Урок математики с использованием межпредметных связей (математики и литературы).
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Класс: 5 класс.
Форма проведения урока: урок-игра.
Тема: Действия с обыкновенными дробями.
Цель урока:
Образовательная: организовать деятельность учащихся по
повторению понятий смешанных, взаимно обратных дробей, сократимых, правильных и неправильных дробей;
повторению основных законов сложения, вычитания, умножения и деления дробей;
умению находить произведение и частное обыкновенных дробей,
подготовке учащихся к контрольной работе по данной теме,
обеспечить творческое применение полученных знаний при решении задач.
Воспитательная:
воспитывать познавательный интерес и любознательность;
воспитать ответственное отношение к учебному труду, самостоятельность и активность, умение преодолевать трудности;
формировать целостное и гармоничное понимание и восприятие мира.
Развивающая: содействовать развитию у учащихся ключевых и предметных компетенций:
- умения обобщать, систематизировать, анализировать, сравнивать, делать вывод;
- умения логически мыслить, использовать математическую речь;
- способствовать развитию познавательного интереса к изучаемому предмету.
Методы и приемы:
проблемно-эвристический метод (продуктивный).
Формы организации учебной деятельности на уроке:
фронтальная, индивидуальная.
Планируемые результаты:
Предметные результаты | закрепление и обобщение всех выше перечисленных целей. |
УУД | Р: выдвигают версии решения проблемы. П: строят логически обоснованное рассуждение. К: договариваются друг с другом. |
Личностные результаты | способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца. |
Оборудование:
Раздаточный материал:
Ход урока.
I. Организационный момент. (Слайд №1).
Здравствуйте, ребята!
Рада вас видеть, видеть вашу готовность к уроку, и надеюсь, что мы с вами сегодня проведем время с интересом и пользой. Я верю в ваши способности!
II. Тема и цели урока. (Слайд №2).
Хочу сообщить вам, что мы с вами заканчиваем изучение темы «Действия с обыкновенных дробей» и на следующем уроке каждый из вас сможет проверить свои знания путем написания контрольной работы. Чем же тогда нам нужно заняться сегодня, чтобы хорошо выполнить работу завтра? (Учащиеся формулируют цель урока, учитель помогает).
Но сегодня, ребята, мы не просто будем готовиться к контрольной работе, а рассмотрим как можно математику связать с литературными произведениями А.С. Пушкина.
III. Работа на урока.
1. Вступительное слово о А. С. Пушкине: (Слайд №3).
«Александр Сергеевич Пушкин — гениальный поэт, прозаик, драматург, критик. Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве в дворянской семье. Пушкин великолепно владел многими литературными жанрами. Он писал стихи, поэмы, романы, исторические повести, рассказы, сказки.
Сейчас вам предстоит узнать, произведения какого литературного жанра мы будем использовать в заданиях. Числами зашифрован этот жанр. Используя таблицу умножения, найдите буквы, соответствующие числам. Запишите в тетради эти буквы и прочитайте полученные слова».
(Слайд №4).
* | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
6 | Н | Ь | А | С | К |
7 | К | У | С | П | З |
8 | А | И | К | З | Ю |
9 | А | К | Ш | А | Б |
Ответ: СКАЗКА.
Расцвет творчества в жанре сказки у А. С. Пушкина приходится на первую половину 30-х годов XIX в. М. Горький вспоминает: «Великолепные сказки Пушкина были всего ближе и понятнее мне; прочитав их несколько раз, я уже знал их на память; лягу спать и шепчу стихи, закрыв глаза, пока не усну».
(Раздать карточки заданиями по вариантам).
2. Выполните действия, результаты найдите в таблице и отгадайте зашифрованные три слова из сказки А. С. Пушкина.
Слово №1
| № | Р | О | Е | М |
1) 7 + 2 ; | 1 | 10 | 8 | 5 | 9 |
2) 3 + 1 ; | 2 | 2 | 4 | 3 | 5 |
3) 5 - 2 ; | 3 | 3 | 2 | 4 | 5 |
4) 2 - . | 4 | 5 | 2 | 1 | 1 |
Ответ: МОРЕ.
