kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок алгебры и начала математического анализа в 11 –й класс на тему: «Понятие логарифма»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эту разработку урока можно использовать при изучении нового материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок алгебры и начала математического анализа в 11 –й класс на тему: «Понятие логарифма»»

Урок алгебры и начал анализа 11 –й класс

Тема: «Понятие логарифма»



Цели: 1. Повторить свойства показательной функции, ввести понятия логарифма.

2. Развивать логическое мышление, вычислительные навыки, познавательный интерес.

3. Воспитывать трудолюбие.

Оборудование: компьютер, презентация, таблицы логарифмов, индивидуальные карточки-тесты для домашнего задания.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Ход урока


  1. Организационный момент (0,5 минут)

  2. Актуализация опорных знаний (7,5 минут)

Устный опрос с помощью компьютера.

Слайд 1.

  1. Дать определение показательной функции.

  2. Какие из данных функций являются показательными:

а) y=2x

б) y=x2

в) y=(3)x

г) y= (2)x

д) y=(x-2)3

е) y=Πx

ж) y=3-x

  1. При каких условиях показательная функция является возрастной (убывающей)?

  2. Определить какой является функция – возрастающей или убывающей?

y=5x

y= (2/3)x

y= (2)x

y=Πx

y= 49-2/3

  1. Схематически изобразить графики функций, когда a›o, когда 0‹a‹1.

  2. Дана функция y=8xb и значение аргументаx: 2; 4; -6; -1/8; 0,04; -1/9; 7. Выберите значения x, при котором 8x›1

  3. При каком значении а график функции y=ax проходит через точку М (1;2)?

  4. Решить уравнения: а) 5x=32 б) 10x = 10000 в) (1/7)x=49

  5. Назвать важные процессы в природе, которые описываются показательной функцией. Предполагаемые ответы – радиоактивный распад, разложение одноклеточных организмов и др.-

  1. Изучение нового материала.

  1. Постановка проблемы. Определение логарифма (5 минут)

Слайд 2.

Учитель: Подробнее остановимся на процессе радиоактивного распада, который описывается законом M=Mp·at, где Mp, М – начальная и конечная массы радиоактивного вещества, а- постоянная распада, t – время распада.

Для различных наук (археология, геология, биология и др.) важную роль играет время распада. Как его найти? At = M/ Mp·t-?

Как решить это уравнение?

(Дети: Для того, чтобы решить уравнение относительно t, нужно ввести новый математический символ.

Учитель: Верно. Функция y=at – показательная. Известно, что она принимает только положительные значения на своей области определения, причем каждое значение соответствует единственному аргументу, то есть для at=b, где b›0, этот показатель t – единственный. Этот показатель может быть найден для каждого b›0. Называют его логарифмом числа bпо основании a.

Записывают: t=logab. Для нашей задачи t= loga (М/Мо).

На этом уравнении основан метод датировки археологических находок (древних городищ, ископаемых останков животных). Определение возраста минералов по количеству содержания в них радиоактивных веществ).

  1. Самостоятельная работа с учебником (15 минут)

Учитель: Рассмотрим графическое решение в одной системе координат уравнений 2x=4; 2x=8; 2x=6/

Работаем с рисунками 204, 205.

- Сколько корней имеют эти уравнения? (один)

- Какие это корни? (Предполагаемые ответы 2;3)

- Первые два уравнения решаются легко. Что можно сказать о корне третьего уравнения? (Ответ: По рисунку видно, что 2‹x‹3).

- Положительное или отрицательное это число?

- Между какими числами расположено?

- Как его записать? (ответы детей) (опять с помощью log).

Думая над этой ситуацией математики ввели символ log и с его помощью записывали корень уравнения 2x=6. Читают: «логарифм шести по основанию 2».

Вопрос обучающимся: при каких значениях числа уравнение x=log2 будет иметь решение?

(В случае затруднения этот вопрос сформулировать другими словами: может ли число b=0, b‹0. Вернемся к графическому решению. Существуют ли точки пересечения? (Ответ: нет). Значит b›0.

Какой можно сделать вывод? Предполагаемый ответ.

Вывод: Так можно рассуждать о любом уравнении вида ax=b, где a›0, b›0. a≠1. Единственный корень записывают так: x= logab. Представить обучающимся самостоятельно сформулировать определение логарифма (1-2 ученика выслушать).

Если определение дано неточно, прочитать по учебнику, разобрать его в случае, если не все поняли. В записи logab числа a называют основание логарифма а число b–подлогарифмическим выражением.

  1. На экране компьютера примеры: (устно)

Слайд 3.

log28 = 3, так как 23 = 8

log3 (1/27)=- так как (3-3 = 1/27)

log1/5 25 = -2, так как ((1/5)- = 25

log42=1/2, так как (41/2=2)

Учитель: Логарифм по основанию 10 принято называть десятичным логарифмом, записывают lg. Привести пример.

