«Два в одном» - это урок об одном из интереснейших царств живой природы, которое объединяет в себе признаки как минимум 2х царств. Это Царство Растения и Царство Животные. А речь на этом уроке пойдет о Грибах. Урок комбинированный, требующий тщательной подготовки педагога (в плане разработки дидактического и раздаточного материала). Весь урок сопровождается электронной презентацией, и видеороликами. Урок насыщен разнообразными формами работы.
Цель: ознакомить с внешним строением шляпочных грибов и расширить кругозор о них
Задачи:
изучить внешнее строение шляпочного гриба;
научить называть части шляпочного гриба;
развить умения выделять главное, быстро ориентироваться при выполнении данных на уроке заданий, устанавливать причинно-следственные связи, слушать одноклассника; работать со средствами технической оснащенности (мультимедиапроектор).
Планируемые результаты:
предметные
знание особенностей строения шляпочного гриба;
воспроизвести в памяти названия грибов, а также внешний вид некоторых из них;
метапредметные:
умение работать с дидактическим материалом, с учебником, с презентацией, с живым объектом;
умение взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности;
умение соотносить информацию разных предметов (литература и биология);
личностные:
развивать познавательный интерес к изучению разнообразия грибов.
Оборудование и материалы: компьютер, мультимедиа проектор, музыкальные колонки, подносы-ванночки, небольшие коробочки для складывания кусочков пластилина, шампиньоны на каждую пару по одному плодовому телу или разреза плодового тела (целый гриб без грибницы); биологический лабиринт на каждую пару, пластилин на каждую пару по 3 кусочка разного цвета, сложенные в небольшие коробочки, презентация в программе Power Point «Виды грибов», видеоролик – отрывок из мультфильма «Кувшинчик и дудочка» и фильма «Морозко», «Магический квадрат» с терминами о грибах на парту, текст для инсценировки «Части гриба», рубашка (национальная), шляпка гриба (самодельная), нарисованная грибница; резиновые игрушки 4 штуки, растения (лучше искусственные) – 4 штуки.
Образовательное пространство: парты стоят обычно, учащиеся размещаются по парно, на столах: коробочки закрытые с 3 цветами пластилина (можно на каждого, если класс небольшой), «Лабиринты» лежат текстом вниз, выборочно разложены 4 резиновые игрушки символизирующих животных и 4 растения (пластмассовые), влажные салфетки. Отдельно поставлены 2 свободные парты на некотором расстоянии друг от друга. На партах лежит учебник. Полоски со словами.
Стадия вызова: Учащимся заранее раздаются заготовленные биологические лабиринты. В лабиринте зашифрованы названия грибов, но об этом учащиеся не знают (лучше взять те названия, с которыми учащиеся могли встречаться ранее). Идя от одного края к другому, по правильному пути они разгадывают название гриба. На каждую пару учащихся раздается свой лабиринт со своим названием гриба. Вопросы в лабиринте подбираются по пройденным темам раздела «Ботаника» (вопросы легкие, требующие ответа «да» или «нет»). Учитель заранее предупреждает учащихся о том, что не стоит озвучивать полученные результаты (Приложение №1).
С учащимися проводится физкультминутка на растирание ладоней.
Затем учитель просит взять кусочки пластилина в руки (также раздаются заранее на каждую парту 3 разных кусочка (два из них должны соответствовать цвету ножки и шляпки, а третий – любой), которые сложены в небольшие закрытые коробочки; необходимо учесть, что у каждой пары детей свой гриб и цвета пластилина надо подобрать соответствующие). Из 3х выбрать те, которые, по мнению ребят, наиболее точно будут характеризовать одну из частей полученного объекта из биологического лабиринта. Ребятам дается 1-2 минуты для лепки пока «неизвестного» объекта.
Учитель просит поднять над головой, то, что у ребят получилось. Задает вопрос: «О чем мы будем сегодня говорить?» (О грибах).
Далее проводится сверка результатов лепки с реальными объектами - грибами. Демонстрация на слайдах и выяснение кто, какой гриб расшифровал и слепил.
