Урок-игра :"Путешествие на планету положительных и отрицательных чисел"
Тема урока: “Умножение и деление чисел с разными знаками”.
Цели урока: повторение изученного материала по теме “Умножение и деление чисел с разными знаками”, отработка навыков применения операций умножения и деления положительного числа на отрицательное число и наоборот, а также отрицательного числа на отрицательное число.
Задачи урока:
Образовательные:
Закрепление правил по данной теме;
формирование умений и навыков работы с операциями умножения и деления чисел с разными знаками.
Развивающие:
Развитие познавательного интереса;
развитие логического мышления, памяти, внимания.
Воспитательные:
Воспитание активности;
привитие учащимся навыков самостоятельной работы;
Оборудование урока:
Проектор и компьютер.
Ход урока
Учитель: Здравствуйте, ребята, я получила приглашение поучаствовать в конкурсе на лучшего математика, который проходит сегодня на планете “Отрицательных и положительных чисел”.
Магистр отрицательных наук отправил за нами свой личный звездный корабль.
Он предлагает вам отправиться в космическое путешествие на эту планету.
Проведем экзамен на готовность к полету. Я прошу моих помощников - консультантов взять маршрутные карты экипажа (прилож. табл. №, класс работает в 3 группы- по № рядов, консультанты уже знают, что в этих картах они должны учитывать работу своего экипажа).
Устная работа.
1)Что называют модулем числа? 2) Какое из двух отрицательных чисел считают большим?
3) Сформулируйте правило сложения отрицательных чисел. 4) Сформулируйте правило сложения чисел с разными знаками.
5) Как вычесть из одного числа другое? 6) Как найти длину отрезка н координатной прямой?
7) Сформулируйте правило умножения и деления чисел с разными знаками. 8) Сформулируйте правило умножения и деления отрицательных чисел.
Задание1: Даны числа (рис.2). Выполните сложение, умножение, деление, вычитание этих чисел.
(На доске прикреплены карточки, на них записаны два числа и рядом карточки со знаками действия. Учащиеся производят вычисление со знаком +, затем знак меняется на -, затем на умножение и деление.)
Задание 2:Вычислите: (слайд 3)
Задание3: Даны числа -12 и 3. (слайд 4) Назовите:
а) Модули этих чисел
б) Какое из чисел больше
в)Два целых числа, расположенных между ними
г)Два числа, которые меньше данных чисел
д)Два числа, которые больше данных чисел
е) Сумму данных чисел
ж)Разность данных чисел
з)Произведение данных чисел
и) Частное данных чисел?
Учитель:Корабль держит курс на планету “Отрицательных и положительных чисел”.(Слайд 5)
Учитель: Поступил сигнал SOS(Слайд 6)
Пиратами похищен Магистр отрицательных наук. Просьба ко всем, кто находится близко к зоне похищения, помогите”.Корабль меняет курс к Планете пиратов.
Учитель: Внимание. Справа по курсу Планета “Ветряных мельниц”.(Слайд 7)
Пираты испортили механизм мельниц. Необходимо оказать помощь местным жителям. Жители планеты просят, чтобы мы выполнили все действия и решили примеры, этим мы исправим механизм мельниц.(каждому раздается листок с заданием, затем сосед по парте проверяет, листки сдаются в конце урока)
Учитель.Посмотрите в окна иллюминаторов, какие красивые крупные звезды в ночном небе.( Слайд 10). Определите, какие созвездия встречаются на нашем пути. (На доску прикрепляются магнитные карты 6 созвездий <рис.№4>.
Задание: Чтобы определить название созвездий нужно решить примеры (написать на доске примеры под названием созвездий).
1) [4+3/7] * (- 7/31 ) = 3) [- 4-2/3] * [-3-3/7] = 5) -4,86 : 0,045 =
2) -85,2 : (-1,2) = 4) [2/3] : [-1 -1/4 ] = 6) ( [2/3-5/6] )³ * [-3-3/5]=
Ответы : Волк – 16, Кассиопея – 48, Цефей – 71, Журавль – -8/15, Павлин – 1, Муха – 108.
Учитель:Впереди по курсу Планета “Горы Мозгодрома”.Совершаем посадку для разведки.
Задача экипажу: Необходимо подняться на вершину горы, чтобы посмотреть, где находится планета пиратов “Пиратские острова”. Чтобы подняться на вершину, необходимо преодолеть трудности.
(На доску прикрепляется нарисованная модель горы (рис. 5) с разными уровнями-трудностями.)
Трудность1. Решить уравнение: (3/5)* Х = - 0,9
Трудность 2. Найти значение выражения: -42Y +Y при Y= -30; 5
Трудность 3. Решить уравнение:( -2/7)/(3/14) = x/(5/6)
Физкульминутка: Слайд 15
Учитель:Планета “Пиратские острова”.
Кого уважают пираты. Храбрых? Нет. Сильных? Нет. Ловких? Нет. Неверно.Больше всего пираты любят математику и математиковОб этом даже в пиратской песне поется(Cлайд 17) Без математиков пираты не смогли бы сосчитать сокровища.Пираты согласны отпустить магистра отрицательных чисел с одним условием, что мы выполним их задания:
Условие 1: Отгадать, как зовут их атамана.(Слайд 18)
Ответ:(Слайд 19)
Условие 2. (Слайд 20)
Учитель.Пираты согласились отпустить магистра отрицательных наук (слайд 22), благодаря вашей помощи, вашим знаниям и находчивости, вашей крепкой дружбе.
Возвращаемся домой.Корабль держит курс на планету “Земля”. (Слайд 23)
IV. Итоги урока.
Понравилосьпутешествовать? Как вы думаете, какие знания помогали нам в путешествии? Придумайте самый трудный вопрос для себя. А теперь мы его зададим…(Ученик выбирает карточку с написанной заранее фамилией)
Сегодня за урок все получат оценки, но после обработки собранной информации.
V. Домашнее задание. Придумать тест, сказку, кроссворд и т.д.по теме: «Положительные и отрицательные числа».