kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок "Решение неравенств с одним неизвестным"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данного урока является закрепление знаний и умений учащихся по данной теме. Тип урока - комбинированный. Предворительная подготовка к уроку включала повторение следующих тем: "Основные свойства числовых неравенств", "Решение линейных неравенств", "Линейная функция и её график". Основными этапами урока является: устная работа , закрепление знаний учащихся, самостоятельная работа, индивидуальная и групповая работа. В ходе урока рассмотрены решение линейных уровнений с одним неизвестным, задания на нахождение неизвестного, доказательства неравенств при заданном значении неизвестного. В ходе урока были использованы: карточки для индивидуальной работы, презентация.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Решение неравенств с одним неизвестным" »

Решение неравенств с одним неизвестным

Предварительная подготовка к уроку: учащиеся должны знать следующие темы: «Основные свойства числовых неравенств», «Сло­жение и умножение неравенств», «Неравенства с одним неизвест­ным», «Линейная функция и ее график», владеть навыками работы с неравенствами с одним неизвестным, знать особенности положи­тельных и отрицательных чисел и манипуляции с ними.

Цели урока: 1) образовательная: закрепление знаний и умений по данной теме; формирование умения свободно решать неравенства с одним неизвестным; 2) воспитательная: формирование интереса к познавательному процессу; воспитание чувства взаимопомощи и математической культуры; 3) развивающая: развитие логического мышления, кругозора, внимания, умения систематизировать и при­менять полученные знания.

Оборудование: написанные на доске примеры для устной и са­мостоятельной работы, листы с заданиями (без решений); учебники: Алгебра: Учеб. для 8 класса общеобразоват. учрежд. / Под ред. Ш.А. Алимова, Ю.М. Колягина, Ю.В. Сидорова, Н.Е. Федорова, М.Ш. Шабунина; А.Г. Мордкович. Алгебра: Учеб. 8 класс. В 2 ч.; Алгебра: Учебн. пособ. для учащихся 8 класса с углубленным изучением математики / Под ред, И.Я. Виленкина.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Устная работа

  1. Умножьте обе части неравенства на указанное число и проком­ментируйте свои действия (учащийся может подтвердить свои дей­ствия приведением правила).

  1. 0,5

Решение: выражение 0,5

При дан­ном действии знак неравенства не меняется на противополож­ный, потому что обе части неравенства умножаются на положи­тельное число.

Правило. Если обе части неравенства умножаются на положи­тельное число, то знак неравенства не меняется.

Ответ: 2 2,8.

  1. 1/31/4 на -12

Решение: выражение 1/3 ¼ умножается на -12, В результате умножения получается следующее выражение: 4

Правило. Если обе части неравенства умножаются на отрица­тельное число, то знак неравенства меняется на противополож­ный.

Ответ: -4

  1. 3k

Решение: выражение Зk k

Ответ : 6k 20.

  1. -4d -7 на -3.

Решение: выражение -Ad -7 умножается на —3. В результате умножения получается следующее выражение: 12d 21. При данном действии знак неравенства меняется на противополож­ный, потому что обе части неравенства умножаются на отрица­тельное число. При этом при умножении двух отрицательных чисел получается положительное число.

Правило. Произведение двух отрицательных чисел положи­тельно.

Ответ: 12d 21.

  1. Верно ли утверждение?

  1. Если х 2 и у 3, то ху 6.

Решение: при умножении неравенств одинакового знака х 2 и у 3, у которых левые и правые части положительны, получает­ся неравенство того же знака ху 6. То есть утверждение верно.

Ответ: утверждение верно.

  1. Если х 4, то х+у 0.

Решете: при сложении неравенств одинакового знака х -5 и у 4 получается неравенство того же знака х + у -1. То есть утверждение верно.

Ответ: утверждение верно.



  1. Решите неравенство и выберите правильный ответ (учащиеся комментируют свои действия).

  1. 5х — 3 2. Варианты ответов: а) (-∞; 1]; б) [1; +∞); в) (-∞;—1);

г) (1;+ ∞).

Решение: 5х - 3 2. Если перенести из одной части неравенства в другую любое число, то знак неравенства не меняется,

5х2+ 3; 5x5

Если обе части неравенства разделить на положительное число, то знак неравенства не меняется. х 1.

