Открытый урок "Решение неравенств с одним неизвестным"
Открытый урок "Решение неравенств с одним неизвестным"
Целью данного урока является закрепление знаний и умений учащихся по данной теме. Тип урока - комбинированный. Предворительная подготовка к уроку включала повторение следующих тем: "Основные свойства числовых неравенств", "Решение линейных неравенств", "Линейная функция и её график". Основными этапами урока является: устная работа , закрепление знаний учащихся, самостоятельная работа, индивидуальная и групповая работа. В ходе урока рассмотрены решение линейных уровнений с одним неизвестным, задания на нахождение неизвестного, доказательства неравенств при заданном значении неизвестного. В ходе урока были использованы: карточки для индивидуальной работы, презентация.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Решение неравенств с одним неизвестным" »
Решение неравенств с одним неизвестным
Предварительная подготовка к уроку: учащиеся должны знать следующие темы: «Основные свойства числовых неравенств», «Сложение и умножение неравенств», «Неравенства с одним неизвестным», «Линейная функция и ее график», владеть навыками работы с неравенствами с одним неизвестным, знать особенности положительных и отрицательных чисел и манипуляции с ними.
Цели урока: 1) образовательная: закрепление знаний и умений по данной теме; формирование умения свободно решать неравенства с одним неизвестным; 2) воспитательная: формирование интереса к познавательному процессу; воспитание чувства взаимопомощи и математической культуры; 3) развивающая:развитие логического мышления, кругозора, внимания, умения систематизировать и применять полученные знания.
Оборудование: написанные на доске примеры для устной и самостоятельной работы, листы с заданиями (без решений); учебники: Алгебра: Учеб. для 8 класса общеобразоват. учрежд. / Под ред. Ш.А. Алимова, Ю.М. Колягина, Ю.В. Сидорова, Н.Е. Федорова, М.Ш. Шабунина; А.Г. Мордкович. Алгебра: Учеб. 8 класс. В 2 ч.; Алгебра: Учебн. пособ. для учащихся 8 класса с углубленным изучением математики / Под ред, И.Я. Виленкина.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Устная работа
Умножьте обе части неравенства на указанное число и прокомментируйте свои действия (учащийся может подтвердить свои действия приведением правила).
0,5
Решение:выражение 0,5
При данном действии знак неравенства не меняется на противоположный, потому что обе части неравенства умножаются на положительное число.
Правило. Если обе части неравенства умножаются на положительное число, то знак неравенства не меняется.
Ответ: 2 2,8.
1/31/4 на -12
Решение:выражение 1/3 ¼ умножается на -12, В результате умножения получается следующее выражение: 4
Правило. Если обе части неравенства умножаются на отрицательное число, то знак неравенства меняется на противоположный.
Ответ: -4
3k
Решение:выражение Зk k
Ответ : 6k 20.
-4d -7 на -3.
Решение:выражение -Ad -7 умножается на —3. В результате умножения получается следующее выражение: 12d 21. При данном действии знак неравенства меняется на противоположный, потому что обе части неравенства умножаются на отрицательное число. При этом при умножении двух отрицательных чисел получается положительное число.
Правило. Произведение двух отрицательных чисел положительно.
Ответ: 12d21.
Верно ли утверждение?
Если х 2 и у 3, то ху 6.
Решение:при умножении неравенств одинакового знака х 2и у 3, у которых левые и правые части положительны, получается неравенство того же знака ху 6. То есть утверждение верно.
Ответ:утверждение верно.
Если х4, то х+у 0.
Решете:при сложении неравенств одинакового знака х -5 и у 4 получается неравенство того же знака х + у -1. То есть утверждение верно.
Ответ:утверждение верно.
Решите неравенство и выберите правильный ответ (учащиеся комментируют свои действия).
Решение: -4 -2х 10. Если обе части неравенства разделить на отрицательное число, то знак неравенства меняется на противоположный.
2х -5; -5 х2.
Значит, решением неравенства является отрезок [-5; 2].
Ответ: в) [—5; 2].
Запишите выражение, которое получится, если к обеим частям неравенства 2х-7bb+х прибавить число:
-х.
Решение: 2х-7bb+х; 2х-7b-хb+х-х, х-7bb.
Ответ: х -7b b.
7b.
Решение: 2x-7bb+x, 2x-7b + 7bb + x + 7 b; 2х 12 b + х. Ответ: 2х b + х.
II. Выполнение заданий
(Можно выполнять данное задание по вариантам. Также можно вызвать по одному человеку к доске для проверки.) Докажите, что:
Если (х - 2)(х + 3) (x + 2)(х - 3), то x 0.
Доказательство: (x - 2)(х + 3) (х + 2)(х - 3);
Х2-2х + 3х-6х2 + 2х – Зх-6;
x2 +x-6x2-x-6; x2-x2+x + x -6 + 6; 2x0; x 0.
