I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
III. Целеполагание и мотивация.
IV. Первичное усвоение новых знаний.
V. Осознание и осмысление учебного материала.
VI. Первичное закрепление.
VII. Контроль и самопроверка.
VIII. Закрепление ранее изученного материала.
IX. Подведение итогов, рефлексия.
X. Домашняя работа.
Этапы урока | Деятельность учителя | Планируемые результаты УУД |
I. Организационный момент. | – С чем можно сравнить ваше настроение? (Слайд 2) Синестезия. | Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности, умение учиться и способность к организации своей деятельности Регулятивные: уметь осуществлять действие по инструкции учителя, слушать, когда говорят другие. |
II. Актуализация опорных знаний. | Повторить правила работы в группах. – Ребята, работаем в группах, перед вами «Весёлые примеры». Вам необходимо как можно быстро их решить, найти ответы на доске и, подписав их, вернуть карту учителю. 1 группа (слайд 3): Число ног у паука умножить на количество пальцев на руке у человека. (8 • 5 = 40) Бабушке 54 года, а внук в 9 раз младше. Сколько лет внуку? (54 : 9 = 6) 2 группа (слайд 4): Любимую оценку ученика умножить на самое маленькое двузначное число. (5 • 10 = 50) Тетрадь стоит 23 рубля. Сколько будут стоить 3 таких тетради? (23 • 3 = 69) Продолжительность урока уменьшить на число дней недели без выходных. (40 - 5 = 40) группа (слайд 5): Сегодняшнее число умножить на число гномов у Белоснежки. (5 • 7 = 35) Половину рубля уменьшить в число хвостов у 10 котов. : 10 = 5) Число детей в нашем классе умножить на порядковый номер самого короткого в году месяца (22 • 2 = 44) | Коммуникативные УУД: Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в группах и следовать им Уметь оформлять свои мысли в устной форме Умение слушать и понимать речь других Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков. Регулятивные УУД: уметь осуществлять действие по инструкции учителя, слушать, когда говорят другие. |
III. Целеполагание и мотивация | Постановка проблемы. – Расскажите, что вы знаете о делении? Урок продолжим с небольшой проверочной работы. Выполните самостоятельно задания на карточках. Если возникнет ещё что-то непонятное, подчеркните. 24 : 8 15 : 3 45 : 9 20 : 4 27 : 9 12 : 4 15 : 2 72 : 8 Вы смогли полностью выполнить задание? (Нет) – Почему? В чём затруднение? (15 :2) Чем похожи примеры и чем отличаются? (в примере 15 : 2 нет такого числа, при умножении которого на делитель можно получить делимое, число не делится нацело) Какой возник вопрос? (Познакомиться с новым приёмом деления) – А если всё же попытаться разделить, опираясь на предметные действия. Эксперимент 1. – Предлагаю такую ситуацию: у меня лежит стопка из 15 тетрадей, я её отдаю Никите и предлагаю разделить поровну между двумя учениками. – Попробуем. – Разделили? – Делаем вывод. Сколько получил каждый? (7) – Все ли тетради разделили? (Нет) – Почему оставшаяся тетрадь никому не досталась? (Потому что делили поровну) – Сколько осталось? (1) Так что такое 1? (Остаток) Давайте запишем это выражение. – Как вы думаете, куда записать оставшуюся тетрадь? В математике принято количество оставшихся предметов записывать так: 15 : 2 = 7 (ост. 2) – Сколько разделили без остатка?(14) Почему? Что важно знать при делении? (Таблицу умножения) – Так сколько раз по 2 содержится в 15? (7, ост. 1) Попробуйте прочитать это выражение, используя названия компонентов. (Слайд 6) Так, какая тема урока? (Деление с остатком) ОПРЕДЕЛИМ ЦЕЛЬ: Научится выполнять действие деление с ………….. ВОПРОСЫ: Как разделить число с ……………..? (Найти ближайшее наибольшее число, которое разделится без остатка) Как найти …………..? (Из числа вычесть разделившееся) Давайте определим, на какой ступени по знаниям данной темы мы можем с вами находиться и отметьте себя, пожалуйста, на лесенке. (Слайд 7) | Регулятивные: постановка и решение проблемы, принимать и сохранять учебную задачу, уметь формулировать тему урока, целеполагание; Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. Коммуникативные: владение диалогической формой речи. Познавательные: уметь осознано и произвольно строить устные речевые высказывания. |
Физминутка | Упражнение для снятия утомления с туловища. 1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний. Упражнение для мобилизации внимания. И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный. | |
IV Первичное усвоение новых знаний. | Эксперимент 2: – Мы – исследователи, а значит, должны как можно больше рассмотреть вариантов деления. На доске начерчены полоски, равные 10 см. Задание: – На какие числа можно разделить 10 нацело, без остатка? (10, 5, 2, 1) – Измерьте и узнайте, сколько раз по 3 см содержится в 10? – Какое решение запишем? 10 : 3 = 3 (ост. 1) – Что в записи означает 10? (делимое), 3? (делитель), 3? (частное), 1? (остаток). – Что мы с вами исследовали? (Деление с остатком). – Измерьте и узнайте, сколько раз по 4 см содержится в 10? – Какое решение запишем? 10 : 4 = 2 (ост. 2) – Что в записи означает 10? (делимое), 4? (делитель), 2? (частное), 2? (остаток). – Что мы с вами исследовали? (Деление с остатком). – Измерьте и узнайте, сколько раз по 6 (7, 8, 9) см содержится в 10? – Какое решение запишем? 10 : … = … (ост. …) – Что в записи означает 10? (делимое), 6 (7, 8, 9) (делитель), 1 (частное), 4 (3, 2) (остаток). – Что мы с вами исследовали? (Деление с остатком). | Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, контролировать действия партнёра, участвовать в коллективном обсуждении. Регулятивные : сохранять заданную цель урока Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; уметь осознано и произвольно строить устные речевые высказывания, уметь работать по алгоритму. |