Значит, решением неравенства является промежуток (1; +∞).

Ответ: г) (1; +∞).

  1. -4 -2х 10. Варианты ответов: а) (-5; 2); б) [-5; 2); в) [-5; 2]; г) (-5;-2].

Решение: -4 -2х 10. Если обе части неравенства разделить на отрицательное число, то знак неравенства меняется на противо­положный.

2х -5; -5 х2.

Значит, решением неравенства является отрезок [-5; 2].

Ответ: в) [—5; 2].

  1. Запишите выражение, которое получится, если к обеим частям неравенства 2х-7bbприбавить число:

  1. -х.

Решение: 2х-7bb+х; 2х-7b-хb+х-х, х-7bb.

Ответ: х -7b b.

  1. 7b.

Решение: 2x-7bb+x, 2x-7b + 7bb + x + 7 b; 2х 12 b + х. Ответ: 2х b + х.

II. Выполнение заданий

  1. (Можно выполнять данное задание по вариантам. Также можно вызвать по одному человеку к доске для проверки.) Докажите, что:

  1. Если (х - 2)(х + 3) (x + 2)(х - 3), то x 0.

Доказательство: (x - 2)(х + 3) + 2)(х - 3);

Х2-2х + 3х-6х2 + 2х – Зх-6;

x2 +x-6x2-x-6; x2-x2+x + x -6 + 6; 2x0; x 0.

  1. Если + 1 )(х - 6) + 2)(х - 3), то х

Доказательство: (х + 1 )(х - 6) (х + 2)(х - 3);

х2 + х - 6х-6х2 + 2х-Зх-6;

х2-5х-6х2-х-6; х22-5х+х-6 + 6; -4х 0; х 0,

  1. Решите неравенство. Ответ запишите в виде числового промежутка:



Решение:
2а-7+3(1-а)

2а-7+3-3а

.

Следовательно, решением неравенства является промежуток (-∞; 1 ]. Ответ: (-; 1].

  1. При каких значениях х верно двойное неравенство

-2З+



Решение: -2З+

-4-3



Ответ:



Найдите целые положительные числа, удовлетворяющие решению неравенства

Решение : ;

x - 2(2 - х) 30; x - 4 + 2x 30; Зх 30 + 4; 3x 34; 11

Данному неравенству удовлетворяют целые положительные числа 1,2... 11.

Ответ: 1,2... 11.

  1. Сторона прямоугольного пенала больше 5 см, вторая строка больше первой в 3 раза. Правильно ли, что периметр пенала больше 40 см?

Решение: принимаем одну из сторон пенала за х. По условию зада­чи она должна быть больше 5 см, т. е. получаем неравенство х 5. Другая сторона пенала больше первой в 3 раза, т. е. для нее подходит неравенство Зх 15. Полупериметр прямоугольного пенала в таком случае равен х + Зх 5 + 15. При упрощении данного неравенства получаем следующее: 4х 20.

Следовательно, предположение, выдвинутое в задании, верно.

Ответ: предположение верно.



Ш. Устная работа

  1. Найдите наибольшее целое число с, которое удовлетворяет не­равенству:

  1. с

Ответ:-1.

  1. с

Ответ: 3.

  1. с0,2.

Ответ:- 1.

  1. Найдите наименьшее целое число п, которое удовлетворяет не­равенству:

  1. n 2,05.

Ответ: 3.

  1. 5.

Ответ: 5.

  1. -2.

Ответ: -2.

  1. (Небольшая подготовка для выполнения самостоятельной рабо­ты.) Фронтальный опрос.

  • Что является графиком функций у = 3, у= 0, у = Зх, у = -х? (Пря­мые)

  • Сколько нужно точек для построения графика? (Достаточно двух точек.)

  • Где будет расположен график? (Примерный ответ. Расположе­ние графика функции у = кх зависит от значения углового коэффици­ента. При

k 0 он находится в первой и третьей координатных чет­вертях, при к 0 - во второй и четвертой. Следовательно, график функции у =3x расположен в первой и третьей координатных чет­вертях, а график функции у = -х - во второй и четвертой. График функции у = 3 будет расположен выше оси абсцисс, т. к. 3 0, а гра­фик функции у= 0 с ней совпадает.)

IV. Выполнение заданий

  1. При каких значениях z выражение принимает отрицательные значения?