Если (х + 1 )(х - 6) (х + 2)(х - 3), то х
Доказательство: (х + 1 )(х - 6) (х + 2)(х - 3);
х2 + х - 6х-6х2 + 2х-Зх-6;
х2-5х-6х2-х-6; х2-х2-5х+х-6 + 6; -4х 0; х 0,
Решите неравенство. Ответ запишите в виде числового промежутка:
Решение: 2а-7+3(1-а)
2а-7+3-3а
.
Следовательно, решением неравенства является промежуток (-∞; 1 ]. Ответ: (-∞; 1].
При каких значениях х верно двойное неравенство
-2З+
Решение: -2З+
-4-3
Ответ:
Найдите целые положительные числа, удовлетворяющие решению неравенства
Решение : ;
x - 2(2 - х) 30; x - 4 + 2x 30; Зх 30 + 4; 3x 34; 11
Данному неравенству удовлетворяют целые положительные числа 1,2... 11.
Ответ: 1,2... 11.
Сторона прямоугольного пенала больше 5 см, вторая строка больше первой в 3 раза. Правильно ли, что периметр пенала больше 40 см?
Решение: принимаем одну из сторон пенала за х. По условию задачи она должна быть больше 5 см, т. е. получаем неравенство х 5. Другая сторона пенала больше первой в 3 раза, т. е. для нее подходит неравенство Зх 15. Полупериметр прямоугольного пенала в таком случае равен х + Зх 5 + 15. При упрощении данного неравенства получаем следующее: 4х 20.
Следовательно, предположение, выдвинутое в задании, верно.
Ответ: предположение верно.
Ш. Устная работа
Найдите наибольшее целое число с, которое удовлетворяет неравенству:
с
Ответ:-1.
с
Ответ: 3.
с0,2.
Ответ:- 1.
Найдите наименьшее целое число п, которое удовлетворяет неравенству:
n 2,05.
Ответ: 3.
5.
Ответ: 5.
-2.
Ответ: -2.
(Небольшая подготовка для выполнения самостоятельной работы.) Фронтальный опрос.
Что является графиком функций у = 3, у= 0, у = Зх, у = -х? (Прямые)
Сколько нужно точек для построения графика? (Достаточно двух точек.)
Где будет расположен график? (Примерный ответ. Расположение графика функции у = кх зависит от значения углового коэффициента. При
k 0 он находится в первой и третьей координатных четвертях, при к 0 - во второй и четвертой. Следовательно, график функции у =3x расположен в первой и третьей координатных четвертях, а график функции у = -х - во второй и четвертой. График функции у = 3 будет расположен выше оси абсцисс, т. к. 3 0, а график функции у= 0 с ней совпадает.)
IV. Выполнение заданий
При каких значениях z выражение принимает отрицательные значения?
Решение:
Ответ: при z
2)
Решение:
Ответ: при z
При каких значениях у сумма дробей меньше значения дроби ?
Решение:
При y -5,5 сумма дробей меньше значения дроби
Ответ: при у -5,5.
При каких значениях а разность дробей меньше
или равна
Решение:
При .а -4 разность дробей меньше или равна .
Ответ: при a -4.
Решите неравенство:
1) 7(х + 1) + 10 11 -7(2 -х).
Решение: 7(х + 1) + 10 11 - 7(2 - х);
7х + 7 + 10 11 - 14 + 7х;
1х+ 17-3 + 7х;
7х - 7х -3 - 17; 0х -20.
Последнее неравенство 0х -20 является верным при любом значении х, т. к. его левая часть при любом х равна нулю.
Следовательно, любое значение является решением данного неравенства.
Ответ: любое значение.
2) 5(1 -х)-4 7 -5х.
Решение: 5(1 - х) -4 7 – 5х;
5 – 5х - 4 7 – 5х; -5х +17- 5x;
-5x + 1 7 - 5х; -5х + 5х 7 - 1; 0x 6.
Данное неравенство не имеет решений, т. к. последнее неравенство 0x 6 неверно. Следовательно, исходное неравенство не имеет решений.
Ответ: решений нет.
5. Одна сторона треугольника равна 7 см, другая - 10 см. Каким наибольшим числом сантиметров может быть длина третьей стороны?
Решение: сумма двух сторон треугольника должна быть больше третьей стороны, В противном случае получится не треугольник, а прямая линия. Таким образом, длину третьей стороны треугольника обозначим за х. Следовательно, получится следующее неравенство: х х Значит, длина третьей стороны может быть 16 см.
Ответ: 16 см.
V. Самостоятельная работа
Постройте график функции у = 3 - х. С помощью графика найдите значения х, при которых точки графика лежат;
выше оси абсцисс;
ниже оси абсцисс;
выше прямой у = 1;
ниже прямой = 3.
Решение: для построения графика функции у = 3-х составим таблицу значений:
X
-2
2
У
5
1
Построим график по заданным координатам:
Точки графика лежат выше оси абсцисс при значениях х 3.
Точки графика лежат ниже оси абсцисс при значениях х 3.
Точки графика лежат выше прямой у = 1 при значениях х 2.
Точки графика лежат ниже прямой у ~ 3 при значениях х 0.