Просмотр содержимого документа
«Урок Алгебры 8 класс»
8 класс 12.01.2017
У р о к № 49 Применение теоремы Виета и обратной ей теоремы
Цели: создать условия для формирования умений применять теорему Виета и обратную ей теорему при решении приведённых и неприведённых квадратных уравнений.
Задачи урока:
образовательные:
«открыть» зависимость между корнями и коэффициентами приведенного квадратного уравнения;
рассмотреть применение теоремы Виета для приведенных квадратных уравнений в различных ситуациях.
развивающие:
формировать умения анализировать, обобщать и делать выводы;
развивать интерес к математике, показав на примере жизни Виета, что математика может быть увлечением.
воспитательные:
формировать умение работать в соответствии с намеченным планом;
воспитывать целеустремленность.
Ход урока
I. Организационный момент.
На предыдущих уроках мы работали над темой «Квадратные уравнения». Изучили решение квадратных уравнений с помощью выделения квадрата двучлена, с помощью формул и рассмотрели, как используются квадратные уравнения при решении задач. Сегодня на уроке нам предстоит выяснить, какая связь существует между корнями и коэффициентами приведенного квадратного уравнения.
Начнем с проверки и повторения основного теоретического материала, необходимого для изучения новой темы.
II. Устная работа.
Убедитесь, что уравнение имеет корни и назовите их сумму и произведение:
а) х2 – 12х – 45 = 0; д) х2 – 27х = 0;
б) у2 + 17у + 60 = 0; е) 60z + z2 = 0;
в) 3у – 40 + у2 = 0; ж) 3х2 – 15х + 18 = 0;
г) х2 – 2х + 16 = 0; з) х2 + х + 8 = 0.
Фронтальный опрос:
1.Сформулируйте определение квадратного уравнения.
2.Какое уравнение называется неполным квадратным уравнением?
3.Какое уравнение называют приведенным квадратным уравнением?
4.Что называют дискриминантом квадратного уравнения?
5.Сколько корней может иметь квадратное уравнение и отчего это зависит?
III. Проверочная работа
В а р и а н т 1
1. Зная один из корней уравнения, найдите другой корень, используя теорему Виета:
а) х2 – 3х – 18 = 0; х1 = –3;
б) 2х2 – 5х + 2 = 0; х1 = 2.
2. Какое число надо подставить вместо а, чтобы корнями уравнения х2 – ах + 6 = 0 были бы числа 2 и 3?
В а р и а н т 2
1. Зная один из корней уравнения, найдите другой корень, используя теорему Виета:
а) х2 – 4х – 21 = 0; х1 = –3;
б) 2х2 – 7х + 6 = 0; х1 = 2.
2. Какое число надо подставить вместо а, чтобы корнями уравнения х2 – 5х + а = 0 были бы числа 2 и 3?
IV. Формирование умений и навыков.
По праву достойна в стихах быть воспета
О свойствах корней теорема Виета.
Что лучше, скажи постоянства такого:
Умножишь ты корни – и дробь уж готова!
В числителе с, в знаменателе а,
А сумма корней тоже дроби равна.
Хоть с минусом дробь, что за беда!
В числителе b,в знаменателе а.
На этом уроке учащиеся решают приведённые и неприведённые квадратные уравнения с помощью теоремы, обратной теореме Виета.
На первых порах учащимся может быть трудно подбирать корни устно, поэтому стоит предложить им обозначать корни уравнения и записывать соответствующие равенства.
Обратить внимание учащихся, что подбор корней начинаем с оценивания произведения корней, то есть находим делители свободного члена квадратного уравнения.
1. № 586.
Р е ш е н и е
Пусть х1 = 12,5 и х2 – корни уравнения х2 – 13х + q = 0, тогда х1 + х2 = 13 и