Учителем называется гриб, ребёнок поднимает над головой слепленный гриб, на экране появляется изображение гриба. И так проверяются все грибы (Приложение 2).
На парты учащимся в начале урока разложены игрушки. Учитель просит их взять и задает вопрос: «Что это? Кто это? К каким царствам живого они относятся?» (Растения и Животные). Взявших в руки «Животных» и «Растения» просит собраться в 2 группы. Для групп приготовлены 2 учебника с текстом. Поработав с ним, ребята должны выбрать характеристики свойственные их царствам. Из слов, лежащих на столе, учащиеся должны выбрать только те признаки, которые их сближают с грибами. Выбрав нужные характеристики, дети помещают их на доску, прикрепляя магнитиками, отдельно для растений и животных (если у ребят не все получилось, подключают к работе класс: учитель читает, ребята выделяют нужное).
Во время этой работы остальная часть класса разгадывает 4-5 загадок о грибах (на выбор учителя).
По итогам работы учитель объявляет тему урока и просит пояснить её название.
Стадия осмысления. Объявляется тема, озвучиваются основные цели и задачи урока.
Ребятам на каждую парту раздаётся живой объект – гриб – шампиньон (можно приобрести в любое время года)
Анализируя его, ребята должны изучить внешнее строение. Найти: шляпку, ножку, плодовое тело. Определиться какой части гриба нет на их объекте.
Показывая на экране, ребята называют части гриба. На экране выходят обозначения частей. Затем учитель просит нарисовать гриб в тетради, на это отводит 2 минуты, но обозначения убирает с экрана и просит закрыть все учебники.
В это время выбирает себе 3 человека, переодевает их за классом (за ширмой, в лаборантской комнате), раздает слова для небольшой инсценировки, в которой каждая «часть» гриба должна рассказать о своём значении для гриба.
Текст для сценки:
Кто я?
Грибница.
Именно меня называют телом гриба, а не то, что вы едите. Я живу в почве много лет и похожа на белые нити. Они называются гифы. Именно от меня вырастают новые плодовые тела гриба. А ещё я всасываю вещества из почвы, оплетая корни деревьев, беру у них органические вещества.
А как называют меня?
Ножка.
Я соединяю грибницу и шляпку. Многие меня зовут пеньком, потому что я несу на себе шляпку. Иногда я надеваю юбочку. Чаще всего это признак того, что я несъедобный.
Мне кажется я самая симпатичная часть гриба? Как же меня называют?
Шляпка.
Сверху я могу быть окрашена в разные цвета. Бываю сморщенной. Могу иметь хлопья у ядовитых. А нижняя сторона у одних может состоять из трубочек, а у других – пластинок. В трубочках и пластинках созревают споры. Ими гриб размножается.
Перед тем как начнется инсценировка, проводится физкультминутка, в ходе которой учитель задает вопрос, а ребята жестами должны показать основные части гриба, предварительно предлагает действия как это можно сделать (изобразить их).
Затем в класс приглашаются «части» гриба. В класс входят по очереди и рассказывают о себе (заставлять ребят учить наизусть не стоит, это импровизация для них, можно просто с выражением прочитать (сыграть) с листа). Учитель просит собраться части гриба в целый, и, сопоставляя с рисунком на экране, вновь повторяет основные части гриба.
Хвалит за выполненную работу и проводит закрепление. Задает вопросы: А что же нового, необычного узнали из рассказа частей гриба?
Рефлексия.
Как называется самая яркая часть гриба? (шляпка)
Что соединяет грибницу и шляпку? (ножка)
Как по-другому называют ножку? (пенёк)
Что образуют шляпка с ножкой? (плодовое тело)
Где находится тело гриба? (в земле) То есть это? – грибница (могут быть еще варианты ответов.)
Чем образована нижняя часть шляпки гриба? (трубочками и пластинками)
Что находится на концах трубочек и между пластинками? (споры)
Зачем нужны споры? (для размножения)
Для чего нужна грибница? (размножение и питание гриба)
О чем говорит наличие юбочки? (о несъедобности)
Предлагает выполнить «Магический квадрат», для закрепления терминов (на парту).