Слово №2
| № | Ы | Б | А | К | Р |
5) 12 + 8 ; | 1 | 19 | 21 | 20 | 22 | 20 |
6) 3 + 6 ; | 2 | 10 | 11 | 9 | 9 | 10 |
7) 11 - 5 ; | 3 | 5 | 6 | 6 | 7 | 5 |
8) 7 - 5 ; | 4 | | 1 | 1 | 1 | 2 |
9) 6 - 3 + 5 . | 5 | 7 | 8 | 7 | 8 | 6 |
Ответ: РЫБАК.
Слово №3
| № | Р | А | Т | К | И | С |
10) 9 + 4 ; | 1 | 2 | | | 1 | 1 | 14 |
11) 3 + 1 ; | 2 | 4 | 5 | 5 | 5 | 6 | 5 |
12) 4 - 2 ; | 3 | | 1 | 1 | | 2 | 2 |
13) 9 - 8 ; | 4 | 1 | | 2 | | 1 | |
14) 6 + (5 - 4 ); | 5 | 5 | 6 | 7 | 7 | 7 | 6 |
15) 5 - 2 + 6 . | 6 | 8 | 7 | 10 | 9 | 9 | 8 |
Ответ: СТАРИК.
(Слайд №5).
Из какой сказки эти слова? Это «Сказка о рыбаке и рыбке». Учитель зачитывает отрывок из сказки:
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
(Слайд №6).
Решите задачу.
В первый день старик поймал 5 кг рыбы, что больше массы рыбы, пойманной во второй день в 1 раза. Сколько рыбы поймал старик за два дня? (Проверить решение задачи у доски.)
Решение:
Ответ: за два дня старик поймал 9 кг рыбы.
Вычислите (для тех учащихся кто быстрее всех решит задачу):
= 4
3. В названии какой сказки А. С. Пушкина есть число 7? (Слайд №7). Это «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
(Слайд №8).
Сколько раз обращался Елисей за помощью? Ответить на этот вопрос вам поможет удивительный квадрат:
Выполните действия:
1) из первой строки выберите наименьшее число;
2) из второй — наибольшее;
3) из третьей — не наибольшее и не наименьшее;
4) найдите сумму выбранных чисел.
Ответ: 3.
4. Назовите имя царя, о котором идет речь в приведенном отрывке из сказки А. С. Пушкина. Отгадайте пропущенное слово.
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь ....
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело.
(Слайд №9).
Решив примеры, вы легко отгадаете это слово. Буквы с одинаковыми ответами поменяйте местами.
задания | 4 • ; | 2 • ; | 9 • ; | 1 • ; | 3 - . |
ответы | 2 | 1 | 7 | 1 | 2 |
| Н | О | Д | А | Д |
Ответ: Дадон.
Учитель читает отрывок из сказки:
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
«Посади ты эту птицу, —
Молвил он царю, — на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой...»
Из какой сказки этот отрывок? (Слайд №10). Это «Сказка о золотом петушке».
Решите задачу. (Слайд №11).
Спица на куполе может выдержать вес 4 кг. Царю подарили петушка массой 3 кг. Выдержит ли спица, если петушок поправится на 1 кг?
Решение:
3 + 1 = 4 (кг) – вес петушка, после того как он поправился.
4 4 ; 4 4 .
или
4 - 4 = - = .
Ответ: спица выдержит поправившегося петушка.
IV. Итоги урока.
Подвести итог игры.
V. Рефлексия: оцените, пожалуйста, себя, как вы занимались на уроке (звёздочка – «5», квадрат – «4», треугольник – «3», круг – «плохо»).
VIII. Задание на дом.
Учебник: повторить смешанные дроби, правила сравнения, сложение, вычитания, умножения и деления дробей.
Информационные материалы:
Математика: поуроч. разработки для 5 кл.: кн. для учителя/ [С. А. Бокарева, Т. В. Смирнова]. М.: Просвещение, 2009г.
4