V. Осознание и осмысление учебного материала. | Упр. на с. 26 учебника «Математика», ч. 2, вверху. – Как узнать, сколько раз по 3 содержится в 17? Раздать детям памятку «Как разделить число с остатком» Находим в таблице умножения (или деления) наибольшее число, близкое к делимому, которое можно разделить на делитель без остатка. Данное число делим на делитель. Это значение частного. Вычитаем разделившееся число из делимого – это остаток. | Познавательные: Использовать знаково-символические средства, в том числе модели для решения задачи. Регулятивные: уметь осуществлять действие по инструкции учителя, слушать, когда говорят другие, уметь анализировать и синтезировать информацию, делать вывод |
VI. Первичное закрепление. | – Какая тема нашего урока? – Какое открытие вы для себя сделали? Выполнение упражнений 1 и 2 на с. 26 учебника «Математика», ч. 2. (Слайд 8) Хором работаем по алгоритму. 1. Находим в таблице умножения (или деления) наибольшее число, близкое к делимому, которое можно разделить на делитель без остатка. 2. Данное число делим на делитель. Это значение частного. 3. Вычитаем разделившееся число из делимого – это остаток. 15 : 2 = 7 (ост.1). (Надо узнать, сколько раз по 2 содержится в 15? Делимое 15, наибольшее число, которое можно разделить на делитель без остатка – 14, делим на делитель 2, получаем значение частного 7. Вычитаем разделившееся число 14 из делимого 15 – это остаток 1) 15 : 4 = 3 (ост. 3) (Надо узнать, сколько раз по 4 содержится в 15? Делимое 15, наибольшее число, которое можно разделить на делитель без остатка – 12, делим на делитель 4, получаем значение частного 3. Вычитаем разделившееся число 12 из делимого 15 – это остаток 3) 15 : 3 = 5 (Надо узнать, сколько раз по 3 содержится в 15? Делимое 15, делитель 3, получаем значение частного 5. Разделившееся число 15 равно делимому 15, остаток равен 0 или остатка нет) 3. Выполни деление, сделав рисунки: 7 : 3 11 : 4 12 : 3 (Слайд 9) | Регулятивные : сохранять заданную цель урока Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; уметь осознано и произвольно строить устные речевые высказывания, уметь работать по алгоритму. |
Физминутка | Гимнастики глаз. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 - 5 раз. ФМ для улучшения мозгового кровообращения. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный. | |
VII. Контроль и самопроверка. | 1. На доске числовые выражения. (Слайд 9) – Выполните по алгоритму деление с остатком: 9 : 4 = 50 : 9 = 48 : 7 = 2. Самостоятельная работа – Выпишите и решите только те выражения, в которых деление выполняется с остатком. (Слайд 9) 56 : 8 = 16 : 3 = 45 : 8 = 36 : 8 = 60 : 7 = 48 : 6 = 81 : 9 = 43 : 5 = – Проверьте, как вы справились с работой. Критерии оценки: сколько выражений нашли, столько баллов набрали. (Слайд 10) 3. Выполнение теста (Слайд 11) 4. – А сейчас на какой ступени вы себя можете поставить? – Продвинулись по лесенке? (Слайд 12) | Личностные: способность к самооценке, самоконтролю, умение анализировать соответствие результатов требованиям конкретной задачи Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершение на основе учёта ошибок. |
VIII. Закрепление ранее изученного материала | 1. Упр. на с. 26 учебника «Математика», ч. 2. – Прочитайте задачу. О чём эта задача? (О тетрадях). Что известно? (В трёх тетрадях 54 листа бумаги). Что необходимо найти? (Сколько таких тетрадей получится из 90 листов, из 72 листов) . В задаче два вопросы. Мы можем сразу ответить на вопросы задачи? (Нет). Почему? (Мы не знаем, сколько листов в одной тетради). Мы можем это узнать? (Да). Каким действием? (Делением). А затем мы сможем ответить на первый вопрос задачи ? (Да) Каким действием? (Делением). На второй вопрос задачи? (Делением). Как лучше оформить задачу? (Краткой записью). Кто может выйти к доске и записать? 3 т. – 54 л. ? т. – 90 л. ? т. – 72 л. Решение. 1) 54 : 3 = 18 (л.) – в одной тетради 2) 90 : 18 = 5 (т.) 3) 72 : 18 = 4 (т.) Ответ: 5 тетрадей получится из 90 листов, 4 тетради получится из 72 листов. 2. Упражнение 4, с. 26. (Слайд 13) | Коммуникативные: сотрудничество с товарищами; сравнение полученных результатов; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствие с задачами. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. |
IX. Подведение итогов, рефлексия. | – Необходимо ли вам это новое открытие? Для чего? Достигли мы поставленной цели? Отметьте теперь себя на лесенке успеха (Слайд 14) | Регулятивные: Отвечать на вопросы учителя. Анализировать свою деятельность на уроке. |
X. Домашнее задание | № 5, с. 26, упр. под чертой на деление с остатком внизу страницы 26. | Записывать домашнее задание |
Тема. Деление с остатком (урок первый)