Обобщив полученное, ребятам задаётся вопрос: А знаете ли вы Грибы, которые являются главными героями сказок, мультфильмов? (предполагаемые ответы: «да» и названия: «Морозко» и «Кувшинчик и дудочка» и др.)
На экране появляется сказочный гриб с надписью СТАРИЧОК. Ребятам предлагается продолжить название.
Демонстрируется видеоролик с участием Старичка-Боровичка из мультфильма «Кувшинчик и дудочка».
Объяснение домашнего задания и оценка работы учащихся учителем. Домашнее задание дается по вариантам: сочинить поучительный рассказ, сказку о том грибе, который в каждой паре был в начале урока. Предварительно демонстрируется видеоролик – отрывок из фильма «Морозко» как пример для выполнения домашнего задания.
Общая рефлексия. Проводится виртуальная экскурсия (можно презентацией, видео, или по энциклопедии «О грибах»). Можно сопроводить небольшим комментарием. Например: «Царство грибов представлено очень большим разнообразием грибов. Их можно разделить на съедобные и несъедобные, одноклеточные и многоклеточные, яркие и невзрачные, гладкие и сморщенные, имеющих ножку и без нее, трубчатые и пластинчатые, полезные и паразиты, плесневые. Их очень много. С частью из них мы сегодня с Вами познакомились. О других мы будем говорить дальше на уроках биологии (одновременно с этим рассказом, на парту раздается по 2 цветные фотографии грибов)
Ребят просят выйти из-за парт (лучше собраться в свободном пространстве класса) и распределиться в группы по оправленному признаку, который они сами увидят на картинках. Затем каждая группа ребят объясняет, по какому признаку они объединились. В завершении учитель берет их всех за руки и задает вопрос: «Почему я Вас всех объединила?» Ответ: «Мы все относимся к Царству Грибы».
Ребята проходят за парты и приводят в порядок рабочие места.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: ознакомить с внешним строением шляпочных грибов ирасширить кругозор о них
Задачи:
изучить внешнее строение шляпочного гриба;
научить называть части шляпочного гриба;
развить умения выделять главное, быстро ориентироваться при выполнении данных на уроке заданий, устанавливать причинно-следственные связи, слушать одноклассника; работать со средствами технической оснащенности (мультимедиапроектор).
Планируемые результаты:
предметные
знание особенностей строения шляпочного гриба;
воспроизвести в памяти названия грибов, а также внешний вид некоторых из них;
метапредметные:
умение работать с дидактическим материалом, с учебником, с презентацией, с живым объектом;
умение взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности;
умение соотносить информацию разных предметов (литература и биология);
личностные:
развивать познавательный интерес к изучению разнообразия грибов.
Оборудование и материалы: компьютер, мультимедиа проектор, музыкальные колонки, подносы-ванночки, небольшие коробочки для складывания кусочков пластилина, шампиньоны на каждую пару по одному плодовому телу или разреза плодового тела (целый гриб без грибницы); биологический лабиринт на каждую пару, пластилин на каждую пару по 3 кусочка разного цвета, сложенные в небольшие коробочки, презентация в программе Power Point «Виды грибов», видеоролик – отрывок из мультфильма «Кувшинчик и дудочка» и фильма «Морозко», «Магический квадрат» с терминами о грибах на парту, текст для инсценировки «Части гриба», рубашка (национальная), шляпка гриба (самодельная), нарисованная грибница; резиновые игрушки 4 штуки, растения (лучше искусственные) – 4 штуки.
Образовательное пространство: парты стоят обычно, учащиеся размещаются по парно, на столах: коробочки закрытые с 3 цветами пластилина (можно на каждого, если класс небольшой), «Лабиринты» лежат текстом вниз, выборочно разложены 4 резиновые игрушки символизирующих животных и 4 растения (пластмассовые), влажные салфетки. Отдельно поставлены 2 свободные парты на некотором расстоянии друг от друга. На партах лежит учебник. Полоски со словами.
