитание десятичных дробей, а чтобы было смешнее, стер в них запятые. Вот какие равенства у него получились:
1
27 + 23 =5
4
54 – 4 = 14
Восстановите запись. (На доске отмечают запятые)
2
536 + 204 = 74
5
308 +12 = 428
3
3 + 108 = 408
6
63 – 27 = 603
Предлагаю вам вспомнить материал. (работа парами)
1) Округлите десятичные дроби до десятых: 16,051 ≈ 16,1; до десятков: 664,3 ≈ 660
5) Решите уравнение: у – 2,7 = 3,4 (у = 6,1) Молодцы!
3. Решение практических задач. Историческая справка. «Кто же придумал десятичные дроби? Продолжаем рубрику «Знаете ли вы?». В Европе впервые подробно описал десятичные дроби талантливый фламандский инженер и учёный. Его фамилия зашифрована примерами и уравнениями. Заменив ответы примеров буквами, вы прочтёте его фамилию.
пример
ответ
буква
пример
ответ
буква
1
3,72 + 6,9 + 4,28
14,9
С
4
(х + 2,8) – 5,03 = 14,4
16,63
В
2
8,34 + 4,6 + 1,66
14,6
Т
5
х + 22,424 = 35
12,576
И
3
67 – х = 26,234
40,766
Е
6
(8,1 – х) – 0,93 = 5,4
1,77
Н
Учащиеся получают фамилию Стевин и учитель показывает его портрет. Симон Стевин (1548-1620 г.г.)
12,576
14,9
16,63
1,77
14,6
40,766
И
С
В
Н
Т
Е
3А) Расположите числа в порядке возрастания. 2,6; 3,8; 4,4; 4,8; 5; 6,6; 9,8.
4. Физминутка. Вы писали? Мы писали. Наши пальчики устали, А сейчас мы отдохнем
И опять писать начнем. Раз – поднялись, потянулись, Два – согнулись, разогнулись. Три в ладоши три хлопка, Головою 3 кивка. На четыре – руки шире, Пять руками помахать, Шесть – тихонько присесть.
5. Решение задач. Выполняем задания из творческой работы
Задача 1. В первый день турист прошел 4,9 км, что на 1,2 км меньше, чем во второй день. После двух дней похода ему осталось пройти еще 6 км. Какова протяженность маршрута?
1) 4,9 + 1,2 = 6,1 (км) прошел во второй день. 2) 4,9 + 6,1 + 6 = 17 (км) протяженность. Ответ : 17.
Задача 2. Собственная скорость катера (скорость в стоячей воде) равна 21,6 км/ч, а скорость течения реки 4,7 км/ч. Найдите скорость катера по течению и против течения.
Решение. 1) 21,6 + 4,7 = 26,3 (км/ч) скорость катера по течению.
2) 21,6 – 4,7 = 16,9 (км/ч) скорость катера против течения. Ответ: 26,3; 16,9.
Игра «Пчелка» Учитель: А сейчас немножко поиграем. Ваша задача следить за движением пчелки, которая перелетает с клетки на клетку. Я называю только координаты клетки, а число не произношу вслух. Вы должны найти сумму чисел, на которые «садилась пчелка». При этом записываете результат в таблицу. Затем проверяем
А
Б
В
1
2,3
3,5
2,2
2
6,3
1,5
4,4
3
3,3
3,9
1,1
А1 Б2; Б1 А2; В1 В2; Б2 А3; Б3 В3; В3 А3; Б2 В3
1
2,3 + 1,5
А1 Б2
3,8
4
1,5 + 3,3
Б2 А3
4,8
6
1,1 + 3,3
В3 А3
4,4
2
3,5 + 6,3
Б1 А2
9,8
5
3,9 + 1,1
Б3 В3
5
7
1,5 + 1,1
Б2 В3
2,6
3
2,2 + 4,4
В1 В2
6,6
Самостоятельная работа: «Магический квадрат».В пустые клетки прямоугольника впишите такие числа, чтобы сумма чисел по любой горизонтали, вертикали и диагонали была равна 5.
6. Подведение итогов урока. Рефлексия. Урок подходит к концу и все молодцы, справились со всеми заданиями, которые вам предлагались. Вы очень хорошо умственно потрудились, показали свои знания на практике.
Урок 1. Познавательный 2. Интересный 3. скучный
Я на уроке: 1. Работал ; 2. Отдыхал; 3. Помогал другим
Итог 1. Материал понятен; 2. Узнал больше, чем знал; 3. Не понял.
Желаю успехов.
Домашнее задания на 11 марта
I. Решите уравнение: 1) х + 2,56 = 4; 2) х -14,158 = 9,842; 3) 19,7 - х = 6,232; 4) (58 - х)- 41,3= 6,287.
II. Найдите значение выражения: 1) 12,07 - 5,453 + 4,007 - 5,6402;