Решение:

Ответ: при z



2)

Решение:

Ответ: при z

  1. При каких значениях у сумма дробей меньше значения дроби ?

Решение:

При y -5,5 сумма дробей меньше значения дроби

Ответ: при у -5,5.

  1. При каких значениях а разность дробей меньше

или равна

Решение:

При .а -4 разность дробей меньше или равна .



Ответ: при a -4.

  1. Решите неравенство:

1) 7(х + 1) + 10 11 -7(2 -х).

Решение: 7(х + 1) + 10 11 - 7(2 - х);

7х + 7 + 10 11 - 14 + 7х;

1х+ 17-3 + 7х;

7х - 7х -3 - 17; 0х -20.

Последнее неравенство 0х -20 является верным при любом значении х, т. к. его левая часть при любом х равна нулю.

Следовательно, любое значение является решением данного неравенства.

Ответ: любое значение.

2) 5(1 -х)-4 7 -5х.

Решение: 5(1 - х) - 4 7 – 5х;

5 – 5х - 4 7 – 5х; -5х +17- 5x;

-5x + 1 7 - 5х; -5х + 5х 7 - 1; 0x 6.

Данное неравенство не имеет решений, т. к. последнее неравен­ство 0x 6 неверно. Следовательно, исходное неравенство не имеет решений.

Ответ: решений нет.

5. Одна сторона треугольника равна 7 см, другая - 10 см. Каким наибольшим числом сантиметров может быть длина третьей стороны?

Решение: сумма двух сторон треугольника должна быть больше третьей стороны, В противном случае получится не треугольник, а прямая линия. Таким образом, длину третьей стороны треугольника обозначим за х. Следовательно, получится следующее неравенство: х х Значит, длина третьей стороны может быть 16 см.

Ответ: 16 см.

V. Самостоятельная работа

Постройте график функции у = 3 - х. С помощью графика найдите значения х, при которых точки графика лежат;

  1. выше оси абсцисс;

  2. ниже оси абсцисс;

  3. выше прямой у = 1;

  4. ниже прямой = 3.

Решение: для построения графика функции у = 3-х составим таб­лицу значений:

X

-2

2

У

5

1



Построим график по заданным координатам:

  1. Точки графика лежат выше оси абсцисс при значениях х 3.

  2. Точки графика лежат ниже оси абсцисс при значениях х 3.

  3. Точки графика лежат выше прямой у = 1 при значениях х 2.

  4. Точки графика лежат ниже прямой у ~ 3 при значениях х 0.

Ответы: 1) х 3; 2) х 3; 3) х x2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Открытый урок "Решение неравенств с одним неизвестным"

Автор: Фахординова Валентина Александровна

Дата: 05.11.2014

Номер свидетельства: 126352

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Открытый урок по математике во 2 классе по теме "Решение уравнений вида 57-х=7" "
    ["seo_title"] => string(88) "otkrytyi-urok-po-matiematikie-vo-2-klassie-po-tiemie-rieshieniie-uravnienii-vida-57-kh-7"
    ["file_id"] => string(6) "142728"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418352615"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Презентация. Обобщающий урок по теме: "Решение неравенств с одним неизвестным и их систем" "
    ["seo_title"] => string(109) "priezientatsiia-obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-rieshieniie-nieravienstv-s-odnim-nieizviestnym-i-ikh-sistiem"
    ["file_id"] => string(6) "104132"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402670400"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Урок по математике "Деление на двузначное число" "
    ["seo_title"] => string(54) "urok-po-matiematikie-dielieniie-na-dvuznachnoie-chislo"
    ["file_id"] => string(6) "242632"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445512738"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Открытый урок математики в 1 классе. Тема урока: Закрепление по теме «Задача» "
    ["seo_title"] => string(82) "otkrytyi-urok-matiematiki-v-1-klassie-tiema-uroka-zakrieplieniie-po-tiemie-zadacha"
    ["file_id"] => string(6) "103488"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402588215"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Решение уравнений.Закрепление."
    ["seo_title"] => string(35) "rieshieniieuravnieniizakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "282286"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453660370"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1920 руб.
2400 руб.
2110 руб.
2640 руб.
1550 руб.
1940 руб.
1920 руб.
2400 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства