Просмотр содержимого документа
«Урок "Числовые неравенства"»
МКОУ «Ирганайская СОШ им. М. А. Заргалаева»
Конспект урока
«Числовые неравенства».
Класс: 8
Учитель: Тажудинова П. Г.
Урок «Числовые неравенства»
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Ход урока
1.Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Мысли о перемене оставим позади и погрузимся в мир – математики. «Числа правят миром», сказал в своё время Пифагор и это действительно так.
Тема сегодняшнего урока: «Числовые неравенства».
Цель урока: понятие числового неравенства и универсального способа сравнения неравенств, научиться применять их к доказательству неравенств.
А для достижения этих целей нам поможет ваше хорошее настроение и внимание.
2.Актуализация знаний и умений
Учитель: Можно ли сравнить два любых числа? (можно)
- С помощью, каких знаков сравниваются числа? (равно, больше, меньше)
- Тогда для чисел 𝑎 и 𝑏 выполняется только одно из соотношений: 𝑎 = 𝑏, или 𝑎 𝑏, или 𝑎 𝑏.
Вспомним правила сравнения чисел. Вместо пропусков вставьте больше или меньше:
а) из двух положительных чисел больше то, модуль которого…(больше);
б) из двух отрицательных чисел больше то, модуль которого…(меньше);
в) любое отрицательное число … (меньше) положительного;
г) любое положительное число … (больше) нуля;
д) любое отрицательное число … (меньше) нуля.
- Какое правило применяем для сравнения чисел, расположенных на координатной прямой?
Большее число расположено правее, а меньшее число расположено левее.
При выполнении заданий мы с вами пользовались только знаками «» (больше) и «
3.Объяснение нового материала
Неравенство - это два числа или математические выражения, соединенных одним из знаков: (больше), (меньше), (больше или равно), (меньше или равно). Неравенства, содержащие знак , называют строгими, а содержащие знак ⩽ или⩾ - нестрогими.Неравенства, содержащие только числа, называются числовыми неравенствами.
1) Сравните положительные обыкновенные дроби и . Для этого их приведём к общему знаменателю 99 и получим и . Знаменатели дробей одинаковые, но числитель первой дроби 55 больше, чем числитель54 второй дроби. Поэтому первая дробь больше второй: , или .
2) Сравните положительные десятичные дроби 2,716 и 2,72. Цифры в разрядах единиц и десятых у двух данных дробей одинаковые. В разряде сотых первой дроби стоит цифра 1, а во второй дроби – цифра 2. Так как 1
3) Сравните положительные обыкновенную дробь и десятичную дробь 0,35. Для этого обратим обыкновенную дробь в десятичную и получим
= 0,35 (т.е. данные дроби равны).
4) Сравните отрицательные числа -17 и -22. Найдём модули данных чисел:
|-17|=17 и |-22|=22. Так как модуль первого отрицательного числа меньше модуля второго отрицательного числа (т.е. 17 -22.
В данных примерах в зависимости от конкретного вида чисел мы использовали тот или иной способ сравнения. Однако удобно иметь такой способ сравнения чисел, который охватывает все случаи. Это – универсальный способ сравнения чисел. Он заключается в том, что составляют разность чисел и выясняют, является ли она положительным числом, отрицательным числом или нулем.
Какое общее правило вы знаете для сравнения действительных чисел?
Определение. Число 𝑎 больше числа 𝑏, если разность 𝑎 - 𝑏 положительное число; число 𝑎 меньше числа 𝑏, если разность 𝑎 - 𝑏 отрицательное число; число 𝑎 равно числу 𝑏, если разность 𝑎 – 𝑏 равно нулю.
Разность чисел
𝑎 – 𝑏 0
𝑎 – 𝑏
𝑎 – 𝑏 = 0
Соотношения между числами
𝑎 𝑏
𝑎 𝑏
𝑎 = 𝑏
Физкультминутка Дружно с вами мы считали И про числа рассуждали, А теперь все дружно встали. Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело.
4. Первичное усвоение, осознание и осмысление нового материала
Устная работа
1. Сравнить 𝑎 и 𝑏, если 𝑎 – 𝑏 равно:
а) – 3; б) 0,2; в) 0; г) (-3)⁶;
д) (–6,4)⁵; е) 2√3 – 3.
2. Известно, что 𝑎𝑏. Может ли разность 𝑎 – 𝑏 выражаться числом 3,72? – 5? 0?
3. Сравнить: а) и 6 ; б)3 и ; в) и ; г) и 14
Представим 50 в виде произведения 25 *2 или 6 заменим * .
Верно ли неравенство:
а) 0,9 – 1,1·1,3
б) 168·(-5)
в) (1,4·10‾⁵)·(1,6·10⁶)
г) (1,5·10‾³)·(2,1·10⁴)30?
Сравните значения выражений:
а)47,5² – 42,5² и 90; б) 67 +64 и 66 · 2; в) и 3,9+1,9.
Универсальный способ удобно использовать и при сравнении алгебраических выражений.
Даны выражения 3𝑎(𝑎+6) и (3𝑎+6)(𝑎+4).
Сравните их значения при 𝑎= –5; 0; 40.
Докажите, что при любом 𝑎 значение первого выражения меньше значения второго.
При любых значениях переменной 𝑎сравним значения выражений
(𝑎– 2)(𝑎– 7) и (𝑎– 4)(𝑎– 5).
Найдём разность двух выражений: (𝑎–2)(𝑎–7) – (𝑎–4)(𝑎–5) = (𝑎²–7𝑎–2𝑎+ 14) – (𝑎²–5𝑎–4𝑎+20)= 𝑎²–9𝑎+14–𝑎²+9𝑎–20= –6 рассматриваемая разность отрицательна. Поэтому по определению первое выражение меньше второго.
(𝑎– 2)(𝑎– 7) 𝑎– 4)(𝑎– 5).
1. Докажите неравенство: (𝑎– 3)(𝑎+11) и (𝑎+3)(𝑎+5)
2. Докажите неравенство: (𝑎– 2)(𝑎+9) и (𝑎+3)(𝑎+4)
3.Верно ли при любом х неравенство:
а) 4x(x + 0,25) (2x + 3)(2x - 3)? Нет. Данное неравенство верно только при условии, что x-9
б) (5x -1)(5x + 1)
в) (3x + 8)² 3x(x + 16)? Да. Конечное неравенство 6x2 + 640 Верно при любом x, так как x2 ≥ 0 при любом x ,а 64 0.
Релаксационная минутка
Закройте глаза, расслабьте тело,
Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!
Теперь в океане дельфином плывете,
Теперь в саду яблоки спелые рвете.
Налево, направо, вокруг посмотрели,
Открыли глаза, и снова за дело.
5. Закрепление нового материала
Ответьте на вопросы:
1) Дайте определение «неравенства».
2) Как называются неравенства, содержащие знак ?
3) Как называются неравенства, содержащие знак ⩽ или ⩾?
4) Какое неравенство называется числовым?
5) Как сравнить два числа?
6) Сравните числа 𝑎 и 𝑏, если 𝑎 – 𝑏 = 5; 𝑎 – 𝑏 = – 4,5.
7) Сравнить с нулем выражение х² + 1.
Проверочная работа
Вариант 1. Докажите неравенство:
а) (6у -1)(у +2)
б) 4(х +2)
Вариант 2. Докажите неравенство:
а) (3у – 1)(2у +1) (2у – 1)(2 + 3у);
б) (х – 5)² + 3х 7(1-х).
«Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет».
С. Маршак
Спасибо за урок, с вами было очень приятно работать! Желаю успехов!