Стадия вызова: Учащимся заранее раздаются заготовленные биологические лабиринты. В лабиринте зашифрованы названия грибов, но об этом учащиеся не знают (лучше взять те названия, с которыми учащиеся могли встречаться ранее). Идя от одного края к другому, по правильному пути они разгадывают название гриба. На каждую пару учащихся раздается свой лабиринт со своим названием гриба. Вопросы в лабиринте подбираются по пройденным темам раздела «Ботаника» (вопросы легкие, требующие ответа «да» или «нет»). Учитель заранее предупреждает учащихся о том, что не стоит озвучивать полученные результаты (Приложение №1).
С учащимися проводится физкультминутка на растирание ладоней.
Затем учитель просит взять кусочки пластилина в руки (также раздаются заранее на каждую парту 3 разных кусочка (два из них должны соответствовать цвету ножки и шляпки, а третий – любой), которые сложены в небольшие закрытые коробочки; необходимо учесть, что у каждой пары детей свой гриб и цвета пластилина надо подобрать соответствующие). Из 3х выбрать те, которые, по мнению ребят, наиболее точно будут характеризовать одну из частей полученного объекта из биологического лабиринта. Ребятам дается 1-2 минуты для лепки пока «неизвестного» объекта.
Учитель просит поднять над головой, то, что у ребят получилось. Задает вопрос: «О чем мы будем сегодня говорить?» (О грибах).
Далее проводится сверка результатов лепки с реальными объектами - грибами. Демонстрация на слайдах и выяснение кто, какой гриб расшифровал и слепил.
Учителем называется гриб, ребёнок поднимает над головой слепленный гриб, на экране появляется изображение гриба. И так проверяются все грибы (Приложение 2).
На парты учащимся в начале урока разложены игрушки. Учитель просит их взять и задает вопрос: «Что это? Кто это? К каким царствам живого они относятся?» (Растения и Животные). Взявших в руки «Животных» и «Растения» просит собраться в 2 группы. Для групп приготовлены 2 учебника с текстом. Поработав с ним, ребята должны выбрать характеристики свойственные их царствам. Из слов, лежащих на столе, учащиеся должны выбрать только те признаки, которые их сближают с грибами. Выбрав нужные характеристики, дети помещают их на доску, прикрепляя магнитиками, отдельно для растений и животных (если у ребят не все получилось, подключают к работе класс: учитель читает, ребята выделяют нужное).
Во время этой работы остальная часть класса разгадывает 4-5 загадок о грибах (на выбор учителя).
По итогам работы учитель объявляет тему урока и просит пояснить её название.
Стадия осмысления. Объявляется тема, озвучиваются основные цели и задачи урока.
Ребятам на каждую парту раздаётся живой объект – гриб – шампиньон (можно приобрести в любое время года)
Анализируя его, ребята должны изучить внешнее строение. Найти: шляпку, ножку, плодовое тело. Определиться какой части гриба нет на их объекте.
Показывая на экране, ребята называют части гриба. На экране выходят обозначения частей. Затем учитель просит нарисовать гриб в тетради, на это отводит 2 минуты, но обозначения убирает с экрана и просит закрыть все учебники.
В это время выбирает себе 3 человека, переодевает их за классом (за ширмой, в лаборантской комнате), раздает слова для небольшой инсценировки, в которой каждая «часть» гриба должна рассказать о своём значении для гриба.
Текст для сценки:
Кто я?
Грибница.
Именно меня называют телом гриба, а не то, что вы едите. Я живу в почве много лет и похожа на белые нити. Они называются гифы. Именно от меня вырастают новые плодовые тела гриба. А ещё я всасываю вещества из почвы, оплетая корни деревьев, беру у них органические вещества.
А как называют меня?
Ножка.
Я соединяю грибницу и шляпку. Многие меня зовут пеньком, потому что я несу на себе шляпку. Иногда я надеваю юбочку. Чаще всего это признак того, что я несъедобный.
Мне кажется я самая симпатичная часть гриба? Как же меня называют?
Шляпка.
Сверху я могу быть окрашена в разные цвета. Бываю сморщенной. Могу иметь хлопья у ядовитых. А нижняя сторона у одних может состоять из трубочек, а у других – пластинок. В трубочках и пластинках созревают споры. Ими гриб размножается.