Показать таблицу логарифмов.

Слайд 4

Найти

log55= вывод logaa=1

log22 =


log334=4 выводlogaaс=c

log55-2/3 = -


log31=0 вывод loga 1=0

log81=0


  1. Определение логарифма можно написать так

Alogab=b, гдеa›0, a≠1, b›0.


  1. Закрепление (15 минут).

  1. На доске по очереди решают , комментируя решение

№41,3 – 41,6 (б)

№41,7 – 41,9 (б,г)

Слайд 5

  1. А что нам предлагает ЕГЭ по единой теме?

Вычислите:

а) 7·5log5 2

б)3log37

в) 60/6log65

г) 18/3log32

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия (1,5 минут)

Выставление оценок.

Слайд 6.

Продолжите фразу:

«Сегодня на уроке я научилась……»

«Сегодня на уроке я узнала….»

«Сегодня на уроке я повторила…..»

«Сегодня на уроке я закрепила….»

  1. Домашнее задание: раздаю индивидуальные карточки-тесты (0,5 минут)

Знакомство с логарифмом не заканчивается, на следующих уроках мы продолжим работу над определением логарифма, познакомимся с графиком логарифмической функции, свойствами, будем решать уравнения, неравенства. Уравнения, неравенства есть в материалах ЕГЭ. Урок хочу закончить словами французского ученого Лапласа: «Логарифмы сократили вычисления, удлиняя жизнь». Желаю, чтобы знакомство с логарифмами и вам помогло в жизни, удлиняя её и добавляя в неё красоту.



Карточки

Домашнее задание

1 уровень сложности


№1


  1. Вычислить: а) log13 27

  1. 6; 2) -3) -6: 4) 6

б) log12 1/

1)0,1; 2) 5; 3) -5; 4) –


г) log1/152·5315

а) 2; б) -2 1/3; в) 2 1/3 г) 315


  1. Вычислить: а) 9·6log6 2

б) 10/2log2 5

в)15/5 log53


  1. Какое из выражений имеется смысл:

  1. log4tg 460

  2. log4cos 0

  3. log2 0?8

  4. (log20,45) 2/3

а)3; б) 2; в) 1; г) 4

§41. Выучить определение логарифма. Доказать, что число log26 – иррациональное


1 уровень сложности

№2


  1. Вычислить: а) log381 3

  1. 9; 2) -3) 3; 4)-3

б) log8-3

1) -2; 2) -4; 3) -3; 4) 0

в) log13 1

1) 0; 2) 1; 3) -1; 4) 1/3

г) log3/2 64/729

1) 6; 2) -6; 3) 1/6; 4) -1/6


  1. Вычислить:

а) 10·3log35

б) 12/3log34

в) 6/8 log85

§ 41. Как в №1

2 уровень сложности

№3


а) log28

1) -3; 2) 1; 3) 0; 4) 3

б) log334

1) 3; 2) -3; 3) 4; 4) -4

в) log41

1_ 4; 2) -1; 3) 1; 4) 0

г) log981

1) 9; 2) -9; 3) 81; 4) 2

2. Вычислить:

а) 6 log67

б) 80/3 log37

в) 7·5 log53

8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Урок алгебры и начала математического анализа в 11 –й класс на тему: «Понятие логарифма»

Автор: Волжина Галина Ивановна

Дата: 23.09.2017

Номер свидетельства: 429376

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Методическая разработка открытого занятия по дисциплине «Математика» на тему: «Решение логарифмических уравнений»"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_otkrytogo_zaniatiia_po_distsipline_matematika_na_tem_1"
    ["file_id"] => string(6) "498565"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1549379788"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Разработка урока по теме " Первообразная""
    ["seo_title"] => string(39) "razrabotka_uroka_po_teme_pervoobraznaia"
    ["file_id"] => string(6) "601464"
    ["category_seo"] => string(7) "algebra"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1646066305"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(34) "Понятие логарифма "
    ["seo_title"] => string(20) "poniatiie-logharifma"
    ["file_id"] => string(6) "100271"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402374794"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "открытый урок ,презентация для урока"
    ["seo_title"] => string(40) "otkrytyi-urok-priezientatsiia-dlia-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "284406"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453978419"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Программа спецкурса по математике " Математика абитуриенту",11 класс "
    ["seo_title"] => string(72) "proghramma-spietskursa-po-matiematikie-matiematika-abituriientu-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118819"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413266581"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1810 руб.
2260 руб.
1920 руб.
2400 руб.
1660 руб.
2070 руб.
1700 руб.
2130 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства