Назвать важные процессы в природе, которые описываются показательной функцией. Предполагаемые ответы – радиоактивный распад, разложение одноклеточных организмов и др.-
Изучение нового материала.
Постановка проблемы. Определение логарифма (5 минут)
Слайд 2.
Учитель: Подробнее остановимся на процессе радиоактивного распада, который описывается законом M=Mp·at, где Mp, М – начальная и конечная массы радиоактивного вещества, а- постоянная распада, t – время распада.
Для различных наук (археология, геология, биология и др.) важную роль играет время распада. Как его найти? At = M/ Mp·t-?
Как решить это уравнение?
(Дети: Для того, чтобы решить уравнение относительно t, нужно ввести новый математический символ.
Учитель: Верно. Функция y=at – показательная. Известно, что она принимает только положительные значения на своей области определения, причем каждое значение соответствует единственному аргументу, то есть для at=b, где b›0, этот показатель t – единственный. Этот показатель может быть найден для каждого b›0. Называют его логарифмом числа bпо основании a.
Записывают: t=logab. Для нашей задачи t= loga (М/Мо).
На этом уравнении основан метод датировки археологических находок (древних городищ, ископаемых останков животных). Определение возраста минералов по количеству содержания в них радиоактивных веществ).
Самостоятельная работа с учебником (15 минут)
Учитель: Рассмотрим графическое решение в одной системе координат уравнений 2x=4; 2x=8; 2x=6/
Работаем с рисунками 204, 205.
- Сколько корней имеют эти уравнения? (один)
- Какие это корни? (Предполагаемые ответы 2;3)
- Первые два уравнения решаются легко. Что можно сказать о корне третьего уравнения? (Ответ: По рисунку видно, что 2‹x‹3).
- Положительное или отрицательное это число?
- Между какими числами расположено?
- Как его записать? (ответы детей) (опять с помощью log).
Думая над этой ситуацией математики ввели символ log и с его помощью записывали корень уравнения 2x=6. Читают: «логарифм шести по основанию 2».
Вопрос обучающимся: при каких значениях числа уравнение x=log2 будет иметь решение?
(В случае затруднения этот вопрос сформулировать другими словами: может ли число b=0, b‹0. Вернемся к графическому решению. Существуют ли точки пересечения? (Ответ: нет). Значит b›0.
Какой можно сделать вывод? Предполагаемый ответ.
Вывод: Так можно рассуждать о любом уравнении вида ax=b, где a›0, b›0. a≠1. Единственный корень записывают так: x= logab. Представить обучающимся самостоятельно сформулировать определение логарифма (1-2 ученика выслушать).
Если определение дано неточно, прочитать по учебнику, разобрать его в случае, если не все поняли. В записи logab числа a называют основание логарифма а число b–подлогарифмическим выражением.
На экране компьютера примеры: (устно)
Слайд 3.
log28 = 3, так как 23 = 8
log3 (1/27)=- так как (3-3 = 1/27)
log1/5 25 = -2, так как ((1/5)- = 25
log42=1/2, так как (41/2=2)
Учитель: Логарифм по основанию 10 принято называть десятичным логарифмом, записывают lg. Привести пример.
Знакомство с логарифмом не заканчивается, на следующих уроках мы продолжим работу над определением логарифма, познакомимся с графиком логарифмической функции, свойствами, будем решать уравнения, неравенства. Уравнения, неравенства есть в материалах ЕГЭ. Урок хочу закончить словами французского ученого Лапласа: «Логарифмы сократили вычисления, удлиняя жизнь». Желаю, чтобы знакомство с логарифмами и вам помогло в жизни, удлиняя её и добавляя в неё красоту.
Карточки
Домашнее задание
1 уровень сложности
№1
Вычислить: а) log13 27
6; 2) -3) -6: 4) 6
б) log12 1/
1)0,1; 2) 5; 3) -5; 4) –
г) log1/152·5315
а) 2; б) -2 1/3; в) 2 1/3 г) 315
Вычислить: а) 9·6log6 2
б) 10/2log2 5
в)15/5 log53
Какое из выражений имеется смысл:
log4tg 460
log4cos 0
log2 0?8
(log20,45) 2/3
а)3; б) 2; в) 1; г) 4
§41. Выучить определение логарифма. Доказать, что число log26 – иррациональное