Перед тем как начнется инсценировка, проводится физкультминутка, в ходе которой учитель задает вопрос, а ребята жестами должны показать основные части гриба, предварительно предлагает действия как это можно сделать (изобразить их).
Затем в класс приглашаются «части» гриба. В класс входят по очереди и рассказывают о себе (заставлять ребят учить наизусть не стоит, это импровизация для них, можно просто с выражением прочитать (сыграть) с листа). Учитель просит собраться части гриба в целый, и, сопоставляя с рисунком на экране, вновь повторяет основные части гриба.
Хвалит за выполненную работу и проводит закрепление. Задает вопросы: А что же нового, необычного узнали из рассказа частей гриба?
Рефлексия.
Как называется самая яркая часть гриба? (шляпка)
Что соединяет грибницу и шляпку? (ножка)
Как по-другому называют ножку? (пенёк)
Что образуют шляпка с ножкой? (плодовое тело)
Где находится тело гриба? (в земле) То есть это? – грибница (могут быть еще варианты ответов.)
Чем образована нижняя часть шляпки гриба? (трубочками и пластинками)
Что находится на концах трубочек и между пластинками? (споры)
Зачем нужны споры? (для размножения)
Для чего нужна грибница? (размножение и питание гриба)
О чем говорит наличие юбочки? (о несъедобности)
Предлагает выполнить «Магический квадрат», для закрепления терминов (на парту). В раздаточном материале 3 колонки: в 1- квадрат с буквами (его надо заполнить цифрами)
Во 2 - буквы с вопросами (количество букв соответствует количеству их в квадрате)
В 3 – цифры с ответами на вопросы во второй колонке. Их необходимо соотнести.
А
4
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Например: А. Второе название грибницы – мицелий. Он находится под цифрой 4. Вписываем это число в клеточку с буквой А и так далее)
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Определения
Термины
Второе название грибницы
Шляпка
Шляпка и ножка образуют….
Споры
Что находится между пластинками гриба
Юбочка
Вырост на ножке
Мицелий
Что соединяет шляпку с грибницей
Ножка
Собственно тело гриба
Пенёк
Имеет шляпку, ножку, грибницу
Грибница
Самая яркая часть гриба
Гриб
Второе название ножки
Плодовое тело
Обобщив полученное, ребятам задаётся вопрос: А знаете ли вы Грибы, которые являются главными героями сказок, мультфильмов? (предполагаемые ответы: «да» и названия: «Морозко» и «Кувшинчик и дудочка» и др.)
На экране появляется сказочный гриб с надписью СТАРИЧОК. Ребятам предлагается продолжить название.
Демонстрируется видеоролик с участием Старичка-Боровичка из мультфильма «Кувшинчик и дудочка».
Объяснение домашнего задания и оценка работы учащихся учителем. Домашнее задание дается по вариантам: сочинить поучительный рассказ, сказку о том грибе, который в каждой паре был в начале урока. Предварительно демонстрируется видеоролик – отрывок из фильма «Морозко» как пример для выполнения домашнего задания.
Общая рефлексия. Проводится виртуальная экскурсия (можно презентацией, видео, или по энциклопедии «О грибах»). Можно сопроводить небольшим комментарием. Например: «Царство грибов представлено очень большим разнообразием грибов. Их можно разделить на съедобные и несъедобные, одноклеточные и многоклеточные, яркие и невзрачные, гладкие и сморщенные, имеющих ножку и без нее, трубчатые и пластинчатые, полезные и паразиты, плесневые. Их очень много. С частью из них мы сегодня с Вами познакомились. О других мы будем говорить дальше на уроках биологии (одновременно с этим рассказом, на парту раздается по 2 цветные фотографии грибов)
Ребят просят выйти из-за парт (лучше собраться в свободном пространстве класса) и распределиться в группы по оправленному признаку, который они сами увидят на картинках. Затем каждая группа ребят объясняет, по какому признаку они объединились. В завершении учитель берет их всех за руки и задает вопрос: «Почему я Вас всех объединила?» Ответ: «Мы все относимся к Царству Грибы».
Ребята проходят за парты и приводят в порядок рабочие места.