Для создания педагогических ситуаций, стимулирующих познавательную деятельность, нередко используются игровые приеме и задания, которые способствуют воспитанию у учащихся заинтересованного и сознательного отношения к процессу обучения математике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Для создания педагогических ситуаций, стимулирующих познавательную деятельность, нередко используются игровые приеме и задания, которые способствуют воспитанию у учащихся заинтересованного и сознательного отношения к процессу обучения математике.
Для тематического повторения отбираются, как правило, самые существенные вопросы раздела. И чтобы завершающий его контроль был максимально продуктивен, я провожу уроки – лабиринты.
Такое повторение я рассматриваю, во-первых, как формирующее определенные качества личности: познавательную активность, умение логически мыслить и рационально работать: во-вторых, для закрепления программного материала.
Недостаточно только вводить в повторение новый материал и новые учебные задачи. Надо включить в активную работу максимальное количество учащихся, привлечь их самих к контролю результатов повторения, дать им ощущение успеха, достижения трудного. Поэтому организуются непосредственное общение детей друг с другом в процессе решения конкретных задач.
Классу предлагается разделиться на команды по 4-5 человек. Оговаривается принцип подбора: в каждой команде должен быть ведущий – ученик, обладающий достаточным объемом знаний по данной теме и ведомый – тот, кому в силу различных обстоятельств (пробелы, стиль мышления и т.д.) не под силу трудные задачи. Выбирается капитан, координирующий работу команды. Договариваются, кто будет выполнять роль контролера и знатока в то время, как вся команда не будет непосредственно проходить лабиринт. Устанавливается, что поощряется высказывать любые идеи, какой бы странной не первый взгляд она не казалась. Допускается критика только идей, а не высказывающих их учеников. Высоко оцениваются оказание творческой помощи партнеру по команде.
Урок – лабиринт проводится в соревновательной форме в три этапа. Продолжительность его обычно ограничивается сдвоенным уроком математики. На первом и втором этапах соревнуются по три различные команды. Остальные в это время или осуществляют роль контролеров при прохождении чужой командой пунктов лабиринта, оценивая добавлением или снятием очков продуктивность участия каждого члена команды, творческую атмосферу при работе, уровень взаимопомощи, или как «знатоки» вместе с учителем работают в «справочном бюро», где не просто подсказываются, а даются указания, советы, консультации, вспомогательные задания.
«Знатоки» анализируют черновики решений и ответов, после того как команда прошла пункт лабиринта, чтобы исключить элемент угадывания или подбора ответов. У «Справочного бюро» есть право окончания этапа задать уточняющие вопросы членам команды, а так же поощрить или наказать команду очками. Команда, первая из трех окончившая этап, получает весомую сумму очков, и объявляется, как правило, победительницей этапов. Иногда к ним по решению ребят может быть добавлена третья команда, не на много отставшая от них по очкам и показавшая достаточно интересную творческую работу внутри своей группы. Свободные в данный момент от лабиринта учащиеся работают самостоятельно на месте, виляя через кодоскоп образцы заданий с каждого пункта и имея возможность сравнить свою скорость решения и ответы с быстротой и правильностью решений участвующих команд и последующим анализом заданий.
Приведу пример одного этапа такого урока – лабиринта по теме «Квадратные функции, уравнение, неравенства».
В начале урока актуализируются, обобщаются и систематизируются знания по этой теме. Каждая команда предъявляется и защищает свой плакат – опорный сигнал. Это их домашняя работа. На плакате должны были найти отражение повторяемые объекты (квадратичная функция, графики и свойства квадратичных функций разного вида, квадратные корни и их свойства, квадратные уравнения и неравенства, системы квадратных уравнений и неравенств, их графическое решение), связи между ними. Опорный сигнал должен быть лаконичным, красочным, позволяющим как повторять по нему, так и развивать своё мышление. Подготовительная работа по обучению ребят обобщать и систематизировать материал вообще и по этой теме в частности, по составлению опорных сигналов проводилась на предыдущих уроках и консультациях. Опорный сигнал – плод групповой творческой работы.
Затем команды начинают прохождение лабиринта. Для этого выбирается по 4 парты в трех рядах как 4 пункта для каждой команды. На каждой парте лежит по пять карточек с заданиями. Свои места занимают: на первых пунктах – «контролеры», за «столом справок» - «знатоки». Остальные учащиеся, не занятые в лабиринте, контроле и консультациях, располагается по периметру класса, наблюдая за кодоскопом.
Каждая карточка имеет варианты ответов под буквами в, е, н, о, р, или н, о, т, ч, или в, е, о, т, или и, н, ф, ш и номер от 1 до 5 по нарастанию сложности.
Команды одновременно подходят к первому пункту и начинают работать. Выбранный ответ на каждую карточку записывается и сообщается «контролеру». Тот складывает буквы и, если получается слово «верно», или «точно», или «ответ», или «финиш», переходит с командой на следующую парту – пункт лабиринта. Контролируемый отмечает баллами организацию работы в команде ,личный вклад каждого в верный ответ. Ведь индивидуальная и групповая работы чередуются командной самостоятельно. Команды могут применять и «брейнстромринг» - «мозговой штурм», но по времени выигрывает обычно та команда, где вначале каждый качественно поработал над своим вопросом, не перекладывая его на других.
Если слово не складывается, то команда или анализирует спорные ответы сама, или обращается в «справочное бюро».
После каждого из первых двух этапов «справочное бюро», сверившись с «контроллерами», объявляет баллы команд и победителя. Перед третьим этапом проводится общее обсуждение для выбора двух или трех команд. После окончания завершающего этапа в конце урока анализируются вопросы, ответы, наиболее каверзные задания, дается оценка работе команд, личного вклада каждого, «контроллеров» и «знатоков».