Программа спецкурса «Математика абитуриенту»
Пояснительная записка
Программа рассчитана на 68 часов. Она предназначена для повышения эффективности подготовки учащихся 11 класса к итоговой аттестации по математике за курс старшей школы и предусматривает их подготовку к дальнейшему математическому образованию. Разработана в соответствии с Государственным стандартом по математике для 5 – 11 классов.
Курс по математике в 11 классе " Математика абитуриенту» представляет расширенное изучение теоретического материала укрупненными блоками. Курс рассчитан на учеников общеобразовательного класса, желающих основательно подготовиться к ЕНТ. В результате изучения этого курса будут использованы приемы парной, групповой деятельности для осуществления элементов самооценки, взаимооценки, умение работать с математической литературой и выделять главное.
Цель обучения курса:
- систематизация и обобщение имеющихся знаний;
- ликвидация пробелов;
- знакомить учащихся со способами решения задач, содержащих параметр.
- обобщить понятия: «уравнение», «система уравнений»;
- систематизировать основные приёмы решения уравнений, систем уравнений и научиться применять их в нестандартных ситуациях;
- обобщить понятия: «неравенство», «система неравенств»;
- систематизировать основные методы решения неравенств, систем неравенств; научиться применять их в новых нестандартных ситуациях;
- подготовка к ЕНТ.
Задачи курса:
- формирование и развитие личностных качеств учащихся, адекватных полноценной математической деятельности;
- формирование умений, навыков, необходимых для полноценного функционирования в современном обществе.
В результате изучения курса все учащиеся должны
овладеть следующими умениями, задающими уровень обязательной подготовки:
- находить область определения и область значений заданной числовой функции;
определять промежутки возрастания и убывания функции;
определять является ли заданная функция четной, нечетной;
- решать рациональные неравенства методом интервалов;
- помнить значения тригонометрических функций для значений аргумента 0, п/6, п/4, п/3, п/2;
- определять знаки тригонометрических функций по четвертям;
- решать тригонометрические уравнения на основе использования основных тригонометрических тождеств;
-вычислять производную степенной функции с натуральным показателем;
-выносить постоянный множитель за знак производной;
-находить производную многочлена;
-применять производную к нахождению промежутков возрастания и убывания исследуемых функций;
-с помощью производной находить экстремумы исследуемых функций, их наибольшие и наименьшие значения;
- применять производную к построению графиков исследуемых функций.
-находить первообразную степенной функции;
-находить первообразную многочлена;
-исследовать свойства степенной функции с натуральным показателем по заданному графику;
-проверять, является ли целое число корнем n-ой степени (п=3,4, 5) из данного числа;
-использовать свойства корней для упрощения вычислений; представлять степень с рациональным показателем в виде корня;
-решать показательные уравнения и неравенства;
-в простейших случаях определять логарифм числа по данному основанию;
- применять свойства логарифмов для упрощения несложных логарифмических выражений;
- решать логарифмические уравнения и неравенства;
-различать и показывать на моделях прямую и правильную призмы, прямоугольный параллелепипед, куб, пирамиду, правильную пирамиду, указывать их основные элементы;
-изображать на рисунках треугольные и четырехугольные призмы и пирамиды и, их элементы;
- решать задачи на нахождение элементов, вычисление площадей поверхностей, объемов параллелепипеда, прямой и правильной призмы, правильной пирамиды;
-вычислять площади поверхностей и объемы цилиндра и конуса;
-различать сферу и шар;
-использовать соответствующие формулы для вычислений площади поверхности сферы и объема шара.
Содержание курса:
- Задачи с целыми числами. Признаки делимости.( 2ч)
- Действительные числа.
Преобразования алгебраических выражений( 4ч)
- Уравнения и неравенства, методы их решения ( 24ч)
- Решение линейных уравнений и неравенств.
- Решение квадратных уравнений и неравенств.
- Решение рациональных, дробно-рациональных и иррациональных уравнений и неравенств.
- Решение тригонометрических уравнений и неравенств
- Показательные и логарифмические уравнения и неравенства
- Решение систем уравнений и неравенств
- Уравнения высших степеней.
- Решение систем уравнений и неравенств
- Функции (8ч)
- Область определения и множество значений функции
- Графики функций
- Преобразования тригонометрических выражений. Обратные тригонометрические функции
- Производная и ее применение (4ч)
Производная функции у= хп (n е Z).,элементарных функций
Производные суммы, произведения и частного
Производная тригонометрических функций
Применение производной к исследованию функций
Наибольшее и наименьшее значения функции на промежутке
- Первообразная. Интеграл. Площади криволинейных трапеций (4ч)
- Решение уравнений, содержащих параметры: ( 4ч)
- Исследование квадратного трехчлена.
- Теорема Виета.
- Расположение корней квадратного трехчлена.
- Необходимые условия в задачах с параметрами.
- Квадратные неравенства с параметрами.
- Дробно-рациональные уравнения и неравенства, содержащие параметр.
- Прогрессии ( 2ч)
- определение числовой последовательности
- способы задания числовых последовательностей
- монотонные последовательности
- арифметическая прогрессия.
- формула п-го члена арифметической прогресии
- понятие арифметической прогрессии
- формула п-го члена фрифметической прогрессии
- сумма первых n членов арифметической прогрессии
- геометрическая прогрессияю, формула n-го члена геометрической прогрессии
- понятие геометрической прогрессии
- формула n-го члена геометрической прогрессии
- сумма первых n членов геометрической прогрессии
9. Решение задач на составление уравнений, на проценты (4ч)
10. Решение геометрических задач ( 12 ч)
- Планиметрия. Задачи на вычисление
- Стереометрия. Задачи на вычисление
№ урока
Тема занятия
Кол. часов
Дата
измен
прим.
1-2
Задачи с целыми числами. Признаки делимости.
2
3-6
Действительные числа. Преобразования алгебраических выражений
4
7-10
Уравнения и неравенства первой и второй степени.
4
11-12
Уравнения высших степеней. Рациональные неравенства
2
13-16
Иррациональные уравнения и неравенства
4
17-22
Системы уравнений и неравенств
6
23-24
Область определения и множество значений функции
2
25-26
Графики функций
2
27-30
Преобразования тригонометрических выражений. Обратные тригонометрические функции
4
31-34
Решение тригонометрических уравнений, неравенств и систем уравнений
4
35-38
Производная. Исследование функций с помощью производной
4
39-42
Первообразная. Интеграл. Площади криволинейных трапеций
4
43-46
Показательные и логарифмические уравнения и неравенства
4
47-48
Прогрессии
2
49-52
Решение задач на составление уравнений ,на проценты
4
53-56
Решение уравнений, содержащих параметры
4
57-62
Планиметрия. Задачи на вычисление
6
63-68
Стереометрия. Задачи на вычисление
6
Итого
68
Календарно-тематическое планирование
(2час в неделю, всего 68ч)
используемая литература:
1. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры начал анализа, В.С. Крамор,»просвещение»;
2. Задачи по математике. Уравнения и неравества, Москва «Наука»
3. Тригонометрические уравнения и неравенства, И.Т. Бородуля, Москва»Просвещение»;
4. Уравнения и неравенства, содержащие параметры, Г.А. Ястребинский, Москва «Просвещение»;
5. Повторяем и систематизируем школьный курс геометрии, В.С. Крамор, «Просвещение»;
6. Сборники тестовых заданий для подготовки к ЕНТ.